Фундаментальные исследования. Современные проблемы науки и образования Проектная и исследовательская деятельность

Термин «инновация» означает «новшество». Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в учебно-методическое обеспечение; в учебный план и программы; в систему финансирования. В качестве источников идей обновления вуза могут выступать потребности страны, региона, города, района - как социальный заказ; достижения комплекса наук о человеке; передовой педагогический опыт; интуиция и творчество руководителей и педагогов; опытно-экспериментальная работа; зарубежный опыт.

На пути реформирования высшего образования сегодня наблюдается ряд тенденций. Первая связана с развитием многоуровневой системы подготовки специалистов во многих вузах. Эта система обеспечивает широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускников осваивать на базе полученного образования новые специальности. Вторая тенденция - это мощное обогащение вузов современными информационными технологиями (система Интернет, телекоммуникационные формы обучения). Третья тенденция – это университизация высшего образования в Беларуси и процесс интеграции высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов. Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы на самофинансирование. Включение вузов Беларуси в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход белорусского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).

На смену общему профессиональному образованию приходит целостное совокупное личностно-ориентированное образование. Основанием для этого являются тенденции развития современного образования.

1. Каждый уровень образования признается составной частью системы непрерывного образования.

2. В образование широко внедряются информационные технологии, что изменяет традиционное когнитивно-ориентированное обучение, технологизация образования значительно расширяет интеллектуальную деятельность учащихся.

3. Отмечается переход от жестко регламентированной организации образования к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению, что предполагает высокий уровень развития учебной самостоятельности, самообразования.

4. Изменяется взаимодействие педагога и обучаемого, приобретая характер сотрудничества.

Эти тенденции характеризуют современное состояние образования в развитых странах и обуславливают принципы его реформирования в начале XXI столетия и формирования соответствующих им инноваций (Зеер).

Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, придает ему социально-профессиональную мобильность. Сегодня в педагогике представлены три парадигмы профессионального образования: когнитивно-, деятельностно- и личностно-ориентированная. В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс (цели, содержание, методы и средства обучения) как исследовательская деятельность. Цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков. Учебный материал – как дидактически «препарированные» научные знания. Образование понимается как трансляция социокультурного опыта нового поколения. Педагогические концепции этой парадигмы – традиционная, академическая, репродуктивная. С идеологической, управленческой точки зрения это наиболее эффективный и предпочтительный подход. С психолого-педагогической точки зрения – это личностно отчужденное образование (М. М. Поташник). Деятельностно-ориентированная парадигма образования ориентирована на выполнение социального заказа. Образование является социокультурной технологией формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности – это целевая установка данной парадигмы образования. И когнитивно-, и деятельностно-ориентированное образование направлены на достижение качества образования, понимаемое как обученность и социально-профессиональная подготовленность.

Центральным звеном личностно-ориентированного образования является непрерывное развитие личности обучаемых. Эта парадигма адекватна философии открытого образования, предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие. Ориентированное на индивидуально-психологические особенности личности, оно должно быть вариативным, представлять обучаемым свободный выбор образовательных маршрутов (Д. Г. Левитес). К принципиальным положениям этой парадигмы образования относятся:

1. Приоритет индивидуальности;

3. Опережающий характер обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств специалиста в процессе учебно-профессиональной деятельности;

4. Личностно-ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту учащегося, его потребности в саморазвитии. Личностно-ориентированное образование с государственной и управленческой позиций крайне сложно, дорого, а с педагогической - технологически не обеспечено.

В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития до 2020 г. и основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь, переход на инновационный путь развития экономики рассматривается в качестве необходимого условия для обеспечения долгосрочного экономического роста и неуклонного повышения благосостояния белорусских граждан. Инновационное развитие предполагает построение нового типа экономики, основанной на создании, распространении и использовании научно-технических знаний во всех отраслях и секторах экономики для снижения производственных издержек, повышения производительности труда и роста конкурентоспособности национального производства.

Успешный переход на инновационный путь развития требует наличия в стране высокоразвитого научно-технического потенциала - в первую очередь, научных кадров и широкой сети научно-исследовательских и образовательных учреждений, производящих научно-технические знания. Тем не менее, как учит международный опыт, знания сами по себе не трансформируют экономику, и затраты на их производство далеко не всегда приносят высокую отдачу. Успешное построение инновационной экономики требует создания механизмов, обеспечивающих востребованность научно-технических знаний в экономике и высокую отдачу от их внедрения.

Несмотря на значительные трудности переходного периода, Беларуси в целом удалось сохранить значительный научно-технический потенциал. Тем не менее, по-прежнему нерешенной остается проблема несоответствия «структуры и научно-технического уровня исследований потребностям развития экономики» и «отсутствия практического применения в экономике многих разработок». В мировой практике решение данной проблемы осуществляется путем создания национальной инновационной системы (НИС), обеспечивающей координацию деятельности производителей научно-технических разработок (в том числе научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений) и потребителей этих разработок (предприятий) на основе рыночных принципов, т.е. исходя главным образом из критериев прибыльности. Беларусь является одной из стран, принявших политическое решение о построении подобной системы «рыночного типа».

Высшие учебные заведения должны стать важной частью национальной инновационной системы, что делает необходимым существенную трансформацию их традиционных функций как в сфере обучения и профессиональной подготовки, так и в области проведения научных исследований. В частности, интеграция вузов в НИС потребует пересмотра содержания и целей обучения с учетом потребностей экономики, а также усиления их роли в проведении научных исследований и внедрении их результатов в экономической деятельности. Данные изменения реализуются главным образом путем создания в рамках вузов объектов инновационной инфраструктуры, занимающихся коммерциализацией научных разработок, передачей технологий и проведением научных исследований на контрактной основе: парков высоких технологий, технопарков, инновационных бизнес-инкубаторов и центров трансферта технологий. Деятельность подобных структур обеспечивает встраивание вуза в процессы производства, передачи и внедрения знаний в качестве субъектов рынка.

В Беларуси создание и деятельность объектов инновационной инфраструктуры во многом опирается на зарубежный опыт, в первую очередь США и других англоязычных стран. На основе анализа белорусского опыта и его сопоставления с зарубежным в данном материале будет проанализированы первые результаты и обозначены некоторые потенциальные проблемы для научно-исследовательской и образовательной деятельности вузов, связанные с работой инновационных подразделений.

