Эссе "война глазами детей". Великая Отечественная война глазами ребёнка (Школьные сочинения) Эссе на тему война моими глазами

Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни
погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха.
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время.
Война – это действительно страшное для всех нас слово! Но мне бы хотелось особое внимание уделить детям, которые жили в ту пору. Мы родились в счастливое время, войны не было, так что наше поколение в действительности не имеет представления, что это такое? Мы все от этого очень далеки, но сейчас большой выбор военной литературы, в которой все подробно написано о войне.
Я думаю, что тяжелей всех, на тот момент было детям. Ведь тогда их не воспринимали как детей, все были на равных. А ведь некоторым было по 5-6 лет. Война отучила этих детей плакать. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Они четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты. Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки.
Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Детей постоянно перебрасывали из одного детдома в другой. Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Факультет Юридический

РЕФЕРАТ
по дисциплине « Отечественная История»
тема: « Война глазами детей »

автор: Пархачева Ирина
учебная группа 2 , юриспруденция бакалавриат
руководитель: Снигирёв С. Ф.
Санкт-Петербург, 2011 год.
Содержание:
стр.2......................... .............................. Содержание
стр.3......................... .............................. Введение
стр. 6……………………………………... Дети в тылу
стр.12-20 …............................. ...............Дети в партизанском движении. Биографии.
стр.12-Марат Казей
стр.13- Вася Коробко
стр.14- Валя Котик
стр.15- Надя Богданова
стр. 17- Лёня Голиков
стр. 18-Зина Портнова
стр. 19- Аркадий Каманин
стр. 22............................ ........................Дети в блокадном Ленинграде

стр.26........................ ............................. Дети в концлагерях

стр. 31............................ ........................Письма детей.

стр.35........................ ............................. Вывод

стр. 38............................ ........................ Библиографический список
стр. 40............................ ......................... Приложения (фотографии)

Введение.

"Над проселочной дорогой
Пролетали самолеты...
Мальчуган лежит у стога,
Точно птенчик желторотый.
Не успел малыш на крыльях
Разглядеть кресты паучьи.
Дали очередь – и взмыли
Вражьи летчики за тучи..."
Д. Кедрин.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 65-85-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Время не стоит на месте. События Великой Отечественной войны вышли в историю, её по учебникам проходят современные школьники. В 2012 году исполняется 67 лет со для её окончания. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб на территории нашей Родины. Но война не стёрлась с людской памяти и забыть те страшные дни нельзя. Потому что война – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года страшных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.
Тогда терпели страдания и лишения все – и старые, и молодые, и солдаты, и их семьи. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, которое так внезапно прервалось, от ада бомбёжек и страшной тишины сиротства… Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, потому что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы.
Как же жили тогда, дети войны? Мне захотелось больше узнать и составить цельное впечатление о детях военной поры.
Поставила перед собой задачу, выяснить какова роль детей в годы войны, каков был их вклад в победу. Также познакомиться с биографиями и историями отдельных ребят того времени, которые проявили особое мужество, несмотря на свой юный возраст. Я остановилась именно на этой теме ещё и по причине того, что учусь в педагогическом вузе, мне также предстоит затронуть тему обучения во время войны.
Для этого определила пути достижения поставленной цели:
? работа с книгами по истории Великой Отечественной войны
? работа с ресурсами сети Интернет
? работа с авторскими книгами о людях той поры
? ознакомление с сообщениями Совинформбюро, для восстановления ситуации тех дней
? работа с документальными источниками(фото, записи из архивов)
Данная тема мне кажется очень актуальна в настоящее время так как современное поколение должно больше уделять внимания данной тематике, ведь это относительно недавние страницы нашей истории и очевидцы того времени ещё живы, хотя к большому сожалению, но наверное мы являемся последним поколением, которое видело ветеранов. В дальнейшем историю можно будет изучать лишь по книгам, а не рассказам людей того времени.

Дети в тылу.
Из утреннего сообщения Совинформбюро:“Молодёжь одного из заводов, обязались выпустить ко Дню Красной Армии машины сверх плана. Бригады сборщиков, руководимые тт. Винокуровым и Нинуа, работали, не считаясь со временем. Свое обязательство молодёжь выполнила досрочно. Сейчас собирается третья боевая машина сверх плана.»21 февраля 1942 г.

