Автоматизация л в словах и предложениях проспрягать. Интерактивное пособие для дошкольников

– звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам.

Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.

Нарушение звука Л бывают разнообразные:

  • Как полное отсутствие звука «Л»,
  • Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм,
  • Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм .

Основными причинами нарушения звука Л называют:

  • короткая подъязычная связка;
  • слабость мышц языка;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.

Методика постановки звука Л

В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы:

Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л , и подкрепляют зрительно:

«Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».

Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].

Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки.

С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л».

Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л:

Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.

ла ал ала
ло ол оло
лу ул улу
лы ыл ылы

Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

ал – ал – ал

Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д.

Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы.

Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова:

Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д.

Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов:

Музейный зал
Канатный узел
Вымыть пол
Стоит осел
Галка птица
Новая полка
Рыжая белка и т.д.

Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет.

Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться автоматизация прямого слога с звуком «Л» :

Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
Лы-лы-лы

А также по слоговой таблице в определенной последовательности:

Ла ал ала
Ло ол оло
Лу ул улу
Лы ыл ылы

Слова со звуком Л в начале слова:

Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д.

Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы.

Слова в интервокальной позиции:

Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д.

Повторяем так же, количественно соблюдая нормы.

Автоматизации в словах со стечениями согласных:

кла кло клу клы
пла пло плу плы
тла тло тлу тлы
шла шло шлу шлы
склад
склон
клубок
сплав
стлать
сплутовать

Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний):

Лоб лошади
Лоцман в лодке
Локоны у Лоры
Ломтик в ложке
Ловкий лодочник

Автоматизация в предложениях: 20-25 предложения.

Мила долго мыла полы.
На лошадь надели седло
Стул упал.

Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания):

Павел мал — с лавки упал.
Полная луна на небе одна.
Данила боиться мыла.
Где много слов, там мало дела.
Кто не глуп, тот на слова скуп.

Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания):

Все бело, бело, бело,
Много снега намело.
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.

Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения):

Например:

«Лев и мышь» Л. Толстой
«Лиса и козел» сказка
«Косточка» Л. Толстой

Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.

В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.

Маленькие хитрости:

  • Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.
  • Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.
  • Если «Л» всегда мягкий:

А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.

Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.

Примерная структура логопедического занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут.
  2. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал.
  3. Фонематическая работа – 10 минут.

Екатерина Евгеньевна Рыжкова
Речевой материал для автоматизации звука [Л]

Автоматизация звука [Л]

2. Автоматизация звука [л] в прямых слогах

3. ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – ЛА

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ

ЛО – ЛО – ЛО – ЛО – ЛО

ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

3. Автоматизация звука [л] в обратных слогах

4. АЛ – АЛ – АЛ – АЛ – АЛ

ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ

ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ

ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

УЛ – УЛ – УЛ – УЛ – УЛ

4. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах

5. АЛА – АЛО УЛА – УЛО ОЛА – ОЛО ЫЛА – ЫЛО

АЛО – АЛУ УЛО – УЛЫ ОЛО – ОЛЫ ЫЛО – ЫЛУ

АЛУ – АЛЫ УЛЫ – УЛУ ОЛЫ – ОЛУ ЫЛУ – ЫЛЫ

АЛЫ – АЛА УЛУ – УЛА ОЛУ – ОЛА ЫЛЫ – ЫЛА

5. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах

АЛА – АЛО – АЛЫ – АЛУ

УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ

ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ

ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – ЫЛУ

6. Автоматизация звука [л] в прямых слогах со стечением согласных

ГЛА – ГЛО – ГЛУ – ГЛЫ

КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ

СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ

ХЛА – ХЛО – ХЛУ – ХЛЫ

ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ

БЛА – БЛО – БЛУ – БЛЫ

ФЛА – ФЛО – ФЛУ – ФЛЫ

ВЛА – ВЛО – ВЛУ – ВЛЫ

ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ

ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ

7. , звук в начале слова

ЛА : лак, лань, ла-ма, Ла-да, ла-па, ло-то, ло-пух, ла-донь, лам-па, лап-ша, лав-ка, лан-дыш, ла-ком-ка;

ЛО : лоб, лов, ло-жа, ло-кон, ло-коть, ло-шадь, лод-ка, лож-ка;

ЛЫ : лы-жи, лыж-ня, лыж-ник;

ЛУ : лук, луч, лу-па, лу-жа, Лу-ша, лу-жок, лун-ка, лу-но-ход, лу-кош-ко.

8. Автоматизация звука [л] в словах , звук в середине слова

ЛА : ю-ла, де-ла, пи-ла, ку-лак, ха-лат, пе-ла, Ми-ла, е-ла, бе-га-ла, хо-ди-ла, о-де-ла, о-бе-да-ла, а-ку-ла, зо-ла, ка-лач, са-лат, во-зи-ла, но-си-ла, пи-са-ла, чи-та-ла, пас-ти-ла, па-лат-ка, об-ла-ко;

АЛ : ал-маз, ал-фа-вит, фи-ал-ка, мо-чал-ка, гал-ка, пал-ка, бал-кон, хал-ва, шал-фей, скал-ка, галс-тук.

ЛО : мы-ло, де-ло, стек-ло, ку-лон, чу-лок, пи-лот, у-лов, га-ло-ши, ко-ло-дец, ка-ло-ши, мо-ло-ко, зо-ло-то, бо-ло-то, мо-ло-ток, о-де-я-ло, по-то-лок, ко-лон-ка, бо-лон-ка, хо-лод-но;

ОЛ : волк, Вол-га, вол-ны, пол-ный, дол-го, мол-ни-я, пол-день, и-гол-ка.

ЛУ : ту-луп, го-лубь, каб-лук, го-лу-бой, клуб, клу-бок, клум-ба, клуб-ни-ка, плуг, глу-бо-кий, Зо-луш-ка, жё-лудь, ша-лун, слу-ги, слу-чай, плу-тов-ка, блу-за, слу-жить, слу-чай-но, за-слу-га.

УЛ : бул-ка, чул-ки.

ЛЫ : по-лы, во-лы, го-лы, кук-лы, уг-лы, кот-лы, сто-лы, ос-лы, пос-лы, пчё-лы, ма-лыш, бе-лый, а-лый, сме-лый, спе-лый, свет-лый, по-лынь, за-плыв, у-ме-лый, ма-лы-ши, а-лы-ча, у-лыб-ка, бу-лыж-ник, бо-ка-лы, пе-на-лы, ка-на-лы, ка-ни-ку-лы;

ЫЛ : мыл-ся, бу-тыл-ка, по-сыл-ка.

ИЛ : ко-пил-ка, пил-ка, по-ил-ка, ко-сил-ка;

ЕЛ : бел-ка, мел-ко, у-зел;

ЁЛ : ёл-ка, тёл-ка, ме-тёл-ка, шёлк, чёл-ка, пчёл-ка, щёл-кать;

ЯЛ : бо-ял-ся, сме-ял-ся.