В современном инновационном менеджменте инновации определяются как целенаправленно проводимые изменения во всех сферах деятельности организации по адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования (З. Г. Найденова). При сохранении своей сущности инновации, формализуясь посредством осуществления определенной деятельности, тем не менее, идентифицируются применительно к той сфере, в которой они внедряются. Не является исключением область высшего образования, в том числе высшего юридического образования.

Необходимость инноваций в сфере образования вызвана вовлечением образовательного пространства Республики Беларусь в национальную инновационную систему, в том числе в сферу инновационных отношений, осложненных иностранным элементом. Важнейшим потребителем результатов инновационной деятельности становится экономика – область, где в наибольшей степени проявляется эффективность инновационной среды. В специальной литературе справедливо отмечается, что рыночная экономика требует инновационного образования, которое могло бы формировать у обучаемых способности к самообразованию как деятельности, направленной в будущее, воспитывать у них социальную ответственность, уверенность в своих профессиональных силах (В. И. Ноздрин-Плотницкий).

Приоритетными направлениями инновационной деятельности в системе высшего образования являются:

1. Основанные на системных изменениях в образовательном пространстве Республики Беларусь изменения локального характера образовательного процесса в учреждениях образования на уровне структурных подразделений и, прежде всего, факультетов и кафедр. Все возможные изменения образовательного пространства на уровне отдельных учреждений образования и их структурных подразделений должны основываться на идентификации образовательного пространства Республики Беларусь как единого образовательного пространства с присущими ему общими закономерностями развития.

2. Разработка и использование в системе высшего образования инновационных продуктов: учебное локальное нормотворчество; целевое программное обеспечение; перспективное учебно-методическое обеспечение; постобразовательная профессиональная адаптация; обмен профессиональными навыками и др.

Инновационная модель развития высшего образования предполагает реализацию системного подхода в вопросах разработки и использования инновационных продуктов с распространением их на все виды образовательной деятельности. При этом необходимо руководствоваться в первую очередь такими общими принципами, как приоритетность образования, светский характер образования, демократический характер управления образованием, преемственность уровней и непрерывность образования, активное участие государства как основного гаранта конституционного права граждан на образование в развитии сферы образования, приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистический характер образования, предполагающий свободу выбора педагогическими работниками методики обучения и воспитания, педагогических технологий, средств обучения, а обучающимися - учреждения образования, направления, профиля подготовки (специальности), формы получения образования.

3. Планирование инновационных образовательных проектов различных уровней и срочности: системные и локальные, долгосрочные и краткосрочные, национальные и международные и т.д. Инновации в сфере высшего образования должны основываться на планировании конкретных проектов с разработкой присущих планированию элементов. Планирование позволяет обеспечить последовательность и качество образовательной деятельности, а также рационально распорядиться имеющимися ресурсами.

4. Моделирование национальных и международных интеграционных процессов в сфере образования, а также деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций. Инновационная деятельность в сфере высшего образования не может успешно осуществляться, если она осуществляется вне интеграционных процессов происходящих в экономике, праве и политике.

5. Развитие обеспечительных элементов системы высшего образования, среди которых: информационный, материальный, правоприменительный и др. Обеспечительные элементы системы высшего образования могут позиционироваться в качестве образовательной инфраструктуры, необходимой для обеспечения образовательного процесса.

Весь путь развития педагогической науки показывает, что основное противоречие в образовательном процессе проявляется в отношениях «старого» и нового, то есть традиционного и инновационного. Причиной этого является, с одной стороны, потребность в устойчивых компонентах для стабилизации образовательного процесса, которые впоследствии складываются в педагогические традиции, но с другой стороны, обязательны нововведения, инновации, которые обеспечивают динамику развития данного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что система высшего юридического образования, равно как и в целом современное образование Республики Беларусь, нуждается в инновациях. Процесс имплементации инноваций в существующую систему высшего образования следует рассматривать как процесс постоянный, учитывающий состояние и уровень развития национальной системы высшего образования. С другой стороны, инновации в системе высшего образования отличаются своими особенностями и должны учитывать специфику специальности и перспективы профессионального совершенствования.

Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным запросам - первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.

Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что чувствительно тормозит процесс.

Тем не менее инновационные технологии в образовании остаются действенным козырем государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.

Новое в системе образования

Инновации в образовании приоритетны для государств, заинтересованных в системном экономическом развитии, усилении роли науки, улучшении благосостояния населения и снижении социальной напряженности. Очевидно, что застой в системе преподавания - негативное явление, отрицательное сказывающееся на государстве и обществе, ведущее к накоплению системных проблем на всех уровнях существования.

Инновация - понятие широкое. В плане образования это использование новых технологических и методологических исследований и своевременная замена устаревших стандартов.

На сегодня российская педагогика представляет собой скопившиеся за годы независимости недоработки и упущения, базирующиеся на морально устаревшей системе образования. Проблема дифференцируется по следующим пунктам:

  • несоответствие принятых стандартов интересам и способностям учащихся;
  • различия в темпах развития науки и возможностей восприятия;
  • конфликт сторонников концепций узкой специализации и многостороннего развития.

Присутствие подобных сложностей объясняет трудности внедрения инноваций и указывает направления для решения будущих задач. Это:

  • профессиональная классификация инноваций в образовании;
  • инновационный менеджмент в образовании;

Большое значение имеют применяющиеся виды инновационных технологий и особенности их внедрения в образовательной сфере.

Усовершенствование обучения

Обучение - это инновационный образовательный проект. Само понятие синонимично терминам рост и созидание, то есть это и есть инновация.

Цель обновлений в образовании - воспитание личностей, способных достигать успеха в любой области применения способностей.

Под систематическими нововведениями в данной сфере следует предполагать осмысленное и рациональное изменение работы преподавателей посредством:

  • изменения сути процесса;
  • создания новых способов и видов работы.

Таким образом, прогресс инновационных технологий в образовательном процессе - усовершенствование системы и повышение «отдачи» на практике.