По статистике в 1941-1942 количество детей, подростков в оборонных предприятиях выросло. Если в 1940 году доля молодёжи на них составляла примерно 5%, то в 1942 – 17%, а в наркомате тяжелой промышленности 25-48,4%. Многие из них с первых дней войны выступили организаторами патриотического движения. Работать за самого себя и за товарища, который ушел на фронт- выполнять в военное время две или даже три нормы.
27 июня 1941 года газета “Правда” говорит, что около 2 тыс. московских школьников прибыли на предприятия, что бы составить замену ушедшим на фронт. В начале июля более 1,5 тыс. школьников города Томска встали за станки вместо рабочих, которые ушли в действующую армию. В нашей стране приобрело популярность движение “Молодёжь - на производство!”. Особой популярностью оно пользовалось у старшеклассников. В конце 1941 года ребята г. Горького без отрыва от школы решились помогать предприятиям лёгкой промышленности в наиболее быстром выполнении заказов фронта. После занятий они усердно выполняли работу в швейных цехах, помогали работникам обувной фабрики, брали заказы на дом и изготовляли столовые приборы, тёплые вещи, подшлемники, участвовали в пошиве военной формы солдат.
Нельзя без внимания оставить рассказ Нурулла Базетова, сталевара из завода в Верх -Исетске.
“Это было в конце 1941 года, - рассказывает Нурулла. - Завод получил срочное задание. В выполнение его включились все мастера. Получил задание и я. Взвесив свои возможности, я понял, что выполнить его не могу - не было людей. Тогда я обратился к начальнику цеха: “Или давайте людей, или же снимите задание”. Начальник цеха покосился и произнёс: “Вот тебе пополнение, обучи и приступай к делу”, - и показал на группу ребят. Передо мной стояли мальчишки - школьники, эвакуированные из Смоленска и Курска. У меня по коже мороз пошёл: дети и к мартеновской печи. Такого ещё не было. Но что оставалось делать: трое лучших металлургов ушли на фронт, а заменить их было некем, и я взял 12 мальчишек. Пришлось их учить, показывать всё до мелочей. Вначале выполняли посильную работу на подноске, а потом постепенно стал их приучать заглядывать и в печь. Многим приходилось подставлять та
буретки, ящики, чтобы могли достать до заслонки печи. Часто заходил посмотреть на пополнение начальник цеха, а однажды, посмотрев, как они тянутся к этим табуреткам к заслонкам, сказал: “Ты, Базетов, смотри, сталь варить надо, но и ребят беречь надо, смотри, чтобы не сгорели при открытии заслонки.”
В 1942 году в завод "Серп и молот" влилось более 3 тыс. юных рабочих без малейшего опыта работы. Около 100 человек из числа вчерашних школьников. Но не смотря на свой юный возраст они легко осваивали работу сталевара, перевыполняли планы, и совсем скоро о молодёжном цехе стало известно на всю страну. На протяжении 5-ти месяцев цех получал Красное знамя ГКО.
В начальный этап войны на металлургический комбинат в Магнитогорске поступило около трёх тысяч выпускников ремесленных училищ. Возраст ребят был примерно 16-18 лет, но с самых первых дней они стали самостоятельно обслуживать агрегаты, ими велась работа у доменных печей, трудились они наравне с взрослыми рабочими, участвовали в соревнованиях по планам, показывали пример героизма трудящихся. За три года войны они выплавили 1 млн. тонн стали, 580 тыс. тонн чугуна, выпустили 571 тыс. тонну проката. Только в металлургическом комбинате Кузнецка, где основную массу рабочих составляли ребята до 18-ти лет, за годы этой войны было произведено огромное количество стали, для изготовления 100 млн. снарядов и танковой стали для 52 тыс. тяжёлых танков.
По словам очевидцев, в те суровые дни можно было видеть очень много московских школьников на заводах. В серых стёганных ватных брюках, телогрейках, в больших и совсем не по размеру, ботинках на толстой подошве стояли они за станками, некоторые, совсем маленькие на специальных подставках.
