Племя тесея. Тесей

Тесей, Тезей — в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея и Эфры, 10-й царь Афин.

Имя Тесей указывает на силу. Тесей принадлежит к поколению героев до троянской войны. Рождение Тесея необычно. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рожденного из семени Гефеста землей и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Тесея — мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей — представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога. Со стороны матери Тесей происходит от Пелопы, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит от Тантала и, наконец от самого Зевса.

Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царем Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В ту же ночь с ней сблизился Посейдон или же сочетался с ней накануне на острове Сферос. Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона.

Подвиги Тесея

Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Эфра скрывает истинное происхождение Тесея и Питфей распространил слух, что мальчик рожден от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Тесей вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу.

Еще до ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Тесей отправился в Афины не легким путем — морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки чудовищ. Тесей убил Перифета, Синса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона, Прокруста и Дамаста. В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол.

Тесей явился в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом.

Тесею также пришлось бороться с 50-ю Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Тесей утвердился себя как сын и наследник афинского царя. Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с критским царем Миносом, требовавшим раз в девять лет дани 7-ю юношами и 7-ю девушками как искупление за смерть своего сына Андрогея.

Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы померяться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под черным парусом, но Тесей повез с собой запасным белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Тесей доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей убил Минотавра. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея. Ночью Тесей с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Застигнутый там бурей Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Однако Ариадну похитил влюбленный в нее Дионис. По версии ряда мифографов Тесей был вынужден оставить Ариадну на острове, поскольку ему во сне явился Дионис и сообщил, что девушка должна принадлежать ему. Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел черный парус и тем самым уверился в смерти сына. По легенде, именно поэтому море называется Эгейским.

Другие подвиги Тесея

Тесей участвовал в Калидонской охоте, а также в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе Пирифоя, ближайшего друга Тесея. Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифию добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону. Этим поступком Тесей переступил меру возможного, установленного богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем. Он так и остался в Аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Тесея и отправил его в Афины.

Столь же дерзким поступком Тесея было похищение им Елены, отбитой братьями назад и позднее ставшей причиной Троянской войны. Вернувшись из своего похода в царство Аида, он нашел престол занятый Менесфеем. Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Тесея когда-то была земля. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землей, коварно убил Тесея, столкнув его со скалы.

Исторический прототип

Евсевий Кесарийский в своей хронографии называет Тесея 10-м царём Афин, правившим 30 лет после Эгея с 1234 по 1205 гг. до н. э. Плутарх в жизнеописании «Тесей» приводит свидетельства реального существования такого древнего царя в Афинах. Многие подробности взяты Плутархом от Филохора, автора III века до н. э.

В правление Тесея афиняне убили сыня Миноса Андрогея, за что должны были платить дань Криту афинскими мальчиками. Однако Тесей сам отправился на состязание, учреждённое Миносом в память о погибшем сыне, и победил в борьбе сильнейшего из критян Минотавра, в результате чего дань мальчиками отменили.

Тесей собрал афинян, живших разбросанно по их стране, в единую общину, стал действительным основателем Афин. Вот как об этом пишет Плутарх («Тесей»):

«Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя дем за демом и род за родом, он объяснял повсюду свой план, простые граждане и бедняки быстро склонялись на его увещания, а людям влиятельным он сулил государство без царя, демократическое устройство, которое ему, Тесею, даст лишь место военачальника и стража законов, в остальном же принесет всем равенство, — и одних сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению. Он воздвиг единый, общий для всех пританеи и дом совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами (…) Стремясь еще увеличить город, Тесей призывал в него всех желающих, предлагая права гражданства (…) Но он не допустил, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство - он впервые выделил сословия благородных, землевладельцев и ремесленников, и благородным предоставил судить о богопочитании, занимать высшие должности, а также учить законам и толковать установления божеские и человеческие, хотя в целом как бы уравнял меж собою все три сословия. О том, что Тесей, по словам Аристотеля, первым проявил благосклонность к простому люду и отказался от единовластия, свидетельствует, по-видимому, и Гомер, в „Перечне кораблей“ называющих „народом“ одних только афинян».

Тесей похитил одну из амазонок, Антиопу, из-за чего амазонки вторглись в Аттику, и только с большим трудом афиняне разгромили воительниц. После смерти Антиопы Тесей взял в жёны Федру и имел от неё сына Ипполита. Затем Тесей в возрасте уже за 50 лет с друзьями отправился в Эпир за дочерью царя молоссов (эпирского племени), где был схвачен и брошен в тюрьму. Когда он смог вернуться в Афины, то нашёл недовольный народ, подстрекаемый против него Менесфеем. Потерпев поражение в борьбе с врагами, Тесей удалился на остров Скирос, и там погиб, то ли убитый царем Скироса Ликомедом, то ли просто сорвавшись со скалистого обрыва.

По Евсевию Тесей был изгнан из Афин остракизмом, правилом против тирании, которое он же первым и ввёл в качестве закона. Афинский трон занял Менесфей.

