Методические рекомендации по экологии. Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей

помощи студентам для самостоятельной подготовки по экологическим основам природопользования.

Пособие включает в себя краткий курс лекций, вопросы для самоконтроля, методические указания по выполнению контрольной работы и реферата, варианты, краткое пояснение к вопросам, а также перечень вопросов к зачету и список литературы.

Контрольные вопросы охватывают три раздела курса

природопользования:

1. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду;

2. Экологическое право;

3. Экономический механизм управления природопользованием.

Введение …………………………………………………………………….. 5

1. Особенности взаимодействия общества и природы ……………………6

3. Методические указания к выполнению контрольной работы………….12

Введение

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования . В результате освоения программы дисциплины студент заочной формы обучения должен:

Иметь представление :

О современном состоянии окружающей среды в России;

О глобальных проблемах экологии;


О принципах рационального природопользования;

Об источниках загрязнения природы;

О государственных и общественных мероприятиях по экологии и

природопользованию;

Знать: - правовые вопросы экологической безопасности.

Приступая к выполнению контрольных заданий, следует изучить теоретический материал. Для улучшения его усвоения необходимо ответить на вопросы самоконтроля.

В соответствии с примерной программой при изучении дисциплины необходимо выполнить одну домашнюю контрольную работу.

Домашние контрольные работы могут быть представлены на проверку в

электронном виде на адрес электронной почты образовательного учреждения.

В процессе изучения дисциплины необходимо использовать не только рекомендованную литературу, но и появляющиеся новые важнейшие нормативные документы, постановления, касающиеся экологической безопасности.

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы.

Тема 1. 1. Природоохранный потенциал

Студент должен:

Иметь представление:

О современном состоянии окружающей среды России и планеты;

О воздействии экологических ситуаций на человека, их прогнозировании и

предотвращении;

О планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.

Природа и общество.

Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.


Научно - технический прогресс и природа.

Утилизация бытовых и промышленных отходов.

Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Признаки экологического кризиса

Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др. Пути их решения.

Методические указания

При изучении данной темы у студента должен быть выработан личностно - деятельный подход к содержанию, т. к. ответственность за существование будущих поколений лежит на каждом из нас и особенно на тех, кто располагает информацией о рациональном и нерациональном природопользовании. Чтобы легче усваивать учебный материал, необходимо знать смысл русских слов и терминов иностранного происхождения, которых очень много в литературе по экологии. Например: экология, демография, биосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера т. д. Эти понятия встречались при изучении естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе.

Развитие производительных сил общества наложило негативный отпечаток на природу, естественную среду обитания всего живого, т. е. оказывало антропогенное воздействие. Утилизация мусора и отходов производства – основная задача человечества в области спасения всего живого на планете важный вклад в дело сохранения природы России сделали ученые 19 и начала 20 веков. Об этом говорят географические открытия и успехи в области биологии, почвоведения и органической химии , сделанные Н. Пржевальским, Н. Дюжевым, В. Докучаевым, Н. Бутлеровым и многими другими учеными. В 1991 г. В России насчитывалось 75 заповедников, из них 16 биосферных, а

акже российско – финский заповедник «Дружба – 2», но этого крайне недостаточно .

Вопросы для самоконтроля

1.Какие последствия вызвала хозяйственная деятельность в ….? :

Литосфере;

Атмосфере;

Гидросфере;

Биосфере.

2. Какую опасность представляют загрязнения?

Химическое;

Физическое;

Механическое.

3. Какое значение имеет природа в Вашей жизни?

4. В чем особенности ресурсного, биологического, эстетического значения

природы для человека?

5. Какова роль природы в формировании эстетической и нравственной

культуры человека?

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Студент должен:

Иметь представление:

О взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды. Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Методические указания

Ресурсы – любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально – экономических отношениях. Ресурсы принято делить на три основные группы: материальные, трудовые, в т. ч. интеллектуальные, и природные. Природные ресурсы (ПР) являются ключевым понятием природопользования.