9. Автоматизация звука [л] в словах , звук в конце слова

АЛ : бал, мал, дал, у-пал, ка-нал, бо-кал, пе-нал, ме-талл, вы-пал, па-дал, зал, жал, пи-сал, сту-чал, спал, сы-пал, са-мос-вал.

ОЛ : гол, пол, у-кол, фут-бол, ствол, че-хол, ще-гол.

УЛ : мул, по-дул, а-ул, тя-нул, ки-нул, стул, ус-нул, зев-нул, шеп-нул, кач-нул.

ИЛ : мил, пил, ку-пил, Ми-ха-ил, ко-сил, но-сил, у-чил, та-щил, гос-тил, са-дил, пус-тил.

ЕЛ : мел, пел, у-мел, хо-тел, дя-тел, Па-вел, си-дел, ши-пел.

ЁЛ : ко-тёл, шёл, по-шёл, ко-зёл.

ЯЛ : мял, го-нял, ме-нял, под-нял, та-ял, си-ял, снял, сто-ял, се-ял.

10. Автоматизация звука [л] в словах , звук со стечением согласных

КЛА : клад, класс.

КЛО : клон, кло-ун.

КЛУ : клуб, клу-бок, клуб-ни, клум-ба, клуб-ни-ка.

КЛЫ : клык, клы-кач.

ГЛА : гла-за, гла-зок, гла-дить, глаз-ки, гладь, глад-кий, глас-ный, со-глас-ный,

ГЛО : гло-ток, гло-бус, глот-ка.

ГЛУ : глубь, глушь, глу-харь, глу-пыш, глу-би-на, глу-бо-ко, глу-бо-кий;

ГЛЫ : глы-ба, у-глы.

ПЛА : план, плащ, пла-ток, пла-фон, пла-кат, пла-тить, пла-тье, пла-не-та, план-ка, плас-тин-ки, плас-ти-лин;

ПЛО : плот, плод, плом-ба, пло-ти-на, плот-ник, плош-ка;

ПЛУ : плуг, плут, плу-ги, плу-тов-ка;

ПЛЫ : плыть.

БЛА : бланк, бла-го-да-рю, бла-го-да-рить;

БЛО : блок, блок-нот, блон-дин, блон-дин-ка;

БЛУ : блу-за, блу-зон, блу-зоч-ка, каб-лук.

ФЛА : флаг, фла-ги, фла-кон, фла-нель, фла-мин-го;

ФЛО : флот, фло-ра, флок-сы, фло-мас-тер;

ВЛА : вла-га, власть, влаж-ный, вла-де-ни-е, Влад, Вла-дик, Вла-дис-лав, Вла-ди-мир.

ХЛО : хло-пья, хло-пок, хло-пать, хло-пуш-ка;

ЗЛА : зла-ки, Зла-то-влас-ка, Зла-то-гла-ва-я;

ЗЛО : зло-ба, зло-дей, зло-дей-ка, злой, злость, злоб-ный;

ЗЛЫ : злы-е.

СЛА : Сла-ва, сла-бый, не-сла, па-сла, слад-кий, слав-ный,скла-ды-вать;

СЛО : сло-во, слог, слон;

СЛУ : слу-ги, слу-га, слу-жить;

ШЛА : шла, шланг, шлаг-ба-ум.

11. Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками

Ло-ла, ло-мал, дол-бил, гла-дил, пла-вал, мол-чал, де-лал, по-лол, ко-лол, ко-ло-ко-ла, гла-ди-о-лус, у-лыб-нул-ся, Вла-дис-лав.

12. Автоматизация звука [л] в словосочетаниях

Голубое небо, тёплый тулуп, белый мел, шёлковый платок, сладкая булка, тяжёлый молоток, светлый локон, белые флоксы, голодный волк, спелое яблоко, весёлый бал, глубокий колодец, смелый солдат, толстый блокнот, толстые чулки, тёплый чулан, алый флаг, молочная каша, толстая палка, холодный подвал, шёлковая блуза.

13. Автоматизация звука [л] в предложениях из 3 слов

Алла ела яблоко. Луша мыла пол. Слава пил молоко.

Луша чистила лук. Володя стал пилотом.

14. Автоматизация звука [л] в предложениях из 4 слов

У лайки – белые лапки. У белки – тёплое дупло. У Милы – голубое

платье. Владик уехал в колхоз. По волнам плывёт плот.

Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол.

Лось убежал от волка. Влад купил духи «Фиалка» .

На яблоне – спелые яблоки. Алла писала мелом слова.

Луша мыла куклу мылом.

Клава каталась на лыжах. У Луши – белые голуби.

Дятел долбил ствол сосны. У слона – белые бивни.

У Золушки – шёлковое платье. Ложка из олова – оловянная.

Платье из шёлка – шёлковое. Аллея из ёлок – еловая.

15. Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов

Мила поставила лампу на стол. Клава покупала молоко и свёклу.

Лола поливала флоксы на клумбе. Слава плавал на плоту по Волге.

У Володи – иволга из пластилина.

Мила мыла пол в классе. Михаил сделал больному Павлу укол.

Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки – цветы.

На полу Клава нашла булавку.

16. Автоматизация звука [л] в предложениях из 6 слов

В голубом небе плывут белые облака. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок упал со стула на пол. Влад плыл на лодке по волнам. Луша надела на голову белый платок. Мила и Володя плывут в лодке.

Волшебница помогла Золушке поехать на бал. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял бокал. Алла купила алычу, а Володя – клубнику. Ласточка, иволга, соловей и галка – птицы.

17. Автоматизация звука [л] в предложениях из 7 слов

Платье, колготки, блуза и плащ – это одежда.

Белла полоскала белый халат в холодной воде.

18. Автоматизация звука [л] в предложениях из 8 – 9 слов

Луша ела спелую клубнику, а Павел ел пастилу.

На балконе у Славы – голубые и белые фиалки.

Алла покупала фиалки, Луша – цикламены, а Лола – флоксы.

Белка, лось, волк, слон и лань – это дикие животные.