От кровожадных разбойников и хищных зверей спасает людей Тесей. Минотавра — чудовище с головой быка, который поедает юношей и детей, убивает Тесей и так Афины избавляются от этого страшного чудовища.

Детство Тесея

У афинского царя Эгея родился сын Тесей. Ребенок все свое детство провел с матерью трезенской царевной Эфрой. Отец, который прожал вдали от Тесея, опасался подвохов со стороны своих племянников, которые тоже стремились к власти. Перед расставанием с Эфой, Эгей прячет под камнем свои меч и сандалии со словами: «Когда мой сын вырастет и сможет сдвинуть этот камень, расскажи ему кто его отец». В шестнадцать лет Тесей отодвигает камень, забирает меч и сандалии и направляется в Афины к своему отцу. Достаточно подвигов совершает Тесей пока идет к отцу. По мечу Эгей узнает своего сына.

Путешествие на Крит

Раз в девять лет афиняне должны были для Минотавра посылать семь юношей и столько же девушек. На Крит отправляется Тесей, и убивает Минотавра, который спал, голыми руками.

Трагическое возвращение

Тесей убил Минотавра в подземном лабиринте, откуда очень тяжело выбраться. Но ему дала путеводную нить дочь критского царя Ариадна. И благодаря этой нити Теслей находит выход из лабиринта. Тогда Теслей похищает Ариадну, и они уплывают в Грецию. Но в пути они расстаются, возможно, это случилось по воле Посейдона. Расстроившись, Теслей забывает сменить флаг с черного на белый, как просил его отец. Эгей, увидевши корабль с черным флагом, думает, что его сын погиб в схватке с Минотавром и бросается в море. С тех пор Море называется Эгейским.

Тесей

Краткое содержание мифа

Тесей А. Канова

Когда Тесей пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Уже в третий раз прибывали послы с Крита от могущественного царя Миноса за данью. Тяжела и позорна была эта дань. Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирало ужасное чудовище Минотавр, с туловищем человека и головой быка. Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея. Теперь в третий раз приходилось афинянам посылать на Крит ужасную дань. Они уже снарядили корабль с черными парусами в знак скорби по юным жертвам Минотавра.

Видя общую печаль, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани. Прекратить уплату можно было, только убив Минотавра. Поэтому и решил Тесей вступить в бой с Минотавром и или убить его, или погибнуть. Престарелый Эгей не хотел и слышать об отъезде своего единственного сына, но Тесей настоял на своем. Он принес жертву Аполлону-Дельфинию - покровителю морских путешествий, а из Дельф перед самым отъездом был дан ему оракул, чтобы покровительницей в этом подвиге он избрал себе богиню любви Афродиту. Призвав на помощь Афродиту, и принеся ей жертву, Тесей отправился на Крит.

Корабль счастливо прибыл к острову Крит. Афинских юношей и девушек отвели к Миносу. Могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного юношу-героя. Заметила его и дочь царя Ариадна, а покровительница Тесея Афродита вызвала в сердце Ариадны сильную любовь к юному сыну Эгея. Дочь Миноса решила помочь Тесею. Она не могла и помыслить о том, что юный герой погибнет в Лабиринте, растерзанный Минотавром.

Прежде чем отправиться на бой с Минотавром, Тесею пришлось совершить еще один подвиг. Минос оскорбил одну из афинских девушек. Тесей заступился за нее, но, гордый своим происхождением, царь Крита стал издеваться над Тесеем; он разгневался, что какой-то афинянин смеет противиться ему, сыну Зевса. Тесей гордо ответил царю:

Ты гордишься своим происхождением от Зевса, но и я не сын простого смертного, отец мой - великий колебатель земли, бог моря Посейдон.

Если ты - сын бога Посейдона, то докажи это и достань кольцо из морской пучины, - ответил Минос Тесею и бросил в море золотое кольцо.

Призвав отца своего Посейдона, Тесей бесстрашно бросился с крутого берега в морские волны. Высоко взлетели соленые брызги, и скрыли волны моря Тесея. Все со страхом глядели на море, поглотившее героя, и были уверены, что не вернется он назад. Полная отчаяния, стояла Ариадна; и она была уверена, что Тесей погиб.

А Тесея, лишь только сомкнулись над его головой морские волны, подхватил бог Тритон и в мгновение ока домчал до подводного дворца Посейдона. Посейдон с радостью приветствовал в своем волшебном подводном дворце сына и подал ему кольцо Миноса, а жена Посейдона, Амфитрита, восхищенная красотой и смелостью героя, возложила на пышные кудри Тесея золотой венок. Тритон опять подхватил Тесея и вынес его из морской пучины к берегу на то место, с которого бросился герой в море. Тесей доказал Миносу, что он - сын Посейдона, повелителя моря. Дочь Миноса Ариадна ликовала, что Тесей вернулся невредимым из морской глубины.