Более 150 школьников в первые дни войны пришли на автозавод в городе Горьков. В. Савоськин, школьник, которому довелось работать там, рассказывает: “Мой отец одним из первых ушёл на фронт. В тот же день я отправился в отдел кадров попросил принять меня вместо отца. Мне не отказали, хотя было всего 15 лет, и направили в механосборочный цех учеником шлифовщика. Вскоре цех стал молодёжным. В нём работали бывшие школьники Дуся Мешкова, Николай Алёшин, Иван Ермаков, Александр Крюков, Николай Алёшин, Иван Демин. С ними мы создали свою бригаду. Делали стволы для миномётов. Задание было ответственное, но мы с ним справлялись”.
Бригада В. Савоськина образцово справлялась с поставленными перед ними заданиями и в 1942 году за лучшее выполнение планов была награждена переходящим Красным знаменем комитета комсомола, потом, в 1943 году знамя было оставлено ей навсегда. Важно заметить, что бригаде также дали право контролировать себя самим. Продукцию данной бригады ОТК не проверял – она всегда была наивысшего качества. Это и многое другое подчеркивает героический дух людей и желание помочь своей Родине.
29 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ призвал всех учащихся СССР: работать на благо фронта, наравне с отцами, матерями, старшими братьями, сестрами. И школьники в ответ проявили участие и интерес в всех патриотических движениях, в которые были охвачены комсомольцы и молодёжь. Есть и конкретные примеры: нельзя обойти стороной подвиг Миши Ключина- 15-ти летнего школьника. Вместо школы в 1941 году он направился на завод и просил взять его на работу за станок, хотя директор завода не мог поверить, что мальчик справиться, но его взяли, как рядового рабочего. Под руководством мастера он быстро овладел профессией не хуже взрослых людей. Упорство и настойчивость помогли Дмитрию постепенно обслуживать два, а потом три станка, а затем ему доверили и комсомольско – молодёжную бригаду. Став бригадиром, он поставил цель улучшить организацию труда на заводе. И это ему успешно удалось. Упорядочив доставку инструментов к станкам, усовершенствовав перевод станков с рабочего положения на холостой ход и обратно, в результате время обработки деталей сократил в 3 раза. Совершенно по-другому была организованна работа бригады. Она стала выполнять дневные задания на 260-270%.
Производственные мастерские действовали во многих школах нашей большой страны, в них изготовляли различную продукцию, которая потом шла на оборонные предприятия. Например, в столице нашей Родины в 347 таких мастерских работало более 16 тысяч школьников. Меньше чем за год они самостоятельно произвели продукцию более чем на сорок миллионов рублей. В учебных заведениях была налажена починка шинелей и кителей, маленькие столяры изготовляли ложи, приклады для винтовок и автоматов, лыжные палки, слесари и токари – детали для мин и другие нужные заводам вещи.
Хотелось бы сказать несколько слов и о Пионерах- Героях Социалистического Труда: Пионерской дружине Турсунали Матказилова было дано задание вырастить урожай хлопка. Однако ударили заморозки и весь хлопок оказался под угрозой погибели. Пионер Матказилов организовал круглосуточное дежурство: он и его товарищи изготовили колпачки из бумаги, которыми накрыли кусты хлопчатника, и жгли костры рядом с посевами. Благодаря действиям пионеров, большую часть урожая удалось спасти.
Несмотря ни на что в годы войны школы продолжали работать и обучать детей. И какими бы не были условия, особенно в городах близких к фронту, часто в бомбоубежищах, в подвалах, в большинстве помещениях без тепла и электричества, при керосиновых лампах школьники продолжали учёбу. По рассказам моего прадеда, у них не было тетрадей и писали они в газетах между строчек. Когда же занятия срывались бомбёжками, то дети продолжали самостоятельно готовиться дома. Успеваемость по данным была высока, дети стремились получать знания. На каникулах дети участвовали в ремонте школ. Работа велась и на пришкольных участках, под чутким руководством учителей- биологов, выращивали картофель и другие культуры. В ряде школ по стране выращивали сахарную свеклу, которая там раньше никогда не росла; в школах города Тулы школьники вывели более 60 новых сортов вишни, яблок и груш.
Благодаря самоотверженному труду детей, подростков был внесет огромный вклад для победы. Каждый ребёнок, который из-за тягот войны не увидел детства- уже герой. Дальше я решила собрать некоторую информацию о детях, которые были партизанами.