19. Автоматизация звука [л] в чистоговорках

ЛА – ЛА – ЛА лопата и пила

ЛА – ЛА – ЛА новая юла

ЛА – ЛА – ЛА высокая скала

ЛА – ЛА – ЛА новая метла

ЛА – ЛА – ЛА в окошке нет стекла

ЛА – ЛА – ЛА Мила пол мела

ЛА – ЛА – ЛА кошка на окне спала

ЛА – ЛА – ЛА лодочка плыла

ЛА – ЛА – ЛА у Володи есть пила

АЛА – АЛА – АЛА я маме помогала

УЛА – УЛА – УЛА я шары надула

ОЛА – ОЛА – ОЛА это наша школа

УЛА – УЛА – УЛА в море плавала акула

ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ в салатнице салат

ЛОК – ЛОК – ЛОК мы купили котелок

ЛОМ – ЛОМ – ЛОМ мы сидели за столом

ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ голубой халат

ЛАС – ЛАС – ЛАС постели палас

ЛО – ЛО – ЛО на улице тепло

ЛО – ЛО – ЛО мы приехали в село

ЛО – ЛО – ЛО мама вымыла окно

ЛО – ЛО – ЛО в лодке новое весло

ЛО – ЛО – ЛО на дереве дупло

ЛУ – ЛУ – ЛУ мы сидели на полу

ЛУ – ЛУ – ЛУ диван стоит в углу

ЛУ – ЛУ – ЛУ я взяла иглу

ЛУ – ЛУ – ЛУ я ищу пилу

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – дети вымыли полы

ЛУ – ЛУ – ЛУ – заведу юлу

ЛУ – ЛУ – ЛУ – всех прошу к столу

ЛО – ЛО – ЛО – на улице мело

ЛО – ЛО – ЛО – платье мне мало

СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла

СЛА – СЛА – СЛА – Мила яблоки несла

ШЛА – ШЛА – ШЛА – мама в комнату вошла

КЛА – КЛА – КЛА – мама пироги пекла

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ подмели полы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ новые столы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ вот идут ослы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у папы нет пилы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ в комнате углы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у мамы нет метлы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ мы стояли у скалы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у Милы две иглы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ мы забьём голы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ завяжи узлы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ в печке нет золы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ вот идут козлы

АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ новые пеналы

АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ на дороге шпалы

ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ у папы много силы

ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ делаю уколы

ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ я стою у школы

ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ мы купили пилы

АЛ – АЛ – АЛ папа гвозди забивал

АЛ – АЛ – АЛ со стола упал пенал

УЛ – УЛ – УЛ я поставил стул

УЛ – УЛ – УЛ наш малыш уснул

УЛ – УЛ – УЛ Павел сел на стул

ОЛ – ОЛ – ОЛ мы забили гол

ОЛ – ОЛ – ОЛ Алла мыла пол

ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ суп уже остыл

ИЛ – ИЛ – ИЛ папа потолок белил

ИЛ – ИЛ – ИЛ машину я катил

ИЛ – ИЛ – ИЛ дятел дерево долбил

ИЛ – ИЛ – ИЛ рисунок папе подарил

ОЛ – ОЛ – ОЛ я поставил стул на стол

ОЛ – ОЛ – ОЛ папа сделал стол

ОЛ – ОЛ – ОЛ Михаил дрова колол

ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ я машину мыл

АЛ – АЛ – АЛ я купил пенал

АЛ – АЛ – АЛ наш малыш упал

20. Автоматизация звука [л] в пословицах и поговорках

Где холодно, там и голодно.

Ловит волк, да ловят и волка!

От лампы – светло, а от печки – тепло.

Дал мёду – дай ложку!

Всякое дело делай умело.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Обещал – сделай, дал слово – выполни!

Делано наспех – сделано насмех.

Неумелой швее иголка с ниткой шить мешают!

Автоматизация звука [л] в текстах

Мяукающий клубок

Лола купила голубые и белые нитки. Смотала нитки в клубки и положила на стол. Голубой клубок упал на пол.

Котёнок подбежал к клубку и стал его катать лапками. Катал клубок, катал, запутался и жалобно замяукал.

В комнату вошла Лола. Она воскликнула : «Голубой клубок замяукал!»

На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный.

Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу : «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу»

У Аллы была кукла. Алла звала куклу Ладой. У куклы – голубые глаза и длинные волосы. Алла катала куклу на велосипеде. Кукла упала в лужу и испачкалась. Алла долго мыла Ладу мылом, одела на неё голубое платье и завязала ей белые банты.

Хотела галка пить

Хотела галка пить. Увидела – стоит кувшин с водой. А вода в нём была на самом дне. Галка скакала, скакала – всё без толку. Никак не смогла галка достать воду. И стала галка кидать в кувшин камешки.

Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться. Какая умная была галка!

Кому пол мести?

Влад и Лада молчали. Потому что кто до обеда скажет хоть слово, тому пол мести.

Вот сидят они в углу и молчат. Влад молчит, и Лада молчит. Влада папа зовёт : «Владислав, ты где? Иди на велосипеде покатаю!» А Владик сидит в углу и молчит. Тут мама позвала Ладу : «Лада, возьми яблоко, сладкое – сладкое!» А Лада сидит в углу и молчит. Молчали они, пока Владику чихнуть не захотелось. Повёл он носом, да как на всю комнату : «Апчхи!»

Ага, Владик, ты «апчхи» сказал, тебе пол мести!

Ну да, - сказал Влад, - «апчхи» - это не слово!

Подумала Лада полминуты и взяла веник.

«Ладно, - сказала она Владику, - Хоть «апчхи» - это не слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь».

И стала Лада пол мести. А Владиславу стало стыдно, и он побежал за совком.

СБОРНИК ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Л У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ НА ЛОГОПУНКТЕ

лОГОПЕД бУРОВЦЕВА е.а.


Спой «песенку парохода»: произноси звук л длительно на одном выдохе: л-л-л...

____________________________________________________________________________

«Подружи звуки». Покажи путь к лодке. Проведи пальчиком слева-направо.

Какие слоги получились?


Назови и раскрась картинки, названия которых начинается на Л:





_____________________________________________________________________________

Назови и раскрась картинки, в названии которых Л находится в середине слова:






Повтори слова, в которых звук Л находится в начале слова.

Игра Эхо (мама говорит «песня», …..добавляет «ласковая песня» и т. д.)

Мама - ласковая мама

Котёнок -

Игра Что есть у Лады?

Игра «Один-несколько»


Проговариваем, заучиваем

Лайка смело лает,

малышей пугает.

Лада искала булавку,

А булавка упала под лавку.


Повтори слова, в которых звук Л находится в середине слова.

Игра «Добавлялки»

Добавь –ла в конце слова и повтори все слово целиком

Добавь -лок в конце слова и повтори все слово

Повтори слова, в которых звук Л находится в середине слова

Игра «Посчитай-ка»


Одна ласточка, две ласточки, три……….., шесть ласточек. И т.д.

Придумай слово в рифму и правильно произнеси чистоговорки:

Ла-ла-ла, там высокая (скала)

Ло-ло-ло, в лодке сломано (весло)

Лу-лу-лу, я бегом бегу к (столу)

Лы-лы-лы, в доме новые (полы)

Добавь -л в конце слов. Повтори слово целиком.

Проговариваем, заучиваем

Повтори слова, где звук Л находится в конце слова.