Но предстоял еще более опасный подвиг: нужно было убить Минотавра. Тут на помощь Тесею пришла Ариадна. Она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок ниток. Когда отвели Тесея и всех обреченных на растерзание в Лабиринт, Тесей привязал у входа в Лабиринт конец нитки клубка и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта, из которого невозможно было найти выход; постепенно разматывал он клубок, чтобы найти по нитке обратный путь. Все дальше шел Тесей и, наконец, пришел в то место, где находился Минотавр. С грозным ревом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на юного героя, и начался страшный бой. Минотавр, полный ярости, несколько раз бросался на Тесея, но он отражал его своим мечом. Наконец, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек. У выхода их встретила Ариадна, она радостно приветствовала Тесея. Ликовали юноши и девушки, спасенные Тесеем. Украшенные венками из роз, славя героя и его покровительницу Афродиту, водили они веселый хоровод.

Теперь нужно было позаботиться и о спасении от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех вытащенных на берег кораблей критян, быстро отправился в обратный путь в Афины. Ариадна последовала за Тесеем, которого она полюбила.

На обратном пути Тесей вышел на берег Наксоса. Когда Тесей и его спутники отдыхали от путешествия, Тесею во сне явился бог вина Дионис и поведал ему, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, так как боги назначили ее в жены не ему, а богу Дионису. Тесей проснулся и, полный грусти, быстро собрался в путь. Он не смел ослушаться воли богов. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Громко приветствовали спутники Диониса Ариадну и славили пением жену великого бога.

А корабль Тесея быстро несся на своих черных парусах по лазурному морю. Вот уже показался вдали берег Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, данное Эгею обещание - заменить черные паруса белыми, если он, победив Минотавра, счастливо вернется в Афины. Эгей ждал своего сына. Вперив в морскую даль глаза, он стоял на высокой скале у берега моря. Вот вдали показалась черная точка, она растет, приближаясь к берегу. Это корабль его сына. Все ближе он. Эгей смотрит, напрягая зрение, - какие на нем паруса. Нет, не блестят белые паруса на солнце, паруса - черные. Значит - погиб Тесей. В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море и погиб в морских волнах; лишь его безжизненное тело выбросили волны на берег. С тех пор и зовется море, в котором погиб Эгей, Эгейским. А Тесей причалил к берегам Аттики и приносил уже богам благодарственные жертвы, как вдруг, к ужасу своему, узнал, что стал невольной причиной смерти отца. С великими почестями похоронил тело отца убитый горем Тесей, а после похорон принял власть над Афинами.

Образы и символы мифа

Главным героем почти всех героических афинских мифов является Тесей. Афиняне хотели воплотить в нем, подобно тому, как сделали дорийцы с Геркулесом, все подвиги и великие дела афинского мифологического цикла; но герой этот никогда не пользовался такой славой у всех греков, как Геркулес, хотя для придания славы и блеска имени Тесея ему приписывали подвиги, являющиеся точной копией с подвигов Геркулеса.

Мифы о Тесее создают образ Бога-Человека , Тесей являлся сыном двух отцов - Эгея - правителя Афин; и Посейдона - бога морей. Именно поэтому в нем было и человеческое и божественное начало.

Тесей являлся идеалом красоты . Герой был прекрасен как девушка, он был высок, строен, с ясным взглядом прекрасных глаз, с темными кудрями, которые пышными кольцами спадали с плеч; а его юное мускулистое тело говорило о его могучей силе.

Тесей выступает как защитник каждого смертного, каждого оскорбленного. В его подвигах мы видим его как справедливого героя, готового отомстить за поруганную честь или за загубленную жизнь слабого. Древнегреческие мифы показывают Тесея как бесстрашного героя , который не гордился своими победами, а считал, что кровь оскверняет человека. Герой никогда не вступал в битву со слабыми, даже когда гневался на них, а лишь показывал возможности своей силы. Тесей высоко чтил тех, кто гостеприимно его принимал и был внимателен к советам других.

Он принимал покровительство Богов и их силу в помощь в своих странствиях и подвигах.

Но, несмотря на то, что Тесей был Богом-Человеком, он из-за своей рассеянности, сам того не желая, погубил своего отца. А в последнем мифе Тесей и Пейрифой решают похитить Персефону, чем герой губит и себя. В царстве Аида, он требует отдать ему прекрасную Персефону, за что подземный владыка на него гневается и больше не сопутствует Тесею удача. От предательской руки гибнет величайший герой Аттики.

К главным символам Тесея можно отнести меч и сандалии его отца; золотой венок , подаренный ему Амфитритой, женой Посейдона, пораженной красотой юноши; меч, которым Тесей одолел Минотавра и клубок ниток , выведший афинян из губительного лабиринта.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Копия Тесейона в Вене

В первую очередь, афиняне, в честь победы героя над свирепым разбойником Синидой начали проводить Истмийские игры, следующие по значению после Олимпийских игр. Эти игры проводились раз в два года. Правда, провозглашенный на этих играх мир соблюдался не так строго, как на Олимпийских.