Дети в партизанском движении. Биографии.

Марат Казей
Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Вася Коробко.
Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.
Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Валя Котик.
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Надя Богданова.
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Лёня Голиков.
Голиков Леонид Александрович - юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей.
Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино ныне Парфинского района Новгородской области в семье рабочего.
Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Особенно отличился при разгроме вражеских гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград.
13 августа 1942 года группа разведчиков, в которой был и Лёня Голиков, в районе деревни Варница Стругокрасненского района Псковской области совершила покушение на фашистского генерал-майора инженерных войск Ричарда Виртца и захватила ценные документы, в числе которых - описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие данные разведывательного характера.
24 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых в бою у села Острая Лука Дедовичского района Псковской области. Похоронен на родине - в Лукино на деревенском кладбище, где на его могиле установлен величественный памятник.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Голикову Леониду Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
Герою установлены памятники в Великом Новгороде перед зданием Администрации города и в сквере около гостиницы "Волхов", а также в Москве на территории Всероссийского выставочного центра (бывшая ВДНХ). Именем Лёни Голикова названы улицы в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге.
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Аркадий Каманин.
Аркадий Каманин стал боевым лётчиком в 14 лет. Удивлению взрослых не было предела, когда к ним в корпус штурмовой авиации прислали механиком по спецоборудованию мальчишку. Придирчивые экзаменаторы убедились в хорошей подготовке механика, который до этого два года в летние каникулы работал на аэродроме. Отец Аркадия был генералом, но сын не производил впечатления "генеральского сынка". Обслуживая самолёты, он многому научился, но заветная его цель была - летать. Неоднократно он летал пассажиром на почтовом самолёте, а затем в качестве бортмеханика и штурмана-наблюдателя на самолёте связи ПО-2, и лётчики доверяли ему управлять самолётом, набравшим высоту, и в горизонтальном полёте совершать простейшие манёвры.
Но однажды случилось непредвиденное. Удиравший от наших истребителей "Юнкерс", яростно отстреливался, и шальная пуля ранила в лицо осколками лобового стекла лётчика самолёта ПО-2, случайно оказавшегося в зоне боя. В этом же самолёте находился и Аркадий. Ему-то и передал управление самолётом лётчик, сумев переключить на него рацию. При подлёте к аэродрому навстречу ПО-2 вылетел сам командир эскадрильи. Он начал в воздухе инструктировать Аркадия. Мальчик посадил самолёт успешно. - Ему открылась дорога в небо. Через два месяца Аркадий стал пилотом. Он стал самостоятельно выполнять задания по связи. Из штаба корпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков, выполнял самые различные задания.
Пролетая однажды вдоль линии фронта, Аркадий увидел штурмовик Ил-2, который дымился на нейтральной полосе. Увидев, что из самолёта никто не появляется, Аркадий пошёл на посадку. С трудом вытащил из горящего самолёта раненного в голову осколком лётчика, который попросил его снять с самолёта фотокамеру и сообщить в часть, что задание выполнено (это был самолёт-разведчик, который должен был доставить последние сведения об обороне противника в канун намечавшегося нашего крупного наступления).
Аркадий под огнём противника перенёс в свой самолет фотокамеру, а затем вернулся за раненым летчиком. Несколько попыток втащить его в самолёт оказались безуспешными. Когда это, наконец, удалось, тот потерял сознание. Ценные разведданные были доставлены генералу Байдукову. И таких драматических эпизодов в боевой жизни Аркадия - множество. Закончил он войну в 16 лет кавалером трёх боевых орденов. В 1947 году жизнь Аркадия Каманина внезапно оборвалась. Это можно было бы считать случайностью, если не иметь ввиду трагические последствия войны для её малолетних участников. Боевые действия требуют от каждого воина невероятных, запредельных усилий, которые выдерживает не каждый взрослый. Дети "надорвали" своё здоровье на войне. Эту трагическую страницу войны никто не исследовал.