Игра «Превращай-ка»

Замени первый звук в слове на звук Л. Какое новое слово получилось?

Проговариваем, заучиваем

Игра «Продолжи предложение» («Скажи наоборот»)

Заяц летом серый, а зимой …

Силач сильный, а малыш…

Таблетка горькая, а шоколадка…

Персик сладкий, а лимон…

Лужа мелкая, а река…

Асфальт шершавый, а камень…

Кипяток горячий, а лед…

Волк летом сытый, а зимой…

Шарик легкий, а камень…

Волшебница добрая, а колдунья…

Пьеро грустный, а Буратино…

Зимой холодно, а летом…

Заяц трусливый, а лев…

Говорить правду хорошо, а обманывать…

Правильно произнеси чистоговорки:

Повтори слова с прямым стечением согласных

Игра «Какой? Какая? Какие?» (образование прилагательных от существительных)

Шляпа из соломы (какая?) – соломенная

Ветка ели (какая?)

Цветы на лугу(какие?)

Солдатик из олова (какой?)

Свет от луны (какой?)

Юбка в полоску (какая?)

Ежик из пластилина (какой?)

Палки для лыж (какие?)

Проговариваем, заучиваем двустишия

Игра «Измени предложения»

Проговариваем, заучиваем

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

Повтори слова с обратным стечением согласных

Игра « Сложные слова»

Щенок с белой головой (какой?) - (белоголовый)

Девушка со светлыми волосами - (светловолосая)

Юноша с голубыми глазами - (голубоглазый)

Кот с толстыми лапами - (толстолапый)

Ночь с полной луной - (полнолунная)

Раскрась картинку, отыщи как можно больше предметов, в названии которых есть звук Л.


Повтори слова с двумя звуками Л

Игра «Мамины ошибки» (исправь ошибки, которые допустила мама)

Катя ела (лапша)

Мила села на (лавка)

Лодка качалась на (вода)

Володя принес (белый голубь)

Мила увидела (белая луна)

Проговариваем, заучиваем двустишия:

Повтори словосочетания.

голубое облако белые флоксы тонкий чулок

теплый тулуп голодный волк тёплый чулан

белый мел спелое яблоко алый флаг

шёлковый платок весёлый бал молочная лапша

сладкая булка глубокий колодец толстая палка

тяжёлый молоток смелый солдат холодный подвал

светлый локон толстый блокнот шёлковая блузка

Игра «Исправь предложение»

    Лошадь скакала на всаднике.

    Оладьи съели Милу.

    Хозяин лаял на Полкана.

    Подсолнух полил Клаву.

    Слон нарисовал художника.

    Ёлка выросла под ландышем.

Повтори короткие скороговорки

    У ёлки иголки колки.

    Около кола - колокола.

    Ходят волки возле ёлки.

    Вкусна халва, халве хвала.

    Наш Полкан попал в капкан.

Повтори пословицы и поговорки.

Где холодно, там и голодно.

Ловит волк, да ловят и волка.

От лампы светло, от печки – тепло.

Дал меду – дай ложку.

Всякое дело делай умело.

Не зная дела не суди смело.

Делано наспех – сделано на смех.

Неумелой швее иголка с ниткой шить мешают.

Придумай предложения по картинкам. Раскрась картинки.



Проговариваем рифмовки

    Главное дело я сделать сумела.

    Мел был бел, нам служить умел.

    Полы мыла Алла, Луша помогала.

Повтори трудноговорки.

Ловкие уловки у лентяя Вовки.

Стоит Слава на копне, и копна на голове.

Сел сокол на ствол, да ствол был гол.

Невесело лайке – нету балалайки.

С сосны смола сама стекла.

Составь рассказ из слов.

Мила, гулять, в, лес.

Она, увидеть, ландыши.

Ландыши, расти, под, елка.

Мила, наклониться, чтобы, нюхать, ландыши.

Мила, оставить, ландыши, около, елка.

Проговариваем, заучиваем.

Алла долго булку ела,

Аппетита не имела.

Жучка тихо подошла:

Булку цап – и все дела!

Игра «Рифмушки». (Придумай слово в рифму и повтори получившееся стихотворение)

В уголок Алеша сел, у Алеши много… (дел).

Мал для Милы стал халат и полно на нем… (заплат).

Мотылек в углу сидел, снова к лампе … (полетел).

Юля бойкая была и крутилась как … (юла).

Поднимала Мила лавку, а под ней нашла … (булавку).

Стало в доме тихо, спит в угла… (слониха).

Ответь на вопросы полными предложениями.

Что Лада сорвала с яблони?

Что Мила приготовила из клубники?

Что освещал лунный свет?

Что Слава испачкал смолой?

Что клоун делал под куполом?

Что Володя увидел за селом?

Где Слава слушал пение соловья?

Проговариваем, заучиваем.

Колосок стоял, стоял,

Опустил головку.

Мышка тихо подхватила,

Унесла в кладовку.

Составь рассказ по картинке, используя как можно больше слов со звуком Л.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л

Автоматизация звука [Л] в открытом слоге

Ла - ло - лу
лы - лэ - ла
ло - лу - ла
лу - лы - ла
лу - ло - ла
лэ - лы - ло

Автоматизация звука [Л] в закрытом слоге
ал - ол - ул
ыл - эл - ал
ол - ул - ал
ул - ыл - ал
ул - ол - ал
эл - ыл - ол

В слогах (ала, ало, алу, алы) и слоговых рядах:

Ала-ала-ала ала-ало-алу-алы
ало-ало-ало ало-алу-ало-алы
алу-алу-алу алы-ала-ало-алу
алы-алы-алы алу-ало-ала-алы
алэ-элу-ула алы-ыло-улы-алу

В слогах со стечениями (сла, кла, фла, дла, бла, гла) и слоговых рядах:

Сла-сло-слу-слы кла-кло-клу-клы
фла-фло-флу-флы дла-дло-длу-длы
бла-бло-блу-блы гла-гло-глу-глы

Автоматизация звука Л в словах


1. Проговаривать слова с «Л» в начале

Лак, лоб, лук, лом, лось, ло-жка, ло-дка, лу-жа,лу-на,ло-шадь, ло-коть, лы-жи, лы-сый, ла-вочка, ла-мпочка, лапа, лавка, лампа, ластик, ласточка, лаз, ландыш, лыко, лупа, лук, луч, лунка, луковица, лось, лодка, локоть, лов, лыко, лыжник, луна, лужок, лук, лунатик, лукошко.


2. Проговаривать слова с «Л» в середине

Пи-ла, мы-ла, бы-ла, са-ло, мы-ло, е-ла, се-ла, спа-ла,сня-ла, сда-ла, упа-ла, успе-ла,

би-ла, пе-ла, де-ла,ве-ла,са-лат, ха-лат, пи-лот,ко-лос,мо-лот,ко-лоть

мо-локо, хо-лодец, мо-лодец, мо-лоток, ко-лобок,зо-лото, во-лосы, по-лосы, во-локно, ко-лотить, мо-лотить.