В Афинах на самой высокой точке Агоры возвышается лучше всего сохранившийся храм Гефесту - богу-кузнецу и богине Афине (в народе этот храм еще называют Тесейон), которые были покровителями искусств и ремесел. Внутри находились статуи Гефеста и Афины. Также в украшении храма были использована лепка, изображающая подвиги Тесея и Геракла, отсюда происходит второе название храма. Точную копию этого храма, построенную в 1823 году, можно увидеть в Вене.

Греция, VI в. До н.э.

Сражение Тесея и Минотавра изображалось древнегреческими ремесленниками на вазах и украшениях.

В музее Виктории и Альберта, находящемся в Лондоне, стоит статуя «Тесей и Минотавр» А. Кановы. Так же Канова изобразил на эту тему две группы скульптур, находящихся в музее в Вене.

Во Франции находится картина неизвестного автора, на которой изображена Ариадна, передающая Тесею клубок ниток.

По мотивам древнегреческого мифа был снят мультипликационный фильм.

Социальное значение мифа

А. Канава,
Лондон, музей Виктории
и Альберта

Тесей получил широкую популярность в греческой мифологии, он являлся одним из самых популярных героев мифов. Тесей постоянно принимал участие в подвигах других героев Греции. Так, участвовал Тесей в калидонской охоте (Мелеагр), в походе аргонавтов за золотым руном и в походе Геракла против амазонок.

Популярность Тесея можно объяснить его бесстрашием и справедливостью, качествами, которые ценятся во все времена.

Выражение «нить Ариадны» стало крылатым.

Ну и, конечно же, мультипликационные фильмы по мотивам мифов о Тесее воспитывают в детях только самые лучшие качества.

Имя Тесея указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: tēu-› thēso, «быть сильным»). Тесей принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Для старика Нестора Тесей, «на бессмертных похожий», сильнее и храбрее героев периода Троянской войны (Hom. Il. I 260-274). Тесей скорее аттический, а не общегреческий герой (как Геракл ), но приписываемая ему преобразовательская деятельность, как считали древние, стала образцом для всей Греции и положила начало тому демократическому духу и первенству Афин среди полисов, которыми они славились в историческое время. Мифологический герой Тесей приобрёл черты легендарно-исторической личности (античная традиция деятельность Тесея относит приблизительно к 13 в. до н.э.).

Рождение Тесея необычно, хотя оно не было подготовлено столь грандиозно, как у Геракла. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рождённого из семени Гефеста землёй и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Тесея - миксантропические чудища, мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей - представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога (при этом одного из самых диких и хтонических, Посейдона). Со стороны матери Тесей происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царём Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился Посейдон (Apollod. III 15, 6-7) или же сочетался с ней накануне на острове Сферос (Paus. II 33, 1). Таким образом, сын, рождённый Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов - земного Эгея и божественного Посейдона.

Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Эфра скрывала истинное происхождение Тесея, и Питфей распространил слух, что мальчик рождён от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Тесей вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу (вооружившись мечом Эгея, Тесей как бы приобщился к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих теперь его действия). Ещё до ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах (Plut. Thes. 5), тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Тесей отправился в Афины не лёгким путём - морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки хтонических чудовищ. Тесей убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста (он же Полипемон) (Apollod. epit. I 1; Plut. Thes. 8-11). Путь Тесея, отправляемого матерью к неведомому ему отцу, является одним из вариантов распространённого фольклорного мотива - розыски сыном отца (ср. розыски Телемахом Одиссея). На пути в Афины Тесей как бы выполняет функции Геракла (находившегося в это время в Лидии у царицы Омфалы).

В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол. Тесей явился в восьмой день месяца гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом (Plut. Thes. 12). По иной версии, Эгей отправил незнакомца сначала на охоту за марафонским быком, разорявшим поля. Когда Тесей одолел его и вернулся, Эгей на пиру преподнёс ему чашу с ядом, но тут же узнал сына и изгнал Медею (Apollod. epit. I 5-6). К этому походу Тесея относится его встреча с Гекалой, в честь которой Тесей установил празднества - гекалесии (Collim frg. 230-377 Pf.).

Тесею пришлось также бороться с 50 Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Тесей утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с царём Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупления за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем (Apollod. III 15-7). Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под чёрным парусом, но Тесей повёз с собой запасный белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем (Plut. Thes. 17). По пути на Крит Тесей доказал Миносу своё происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом (Bacchyl. XVII Maehl). Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей, рождённый Посейдоном, убил Минотавра - чудовище, рождённое быком Посейдона или даже самим Посейдоном, если считать быка ипостасью бога. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны , влюбившейся в Тесея. Ночью Тесей с афинской молодёжью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюблённым в неё Дионисом (по одной из версий, оставлена Тесеем). Огорченный Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына (Apollod. epit. I 7-11).