ПР – природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, для повышения качества жизни человека.


Существует следующая классификация ПР:

Средства труда: земля, каналы, реки, морские пути, вода для орошения;

Источники энергии;

Сырье и исходные материалы;

Предметы потребления;

Банк генофонда;- источники информации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «природные ресурсы»?

2. Приведите примеры природных ресурсов – источники энергии, сырье, предметы потребления, банк генофонда или источников информации об окружающем мире.

3. Как и почему изменилось потребление ПР во второй половине текущего столетия?

4. Назовите экологические последствия интенсивного использования природных ресурсов.

5. Какие меры предпринимаются для решения экологических проблем в этой сфере?

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными

веществами.

Студент должен:

Иметь представление:

О классификации загрязнителей и путях их воздействия на человека;

Об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

Основные загрязнители, их классификация.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. «Зеленая революция» и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

Методические указания

Биосфера – нижняя часть атмосфера, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенные живыми организмами, «область существования живого вещества» (), другими словами – «живая оболочка Земли».

Биосфера – самая крупная (глобальная) экосистема Земли, область системного взаимодействия живого и костного вещества на планете. На живое в биосфере действуют следующие факторы:

Абиотические – (неживой природы) свет, температура, влажность , физические

поля, воздух, почва;

Биотические – со стороны других организмов;

Антропогенные воздействия на природу. Антропогенные воздействия вызваны несовершенными, грязными производственными технологиями в промышленности, в сельском хозяйстве , в транспорте и в быту. Особенно следует отметить загрязнения военно – промышленного комплекса и энергетики. Сжигание ископаемого топлива сопровождается выбросами углекислого газа (СО2), избыток которого провоцирует парниковый эффект, кислотные дожди, и диоксид серы (SO2). Атомные электростанции, самые экологически чистые, после Чернобыля выявили острую озабоченность всего человечества. Возник вопрос, что делать с радиоактивным загрязнением? В аграрном секторе минеральные удобрения и пестициды гарантируют высокую продуктивность, но нарушение технологии их применения наносит непоправимый урон биосфере.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие электростанции и почему оказывают влияние на глобальное

изменение климата планеты?

2. Расшифруйте и дайте определения: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДН, ПДУ?

3. Дайте определение следующим понятиям: мониторинг, прогнозирование,

моделирование, экспертиза.

4. Оцените санитарное состояние воздуха, учитывая эффект суммации: - в воздухе одновременно присутствуют пары фенола и ацетона в концентрациях: сфен = 0,008 мг/м3, Сацет = 0,334 мг/м3, соответствующие ПДК = 0,01мг/м3, ПДК = 0,35 мг/м3. Выбери правильный ответ:

Басалаева Елена Анатольевна
Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников

Я Елена Анатольевна Басалаева работаю в ЦРР детский сад № 18 «Теремок» представляю методические рекомендации «Формирование начал экологической культуры дошкольников .

ФГОС дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей . На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания , экологических чувств и экологической деятельности .

В статье 58 Конституции Российской Федерации определены экологические обязанности граждан - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Передовые педагоги XIX века В. Ф. Одоевский и К. Д. Ушинский считали, что знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспитании и обучении детей . В. Ф. Одоевский рекомендовал педагогам использовать рациональные методы воспитания , которые способствуют овладению знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный период детства . В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Цель : создание условий для формирования у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения детей дошкольного возраста к миру природы.

С задачами можно ознакомится на слайде.

Новизна методических рекомендаций заключается в том , что содержание направлено на достижение воспитательных эффектов через реализацию системы мероприятий и в возможности использования таких методов как игровое проблемное обучение, наглядное моделирование и проектная деятельность, позволит значительно повысить эффективность обучения детей в области экологического образования . Использование этих методов является для дошкольников инновационным , их использование актуально и очень эффективно.

Данный опыт будет полезен педагогам дошкольных организаций по формированию начал экологической культуры .

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей.

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной

деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Для эффективной работы по данному направлению необходимо организовать «экологическое пространство » .