Дети в Блокадном Ленинграде.
Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года)- 872 дня. И все эти дни в городе были дети. Они вместе со взрослыми переживали трагедию этого города. Детям было несомненно тяжелее чем взрослым, они не понимали всю суть происходящего полностью. Почему нужно было по звуку сирены бежать в бомбоубежище? Почему все время плачет мама? И почему почти нет еды. Но дети понимали, что в их страну, в их город и в их дом пришла большая беда. Но Город жил, сражался против захватчиков, изо всех сил, и дети и подростки принимали посильное участие в этом. Они пришли на военные заводы- работать у станков, на полях совхозов выращивали различные культуры, помогали при уходе за ранеными в отрядах партизан. Больше пяти тысяч подростков Ленинграда за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.
21 ноября начала действовать «Дорога Жизни»- сначала это был конный обоз, но вскоре начали ездить и машины. Наконец Ленинград начал получать хлеб и незначительное продовольствие. Но не мало времени пришлось ждать пока порции хлеба станут больше, не 125 грамм, а хотя бы 300. Естественно, что эшелоны с продовольствием не могли восполнить все запасы продуктов и других необходимых для жизни вещей в городе. Ленинград заботился о детях, находившихся на тот момент внутри кольца. Их было около четырёхсот тысяч. Эшелоны привозили детям некоторые скромные подарки и иногда сладости. Заблота о детях стала характернейшей чертой для людей того времени.
Для старшего поколения это было сильнейшей мотивацией. Они понимали, что если не смогут отстоять город, то и не смогут спасти детей. В то же время из города старались вывести детей и матерей, но увы, всех вывезти не получилось бы, поэтому в эшелоны брали лишь тех, кто находился в самом трудном положении. Примерно двадцать тысяч солдат обслуживали « Дорогу Жизни». Героизм этих людей является одно из прекрасных страниц в нашей истории. Без этих людей город вряд ли бы выжил. Каждый из этих людей был героем.
Весна 1942. На цеха предприятий, опустивших к тому времени, приходят сотни и тысячи детей и подростков, для оказания посильной помощи городу. В 13-16 лет они не боясь трудностей смело становились за станки и выпускали снаряды и другое оружие, так необходимое для фронта. Как я уже говорила раньше, для удобства им сделали специальные подставки, так как рост детей не сравним с ростом взрослых рабочих. Очевидцы того времени вспоминают, что над рабочими местами детей были таблички, написанные ими же от руки: « Не уйду пока норму не выполню».
Все знают историю жизни Тани Савичевой, и я бы не хотела обойти эту страницу истории блокадного Ленинграда стороной. Этот блокнтоник состоит из девяти страниц. На каждой из которой - смерть близких людей. « 28 декабря 1941 года -умерла Женя. Бабушка умерла 25-ого января 1942 года, дядя Вася умер 13 апреля, мама-15 мая.» А потом идет: « Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.» Столько боли и страданий этой маленькой девочки вложено в эти строки. Люди разных возрастов и национальностей не могут сдержать слез, когда видят эти строки, написанные слабой детской рукой. Увы, судьба Тани тоже сложилась очень печально. Она была вывезена из города, но иммунитет ребёнка был настолько слаб, что она умерла вскоре от истощения и страданий, выпавших на её долю. Необыкновенно живучим оказался миф, который с конца 50-х - начала 60-х годов повторяется на страницах разных изданий из года в год. Это миф о том, что дневник Тани Савичевой в качестве обвинительного документа был представлен на Нюрнбергский процесс. Глубочайшее заблуждение, основанием которого является элементарное незнание того, что в материалах Нюрнбергского процесса имеется подробный перечень представленных на суд документов. Международный военный трибунал проходил во Дворце юстиции города Нюрнберга с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года. Внимательно просмотрев сборники материалов многотомных изданий "Нюрнбергский процесс" - огромные фолианты издательства "Юридическая литература", можно познакомиться со всеми документами, доказывающими преступления нацистов, с допросами свидетелей и их показаниями, с материалами обвинения и убедиться, что дневника Тани Савичевой на процессе не было.
Как бы нам этого ни хотелось, но это так. Иначе этот блокнотик остался бы в городе Нюрнберге, в документах трибунала, а не экспонировался в Музее обороны Ленинграда с 1944 года до его передачи в Музей истории города в 1953 году. Хотя это нисколько не умаляет его значения. Строчки, выведенные обессиленной рукой ребёнка в тягостные блокадные дни, действительно стали документом потрясающей силы, каждая страничка которого - обвинение фашизма в бесчеловечных преступлениях.
И история семьи Савичевых типична для блокады. Каждую ленинградскую семью задело подобное, война не пощадила никого.
Одним из главнейших достижений стало то, что школы не прекратили свои работы. Тридцать девять школ работали и в самые холодные дни зимы. Школьные столовые старались обеспечить детей питанием. Из отчета школы 251, района Октябрьский: «55 человек из 220 учеников продолжают занятия, т. к. сказывается недостаточное питание. Смертность за декабрь-11 мальчиков, остальные лежат и школу посещать не могут. В школе учатся только девочки, но и здоровье их значительно ухудшается.» Но учебный процесс шёл несмотря на трудности. В этом и многом другом заключается огромный подвиг жителей Ленинграда в дни блокады.

Дети в концлагерях.
Очевидцы вспоминают...

Во время своих агрессивных походов фашистский вермахт не щадил даже детей. И уже никогда не будет установлено количество детей, уничтоженных или умерших в концлагерях. От них остались лишь горы маленьких ботинок и игрушек.
Первые дети попали в лагерь уже в нюне 1939 года. Это были дети цыган, которые вместе с матерями прибыли транспортом из австрийской земли Бургенланд, среди них - двух- и трехлетние. С детьми в лагерь бросали и еврейских матерей. После начала второй мировой войны матери с детьми прибывали из стран, подвергшихся фашистской оккупации, - сначала из Польши, Австрии и Чехословакии, потом - из Голландии, Бельгии, Франции и Югославии. Часто мать умирала, и ребенок оставался один. Чтобы избавиться от лишенных матерей детей, их транспортом отсылали в Бернбург или Освенцим. Там их уничтожали в газовых камерах...
10 июня 1942 года банды СС сровняли с землей деревню Лидице в Чехословакии. Мужчин расстреляли, большинство детей отправили в «детские приюты», где их уничтожили. Около двухсот женщин, девушек и маленьких детей - четыре поколения - в начале июля прибыли в Равенсбрюк. Самой старой женщине - прабабушке - было девяносто два года.