Подобно другим героям, Тесей сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он либо участвовал в походе Геракла, либо сам пошёл походом на амазонок, похитив царицу Антиопу (вариант: Меланиппу или Ипполиту). Амазонки, желая освободить царицу, напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество жены Тесея - амазонки (Plut. Thes. 27). Она родила Тесею сына Ипполита , в которого влюбилась вторая жена Тесея, сестра Ариадны - Федра , родившая Тесею двух сыновей - Акаманта и Демофонта .

Тесей участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга Тесея. (Apollod. epit. I 21). Тесей - участник калидонской охоты (Ovid. Met. 303). Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жёны богиню царства мёртвых Персефону (Apoll. Rhod. I 101-104). Этим поступком Тесей переступил меру возможного, установленную богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем (ύβριστής ). Он бы так и остался в виде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Тесея и отправил его в Афины (Apollod. epit. I 23). Столь же дерзким поступком Тесея было похищение им Елены. Однако в отсутствие Тесея, отправившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, захватив в плен Эфру - мать Тесея и передав власть в Афинах его родичу Менесфею (I 23), изгнанному Тесеем. Вернувшись из своего похода в царство вида, он нашёл престол занятым Менесфеем (I 24). Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Тесея когда-то были земли. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землёй, коварно убил Тесея, столкнув его со скалы (подобно тому, как сам Тесей сбросил в море злодея Скирона, сына Посейдона).

Античная традиция приписывает Тесею объединение всех жителей Аттики в единый народ (синойкизм) и единое государство (полис) Афины, учреждение праздников панафиней и синойкий, первое социальное деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов (Plut. Thes. 24-25). Все эти реформы были проведены Тесеем в расцвете лет. Он снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей (см. Семеро против Фив ), помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его дочерям (Plut. Thes. 29). Только вступив в зрелый пятидесятилетний возраст, Тесей оказался увлечённым стихией недозволенных поступков, приведших к крушению его жизни. Афиняне вспомнили Тесея и признали его героем во время греко-персидских войн, когда во время битвы при Марафоне (490 до н.э.) он явился воинам в полном вооружении (35). Пифия предписала грекам найти прах Тесея и достойно похоронить его. В 476 до н.э. останки Тесея с копьём и мечом были перенесены с острова Скирос и торжественно погребены в Афинах. Место погребения Тесея считалось в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетённых. В честь Тесея были установлены празднество восьмого Пианепсиона (т.е. в день освобождения афинской молодёжи от Минотавра), а также ежемесячные праздники по восьмым числам Тесею как сыну Посейдона - бога, которому приносят жертвы именно в это время (так как восьмёрка - символ куба первого из четных чисел и удвоенный первый квадрат знаменует, по сведениям Плутарха, надёжность и незыблемость, свойственную Посейдону Неколебимому и Земледержцу; Plut. Thes. 36).

Образ Тесея - это сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты периода ранней классики, связанные с происхождением Тесея от Посейдона, черты зрелой классики (подвиги Тесея) и, наконец, выход за пределы строгого мифологизма и постепенное вхождение в систему полисной идеологии с её демократическими идеями и твёрдым законодательством, когда государственная деятельность Тесея получает полуисторическое и символическое истолкование.

Лит .: Wolgensinger F.H., Theseus, Z., 1935; Herter H., Theseus der Jonier, “Rheishes Museum für Philologie”. 1936, Bd 85; его же, Theseus der Athener, там же, 1939, Bd. 88; Radermacher L., Mythos und Sage bei den Griechen, 2 Autl., Brünn - Münch. - W., .

А .А . Тахо-Годи

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 502-504.

Правил некогда в Афинах мудрый, но бездетный царь Эгей. Как-то, пребывая в печали от невозможности иметь наследника, отправился царь к оракулу, чтобы узнать будущее своих возможных потомков. Но оракул не мог разгадать ответ. Тогда Эгей обратился к царю города Трезен Питфею с той же самой просьбой. И ког-да Питфей, будучи магом, внимательно вчитался в про-рочество, то сразу понял, что у Эгея непременно родится наследник, более того, он совершит множество подви-гов и станет в будущем властителем Афин.

Отменно угостив дорогого гостя, Питфей уложил его спать со своей дочерью Эфрой. Но в эту же ночь с ней сблизился и морской бог Посейдон. Спустя положенное время у Эгея и Эфры родился сын, названный Тесеем. Таким образом, у мальчика, как и положено герою, бы-ло два отца — земной Эгей и божественный Посейдон.