Развивающая экологическая среда представлена следующими центрами : (приложение 1)

«Маленький ученый» - (представлены различные приборы : весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; разнообразные сосуды, природные материалы, медицинские материалы,бросовый материал, и т.

«Уголок природы» - (календарь природы, модель календаря природы, уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);

«Огород на подоконнике» - (мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур) (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Умелые ручки» - (центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами) . Детям предлагаются различные материалы : для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти) ; для лепки (пластилин, глина, соленое тесто) ; для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты) . Здесь же организовать выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Экологическая тропа » - (центр организован на территории детского сада) .

Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь : (лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.)

Работая с детьми по формированию начал экологической культуры

целенаправленно проводимые наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, чтение художественной литературы, подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в неживой природе. Проводимая работа по формированию начал экологической культуры будет наиболее эффективна с использованием методов : проблемного обучения, моделирования, проектного метода .

Метод проблемного обучения (слайд с алгоритмом) помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод игрового проблемного обучения позволяет образовательную деятельность превратить в увлекательную игру, а в игре, как известно, ребёнок развивается. В использовании этого метода важна последовательность. Нужно соблюдать алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов :

Постановка проблемы;

Актуализация знаний;

Выдвижение гипотез, предположений;

Проверка решения;

Введение в систему знаний.

Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

Проблемные ситуации, возникающие при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта.

Ситуация 2

Сравнение хвойных и лиственных деревьев : дети знают, что хвойные деревья всю зиму зеленые, а лиственные деревья на зиму сбрасывают листья.

При чтении рассказа о лиственнице дети выясняют, что лиственница сбрасывает хвою на зиму. Несоответствие достигнутого уровня знаний с научным фактом.

Возникает ПС : «Все ли хвойные вечнозеленые?» .

Предлагается сравнить два дерева из хвойных : ель и лиственница. Подводим к противоречию :

Почему ель зимой и летом зеленая, а лиственница на зиму сбрасывает хвою?

Ситуация 3

«Почему кактус без воды не вянет?»

Проблема вытекает в ходе опыта и наблюдения за комнатными растениями : если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус - нет и в частом поливе не нуждается.

Проблемные ситуации, возникающие при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами.

Ситуация 2

На прогулке лепка куличей из сухого песка, сухой глины «Как слепить куличики?» .

Ситуация 3

Уход за комнатными растениями : Детям предлагается протереть листья фикуса и влажной фиалки тряпочкой. Так как у фиалки на листьях ворсинки, тряпочкой протереть невозможно. «Как очистить листья фиалки от пыли?»

Проблемные ситуация можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых :

Фактов, явлений

Мнений ученых, писателей, сказочных героев

Мнений самих дошкольников

Различных вариантов текстов произведений, сказок, видов искусств

Ситуация 1

«Почему варежки мокрые?»

Какое время года на улице? (зима) ; - Мы видели на прогулке воду?;

Зимой мы можем увидеть на улице воду?;- Почему промокли наши варежки, и, откуда взялась вода, если на улице снег?

Проблемные ситуации можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям.

Ситуация 1

При ознакомлении с пустыней дети пришли к выводу «В пустыне жить нельзя, там нет воды» . Формулируем проблему : «Есть ли в пустыне вода? Можно ли жить в пустыне?» . Далее могут появиться вопросы «Кто живет в пустыне? Что растет в пустыне?»

Проблемные ситуации можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки :

Ситуация 1

«Что быстрее в тепле растает : снег или лед?» . Выводим гипотезы, проверяем опытническим путем. Может возникнуть вопрос «Почему лед тает быстрее, чем снег?»

Ситуация 4

Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям : высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные» .

Использование метода моделирования (слайд)

Пример : на слайде показана модель, которая намного облегчит задачу детей описать внешний вид птиц. Пользуясь этой схемой ребёнок легко расскажет что у птиц есть клюв, тело птицы покрыто перьями, у птицы 2 лапки, она умеет летать и выводит птенцов из яиц.

В работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи :

Развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

Учит вычленять главные признаки предметов , классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника , направленная на создание и использование моделей. (слайд с аквариумом)

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Следующий метод - Метод проектов (слайды с огорода) является для дошкольников инновационным , его использование актуально и очень эффективно. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения.

Сотрудничество с родителями

Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка. Одной из задач эколого - педагогической деятельности воспитателя это просвещение родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста .

Работу в данном направлении можно осуществлять таким образом : создавать проблемные ситуации, чтобы ответ на них ребенок находил совместно с родителями путем проведения несложных элементарных опытов, (слайд) чтения природоведческой литературы, совместно (с детьми и их родителями) выходить на экскурсии в парк, (слайд) на водоёмы, выезжать в лес. После таких интересных встреч, родителям рекомендуется вместе со своими детьми оформлять мини-книжки, (слайд) слушать звуки природы, устроить выставку из созданных мини-книг, фото выставки в группе, составьте гербарии. (слайд) Предложите родителям вместе с детьми создать, «зеленую аптеку» . Для обогащения знаний родителей по данной теме организовывайте КВНы, консультации, совместные познавательные вечера, досуги, создайте в группе библиотеку для родителей, серию буклетов, информационных бюллетеней и справочный материал для того, чтобы родители могли самостоятельно воспитывать у детей положительное отношение к природе.

Хотелось отметить, чтобы выявить уровень сформированности экологической культуры у детей нужно проводить беседы с детьми, организовывать дидактические игры, создавать проблемные ситуации, обучать моделированию, что будет способствовать проявлению знаний и бережного отношения к природе. Постоянно расширяйте у дошкольников кругозор , познавательный интерес, сенсорику, наблюдательность; учите устанавливать взаимосвязи; обнаруживать причинно - следственные связи; самостоятельно использовать мерку, модели, схемы. И в результате вашей работы вы получите :

Сформированную познавательную активность детей, связанную с экологическим воспитанием ;

Повысится интерес детей к объектам живой и неживой природы; вопросы детей будут носить познавательный характер; -

Повысится уровень экологической воспитанности детей ; качественно изменится отношение детей к природе.

Разделы: Администрирование школы

Современная критическая экологическая ситуация, когда исчезает естественная красота природы, ухудшаются условия местообитания человека, заставляет общество задуматься о будущем.

“Все большее число специалистов склоняются к мнению, что главная причина экономического кризиса кроется не только в отсталых технологиях, малоэффективной природоохранной деятельности и несовершенстве законодательства, но в крайне низкой культуре людей”. (Дежникова Н.Н. )

Воспитание экологической культуры – одно из основных средств выхода из экологического кризиса, на грани которого находиться наша Земля.

Опыт показывает, что участие в практических природоохранных мероприятиях позволяет молодым людям лучше адаптироваться в обществе, создает стимул для их личностного роста и творческого саморазвития. Осознавая свою причастность, пусть к небольшому, но значимому для общества и природы делу, школьники не только решают конкретные природоохранные задачи, но и находят новых друзей, учатся общаться в коллективе, приобретают новые навыки и умения. Трудовая деятельность природоохранного характера на практическом уровне обогащают опыт эмоциональных переживаний детей и подростков, способствуя становлению опыта поведения в природных условиях. Таким образом, практическая природоохранная деятельность является необходимым условием формирование экологической культуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 686 от 11 июля 1996 года принято решение о ежегодном проведении на территории России с 15 апреля по 5 июня Дней защиты от экологической опасности под девизом: “Экология – безопасность – жизнь”. В рамках этих дней особо отмечается:

  • 22 апреля – День Земли;
  • 26 апреля – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах;
  • 1 июня – День защиты детей;
  • 5 июня – День охраны окружающей среды.

Областная и районная природоохранная операция “Наш дом – Земля” проводится в рамках Дней защиты от экологической опасности, основная цель которой привлечение внимания общественности и подрастающего поколения к последствиям экологических нарушений в окружающей среде, формирование экологической культуры детей и подростков посредством включения их в проведение конкретных мероприятий по сохранению и улучшению окружающей среды.