Для лагерного начальства дети были ненужным балластом. О них имелись особые предписания. Никто из них не смел покидать блок; появляться на Лагерштрассе они могли лишь в сопровождении блоковых или штубовых. Лагерное начальство полагало, что детям достаточно свежего воздуха, пока они стоят на утренних и вечерних аппелях. Им не разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении. Запрещалось чему-либо обучать детей. Если надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку. Если при этом была мать, то надзирательница избивала и ее, грубо крича: «Лучше следи за своим ублюдком!».
Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.
Если осиротевш
и т.д.................

Война глазами детей. Сочинение

Тема;

Подвиг Виктора Носова

Дарбинян Рита 15 лет
Руководитель: Воронкина Людмила Артемьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ г.о. Тольятти

Казалось, кончилась война уже давно,
Десятки лет назад последние бомбежки,
Войну мы видим только лишь в кино,
Ее мы забываем понемножку.

Война… Сколько горя, слез, боли, бессонных ночей, материнской скорби заключено в этом слове! За прошедшее столетие в истории нашего государства было немало войн: Первая мировая, гражданская, Великая Отечественная, Война в Афганистане, Чечне…Мне хочется написать о тех, кто защищал честь, достоинство, независимость Отчизны. Это солдаты. Александр Матросов, Николай Гастелло, Виктор Носов, Василий Жилин… Этот список смог бы занять ни одну страницу героической летописи нашего народа. Да, они сражались за будущее нашей Родины, за то, чтобы мы могли жить в свободной стране. Молодые ребята и опытные бойцы – все шли защищать Россию. Солдат войну не выбирает. Пришел приказ оборонять страну – значит надо идти в бой, в смертный бой “не ради славы, ради жизни на земле”. Если бы не их беззаветное мужество, наша Родина давно бы была зависимым государством. Спасибо им!
На войну уходят многие, но возвращаются не все. Имена многих из тех, кто не вернулся, становятся достоянием истории. Они живут в сердцах и памяти народной. Потомки помнят о них, на их жизненном примере воспитывают молодежь, их именами называют города, поселки, улицы, корабли, в их честь возводят памятники. Памятники… Сколько их рассеяно по земле русской! Пожалуй, нет в нашей стране уголка, где бы не чтили память героя – земляка.
Я хочу рассказать о подвиге Николая Носова, именем которого названа школа, в которой я учусь.

В феврале 1945 г. наши войска, взломав сильно укрепленные позиции противника, на западном берегу реки Дайме, овладели городом Топпау - важнейшим узлом вражеского сопротивления на подступах к Кёнигсбергу. Восточная группировка противника, отрезанная от Германии, старалась любой ценой удержать свои позиции. В окруженный Кенигсберг немецкое командование бросало подкрепления.
13 февраля 1945 г. экипаж в составе Виктора Носова, Александра Игошина (штурман), Федора Дорофеева (стрелок-радист) совершил таран вражеского самолета и погиб.

Воздушная разведка обнаружила три крупных транспорта противника. На их уничтожение вылетело несколько экипажей. В районе мыса Гиксгефт самолеты настигли противника. Завязался бой. Вдруг самолет Носова тряхнуло. С большим трудом летчику удалось выправить самолет, но не было никакой надежды дотянуть до ближайшего аэродрома. И экипаж решил: “Идем на таран”. В эфир ушли последние слова: “За нашу любимую Родину!” Виктор Носов направил свой горящий самолет на концевой транспорт противника. Несколько мгновений, и бомбардировщик на полной скорости врезался в центр корабля. Раздался взрыв огромной силы. Через несколько минут вражеский транспорт затонул. Это был первый в истории войны таран тяжелого бомбардировщика в Балтийском море. Оперативная сводка Информбюро 15 февраля 1945 г. сообщала: “Экипаж в составе Носова, Игошина, Дорофеева погиб смертью храбрых. Другие наши самолеты, продолжая атаки, потопили второй транспорт водоизмещением 10 тысяч тонн”. Звание Героя России присвоено Виктору Носову Указом Президента РФ от 23 февраля 1998 г. № 187
В балладе, посвященной этому подвигу, Игорь Неверов писал:
“Надолго запомнил балтийский простор,
Как врезался в транспорт стальной метеор.
И море все скрыло за десять минут,
Но взрыв прозвучал, как победный салют”


Именем Виктора Носова названа улица в нашем городе, 6 мая 1996 г. на ул. Горького в Тольятти у здания средней школы № 4 открыт памятник работы скульптора А.И. Фролова, на ул. Мира перед зданием первой средней школы установлен мемориал: стела с самолетом и барельефами летчиков-балтийцев



и памятная доска с именами выпускников школы, погибших в годы Великой Отечественной войны на фронтах (авторы В.Д. Петров, И.И. Бурмистенко, В. Коршунов, Ю. Ащеулов, В. Калеватов).
На обелиске на площади Свободы - барельеф В.П. Носова.