юла, зола, жила, мала, пила, кулак, калач,палатка, булавка, скала, болото, калоши, колодец, пилот, Володя, чулок, холодный, голодный, поломка, столы, колы, голы, волы, полынь, малыш, улыбка, булыжник, школа, Мила, ела, дуло, бегала, ходила, водила, возила, носила, одела, читала, обидела, голубь, желудь, палуба, получать, белый, смелый, алый, целый, вилы, спелый, пчелы, бокалы, пеналы, каналы, вокзалы, каникулы, малыши,шалун.


3. Проговаривать слова с «Л» в конце
Пи-л, бы-л, мы-л, е-л, се-л, спа-л, сня-л, сда-л, упа-л,
успе-л, би-л, пе-л, да-л,вё-л, купи-л, ушё-л, уеха-л, ме-л.

4. Проговаривать «Л» в словах со стечением согласных
благо плот зло блуза
глаза плут злодей клубок
класс плуг слон клумба
платок блокада слово глыба
флаг блокнот клок слух
сладость флот клоп заслуга
шлак флоксы клоун глупый
Бел-ка, бул-ка, игол-ка, пал-ка, бал-кон, вил-ка, бутыл-ка, вол-ки,хал-ва, дол-го, мел-ко
Слон, клуб, клад, клоун, хлопает, клоп, клумба, Клава, главный, сладкий, слово

5. Проговаривать слова с двумя звуками «Л»
Мо-ло-ла, по-ло-ла, ко-ло-ла, пла-ка-ла, пла-ва-ла,де-ла-ла, гла-ди-ла, сло-жи-ла, лоп-ну-ла, ла-ка-ла

Автоматизация звука Л в словосочетаниях

весёлый малыш, гладкий лоб, глубокая лужа,глупая улыбка,голубые волны, кислое молоко,луч солнца, лыжная палка, метла под столом, молочная лапша, нейлоновый плащ, оловянная ложка, платье с воланами, плывущая лодка,плыть к плоту, полная луна, сломанная вилка, холодное молоко,

полосатое платье,палуба теплохода, гладкие полозья,осколок стекла,светлая голова,гнилое яблоко,милая улыбка,тёплый халат,белые клавиши,голубое платье,плохая лодка,тяжёлый молоток,белое полотенце,голубой платок,золотой кулон,голубые глаза,светлая луна,тёплый платок,глубокий колодец,светлые волосы,голубое одеяло,спелое яблоко

белый голубь,спелая голубика,голубой халат,смелый малыш,гладкие полы,белый халат,сладкое повидло,сломанная пила,спелая клубника,белое облако,голубые флажки,тёплое одеяло,глубокий котлован,тёплая ладонь,глубокая лунка,пластмассовая кукла,глубокая тарелка,колкая иголка,холодный подвал,толстая палка,жёлтый подсолнух,жёлтое одеяло,шёлковый платок,подсолнечное масло,белый мел,глупая галка,полный котёл, золотая вилка,весёлый новосёл,полосатый галстук,голубая иволга


Автоматизация звука Л в предложениях


Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Луша полола лук и свеклу. Мила видела слона. Слава идет в кладовую за веслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя - смелый пловец. Клава надела на голову белый платок.

Алла пила молоко.
В кладовой лук и салат.
Володя удил плотву с плота.
Врач надел белый халат.
Дедушка поехал на вокзал.
Дятел стучал клювом и долбил кору.
клава поставила бутылку на полку.
Клубок упал с лавки.
Лара купила куклу.
Лопата стояла у стола.
Мама купила голубое платье.
На ёлке сидела белка.
На клубме растут гладиолусы.
На лужайке много лопухов.
Не клади в салат много лука.
Павел сел за стол.
Папа повязал шёлковый галстук.
Тётя Алла мыла пол.
У Милы гладкие волосы.
Мила ела салат.
Мила надела халат.
Лампа упала.
Мила подняла лампу.
Лайка лает на котёнка.
У котёнка одна лапка белая.
Ласточка поймала бабочку.
Луша взяла лопатку.
Мила вымыла ладони.
У Володи было лото.
Мила пила молоко.
Надя мылась мылом.
Лайка выследила лося.
С яблони упало спелое яблоко.
Около болота утки.
Володя будет пилотом.
Надя каталась на лодке.
Таня скакала на лошади.
В комнате светло и тепло.
Около палаток лопухи и полынь.

На небе луна.
Володя ловкий и смелый.
Володя идёт по лыжне на лыжах.
У халата полы до полу.
Мила вымыла полы.
Холодно. Дядя Лука в тулупе.
Вова и Мила - малыши.
Луша полола лук и свёклу.
Мила видела слона.
Слава идёт в кладовую за вёслами.
В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.
Володя - смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.
Из белого облака выплыла луна.
Спелое яблоко со стола упало.
Дядя Лука копает клумбу лопатой.
Володя и Слава плывут на лодке.
Клава мыла ладони мылом.
Собака унесла в чулан куклу.

Таня надела белое платье.
Над окном плакат.
У Тани на голове платок.
Мила плавает плохо.
По небу плывут облака.
У Милы новый блокнот.
Около дома клумба.
Клава посадила флоксы.
У Глаши голубые глаза.
Мила видела весёлого клоуна.
Клава купила яблоки.
Алла купила белое платье.
Мила несла голубой флаг.
Клава захлопала в ладоши.
У слона белые клыки.
Клава купила молоко и свёклу.
Мила сидела на лавке.
Лада купила ландыши.
Лана пила молоко.
Володя нёс холодную воду.

Лыжники идут по лыжне.
Мама готовила голубцы.
Лошадь увязла в болоте.
Клава ушибла локоть.
На халате вышиты ласточки.
У лайки белая лапка.
Володя кладёт в лодку вёсла.
Слава везёт салазки.
Алла шила платье.
Мила несла флаг.
Милу укусила пчела.
Клава захлопала в ладоши.
Клава купила молоко, масло, лук и свёклу.
Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Павел уехал на футбол.
Михаил поставил бутылку на полку.
Папа купил ёлку.
Стул упал на пол, и я испугался.