Операция “Наш дом – Земля” включает четыре этапа:

  • 1 – подготовительный – до 15 апреля;
  • 2 – с 15 по 30 апреля – экологические десанты под девизом: “Очистим планету от мусора”;
  • 3 – с 10 по 20 мая – экологические десанты под девизом: “Зеленый наряд городу (селу)”;
  • 4 – с 21 мая – по 5 июня – экологические праздники, массовые мероприятия с подведением итогов.

Подготовительный период предусматривает:

  • принятие решений (Постановлений) о подготовке и проведении на конкретной территории мероприятий по проведению операции “Наш дом – Земля”;
  • проведение экологических разведок по выявлению в природе объектов первоочередной заботы (выявление в своем микрорайоне школы сухих деревьев, состояние цветников, газонов, мусорных свалок и т. д.);
  • проведение аукциона экологических идей;
  • разработку программы природоохранной операции “Наш дом – Земля” в ОУ, памяток.

Основной подход к организаций деятельности выражается в том, что она должна носить общественно-полезный характер, быть направлена на решение конкретных региональных и локальных проблем охраны окружающей среды. Выбираются практические дела, исходя из реальных возможностей и окружающей обстановки. Необходимо правильно организовать эти дела, чтобы каждый почувствовал значимость своего труда. Все проводимые мероприятия должны быть также согласованы с природоохранными службами.

В рамках первого этапа (с 15 по 30 апреля – экологические десанты под девизом “Очистим планету от мусора” ) возможно проведение таких практических природоохранных мероприятий, как:

  • Экологические акции: “Чистая вода”, “Чистая Земля”, “Чистый двор”, “Чистая улица”, “Чистый подъезд”, “Вторая жизнь пластиковой бутылки”, “Малым рекам – полноводность и чистоту” (очистка берегов водоемов и русел водотоков малых рек и ручьев, укрепление берегов).
  • Экологические трудовые десанты по уборке пришкольной территории, парков, садов, городского леса, по сбору металлолома и макулатуры.
  • Чистка, благоустройство и паспортизация родников.
  • Благоустройство памятников в каждом населенном пункте.
  • Организация экологических десантов, рейдов по восстановлению нанесенного природе ущерба.
  • Изготовление и развешивания птичьих домиков.
  • Выявление и ликвидация несанкционированных свалок.
  • Проведение экологических субботников.

Второй этап “Зеленый наряд Отчизне” предполагает созидательный труд в природе:

  • Посадка зеленых насаждений, благоустройство территории, закладка аллей, скверов, дендрариев, создание экологических и туристических троп, озеленение и благоустройство памятных и мемориальных мест.
  • Организацию экологических патрулей по охране зеленых насаждений, предупреждению пожаров, охране и спасению рыб, птиц и других животных, по контролю за сохранением редких видов.
  • Выращивание рассады цветов, овощей для учебно-опытного участка школы, детских садов, озеленения населенного пункта, продажи местному населению.
  • Выращивание комнатных растений для озеленения ОУ.

В период с 21 мая по 1 июня в ОУ проводятся экологические праздники, массовые мероприятия с подведением итогов и награждением. Массовые мероприятия экологического воспитания направлены на формирование целостного мировоззрение учащегося с гармонично развитыми сферами индивидуальности, интегративными личностями и психическими качествами, позволяющими жить в гармонии с окружающей средой и активно участвовать в сохранении окружающего мира. Поэтому чрезвычайно важно подключать ребят к массовой познавательной и практической, исследовательской и пропагандистской деятельности, чтобы учащиеся заняли активную позицию в подготовке и проведений экологических мероприятий. Это способствует воспитанию таких качеств, как: инициативность, способность к сотрудничеству, совестливость, общительность, тягу к справедливости; формируют опыт принятие решений и поведения в социоприродной среде; навыки межличностного взаимодействия и умения создавать благоприятный эмоциональный фон. Основным условием этого процесса является соответствие содержание экологических мероприятий форме их выражения. А также необходимо отойти от формализаций проведения мероприятий, проводя их планово, с обязательным оповещением всех учащихся и освещением хода мероприятий, как и проведением итогов с награждением. В то же время следует отказаться от количественного принципа проведения массовых форм, что отражается на формальном отношении к ним ребят, снижая уровень их экологической воспитанности. В разработке сценариев мероприятий можно использовать следующую литературу: журналы “Педсовет”, “Воспитание школьников”, книги из серии “Праздник в школе”, Борисова Н.Ю. “Массовые эколого-биологические мероприятия”. Тверь. 1993 и др.