После рождения первенца Эгей решил, что пребывание ребенка в царском дворце слишком опасно. Дело в том, что на власть в Афинах претендовали племянни-ки Эгея — сыновья его брата Палланта. И если бы они узнали о существовании Тесея, то могли бы без малейших сомнений расправиться с ним. Во избежание та-кого поворота событий Тесея было решено оставить в Трезене, где бы он мог спокойно жить с матерью Эф-рой и дедом Питфеем. Уезжая в Афины, Эгей попросил жену не говорить сыну о том, кто его отец. А когда мальчик станет юно-шей, он должен достать меч и сандалии, спрятанные под тяжелой скалой в Трезене, и отправится в Афины, чтобы найти отца.

До шестнадцати лет воспитывался Тесей в доме сво-его деда. Мудрый Питфей всячески заботился о внуке, радуясь тому, что тот превосходит в силе и ловкости всех своих сверстников. Но вот пришло время, и Эфра уже не могла скрывать тайну от сына. Она указала ему место, где находилось оружие и обувь царя. Тесей без труда поднял скалу и достал отцовские реликвии. На-стало время для пути в Афины.

Отправляя Тесея в дорогу, Эфра и Питфей предупре-дили его, чтобы он шел в Афины морем, а не сушей, поскольку дорогу, пересекавшую Коринфский переше-ек, избрали для своих набегов злодеи всех мастей — де-ти и потомки звероподобных чудищ. Но Тесея, которому однажды надлежало встретиться с жутким Минотавром, не стра-шили опасности. Его переполняло желание повторить знаменитые 12 подвигов Геракла и добыть славу великого победителя.

Подвиги Тесея

Подвиги Тесея действительно стали легендой. Свое первое испытание Тесей прошел в Эпидавре, где встретился с сыном самого Гефеста — хромым велика-ном Перифетом, владевшим огромной железной дуби-ной. Отличаясь неистовым разбойничьим нравом, Перифет убивал всех путников, просивших приюта, за что получил прозвище Дубинщик. Тесей поразил зло-дея, отобрав у него смертоносную палицу, которая сослужила ему в дороге добрую службу.

Другим противником на пути Тесея стал «сгибатель сосен», свирепый разбойник Синис. Каждого встречав-шегося ему путника он привязывал за руки и ноги к верхушкам двух согнутых сосен. Со страшной силой деревья распрямлялись и разрывали несчастного на части. Когда Тесей приблизился к разбойнику, тот пред-ложил ему испытать свою силу и помочь наклонить сосну. Тесей согласился, но пообещал, что как только он выпустит дерево из своих рук, Синис улетит в небо. Оглядев останки жертв, принявших смерть от веролом-ного убийцы, Тесей связал разбойника, затем, нагнув своими могучими руками две сосны, привязал его к ним и отпустил деревья. Так Синис погиб той же смертью, на которую обрекал ни в чем не повинных людей. Путь через Истм был отныне свободен. В дальнейшем, в память о своей победе, Тесей учредил на том месте, где он победил Синиса, Истмийские игры.

Встреча с разбойником Скироном была еще одним испытанием для Тесея. Злодей устроил свое логово там, где перешеек был самым узким, а дорога с обеих сторон отвесно обрывалась в море. Пользуясь своей невероят-ной силой, Скирон заставлял всех, кто проходил мимо, мыть ему ноги. Лишь только человек наклонялся, же-стокий разбойник резким толчком сбрасывал несчаст-ного со скалы в бурные волны моря, где он разбивался насмерть, а тело пожирала чудовищная черепаха. Приблизившегося Тесея Скирон тоже попросил встать на колени и вымыть ему ноги. Тесей для видимости повиновался, но все же опустился чуть поодаль от края обрыва. В ту же минуту Скирон, крикнув, что путник должен пойти накормить его черепаху, попытался столкнуть Тесея с обрыва. Но злой замысел не удался, потому что герой оказался более ловким и первым стол-кнул Скирона в море.

В Элевсине Тесею пришлось вступить в поединок еще с одним разбойником Керкионом, который вынудил его к единоборству. Храбрый сын Эгея схватил Керкиона и насмерть сдавил его своей мертвой хваткой.

Почти у самых ворот Афин Тесей встретил великана-“вытягивателя” Прокруста, который уговорил его остать-ся переночевать. Однако великан являлся злобным убийцей-мучителем. В жилище у Прокруста было приготовлено специальное ложе, на которое он укладывал всех, кого удавалось к себе заманить. Если ложе оказывалось слишком длинным, то разбойник бил несчастного деревянным молотком, чтобы растянуть его тело. Если же ложе было корот-ким, то он безжалостно обрубал ноги пленника. Тот же злодейский замысел великан имел и по отношению к Тесею. Однако Тесей раз и навсегда положил конец этим злодеяниям, искалечив тело Про-круста его же орудием пытки.

Это был его последний подвиг на пути в Афины. Подойдя к городу, Тесей, будущий победитель Минотавра, не захотел входить в него, запятнанный кровью Синиса, Скирона, Прокруста и других разбойников с большой дороги. Хотя его борьба была справедлива, он все же попросил служителей храма совершить над ним очистительный обряд у алтаря Зев-са. Наслышанные о подвигах Тесея, храмовники радушно приняли юного героя. Они исполнили его просьбу и очистили его от скверны про-литой крови. Теперь Тесей мог идти в Афины, к своему отцу Эгею.