Дятел долбил ёлку.
На ёлке Павел увидел белку.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Павел поехал на вокзал.
Павел сел за стол.
У дома лаял пёс.
Малыш упал и плачет.
На пол упал клубок ниток.
Мила повесила на стул Клавину блузку.
Петя мыл пол.
Мила отодвинула стул.
Пилот надел пилотку.
На скакалке узел.
У Вовы упал пенал.
Около стола стул.
По волнам плыл плот.
Котёнок лакал молоко.
Павел получил письмо от Михаила.
Павел служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом починил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Во дворе полаял и замолк пёс.
Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.
Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
Павел ловил голубя.
Клава вышла на балкон.
Волк увидел белку.
Михаил вымыл бокал.
Павел починил стул.
На балконе - фиалки.
Михаил подмёл пол метёлкой.
Нил налил воду в поилку.
Павел положил халву на стол.
В углу сложен хлопок.
Луша подмела пол.
Слава пошёл в школу.
Около слона стоял слонёнок.
Белка сидела на ёлке.
Папа купил лопату, лом и пилу.

Измени предложения:
Я сломал палку об стол.(я..., ты..., он..., мы...,вы..., они...).
Я положил лопату на лавку.
Я ловил на лужайке ласточку.

Мила ела лук. Лада резала салат. Алла надела халат. Николай пел песню. Михаил плыл на лодке. Мила купала куклу. Алла собирала алычу.

Закрепление звука Л в конце слов:

Дядя Михаил коня напоил. Дедушка Нил поймал рой пчел. Павел поймал галку. Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку на пол. Папа купил елку. Стул упал на пол, и я испугался. Дятел долбил кору и искал жуков. На елке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол. Дядя Нил повязал галстук и вышел. Отец поехал на вокзал.

Автоматизация звука Л в чистоговорках


Ла-ла-ла - лопата и пила.
Ла-ла-ла - лавка и юла.
Ла-ла-ла - ландыш и пчела.
Ла-ла-ла - лапа и смола.
Ла-ла-ла - лама и скала.
Ло-ло-ло - ложка и стекло.
Ло-ло-ло - лошадь и седло.
Ло-ло-ло - в комнате тепло.
Ло-ло-ло - вот у белочки дупло.
Ло-ло-ло - в лодке весло.
Лу-лу-лу - шкаф стоит в углу.
Лу-лу-лу - кукла на полу.
Лы-лы-лы - вилы и голы.
Лы-лы-лы - шпалы и полы.
Лы-лы-лы - у нас чистые полы.

Ла-ла-ла - у меня юла.
Ла-ла-ла - на цветке пчела.
Ла-ла-ла - Мила маме помогла.
Ла-ла-ла - Мила в лодочке плыла.
Ло-ло-ло - ловко вымыла стекло.
Ло-ло-ло - светит солнышко светло.
Лу-лу-лу - Алла купила пилу.
Лу-лу-лу - наточили мы пилу.
Лу-лу-лу - Милочка полола лук.
Лы-лы-лы - у нас новые столы.
Лы-лы-лы - у Аллы белые полы.
Лы-лы-лы - Мила вымыла полы.

Ла-ла-ла- Ла-ла-ла - наша Милочка мала
Ла-ла-ла- Ла-ла-ла- Мила молоко пила
Ло-ло-ло- Ло-ло-ло – Алла вымыла стекло
Ло-ло-ло- Ло-ло-ло- стало в комнате тепло
Лу-лу-лу- Лу-лу-лу – лежит веник на полу
Лу-лу-лу- Лу-лу-лу- должен он стоять в углу
Лы-лы-лы- Лы-лы-лы – накрывали мы столы

Ал-ал-ал - Павел днём не спал.
Ал-ал-ал - в углу тёмный подвал.
Ол-ол-ол - пенал упал на пол.
Ол-ол-ол - садимся мы за стол.
Ул-ул-ул - Петя губы надул.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ыл-ыл-ыл - суп давно остыл.
Ял-ял-ял - книгу Петя взял.
Ил-ил-ил - я котёнка напоил.
Ил-ил-ил - Лёня воду пил.
Ел-ел-ел - Вова кашу ел.
Ел-ел-ел - дятел прилетел.
Алка-алка-алка - у Аллы белая палка.
Олка-олка-олка - у меня иголка.

Ал-ал-ал - пенал на пол упал.
Ол-ол-ол - вымыли пол.
Ол-ол-ол - Павел видел футбол.
Ул-ул-ул - ломаный стул.
Ул-ул-ул - пенал упал на стул.
Ул-ул-ул - Павел сел на стул.
Ёл-ёл-ёл - съел капусту наш козёл.

Ол-ол-ол- Ол-ол-ол - Николай наш в лес пошёл.
Ол-ол-ол- Ол-ол-ол - Николай грибы нашёл.
Ал-ал-ал- Ал-ал-ал- Николай грибы сорвал.
Ал-ал-ал- Ал-ал-ал- Николай грибы продал.
Ил-ил-ил- Ил-ил-ил –много я грибов купил.
Ил-ил-ил- Ил-ил-ил- всех друзей я угостил.
логопедический кабинет детской поликлиники г.Дмитров

воспользуйтесь само записью

в интернет-регистратуре

логопед Илюхина Светлана Владимировна

ал бал вал мал пал зал

ол бол вол мол пол зол

ул бул вул мул пул зул

ыл был выл мыл пыл зыл

ил бил вил мил пил зил

ел бел вел мел пел зел

ял бял вял мял пял зял

  1. Отработка произношения слов перед зеркалом: стул, Павел, забыл, пенал, упал, пол.
  2. Чистоговорки:

Ал-ал-ал - пенал на пол упал, ол-ол-ол - пенал упал на пол.

Ул-ул-ул - пенал упал на стул, ыл-ыл-ыл Павел пенал забыл.

  1. Игра «1-2-5-6-7-10» со словами: пенал, стул, зал.

№ 2 Звук Л

  1. Слова: укол, бокал, дятел, вокзал, козёл, футбол, пенал, палка, галка, белка, полка, булка, вилка, балкон, бутылка, фиалка, косилка, скакалка, молния, сеялка, солдат.
  2. Игры «Эхо» (имен. пад. множ. числа) с перечисленными выше словами: палка - палки, булка - ….
  3. Счет 1-10 со словами (см. выше).
  4. Скороговорки:

Ал-ал-ал - Павел днем не спал, ул-ул-ул - Павел сел на стул.

Ол-ол-ол - Павел видел футбол, ил-ил-ил - Павел гол забил.

  1. Выделение слов со звуком «Л» из скороговорок.
  2. Стихотворение «Скакалка»

Очень любит Галка веселую скакалку,

Скок да скок! Галке не жалко ног.

А бывает жалко веселую скакалку.

Отдохни, скакалка! - еле шепчет Галка.

№ 3 Звук Л

1. Слоги и слова(проговаривать по 3-5раз)

ла лаз лак лапа лампа лавка

ло лоб лом лось лодка ложка

лу лук луч лужа Луша луковица

лы лыко лыжи лыжник

2. Отработка произношения слов перед зеркалом: ласточка, ландыш, лошадь,

ма - лыш, у - лыбка.