В рамках природоохранной операции рекомендуется проведение “Дня экологических знаний”, “Недели экологии”, “Декад экологии”, “Месячника экологии”, экологического марафона, экологических конкурсов и смотров, экологических маршей, походов, экспедиций, исследований, организация экологических троп, а также проведение семинаров, круглых столов для педагогов по вопросам экологического образования и воспитания.

Развитие экологического миропонимания и формирования экологической культуры детей необходимо начинать на самых ранних этапах жизни, поэтому организуется работа и в дошкольных образовательных учреждениях.

Если школьники уже не один год принимают активное участие в природоохранных мероприятиях, можно предложить им самим провести занятия с детьми младшего возраста, например, в детском дошкольном учреждении, в детском доме. Желательно подключить к участию взрослых (родители и местное население), и проводить совместные природоохранные мероприятия. В течение всей операции необходимо проведение информационной работы:

  • Освещение хода операции в средствах массовой информации на уровне образовательного учреждения, района, области.
  • Проведение агитационно-пропагандистских мероприятий (лозунги, плакаты, листовки, обращения, призывы, агитбригады и т.д.).
  • Организация специальных выставок и экспозиций (“Мир родной природы”, “Планета – наш дом”, “Моя Отчизна”, “Природа и фантазия” и т. д.).

Проведение данной работы будет способствовать активизации населения в природоохранном деле.

Предлагаемую форму отчета (см. Приложение ) желательно сопровождать фотографиями, отражающими ход операций, интересными сообщениями учащихся о проделанной работе, лучшими работами участников конкурса, сценариями наиболее удачных экологических мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Востриков Е. Формирование экологической культуры школьников в центре “Радость природы // Народное образование. – Н. 6. – 2003. – С. 187.
  2. Герасимова С.И. Взаимодействие школьников с природными объектами. // Дополнительное образование №2, 2005.
  3. Герасимова С.И. Организационные формы внеклассной работы по экологии // Дополнительное образование. – Н. 1. 2004. С.43.
  4. Коломыцева Г.М. Таймыр – наш дом. Что в доме том? // Дополнительное образование. Н. 1. 2004. С.34.
  5. Ковальчук Л.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. Киров, 1990.
  6. Куликова Г. Живи, дерево! Акция московского эколого-просветительского Центра “Заповедники” // Народное образование. Н. 3. 2004. С. 238.
  7. Кравченко Н.Г. Формирование активной жизненной позиции современного подростка в экологической деятельности //Дополнительное образование. Н.9. 2002. С. 44.
  8. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5–11 классы. – М.: “5 за знания”, 2005.
  9. Муравьева Е.Г. Войди в природу другом. // Бюллетень. Н.4. 2002. С.37.
  10. Разумовская Т.В. и др. Положение о проведении общешкольного дела “экологический марафон” // Классный руководитель. Н. 1. 2002. С. 98.
  11. Почитаева М.З. На тропах природы Методическое пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра химии и инженерной экологии в строительстве

Методические указания по экологии

Казань 2007

С 42 Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей / Сост. , . Казань: КГАСУ. 2007. – 18 с.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Методические указания включают программу курса «Экология», составленную в соответствии с программой дисциплины «Экология», задания к выполнению контрольных работ , а также контрольные вопросы для аттестации студентов заочного отделения и список основной литературы для самоподготовки.