К методам модернизации относят:

  • внутрипредметные обновления - переход к новым обучающим комплексам и авторским разработкам;
  • общеметодические новшества - внедрение нестандартных, универсальных образовательных технологий, использующихся в любой предметной отрасли образования;
  • управленческие инновации - решения руководителей, направленные на повышение результативности функционирования субъектов системы;
  • идеологические разработки - нововведения, вызванные изменениями в сознании, являющиеся фундаментальной основой для остальных инноваций, так как только осознание необходимости нового ведет к появлению инноваций.

Задача инновационных технологий - качественное изменение личности субъекта относительно традиционной системы, что возможно при задействовании программ, локализующих проблему педагогического кризиса. Главные задачи подобных программ - формирование нестандартного мышления и максимальное развитие способностей учащихся.

Структура инноваций в образовании

Инновационные процессы в образовании - сочетание процедур и средств, превращающих идею обучения в осязаемое нововведение. Основные элементы процесса - генерирование и использование новшеств в сочетании с системностью, интегральностью и целостностью.

Таким образом, реализующая идеи и формирующая систему руководства процессом деятельность - новая по форме и прогрессивная по содержанию.

Педагоги с аналитическим мышлением понимают суть процесса и видят способы для улучшения. Жизнеспособная структура - это сумма следующих элементов:

  • причина;
  • намерение;
  • проблема;
  • смысл;
  • способы;
  • результаты.

Процесс начинается с причины, затем появляется цель инновации, на основании чего формируется список задач и разрабатывается содержание и т. д.

Структура внедрения инноваций вытекает из теории новшеств в производственной сфере и включает следующие элементы:

  • появление идеи;
  • планирование;
  • создание (освоение на практике);
  • внедрение.

Управленческая форма предполагает гармоничное взаимодействие перечисленных факторов. На практике введение новшеств в учебном заведении осуществляется в форме программы развития, в согласии с которой организуется деятельность коллектива, реализующего задачу. В итоге создается инновационная площадка - учреждение, где накопление новинок и идей улучшает образовательный процесс.

Проблемы инноваций в образовании

Проблемы нововведений в образовании начинаются уже на начальном этапе разработок, так как каждый из авторов инноваций не уверен в эффективности собственного плана. Всякая инновация - это риск без гарантии.

Но попытки усовершенствовать инновационный менеджмент в образовании не прекращаются. На сегодня нововведения классифицируются как:

  • Аналоговое. Инновация основана на принципе классический метод + частное нововведение.
  • Комбинированное. Объединение образовательных блоков для получения нового подхода.
  • Ретроинновационное. Заключается в привлечении забытых методов (гимназическое обучение, лицеи).
  • Сущностное. Внедрение ранее не применявшихся инноваций.

Суть новшеств в педагогике заключена в применении эффективных методов обучения, соответствующих требованиям общества и технологий. Кроме того, инновации обязаны относиться к определенным областям распространения:

  • воспитательной;
  • обучающей;
  • управленческой;
  • переквалификационной.

Введение изменений - это риск, но этот риск оправдан, так как в противном случае страна рискует застрять в устаревшей системе образования, что негативным образом отразится на развитии государства.

Управление инновациями

Введение новшеств - это инновационные процессы в образовании, означающие усовершенствование существующего, генерация идеи в готовый для практического применения продукт. Процесс обоснован и переводит действующую систему на новый уровень - режим развития.

Регулирование процесса обновления в учебном заведении - синхронизация регулирующих и регулируемых систем, конечная цель которого - «одушевление» образования и повышение качества преподавания.

На управление процессом влияет множество факторов, поэтому его нужно рассматривать как способ общего руководства следующими функциями:

  • выполнением директив управляющих органов;
  • применением технологических и научных новинок;
  • обновлением теоретической части педагогики;
  • изучением запросов учащихся.

Регулирование процесса внедрения инноваций - многопрофильная деятельность, включающая:

  • постановку и решение стратегических задач;
  • мониторинг рисков;
  • изучение структуры и возможностей образовательного учреждения;
  • формирование пакетов инновационных предложений и пр.

При этом главными направлениями руководства инновациями нужно считать разработку общей стратегии, материально-техническое обеспечение процесса и контроль за ним.

Законодательство РФ

На сегодня инновации в системе образования России регламентирует Федеральный закон, принятый 29.12.12, «Об образовании в Российской Федерации». В частности, внедрение инновационных проектов и программ в образовании регулируется ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования».

Закон об образовательных учреждениях определяет:

  • направления и задачи обновления;
  • формулирует понятие федеральных и региональных площадок;
  • утверждает порядок функционирования инфраструктуры.

Одновременно, государственные органы субъектов РФ управляют общеобразовательной системой, создавая возможности для реализации проектов и их практического применения.

Международное законодательство

Инновационные процессы в современном образовании важны для развития государств сегодня и в перспективе. Правовое регулирование норм осуществляется документами, регламентирующими функционирование системы разработки и внедрения новшеств во всех сферах жизнедеятельности, включая образование.

В Европейском Союзе инновационная политика базируется на информационном проекте «ПРО ИННО Европа», созданном для координации деятельности стран-членов ЕС. Проект основывается на трех документах: «Политика анализа», «Политика знаний», «Политика развития». В рамках Союза в 2000 г. разработана стратегия, в которой сформулированы основы европейской инновационной политики, предполагающей построение конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, примерах идей.

Великобритания

Определяющую роль в инновационной политике Соединенного Королевства играет информационная поддержка новейших разработок, в том числе и в области образования. Именно с этой целью Министерство инноваций, вузов и повышения квалификации размещает на официальном сайте документы для участников процесса. Одновременно ведется формирование структур для ведения инновационной деятельности, в частности, компаний, оказывающих консультативное обслуживание в области технологического развития. Обычно такие компании создаются на базе вузов и являются собственниками инновационных центров.

Отличительная черта инновационной политики Германии в сфере образования - определяющая роль государства как основного инструмента финансирования исследований и внедрения новшеств. Около 80% исследовательской деятельности, ведущейся в университетах страны, происходит за счет финансовых вливаний от грантов пяти научных сообществ.