3. Чистоговорки:

ла-ла-ла-ла - наша девочка мала

лы-лы-лы - подмети полы

№ 4 Звук Л

  1. Слова: лапы, лампа, лама, лапша, юла, пила, акула, школа, халат, скала, лом, лось, лодка, ложка, лошадь, лото, мыло, одеяло, калоши, лыко, полы, столы, вилы, волы, малы, малыш, скалы, лук, луна, лупа, колун, лукошко, шалун.
  2. Запомни и назови: халат, лось, одеяло, лошадь, лодка.
  3. Счет 1-10 - одеяло, акула, лошадь, малыш.
  4. Учим:

Все бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот веселые деньки!

Все - на лыжи и коньки!

  1. Выделение слов со звуком «Л».
  2. Подбор родственных слов: лыжи - лыжник, лыжница, лыжня, лыжный.

№ 5 Звук Л

  1. Слова: палатка, болото, голуби, молоток, булавка, салат, золото, молоко, Володя, чучело, пилот, колос, улов, потолок, колодец, тулуп, получка, наволочка, малыш, солдат, халва, седло, метла, шоколад, масло, водолаз, хлоп.
  2. Счет 1-10 калоши, наволочка, малыш, водолаз.
  3. Слова на «Л» из скороговорки, деление их на слоги (игра «Телеграф»): 1слог - мел; 2слога - белка, …; 3слога - зашептал.

№ 6 Звук Л

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Б елой даже не была.

Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый зашептал:

Я не бегал, я скакал

№ 7 Звук Л

  1. Слоги: кла-кло-клу-клы, акл-окл-укл-ыкл, лка-лко-лку-лкы, алк-олк-улк-ылк.
  2. Слова: Клава, класс, кладовка, класть, клад, клавиши, клуб, клумба, клубника, клок, клоун, свекла, Клаша, клуша, Фекла, закладка, клык.

3. Игры с этими словами - «Телеграф»(деление слов на слоги), «Запомни и повтори»(4-5 слов), «Счет 1-10» - клубника, клоун, клавиши.

4. Составление и проговаривание предложений по данному образцу (с притяжательным прилагательным «Клавин»): Это Клавин класс. Это Клавина клумба. Это Клавино мыло.

5. Спряжение в будущ. и прош. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Полоть гладиолусы на клумбе. Класть лук на полку.(в настоящ. врем.).

6. Заучивание скороговорки: Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.

№ 8 Звук Л

  1. Слоги: сла-сло-слу-слы, асл-осл-уол-ысл, лсо-лсу-лса-лсы, алс-олс-улс-ылс, зла-зло-злу-злы.
  2. Слова: слон, слонёнок, слониха, слоник, слоновый, слоновник, слово, слоги, слух, случать, заслуга, слышать, Слава, сладкий, слабый, послать, злой, злоба, узлы.
  3. Выделение и проговаривание родственных слов.
  4. Счет 1-10 - слон, слониха, слоненок, слоник.
  5. Заучивание серии стихов о слонах:

Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.

Головой кивает слон - он слонихе шлет поклон.

Спит в углу моя слониха, двое маленьких слонят спать давным-давно хотят.

№ 9 Звук Л

  1. Слоги: гла-гло-глу-глы, абл-обл-убл-ыбл, лпа-лпо-лпу-лпы, алф-олф-улф-ылф.
  2. Слова: платье, платок, плакат, платан, пластик, пластилин, пластмасса, плавать, пловец, заплатка, плов, плохо, пломба, плов, плыть, каблук, блокнот, хлопать, хлыст, флаг, флакон, флот, флотилия, флоксы, глаза, гладиолусы, гладкий, гладить, глупый, глубокий.
  3. Подбор предметов к признакам, проговаривание полученных словосочетаний: Голубой, -ая, ое. Белый, -ая, -ое. Глупый, -ая, -ое. Пластмассовый, - ая, -ое. Глубокий, - ая, ое.
  4. Спряжение в прошедшем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Заблудиться в глухом лесу. Полоскать голубое платье в холодной воде. Полоскать белый халат в холодной воде.

№ 10 Звук Л

  1. Учим:

По оврагам ехал лыжник,

По сугробам ехал лыжник,

По дороге ехал лыжник

И наехал на булыжник.

  1. Счет 1-10:

Голубое одеяло, смелый салдат.

№ 11 Звук Л

  1. Назвать птиц, животных, в названиях которых слышится звук «Л»: голубь, ласточка, глухарь, щегол, дятел, галка, перепел, соловей, орел, иволга, сокол, лунь.

Волк, белка, лось, слон, лама, лошадь, осел, козел, шакал, ласка, вол, мул.

  1. Скороговорки: Сел и все съел. Около кола колокола. Дятел сидел на елке и долбил щелки. Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла. В уголок Аленка села, у Аленки много дела. Кот молоко лакал, а Боря булку в молоко макал. Котик ниток клубок укатил в уголок. Потап кота по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал. Милая Мила мылась с мылом, намылилась и смыла - так мылась Мила.

№ 12 Звук Л

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его, наконец-то, отмыло!

Жил - был Забыл.

Где жил? - забыл.

Где был? - забыл.

Что ел? - забыл.

Что пил? Забыл.

Прыгало, прыгало, пугало, пугало на одной ножке

В лес по дорожке не доскакало - ворон увидало.

Испугалось, растерялось, да так и стоять осталось.

№ 13 Звук Л

Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила. Миле в глаз попало мыло.

Что ты плачешь, наша Мила? - Я выплакиваю мыло.

Веник пол подметал, веник очень устал.

Он чихнул, он зевнул и тихонько лёг на стул.

Запилила пила, отпилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и стала - начинай сначала.

Мышка весело жила, на пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало, но всё мышке было мало.

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И как волчата галчата молчат.

№ 16 Звук Л

Козёл-мукомол, кому муку молол, а кому не молол.

От того, кому молол - получал ватрушки.

От того, кому не молол - получал по макушке.

Чтоб кормили лапы волка и зимой не мёрзли долгой,

Волк у волка шерсть чесал - волчьи варежки вязал.

Пилит толстый ствол пила, накалилась добела.

Плясала, плясала по дому метла.

Полы подмела от угла до угла.

Лопата копала, копала, копала,

Потом улеглась, видно очень устала.

Молоток стучал, стучал, стучал, гвозди в доску загонял.

Колотил он с толком - получилась полка.

Лом ломает толстый лёд, лом ломать не устаёт.

№ 17 Звук Л

Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала, быть хозяйкой нелегко.

Голубь белый, голубь смелый…Сделал он большое дело.

По полям, лесам летал и поклон от нас всем детям:

Белым, желтым - всем на свете белый голубь передал.

Мама мыла Милу мылом, маме мыла не хватило,

Мама в лавочку сходила, только мыла не купила.