Мы склоняем головы, говорим всем огромное спасибо и чтим память всех погибших солдат на войне..

Дарбинян Рита 15 лет

План

1.Война в учебниках по истории.

2.Что такое война?

3.Пожелания.

Мне четырнадцать лет и, к счастью, я знаю о войне только по учебникам истории и из экскурсий, которые нам проводят в честь нашей Великой победы 9 мая. Урок истории нам преподает сам директор школы. Она к нашей подготовке на уроках, относится очень серьезно и тщательно. Старается излагать свои мысли так, чтобы мы всем классом понимали хорошо материал. Истории воин в России и других стран она уделяет особое внимание. Особые даты событий она учить заставляет, но они не являются решающими на наших контрольных работах. Особенное влияние на контрольные и ответы в устном виде имеют наши знания о важных событиях, происходящих на войне.

На 9 мая в честь Великой победы на войне нам проводят экскурсию по городу и вообще посвящают этот день памяти павшим солдатам. В один небольшой автобус заводят два класса школьников, катают с самого утра по всему городу, останавливаясь около памятников, посвященным войне. Женщина-экскурсовод из местного музея в подробностях рассказывает кому или чему посвящены эти великие монументы. Она же рассказывает все ужасы войны, о событиях, происходящих на ней. О невинных смертях, великом геройстве мужчин, женщин, детей, о жестокости и зле, которое порождает война. По-моему мнению зло и жестокость людей на войне - это их яростное желание выжить. Люди убивают, чтобы остаться в живых, люди идут на ужасные поступки, чтобы выиграть войну, а войну хотят выиграть, чтобы ее наконец то закончить и обойтись меньшими жертвами и количеством смертей, чем побежденный противник.

Зачем же тогда развязывают войны? Точный ответ дать сложно, но общеизвестно, что войны развязывают политики - люди, сидящие во главе государства. Но какие цели преследуют люди, обрекая свой народ на столько смертей и потерь? Цель завоевания, цель обогащения? Ведь война затягивает очень много жизней с любых сторон военных действий. Мое желание, чтобы ни я, ни какие дети, люди не знали на собственных жизнях и собственных судьбах, что такое значит война. Пусть война остается в наших книжках, пусть память о павших героях и невинных людях остается в наших сердцах. Но пусть будет в мире мир, пусть даже холодный, но без жертв и смертей.

Война глазами детей 21 века 7 класс

План

1. Как я вижу войну.

2. Моя бабушка была на войне.

3. Истории бабули.

Я не знаю, что такое значит война и знать не хочу. Нам часто рассказывают на уроках истории или экскурсиях о войне, ее жертвах, героях и трудностях. Мне трудно представить в своем воображении реальные картины того ужаса, который когда-то происходил в тех местах, где сейчас я нахожусь и живу. По телевизору часто показывают фильмы о войне. Многие из них очень ужасные и глубоко меня трогают за душу.

У родителей никогда не спрашивала о войне. Хотя моя родная прабабушка была на ней и участвовала в действиях. Ей тогда было еще только четырнадцать лет, но в паспорте у себя она написала, что ей уже шестнадцать. Это она сделала для того, чтобы могла скорей начать работать. Тогда было очень страшное время. И она со своими сестрами потеряли рано родителей. Они погибли на войне. Моя бабушка была самой старшей из детей. Ей пришлось пойти рано на работу, чтобы прокормить своих родных.

Она ветеран войны, а для меня она великий герой. Уже в моем возрасте она строила железную дорогу. Сейчас этим ужасно тяжелый трудом занимаются очень крупные, сильные и взрослые мужчины! А она была хрупкой девочкой и уже делала такой непосильный ей труд! Я так горжусь своей бабушкой! Она участвовала в разведке. Я часто хожу к ней в гости, слушаю истории о войне, которые она мне рассказывает. Из ее уст они звучат очень благородно и не так страшно, как иногда показывают на экране телевизора. Хотя я понимаю, что правда горька.

Война глазами детей 21 века 5 класс

План

1. Война на экранах телевизора.

2. Ветераны войны.

3. Память о войне.

Сейчас о войне мы слышим очень редко. В основном о нем мы можем узнать с экранов телевизора, иногда показывают исторические фильмы, снятые по реальным событиям. Можем узнать о событиях войны из художественных книг и книг посвященным истории. В книгах истории предложенных школьной программой мало деталей и подробностей, в основной там указаны сухие факты о войне, военных действиях и главных генералах.