Классификация инноваций в образовании

Инновационные проекты и программы в образовании появляются в виде идей конкретных людей, а затем преобразуются в авторские новинки либо становятся общепринятой нормой.

Инновации классифицируют:

  • по объему новизны: как открытия или доработанные и улучшенные проекты;
  • по педагогическим объектам и категориям;
  • по масштабам: от конкретного учебного заведения до всей страны;
  • по способу авторства - индивидуальный или коллективный проект;
  • по источникам - сторонний заказ или собственное изобретение.

Без сомнений, внедрение новшеств - сложный инновационный процесс в образовании, включающий создание, испытание, анализ полученных результатов и их корректировку, после чего становится возможным введение инновации в образовательный процесс.

Многоступенчатой является и система управления нововведениями, включающая сотрудничество с педагогами, учащимися и родителями, информационное обеспечение и контроль за процессом.

Расширение опыта

Инновации - часть профессиональной деятельности людей, предмет научного изучения и применения на практике. Новшества в педагогике не спонтанное явление, а результат накопленного опыта и научных разработок. А значит, данный процесс требует руководства.

Относительно учебного процесса, инновации в образовании - это обновление сути и методики обучения.

Выделяют следующие этапы процесса:

  • определение необходимости нововведений;
  • мониторинг информации;
  • разработку;
  • внедрение;
  • институализацию - применение новшества на практике длительное время.

В сумме перечисленные этапы образуют локализованный цикл.

Направления по анализу и продвижению опыта:

  • мотивация и поощрение преподавателей по результатам обновлений;
  • объединение усилий научного и преподавательского состава для распространения накопленного опыта;
  • создание информационного ресурса для сохранения наработанных знаний;
  • применение опыта на практике.

Вопросы по внедрению инноваций в российское образование, анализ и распространение инновационного опыта прописаны в соответствующих нормативных документах: законах, указах Президента и приказах Министерства образования.

  • Созаев Константин Губадиевич , кандидат наук, доцент, доцент
  • Северо-Осетинский государственный университет имен и К.Л. Хетагурова
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
  • СТУДЕНТ
  • ИННОВАЦИИ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В статье предпринята попытка анализа проблем, возникающих в ходе утверждения в образовательный процесс вуза новых форм и методов организации работы по активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, их самостоятельности, развитию творческого мышления.

  • Вера как один из помощников в работе с инкурабельными больными
  • Совершенствование качества обслуживания потребителей

В последние десятилетия качество системы образования отечественной высшей школы вошло в противоречие с общественным развитием, дальнейшим прогрессом науки, техники и экономики, развитием человечества в целом. С целью выхода из этой критической ситуации в настоящее время в нашем обществе активизировался научный поиск, предприняты шаги по оптимизации образовательного процесса вузов, вырабатывается новая стратегия развития российского высшего образования, намечены базовые параметры модернизации образования, разработано новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов. В системе высшего образования ставятся цели повышения качества жизни вузовских коллективов различных инноваций посредством утверждения компетентностного подхода.

Понятие «инновация» происходит из латинского языка, и в переводе означает введение чего-либо нового, процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур . В педагогической литературе термин «инновация» подразумевает идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественно совершенной педагогической системы . Решая цели и задачи, стоящие перед высшим профессиональным образованием в области подготовки специалистов, свободно владеющих своей профессией и ключевыми компетенциями, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и вступлению в межкультурные профессиональные коммуникации, российская система высшей школы опирается на положения и принципы Болонской декларации. Целью данного документа, подписанного Россией в 2003 году является создание европейского образовательного пространства с тем, чтобы увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность студенчества, нарастить конкурентоспособность высшей школы. Первым и скорее всего, основным положением декларации является требование введения в вузе двухуровневого обучения, в частности – уровня бакалавриата, длительностью в 3-4 года (но не менее 3-х лет) и уровня магистратуры продолжительностью в 1-2- года. Первый из данных уровней завершается присвоением выпускнику звания «бакалавр», второй – «магистр».

Далее декларация рекомендует «внедрение» системы зачетных баллов (кредитов), аналогично с ESTC (Europan Commrinity Course Cretit Transter System) европейской системы перерасчета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности, предоставление возможности для студенчества свободного передвижения из вуза в вуз для набора баллов. Документ предлагает «свободное перемещение» студентов из одного вуза в другой в пределах как своей страны, так и Европы в целом. Наряду со студентами рекомендуется «расширение» мобильности и преподавателей, так как предполагается организация конкуренции вузов друг с другом за преподавательским составом. Переход к двухуровневой модели нашей системы высшего образования (бакалавр-магистр) сопряжен с коренным изменением всей структуры учебно-воспитательного процесса.

На решение указанной острой и актуальной задачи направлены принятый новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЭ), Федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). В центре внимания данных документов находится вопрос о кардинальном повышении качества образования как комплексной характеристики образования и подготовки учащихся, охватывающей в целостном виде процесс социализации человека, в частности, студента, как его учебную, так и внеучебную деятельность. При этом в документах определен в качестве современной предпосылки результативно-целевой основы образовательного процесса и роли развития личностных качеств обучающихся при его реализации, то есть его ожидаемый результат в понятиях «компетенция» и «компетентность», означающие способности личности применять знания, умения, навыки и другие качества для успешной деятельности в определенной профессиональной деятельности . Реализация новой модели образования, включающей в качестве основной цели – качество и компетентностный подход, требует соответственно применения комплексного подхода к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом.