Рецензент

Кандидат технических наук, доцент КГЭУ

© Казанский государственный

архитектурно-строительный

университет, 2007

1. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(Согласно стандарту с учетом особенностей дисциплины)

В систему знаний общей экологии входят более 40 естественных, технических и социальных наук. Дисциплина «Экология» относится к блоку естественнонаучных дисциплин. Для ее понимания необходимы знания, полученные, прежде всего, в области биологии, физики, химии, а также из области истории, культурологи, философии.

Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов на базе усвоенной системы опорных знаний по экологии, способностей по оценке последствий их профессиональной деятельности и принятия оптимальных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки.


Задачи изучения дисциплины:

Ознакомление с терминологией и понятиями экологии;

Усвоение основных экологических законов;

Понимание роли антропогенного воздействия в конкретном регионе и на биосферу в целом;

Понимание перспектив использования новых достижений науки при организации современных технологий и направлений бизнеса в контексте существующих экологических проблем.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

Экологические проблемы в современном мире, возникшие в результате деятельности человека. Предмет и задачи курса «Экология». Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Введение термина «экология» Э. Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Основные структурные разделы современной экологии. Экологические глобальные и региональные проблемы человечества и окружающей среды и путь их решения. Проблемы охраны окружающей среды , Роль и задачи дисциплины «Экология» в профессиональной подготовке инженера-строителя.

ТЕМА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА СО СРЕДОЙ

Фундаментальные свойства живых систем. Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, уровень экосистем, биосферный. организм, как дискретна самовоспроизводящаяся открытая система, связанная со средой обменом веществ, энергии, информации.

Иерархия экологических уровней: особь, вид, популяция, сообщество, экосистема, биосфера.

Популяция, характеристики популяции.


Биоразнообразие организмов. Источники энергии для организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и дыхание: кислород атмосферы, как продукт фотосинтеза. Основные группы фотосинтезирующих организмов (планктонные цианобактерии и водоросли в морях и высшие растения на суше). Хемосинтез, жизнь в анаэробных условиях. Трофические отношения между организмами: продуценты, консументы и редуценты.

Гомеостаз – механизм саморегуляции. Возможности адаптации организмов к изменению условий среды. Генетические пределы адаптации.

Понятие и определение экологического фактора. Классификация экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. Экологическая ниша организма. Лимитирующие факторы. Закон минимума Ю. Либиха. Закон толерантности (закон В. Шелфорда) как основа экологического нормирования. Влияние абиотических факторов на распространение биологических видов и видовое разнообразие. Антропогенные факторы. Генетическая эволюция популяций под действием естественных и антропогенных факторов.

ТЕМА 3. ЭКОСИСТЕМА

Понятие экологической системы. Структура биогеоценоза по. Основные характеристики экологических систем: биомасса , продуктивность, биоразнообразие, энергетика и энтропия экосистемы. Поток вещества и энергии в экологической системе. Типы питания: автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы, детритофаги. Трофические цепи, сети, уровни. Передача биомассы и энергии по трофическим цепям. Экологические пирамиды: численности, биомассы, энергии. Динамические процессы в экологических системах.

Биологический круговорот в природе. Биогеохимические круговороты основных биогенных веществ: воды, углерода, кислорода, азота , фосфора, серы.

ТЕМА 4. СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ

Феномен идей и биогеохимии и биосфере. Принципы биосферы и категории вещества согласно учению. Структура биосферы и ее пределы.

Распределение живых организмов в биосфере.

Атмосфера, ее состав и структура. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, ионосфера, экзосфера. Стратосферный озон и его роль в защите живых организмов от жесткого ультрафиолетового излучения.

Гидросфера, ее состав и структура. Функции гидросферы по отношению к живой природе.

Литосфера, ее состав и структура.

Эволюция биосферы. Техносфера – часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты. Неосфера – высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда разумна человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле.

ТЕМА 5. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Виды загрязнений, возникающих в результате антропогенной деятельности.