Тесей - сын Эгея

Придя в царский дворец, Тесей - сын Эгея, все же не сразу признался престарелому отцу, кто он на самом деле, а лишь представился чужеземцем, ищущим защиты. Эгей не узнал сына, но его узнала волшебница Медея, прибывшая из Коринфа в Афины, стала женой Эгея. А чтобы заслужить расположение царя, пообещала ему вернуть бы-лую молодость. Уверовав в колдовское могущество Ме-деи, Эгей полностью подчинился коварной женщине.

Властолюбивая Медея сразу поняла, какая ей грозит опасность, если Эгей узнает, кто этот прекрасный юно-ша. Чтобы не лишиться власти над царем, она задумала погубить героя, уверив старого царя, что пришелец не кто иной, как лазутчик, подосланный врагами. Правда, слух о подвигах Тесея уже дошел до Афин, а потому Медея предложила Эгею проверить, так ли он смел и отважен. Она поручила укротить марафонского быка, привезенного Гераклом с острова Крит и опусто-шавшего поля в окрестностях Афин. Тесей легко спра-вился с огромным огнедышащим животным, привел его в город, где принес в жертву богине Афине.

После неудачной попытки избавиться от Тесея Медея решила погубить его другим способом. Согласно тради-ции, жертвоприношение всегда сопровождалось пирше-ством. Именно во время пышного застолья колдунья предполагала отравить героя. Но едва она поставила чашу с ядом на пиршественный стол, Тесей обнажил свой меч, чтобы отрезать кусок жертвенного мяса. Эгей сразу узнал тот меч, который он сам шестна-дцать лет назад положил под скалу в наследство ново-рожденному сыну. Он взглянул на ноги Тесея и увидал на них свои сандалии. Теперь он понял, кто этот чуже-земец. Удивленный и обрадованный, он вскочил со сво-его места и резким движением сбросил чашу со смерто-носным зельем.

А что же Медея? Как и можно было ожидать, она с по-зором была изгнана из Афин и бежала со своей родней в Мидию. Эгей же торжественно объявил всему афинско-му народу о прибытии сына, поведав о его великих под-вигах, совершенных во время пути из Трезена в Афины. Горожане ликовали, приветствуя будущего царя.

Слух о том, что в Афины пришел Тесей, донесся до завистливого брата Эгея Палланта и его сыновей. С при-бытием Тесея у них осталось мало надежд на правле-ние в Афинах после смерти Эгея: теперь у него был за-конный наследник. И тогда паллантиды решили силой завладеть страной. Зная могучую силу Тесея, они реши-ли на тайном совете, что часть воинов открыто подсту-пит к стенам Афин, а часть укроется в засаде. Но Тесею удалось разгадать этот план. Он первым напал на скрыв-шихся в засаде паллантидов и всех их перебил. Когда воины, стоявшие под стенами Афин, узнали о пораже-нии братьев, ими овладел такой страх, что они тут же обратились в бегство. После этого Эгей мог спокойно править в Афинах под защитой своего сына.

Тесей и Минотавр

Самому же Тесею пришлось вступить еще в одно крайне опасное единоборство — на этот раз с чудовищным Минотавром. Тесей и Минотавр являлись очень могучими противниками, и исход этой борьбы предугадать было невозможно.

Каждые девять лет Минос, царь Крита, требовал от Афин в качестве дани семь девушек и семерых юношей. Их приносили в жертву Минотавру — страшилищу с че-ловеческим туловищем и бычьей головой, рожденному от жены Миноса Пасифаи и быка, поселенного на Крите Посейдоном. Обитал Минотавр в подземном лабирин-те — веренице бесконечных, извилистых коридоров, закрытых выходов и замысловатых поворотов, создан-ных архитектором Дедалом. У этого лабиринта была особая история. Когда-то у Ми-носа был сын Андрогей, умный юноша и прекрасный атлет. Славен он был еще и тем, что неизменно побеждал в традиционных Панафинских играх в Афинах, чем по-стоянно вызывал зависть Эгея. И вот, чтобы погубить Андрогея, царь послал его сразиться с марафонским быком. К великой печали Миноса, в этой схватке Андрогей был сражен буйным зверем. В наказание за смерть сына Минос и наложил кровавую дань на Афины.

После того как Тесей расправился с сыновьями Палланта, настало время для отправления молодых афинян на гибельный остров. Тесей решил стать одним из них. Отец, охваченный горем, изо всех сил пытался отговорить его, но тот был непреклонен, пообещав, что непременно сразит Минотавра и вернется домой с победой. Эгей был уверен в том, что никогда больше не увидит своего сына. И все же он позаботился, чтобы на судне, которое под черным траурным парусом везло на Крит жертвенных юношей и девушек, был в запасе белый парус: в случае удачи царь просил поднять его как сигнал победы, который можно было бы увидеть с Акрополя.