В российской науке социологические проблемы образования находятся в поле внимания Г.Е. Зборовского, Р.Э. Кесаевой, З.М. Сабанова , К.Г. Созаева , В.Г. Харчевой, Е.Л. Щуклиной, проблемы комплексного системного подхода, в соответствии с которым под педагогической системой понимается целостное единство всех факторов образования, деятельностный подход к формам формирования и обучению личности и концепцию о поэтапном развитии умственных действий разработали В.И. Андреев, ПЯ. Гальперин, А.Н. Леонтьев. А.К. Марков, психологические теории личности Л.С. Выготский, С.П. Рубинштейн и др. Вопросы самоорганизации и учебно-профессиональной деятельности и самостоятельной работы рассматриваются в трудах В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Б.А. Тахохова . Проблемы управления качеством образования анализировались М.М Поташником, В. Добреньковым, Е.В. Ковалевым, Р.Ф. Кутлияровой , Л.Х. Магазова , В.Я. Нечаевым. Вопросы развития современной концепции качества подготовки высококвалифицированных специалистов рассмотрены в трудах С.А. Амбаловой , В.И. Байденко, М.И. Бекоевой , Е.Ж. Володиной, А.П. Егоршина, Э.М. Короткова. Проблемам компетентностного подхода в образовании посвящены труды М.И. Бекоевой , А.С. Белкина, З.К. Малиевой , А.М. Новикова, Б.А. Тахохова , А.В. Хуторского, В.Ф. Яковлев и др. Нынешняя концепция модернизации процесса повышения качества образования в рамках компетентностного подхода в вузах ориентирует на включение в содержание и организацию обучения, как непосредственных участников образовательного процесса, так и других заинтересованных в этом деле работодателей, родителей учащихся. Руководствуясь принципами Болонского процесса, Законом образовании 2012г. ФГОС третьего поколения, Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г., главной задачей высшего образования является формирование у студентов ключевых компетенций, которые обозначены в ФГОС ВО для соответствующих специальностей. В стандартах третьего поколения указано, что выпускник должен обладать целым рядом общекультурных и профессиональных компетенций. Структура компетентностного опыта включает ориентировочную основу: 1) компетентного исполнения деятельности на основе образа предполагаемого продукта и логики его создания; 2) концептуального знания о сущности процесса и результата деятельности; 3) набора апробированных в собственном опыте способов деятельности (мыслительных, организационных, коммуникативных, информационных и др.); 4) выполнения этой деятельности в проблемных условиях (при неполноте задания условий задачи, дефиците информации и времени и др.); 5) рефлексии и самоконтроля своих действий .

Компетентностный формат федерального государственного образовательного стандарта высшего образования предполагает оценивать качество профессионального образования через компетенции выпускника, под которыми понимается интегральный результат освоения образовательной программы. Таким образом, главной задачей высшего профессионального образования является формирование у студентов ключевых компетенций, которые обозначены в ФГОС ВО для соответствующих специальностей.

С целью разрешения указанных противоречий и повышения уровня процесса обучения и воспитания в высшей школе происходит переориентация в ней от социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к образовательному процессу, к новой концепции – гуманитарному, ставящему в центр образования студента с его индивидуальными возможностями и способностями, т.е. в логической схеме «преподаватель-студент» на первый план выходит студент, а преподаватель становится его помощником, тьютором-наставником и поддерживающим учащегося в ходе совместной с ним учебной работы. В итоге этой перестройки ведущим источником в обучении и воспитании становится, во-первых, активность самого студента, во-вторых, формой развития учащегося выступает самоактуализация, и, в-третьих, условиями эффективного развития студента является удовлетворение базовых потребностей личности (в комфортных межличностных отношениях, в реализации творческого потенциала в познании в соответствии со своей индивидуальной когнитивной стратегией, в-четвертых, вооружение студента необходимыми психологическими знаниями, умениями и навыками для выстраивания своей жизненной стратегии, своего поведения, деятельности и общения.

Таким образом, принципы Болонской конвенции, внедряемые в настоящее время в отечественной высшей школе, как инновации, способствуют утверждению в ней в более широких масштабах, чем прежде, индивидуализации познавательной деятельности студентов в комплексе с развивающим подходом. А для достижения этой цели, как указывают специалисты, следует поставить студента в условия, вызывающие в нем внутреннюю потребность в знаниях, поскольку лишь в этом случае можно говорить об улучшении качества подготовки специалистов, формировать творческую личность . Процесс внедрения Болонской декларации в деятельность вузов сопровождается утверждением в ней различных инноваций профильного и дистанционного обучения, новых и информационно-коммуникационных технологий улучшения материальной базы, финансирования и самостоятельности в управлении. При этом инновации охватывают не только содержание программ, планов учебных дисциплин, но и формы технологии обучения, введение в учебных процесс педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения воспитания, управления, новых способов работы, новых организационных форм и др. .

Изменения вносятся и в методики учебной работы. Все активнее используются методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы и др., предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов. В современных условиях организация новых форм обучения и воспитания студентов в вузе в соответствии с требованиями Болонской декларации к качеству образования замедляется из-за трудностей по двум проблемам: во-первых, из-за сложности перестройки позиции личности преподавателей от авторитарного управления учащимися к совместной деятельности и сотрудничеству, во-вторых, трудностями при переходе от преимущественной ориентации на репродуктивные учебные задания к ориентации на продуктивную и творческую мыслительную деятельность студентов.

В целях оптимизации данных противоречий в вузах идут активные процессы изменения позиции преподавателей в ходе учебно-воспитательной работы со студентами, ориентация их к созданию на занятиях сотворческой обстановки, которые определяют как «синкретическая или диалогическая, или коммуникативная». Сегодня, преподаватели вузов значительно более активно, чем прежде стали уделять внимание проблемам развития личности студента, формирования его способностей к самообразованию, самообучению, стремясь к формированию у него мотивов к выработке умений и навыков углублять и расширять свои знания, развивать мышление и интеллект.

Важным направлением в указанном плане становится педагогическая деятельность в вузе, нацеленная на то, чтобы в процессе самостоятельной и внеаудиторной работы «научить студента учиться». Для этого стали использоваться такие формы выработки качественных умений, как умения и навыки работы со специальной литературой, справочниками, освоение информационных и телекоммуникационных технологий, умения вести поиск необходимой информации в интернете, овладения рациональными методами в подготовке к практическим, семинарским занятиям, к тестированию и самотестированию на компьютере и т.д. С введением принципов Болонской конвенции в учебный процесс вуза изменяются функции преподавателя при изложении учебной информации. Студенты теперь должны получать как можно больше «живого» «сегодняшнего» знания. И не только в ходе практик, но и из уст преподавателя, который в этом случае должен быть исследователем, экспериментатором, а не только транслятором написанного в учебниках, совсем не им добытых знаний. И если мы говорим о качестве, т.е. адекватности знаний и образовательном процессе меняющимися требованиями общественной жизни и деловой практики, то «живое» знание должно носить опережающий характер.