Ладно, мой меня без мыла, - улыбнулась маме Мила.

Это было б очень мило - вымыть Милочку без мыла,

Только кончилась вода. Вот беда!

№ 18 Звук Л

Русские народные скороговорки:

У ежа и у ёлки иголки колки.

Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.

Ты, молодец, скажи молодцу:

Пусть молодец молодцу скажет,

Пусть молодец теленка привяжет.

Бегал заяц по болоту, он искал себе работу,

А работы не нашёл, он заплакал и пошёл.

№ 19 Звук ЛЬ

  1. Слова: липа, лимон, лиса, лицо, лист, лето, лебедь, лес, лев, лейка, лента, лесник, лепёшка, лестница, люди, люк, малина, качели, телега, колесо, колено, полено, олень, палец, улей, балет, тюлень, билет, котлеты, валенки, василек, теленок, самолет, поляна.
  2. Образование полных имен: Толя - Анатолий, Лена - Елена, Илюша - Илья, Леша - Алексей, Леня - Леонид, Люба - Любовь, Лида - Лидия, Валя - Валентина, Галя - Галина, Лева - Лев, Люда - Людмила, Аля - Алевтина, Оля - Ольга.
  3. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Лепить оленя. Поливать лилии. Клевать клюкву.
  4. Счет 1-10 - телега, тюлень, теленок, колесо.

№ 20 Звук ЛЬ

  1. Слова: пыль, ель, мель, шаль, сталь, даль, моль, боль, ковыль, бутыль, фасоль, соболь, кольцо, пальто, пальма, мальчик, ельник, плеть, клен, клей, след, блеск, клещи, плечи, клетка, слепой, клюв, ключ, слюда, клюква, плита, слива, глина, шляпа, фляга, туфли, вафли, калитка.
  2. Запомни и повтори: липа - ель- тополь- клен.
  3. Подбор названий деревьев и кустарников со звуком»ЛЬ»: тополь, липа, клен, калина, малина.
  4. Словообразование относительных прилагательных от названий деревьев и кустарников: Аллея (какая?) кленовая, липовая, калиновая, тополиная. Лист (какой?) кленовый, липовый, калиновый, тополиный. Полено (какое?) кленовое, липовое, калиновое, тополиное. От названий ягод: «Какой компот?» - из малины, из калины, из клюквы.

№ 21 Звук ЛЬ

  1. Слова: улица, поле, цыплята, козлята, коляска, пилюли, малютка, спальня, мельница, сливки, хлеб, хлев, капля, сабля, пляска, белье, колья, Ольга, шпилька, сильный, будильник, сельдь, умельцы, мотылек, кошелек, салют.
  2. Спряжение в настоящем времени (Я, Мы, Вы, Ты, Он, Она, Они): Лепить из пластилина. Любить лимонад.
  3. Родственные слова: белка - бельчонок, беличий, бельчата, белочка.
  4. Притяжательные прилагательные: лиса - лисий хвост, лисья морда, белка - … , волк - … .
  5. Назвать детенышей животных:

У льва - львята, у лисы - … , у лягушки - … , у лебедя - … , у тюленя - … ,

у косули - … .

№ 22 Звук ЛЬ

1. Запомнить стишки, назвать родственные слова:

Слов «ленивый», «лень», «лентяй» никогда не забывай.

Только лень свою забудь и лентяем ты не будь.

Лиска, лисонька, лиса! Ты в каких живешь лесах?

Лисий хвост замел следы. Где лисичка? Видел ты?

Белый, беленький, белить - маляром хочу я быть.

От побелки и покраски станут домики как в сказке.

2. Скороговорки:

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Коля колет колья.

Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.

Неделю Емеле прясть короб кудели.

А Емелиной дочке прясть одну ночку.

№ 23 Звук ЛЬ

Воду лили, лили, лили, поливали. Ляленьку купали.

Самолет, самолет, он готов уже в полет,

Полетит он над полями, полетит он над лесами.

Эти вишни, эти слива сами мы сажали,

Эти кустики малины сами поливали.

Летели две птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились.

Сели, посидели, взвились, полетели,

Песенки запели.

Листья сыплются дождем, под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Все летит. Должно быть это улетает наше лето.

Листопад, листопад, опустел и лес, и сад.

№ 24 Звук ЛЬ

В магазине Валеньке покупают валенки,

Маленькие валенки до чего милы!

Но надела валенки маленькая Валенька -

Оказались валенки на нее малы.

Зиму всю мели метели - клены, липы поседели…

А весной повеселели, зацвели, зазеленели:

Птицы с юга прилетели - ветки лапами согрели.

Ледоход, ледоход! Раскололся зимний лед.

Может это ледокол по Москве-реке прошел?

Нет, большие ледоколы никогда не ходят тут.

Это от лучей веселых льдины скользкие бегут.

№ 25 Звук ЛЬ

Целый день лежит тюлень и лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье не пример для подражанья.

Глупый маленький теленок только вышел из пеленок.

Вот тебе косыночка, ты теленок Зиночка.

Метели летели, летели метели,

Стелили в долинах из снега постели.

Кружили, мели, завывали метели,

Над лесом, над полем гудели и пели.

Метели летели, метели плясали,

Леса и поляны в снега пеленали.

Калины и липы, клены и ели

Заснули, застыли под белой метелью.

№ 26 Звуки Л-ЛЬ

  1. Слова-паронимы: юла - Юля, лук - люк, мел - мель, был - быль, угол - уголь, цел - цель, мол - моль, пыл - пыль, дал - даль, коли - колы, вали - валы, вили - выли, галька - галка, полка - полька, Поля - пола, ель - ел, лисий - лысый, полынь - павлин, улыбка - улитка.
  2. Различение «Л» - «ЛЬ» на слух и в произношении:

а) ля, ла, ло, ели, осль, слу, шла, шли;

б) лом, лед, калина, калитка, колос, колеса, полоса, полено, ладонь, ловкий, холод, ледяная, половина, полотенце.

3. Образование прилагательных с ласкательным значением: белый - беленький, теплый - тепленький, светлый - светленький, целый - целенький, голый - голенький.

4. Счет 1-10 - ловкая, веселая белка; большой, злой волк.

№ 27 Звуки Л-ЛЬ

  1. Слова: лоб - лед, лов - Лёва, пилот - полет, колосья - колеса, слон - силен, кулачок - светлячок, игла - земля, глазки - коляски, хлыст - лист, слышать - слишком.
  2. Договаривание предложений о ловкой, веселой белке и большом, злом волке: В лесу прыгала с ветки на ветку веселая, ловкая белка. По лесу бегал большой, злой волк. Мы увидели в лесу (веселую, ловкую белку или большого, злого волка). Мы подошли поближе к …. Мы любовались … и возмущались … . Мы рассказали о … и о … .