Афинских посланцев встречал сам Минос со своими слугами. Во время выступления атлетов дочь Миноса Ариадна увидела Тесея и тотчас влюбилась в него. Ког-да настало время идти в лабиринт, она втайне от отца дала Тесею, вызвавшемуся быть первым, клубок нити, один конец которой тот привязал за выступ у самого входа, чтобы не затеряться на обратном пути. Раскру-чивая клубок, Тесей продвигался к центру лабиринта и, достигнув его, оказался прямо перед Минотавром, са-мым жутким существом из всех, с которыми ему при-ходилось встречаться.

Нить Ариадны

Тесей и Минотавр сошлись в смертельном поединке. Герой, практически безоружный, смело отразил на-падение ужасного Минотавра и изматывал его силы до тех пор, пока не сломал ему шею. Лишенный сил, однако целый и невредимый, он с помощью нити Ариадны добрался до спасительного выхода вместе с афинскими юношами и девушками.

Быстро снарядив корабль, Тесей вместе с Ариадной отправился в обратный путь в Афины. Но прекрасной Ариадне не суждено было стать женой прославленного ге-роя. На обратном пути Тесей вышел на берег Наксоса. Когда он вместе со спутниками отдыхал на берегу одно-го из островов, ему во сне явился бог вина и веселья Дионис. Он поведал, что боги отдают Ариадну в жены именно ему, Дионису. Не смея перечить воле богов, грустный Тесей продолжил свой путь. А красавица Ари-адна стала богиней, супругой великого Диониса.

Тем временем корабль Тесея несся на черных пару-сах по лазурному морю. Вот уже показался вдали берег Аттики. И надо же было такому случиться, что Тесей, опечаленный потерей Ариадны, забыл заменить чер-ные паруса белыми в случае счастливого завершения путешествия. Стоя на высокой скале, тревожно вглядывался Эгей в морскую даль. Вот вдали показалась темная точка, она постепенно росла, приближаясь к берегу. К своему ужасу, царь видит на корабле те же черные паруса — то есть, Тесея уже нет в живых. В отчаянии бросился Эгей с высокой скалы в море, а волны выбросили на берег лишь его безжизненное тело. С тех пор это море и называется Эгейским. С великими почестями оплакал отца убитый горем Тесей, а после похорон принял власть над Афинами.

Подобно другим героям сыну Эгея пришлось сражаться с воинственными амазонками, постоянно нападавшими наАттику. Во время одного из походов он похитил царицу Антиопу, которая родила ему сына Ипполита.

Другие опасные подвиги Тесея связаны с великим героем Пирифоем. Дружба между ними возникла при следующих обстоятельствах. Жили в Фес-салии воинственные лапифы, которыми правил могу-чий герой Пирифой. Он давно был наслышан об отваге и мощи непобедимого Тесея и однажды решил поме-риться с ним силой. Чтобы вызвать Тесея на битву, отправился Пирифой к Марафону и там, на тучных пастбищах, похитил стадо быков, принадлежавшее ца-рю. Узнав о таком неслыханном воровстве, Тесей пу-стился в погоню за похитителем и быстро его настиг. Друг перед другом встали оба героя, подобные бес-смертным богам. Оба были поражены величием друг друга, оба одинаково исполнены храбрости и отваги. Убедившись, что равны силой и мужеством, бросили оружие и, протянув друг другу руки, заключили меж-ду собой дружественный союз, обменявшись в знак примирения оружием.

Увы, дружба Тесея и Пирифоя имела трагическое продолжение. Задумал как-то дерзкий царь лапифов взять себе в жены саму Персефону, богиню царства мертвых. Помочь ему в этом ри-скованном деле взялся Тесей, тем самым нарушив строгие законы олимпийцев, ибо никому не дано вхо-дить в обитель Аида, даже героям. Лишь только спустились друзья в подземный мир в поиске Персефоны, как удача покинула их. Супруг Персефоны Аид, бог подземного мира, пригласил путников отобедать. Вкусив пищу, они попробовали подняться, но обнаружили, что намертво прикованы к внезапно окаменевшим ложам. Так бы и остался Тесей в обители Аида, если бы его не спас Ге-ракл, вернувший героя в земной мир. Пирифой же навсегда остался в подземном царстве мертвых.

Когда после жестоких испытаний Тесей вернулся домой, оказалось, что царский трон занял его злейший враг Менесфей, изгнанный когда-то из Афин. Пришлось герою самому отправиться в изгнание на остров Скирос, где у Эгея была собственная земля. Но и здесь Те-сея поджидала неудача. Коварный царь Ликомед объявил, что отныне остров принадлежит ему и, заманив Тесея на высокую скалу, столкнул его в море. Так трагично погиб от предательской руки великий и благородный воитель Аттики, совершивший множество подвигов, однако память о нем продолжает жить в веках.