Претворение данного положения в практику становится возможным благодаря внедрению в учебно-воспитательный процессе неизвестных до сих пор дидактических и воспитательных программ – учебно-методических комплексов, предполагающих оптимизировать деятельность педагога. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности и предусматривают использование в процессе образования методов проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, посредством которых актуализируется творческий потенциал студентов.

Сделав стратегической целью отечественной высшей школы максимальное раскрытие творческого потенциала и возможностей самореализации личности студента на благо общества, и, делая при это упор на активность, самостоятельность обучающихся, их способности адаптироваться к меняющимся условиям, важную роль играет контроль, учет и оценка знаний студентов, как наиболее ответственный этап и средство обучения, позволяющий не только определить степень освоения студентами учебного материала, но и, одновременно, выявлять недостатки преподавания и наметить пути их устранения .

Известно, что традиционные методы контроля знаний в вузе, нередко позволяют учитывать только фактические знания студентов при ответе на стандартные вопросы, оценить их навыки и умения. А ведь не менее важно в итоговой оценке знаний по дисциплине учитывать индивидуальные способности студента к самостоятельной работе, умению решать конкретные задачи. Эти цели призваны решать внедренная в вузах страны инновация – рейтинговая оценка результатов различных видов деятельности в вузе, в том числе, учебной. Слово «рейтинг» происходит от английского «torate» – оценивать и «rating» (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценки обученности и подготовки по преподаваемой дисциплине основана на балльной оценке всех видов деятельности студентов за определенный период времени и подсчете набранных ими баллов.

Рейтинговая система оценки уровня знаний, к примеру, была внедрена в СОГУ им. К.Л. Хетагурова в 2007 году. Она нацелена на оценку уровня подготовки студента как в ходе текущей учебной деятельности его умений и навыков в процессе участия на семинарских, лабораторных занятиях, подготовке рефератов, написания контрольных работ, так и выполнения компьютерного тестирования, сдаче устных зачетов и экзаменов. В СОГУ им. К.Л. Хетагурова на первом и втором курсах ряда факультетов – филологическом, экономическом, фармацевтическом, юридическом и искусства было проведено исследование того, как балльно-рейтинговая система контроля качества знаний удовлетворяет потребности студентов в образовании, насколько она успешно функционирует и влияет на учебную мотивацию. Большинство из опрошенных студентов – 53,5% из первокурсников и 61,4% второкурсников признают, что балльно-рейтинговая система имеет как плюсы, так и минусы. На преимущества БРС указали 34,0% из респондентов, на недостатки этой системы – 28,0% из опрошенных. К достоинствам балльно-рейтинговой системы студенты относят, что можно самому заработать побольше баллов и получить зачет и экзамен по набранной сумме, возможно сдавать учебный материал дробно, блоками, система держит студента в напряжении и, соответственно, улучшает дисциплину и посещаемость, что способствует более прочному усвоению знаний, письменная форма аттестации помогает давать более четкие, обдуманные ответы (по сравнению с устными формами контроля) позволяет избежать избыточного волнения на экзамене, анонимность работ, исключает субъективный подход преподавателя и т.д. К недостаткам БРС студенты относят следующие факторы: мало времени отводится на подготовку к рейтингам, большое количество аттестаций за одну неделю, по 2-3 работы приходится сдавать за один день, фактор невротизации (психологическое давление наблюдателя), недостаточное время для написания работы, невозможность объективной оценки знаний, имеется возможность не работая в течение семестра, просто списать и получить максимальное количество баллов и получить незаслуженную высокую оценку, субъективизм преподавателей при проверке работ, малое количество баллов, начисляемых за текущую работу студента .

Указанные в исследовании замечания и предложения студентов по организации и проведении рейтинговой системы оценки уровня знаний были учтены сотрудниками управления качества образования университета. Поэтому в процессе организации работы по балльно-рейтинговой системе особое внимание придается тому, чтобы она способствовала большей активности и заинтересованности студента, стимулировала его систематическую учебную работу Как видно, внедрение в вузах в виде инноваций многоуровневой подготовки специалистов по схеме введения модульности построения учебных планов, кредитной оценки трудоемкости дисциплин, компетентностный подхода ведет к определенным позитивным улучшениям в отношении студенчества к успеваемости и учебе, что вселяет некоторые надежды, что кризисная ситуация в высшей школе будет переломлена и создана положительная динамика повышения качества образования. Но в деятельности вузов на сегодняшний день, к сожалению, вместе с отмеченными улучшениями, существует немало отрицательного, проблем и нерешенных вопросов, как в ходе утверждения принципов Болонской декларации, так и внесения изменений в учебные планы, содержание, методы, технологии, формы учебных занятий, стиле педагогической работы и организации учебно-познавательного процесса, контроля и оценки уровня образования и др.

Так, социологические исследования показывают, что пока в вузах, как и прежде, нет достаточной и кропотливой работы с первокурсниками в период их адаптации к условиям учебной деятельности, оказании им помощи в выработке умений и навыков самостоятельной работы с литературой, на лекциях, в процессе подготовки к семинарским занятиям и т.д. В вузах ощущается нехватка необходимой литературы и учебных пособий. В последние годы появилось много новых учебников, учебных пособий и переведенных монографий, делаются попытки написания учебных пособий на кафедрах и их издание малым тиражом для собственных учебных нужд. Но этого явно недостаточно. Поэтому целесообразно стимулировать выпуск как отечественной, так и переводной, а также возможностей вузов в создании учебников и учебных пособий, строго соответствующих требованиям государственных стандартов и компетентностного подхода

В деятельности вузов по внедрению инноваций и повышению качества образования имеются и ряд других назревших проблем. В частности, внедрение новаций в вузах замедляется чаще всего, с точки зрения преподавателей, чрезмерно завышенной нагрузкой их учебными часами, отсутствием у них материальной заинтересованности. Новая система стимулирования труда преподавателей не удовлетворяет многих из них. Поэтому необходимо решение вопроса о достойной оплате труда педагогов, поскольку без этого трудно требовать от них полной отдачи сил и значительного повышения уровня их педагогического мастерства.