Девятого января мы ходим навещать ветеранов нашего города. От них мы узнаем много подробностей и красок о войне. Из книг по истории столько не узнаешь. Иногда кто-то из моих сверстников рассказывает истории своих прабабушек и прадедушек. Всегда очень интересно слушать о том, что происходило когда-то с нашими родными в те тяжелые годы. Невозможно остаться равнодушным к таким рассказам.

Я считаю, что мы должны всегда помнить о том, что было и за что отдали свою жизнь наши предки. Память и уважение всегда должны оставаться в наших сердцах.

Сочинение

Война — страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их.

Прошедшие войны вычеркнули из жизни множество детских судеб. А ведь из этих детей могли бы вырасти смелые, благородные люди, так необходимые родине.

«Мы родом из войны», — говорят те, чьё детство пришлось на тяжелые военные годы, когда легче было умереть, чем выжить.

Гражданская война, начавшаяся в нашей стране после октябрьской революции, дала начало таким суровым явлениям, как детская беспризорность, нищета и голод. Мужчины ушли на фронт, в стране царили разруха и беспорядок, предприятия и школы не работали. Большинство детей превратилось в голодных, предоставленных самим себе, оборванцев. А многие из них стали сиротами, чьей судьбой никто не интересовался. Они увидели суровое лицо войны, заглянули в её холодные безжалостные глаза.

Правдиво и достоверно рассказывает о жизни детей в годы Великой отечественной войны книга А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Читать эту повесть очень тяжело, на глаза наворачиваются слезы. Она знакомит нас со многими детскими судьбами, искореженными войной, сиротством, нищетой и нуждой.

Детский дом из Подмосковья эвакуируют на Кавказ, подальше от войны и голода. Маленьких детдомовцев ожидают такие испытания, которые, наверное, не смог бы перенести даже взрослый.

Все дети живут одной самой заветной мечтой: поесть. «От маленькой пайки хлеба, даже с добавкой, приколотой к ней щепкой, голод не убывал. Он становился сильней». «Ох, как жрать-то охота… Хоть дверь грызи! Хоть землю мерзлую под порогом ешь!» — так вслух произносит главный герой повести Сашка Кузьменыш, один из братьев-близнецов. Одиннадцатилетние близнецы, чтобы выжить и не умереть с голоду, научились хитрить, обманывать, красть.

Ничего отрадного нет в жизни детдомовцев, несчастные и голодные бродят они по окрестностям Гудермеса, куда их привезли в поисках сытой жизни.

В конце концов, укрывшиеся в горах чеченцы нападают на детский дом. Один из братьев-близнецов Сашка погибает, зверски убитый чеченцами. Колька своими глазами видит, какой смертью умер его брат. От этого он чуть не лишился рассудка. Когда Колька везет на тележке своего мертвого брата, а потом в железном ящике под вагоном увозит его подальше от «этого проклятого Кавказа», то Сашка для него еще живой, не может его детский ум смириться с такой чудовищной потерей. Хочется крикнуть: «Почему и за что приготовила война такие нечеловеские испытания этим невинным детям?»

Печальных примеров тяжелой участи детей в военное время можно приводить еще много. Нельзя не вспомнить о детских концентрационных лагерях, устроенных фашистами. В них маленькие пленники подвергались нечеловеческим пыткам, «нацистские врачи» ставили на них чудовищные опыты, дети умирали мучительной смертью. Трудно подсчитать, сколько маленьких несчастных узников было замучено в таких концлагерях по всей Европе.

Дети, пережившие войну, никогда уже её не забудут. По ночам они по-прежнему слышат грохочущие разрывы бомб, испуганные крики, пулеметные очереди.

Сейчас некоторые террористические организации пытаются начать религиозную войну, проводя вооруженные действия против мирного населения. Часто в них гибнут самые беззащитные — дети. Таким примером был захват средней школы в г. Беслане, когда погибло более трехсот человек. Репортажи из захваченной бандитами школы невозможно было смотреть и слушать без сострадания, над детьми буквально издевались. Хочется спросить у этих террористов: «Почему вы обрекли на страдания стольких детей, зачем вы их расстреливали и убивали?». Так и мы, и все наше поколение заглянули в чудовищные глаза войны.

Много детских жизней унесли войны, но в нашей памяти эти маленькие люди навсегда останутся юными, веселыми и задорными. Их романтические мечты о путешествиях, полетах, открытиях не сбылись, потому что слишком рано оборвались их жизни. Все, к чему они стремились, что снилось им в счастливых снах, они оставили нам… Мы тоже мечтаем о хорошем будущем, о больших и малых победах, но твердо верим, что эти победы должны быть только мирными. Пусть больше никогда на Земле не будет войн.