Другая «болевая точка» большинства вузов – это устаревшая материально-техническая база учебного процесса. На необходимость ее модернизации указывает тот факт, что в настоящее время коллектив факультета владеет лишь одним компьютерным классом с 8-10 компьютерами, которых, увы, недостаточно для нормальной работы.

Не менее важное значение имеет проблема необходимости организационной работы по обобщению и распространению опыта преподавателей, творчески работающих по внедрению инновационных технологий обучения, чтобы на примере лучших образцов показывать преимущества этих новых форм, направлять интересы других их коллег на проведение инноваций.

И, наконец, необходим и крайне важен постоянный анализ проходящих в вузовской системе изменений. Такой анализ может проводиться различными путями, одним из которых может стать исследование общественного мнения основных субъектов системы высшего образования – студентов и преподавателей. Их оценка хода инновации важна потому, что, в конечном итоге, они направлены на них и от них зависит претворение этих новшеств в жизнь. Сопоставление полученных оценок позволит говорить о проблемах, возникающих в вузах, об их перспективности и т.д. Ибо, если преподаватели и студенты не окажут поддержку предлагаемым инновациям, то вряд ли возможно надеяться на успешный исход дела преобразования высшей школы.

Список литературы

  1. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.
  2. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 25-28.
  3. Бекоева М.И. Формирование профессиональной компетентности магистранта -будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода //Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 3 (15). С. 13.
  4. Гагиева Л.А. Основные направления совершенствования процесса формирования педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы //сайт. 2016. Т. 2. № 50. С. 330-334.
  5. Гулиева С.А. Вопросы информационного обеспечения управления общеобразовательных школ нового типа //Электронное периодическое издание «Информационная среда образования и науки». 2012. №9. С. 10 -20.
  6. Кутлиярова Р.Ф., Магазова Л.Х.. 2016. Т. 1. № 41. С. 219-223.
  7. Малиева З.К. Роль корпоративной культуры вуза в профилактике девиаций социального здоровья студентов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 132-134.
  8. Подповетная Ю.В. Интеграция учебной деятельности и самообразования с целью развития профессиональных компетенций будущих бакалавров //Вестник Южно- уральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические науки. 2011. Выпуск №3(220).
  9. Сабанов З.М. Социально-профессиональная реабилитация инвалидов: проблемы и пути решения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук /Институт социально-политических исследований Российской академии наук. Москва, 2004.
  10. Сионина Л.Н., Шкерина Т.А.. 2016. Т. 1. № 42. С. 235-239.
  11. Созаев К.Г. Проблема оптимизации самостоятельной работы студента в учебном процессе вуза на основе компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов //Современные научные исследования и инновации. 2016. №2 (58). С. 920-924.
  12. Созаев К.Г. Проблемы самоактуализации студентов в условиях вуза //Социальные проблемы современного общества и их решение в эпоху глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство Республики Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений; Министерство образования и науки РФ. 2014. С. 288-294.
  13. Тахохов Б.А. Управление качеством образовательного процесса современного вуза //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 283-287.
  14. Яковлев В.Ф.. 2016. Т. 1. № 42. С. 235-239.

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на , который проводят ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.

Так, в этом году Дальневосточный федеральный университет ввел новую номинацию - «Образовательные технологии, сжимающие пространство и время». «Мы удалены от столицы на шесть тысяч километров и на семь часовых поясов, поэтому нас интересуют технологии одновременного присутствия пользователей в образовательном пространстве, технологии управления распределенными в пространстве командами учебных проектов, технологии дистанционного выявления талантов», - говорит проректор университета Дмитрий Земцов. Победитель в этой номинации получит заказ на внедрение своего решения в ДВФУ на сумму до 350 тыс. рублей.

В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.

В апреле 2017 года на Карте лидеров инноваций в образовании , подготовленной Центром содействия инновациям в образовании «СОЛь» на основе интервью с экспертами, было отмечено порядка двадцати лидеров проектов, участвовавших в КИвО в разные годы. Те, чья деятельность связана с инновациями в образовании, кто планирует участвовать в КИвО, наверняка смогут учесть их опыт в собственном профессиональном развитии. Вот некоторые из этих проектов.

«Образ жизни» (победитель КИвО-2014)

Интенсивные программы социализации, рассчитанные преимущественно на старшеклассников, - каникулярные лагеря в городе и за его пределами, обучение, работа над идеями. В основе проекта - идея, что люди выбирают не профессию, а образ жизни, поэтому им нужна среда для жизненных экспериментов. По оценке автора проекта Дианы Колесниковой, КИвО «был первой позитивной обратной связью на то, что я делаю».

Школа цифрового творчества «Кодабра»

Курсы для обучения детей созданию собственных компьютерных игр, мобильных приложений и интерактивной анимации. На занятиях дети работают в командах, распределяя между собой роли, проводят мозговые штурмы, придумывают идеи для проектов, помогают друг другу осуществлять задуманное. Есть формат, когда дети занимаются вместе с родителями. Один из лозунгов школы - «Хватит играть, давай создавать!»

«Москва глазами инженера» (победитель КИвО-2015)

Экскурсии, лекции и детские мастер-классы о памятниках архитектуры, о том, как устроен город с точки зрения инженера. Дети обучаются навыкам проектной работы и инженерному образу мышления. С 2014 года проект занимает верхние строчки в рейтинге TripAdvisor среди развлекательных компаний Москвы. Будущим участникам КИвО автор проекта Айрат Багаутдинов советует не делать акцент на попытке добиться победы, а максимально воспользоваться средой конкурса, чтобы найти партнера или инвестора.

«Учитель для России»

Российская версия американской программы «Teach For All», которая реализуется в десятках стран, включая Великобританию, Индию и Китай. Из числа лучших выпускников вузов, прежде всего непедагогических, отбирают тех, кто готов в течение двух лет поработать учителем в школах, расположенных в «глубинке». Программа предусматривает обучение будущих учителей и дополнительное материальное поощрение.

Краудсорс-проект EduNet «Образование будущего»

Открытое сообщество людей, заинтересованных в обновлении системы образования и создании комплекса образовательных ресурсов: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа, конгломерата образовательных проектов и методик. В саморегулирующемся сетевом пространстве взаимодействуют заказчики, создатели и потребители образовательных услуг.

1

Современная социально-экономическая ситуация в стране отражает переходный характер эпохи. С одной стороны разрушены механизмы управления, социальные и экономические структуры, характерные для плановой экономики социалистического государства. С другой стороны еще не созданы рыночные, в полном смысле этого слова, отношения и соответствующие им структуры. В настоящее время взят курс перевода экономики России с сырьевого пути развития на инновационный. Роль высшей школы в этом процессе является ключевой. Но и сама она сталкивается с огромным количеством проблем, одной из которых является повышение качества её функционирования и гарантированность результатов деятельности. Эта проблема тесным образом связана с внедрением инноваций.

Под инновацией в образовании следует понимать нововведение, предназначенное для разрешения сложившейся проблемной ситуации с целью оптимизации учебного процесса, повышения его качества или организации благоприятных условий для усвоения материала студентами .

Само понятие «инновация» и «новшество» часто путают между собой, а их следует различать. А.В. Хуторской в своей книге «Педагогическая инноватика» указывает на то, что новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) - реализованное изменение, ставшее из возможного действительным .

Выделяются следующие виды инноваций в системе высшего профессионального образования:

  • внутрипредметные инновации - нововведения, заключенные «внутри» предмета или способа его преподавания. Например, внедрение авторских методик преподавания и создание учебно-методических комиссий (УМК) по разным направлениям подготовки;
  • общеметодические инновации - внедрение в преподавание нетрадиционных технологий, универсальных по своей сути, что дает возможность применять их в любой предметной отрасли. Например, разработка творческих заданий для студентов и ориентация преподавания в высших учебных заведениях главным образом на самостоятельную работу студентов, а также использование дистанционных форм обучения;
  • идеологические инновации - изменения, обусловленные обновлением сознания и веяньями времени. Например, обучение студентов всех специальностей навыкам работы с компьютером, поскольку сейчас трудно представить специалиста, претендующего на какую-либо работу и не имеющего этого навыка;
  • административные инновации - решения, которые принимают руководители разных уровней, ведущие к повышению эффективности управления учреждением высшего профессионального образования. Самой ярким нововведением в этой области можно считать повсеместное внедрение систем менеджмента качества (СМК) и принципов Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management - TQM) в систему управления высшим учебным заведением. Следует отметить, что наличие СМК у учреждения высшего профессионального образования является обязательным аккредитационным показателем.

Первые три вида инноваций чаще всего не требуют значительных затрат, и главным фактором, сдерживающим их внедрение бывает педагогический консерватизм, а административные инновации подчас требуют перестройки всей системы управления и потому трудноосуществимы. Для того чтобы осознать, в каких инновациях нуждается высшая школа необходимо оценить состояние рынка образовательных услуг. Этот рынок на данном этапе развития характеризуется следующими особенностями:

  • ликвидация государственного регулирования рынка труда и мощной системы распределения выпускников;
  • усиление конкуренции на рынке образовательных услуг за счет возникновения множества негосударственных учебных заведений и развития платного образования в государственных образовательных учреждениях;
  • быстро меняющаяся конъюнктура на рынке труда, постоянно возникающий дефицит в специалистах отдельных специальностей. Данная проблема усугубляется тем, что этот дефицит невозможно удовлетворить мгновенно, так как подготовка необходимых выпускников требует определенного периода времени;
  • неустойчивый спрос на специалистов со стороны работодателей, прогнозированием которого в учебных заведениях никто не занимается;
  • низкая эффективность самих образовательных процессов из-за недостаточного финансирования системы высшего образования и как следствие этого, невозможности применения самых современных методик обучения.

Существующие проблемы указывают на необходимость крупномасштабных изменений, которые должны в первую очередь обеспечить высокий уровень конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг. Очевидно, что учреждение высшего профессионального образования нуждается, прежде всего, во внедрении административных инноваций. Как уже отмечалось, одним из нововведений в этой области является ориентация всей системы управления, да и всей деятельности высшего учебного заведения на принципы TQM и создание системы менеджмента качества. Особенно это важно для государственных учебных заведений, поскольку, не смотря на большее доверие со стороны работодателей, как главных потребителей их услуг, они традиционно характеризуются низким качеством учебного процесса за счет устаревшей материальной базы и недостаточного финансирования со стороны государства. Кроме того, в качестве возможных реформ финансирования государственных высших учебных заведений, рассматривается возможность введения «образовательных ваучеров» для реализации принципа «деньги следуют за учениками». В случае если эти нововведения будут осуществлены, высшим учебным заведениям придется бороться за каждого абитуриента и в таких условиях они просто будут вынуждены использовать все возможные рыночные инструменты в конкурентной борьбе. Одним из них и может стать ориентация всей их деятельности на запросы клиентов и других заинтересованных сторон.

Кроме того, следует рассматривать процесс внедрения инноваций в деятельность высшей школы и с точки зрения присоединения ее к процессу создания единого европейского образовательного пространства. В этом случае административные инновации в высшей школе тоже должны сыграть особую роль. Для внедрения принципов взаимного признания квалификаций и обеспечения мобильности специалистов и преподавателей необходимо не только создание единой нормативной базы, но и формирования доверия к качеству образовательных процессов и профессиональной подготовки. Поскольку стандарты, которым должна соответствовать СМК являются международными, то наличие такого сертификата является гарантией стабильного, устойчивого качества оказываемых образовательных услуг, в том числе и в масштабах международного рынка.

Традиционная образовательная система, эффективность которой оценивается на уровне не более 60 %, не может быть одновременно реорганизована по всем параметрам. Принцип постепенности - это основной принцип внедрения инноваций в образовательные процессы. Их внедрение в деятельность высшей школы должно опираться на определенную концепцию, которая в точности соответствует веяньям времени. В качестве такой концепции может быть использована идея, которая давно эксплуатируется многими промышленными предприятиями и организациями сферы услуг - это «ориентация на потребителя».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Инновации в образовании. Выступления участников VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно - практической конференции //Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm.
  2. Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

Библиографическая ссылка

Леонтьева О.А. ИННОВАЦИИ КАК НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 83-84;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5209 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»