Устойчивость атмосферного воздуха к загрязнениям: естественным (космическим, вулканическим извержениям, песчаным и пыльным бурям и т. п.); антропогенным (от промышленных предприятий, теплоэнергетических производств, сельского хозяйства , транспортных средств, строительной индустрии), военно-космических программ и др.

Влияние атмосферных загрязнений на растительный и животный мир, человека, здания и сооружения, предметы быта и т. п.


Значение воды для жизни на Земле. Виды запасов водных ресурсов. Примеры использования воды.

Устойчивость вод к воздействию на них. Загрязнение вод промышленными, коммунально-бытовыми и сельскохозяйственными стоками, нефтепродуктами, ядохимикатами, биологическими, термальными и радиоактивными выбросами и др. Примеры загрязнения водного бассейна. Самоочищение вод.

Роль почвы в жизнедеятельности живых организмов. Устойчивость почв к разным видам вредным воздействий. Самоочищение почв. Влияние человека на плодородие почв. Ветровая и водная эрозия почв и методы борьбы с ней. Борьба с опустыниванием. Осушение заболоченных почв.

ТЕМА 6. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Экологическое нормирование качества окружающей среды. Виды показателей качества окружающей среды. Предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ в водный бассейн. Система Российских стандартов по охране природы под общим номером 17, ее составные части; международные стандарты по управлению окружающей средой; ГОСТ Р ИСО 14000. Комплексный анализ состояния окружающей среды. Процедура ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду).

Экология как научная основа рационального природопользования . Необходимость сохранения естественных экологических систем и их биоразнообразия. Методы защиты окружающей среды от вредного воздействия. Малоотходные производства с замкнутыми материальными и энергетическими потоками.

Охрана атмосферного воздуха. Пути снижения загрязнения атмосферного воздуха. Инженерные, проектно-конструкторские и технологические методы снижении вредных выбросов (ВВ) в атмосферу. Очистка газообразных промышленных выбросов: механические методы очистки (гравитационное, инерционное и центробежное осаждение пыли, мокрые методы очистки воздуха от частиц пыли, дыма и тумана), физические методы очистки (метод абсорбции жидкостью, адсорбция вредных компонентов твердыми поглотителями; хемосорбции; каталитические методы, основанные на реакциях в присутствии твердых катализаторов; термические методы очистки газов).

Охрана и рационально использование водных ресурсов. Инженерные, проектно-конструкторские и технологические решения снижения степени загрязнения сточных вод. Разработка экологически чистых технологических процессов. Оборотное водоснабжение . Организация работ по контролю за эффективностью очистки, по обезвреживанию и обеззараживанию сточных вод. Очистка сточных вод: механические методы (отстаивание, осветление и фильтрование), физико-химические методы (флотация, дистилляция, ректификация, адсорбция, коагуляция, ионный обмен, обратный осмос и др.), биохимические методы в аэробных и анаэробных условиях.

Охрана земель и рациональное использование недр. Контроль за охраной земель и рациональным использованием недр. Пути снижения загрязнения земель и рационального использования полезных ископаемых .

Рекультивация земель и сохранение плодородного слоя почв при добыче полезных ископаемых, строительных, геологоразведочных и других работах. Показатели качества рекультивации.


Классификация твердых отходов. Утилизация твердых отходов: непосредственное сжигание, компостирование, захоронение, полигоны. радиоактивные отходы. Переработка радиоактивных отходов с применением экстрагирования и кристаллизации.

ТЕМА 7. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

Основы экологии человека. Человек как составная часть природы. Роль человека в природе, его взаимодействие с природой. Воздействие человека на природу и биосферу. Человек как биологический и социальный организм природы. Антропогенный фактор. Урбанизация населения. Экология и здоровье человека. Проблемы демографии и пути их решения. Город и человек.

ТЕМА 8. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА, ЭКОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Экологический мониторинг окружающей среды, его цели и задачи, уровни мониторинга. Экологическая экспертиза проектов .

Экологический паспорт промпредприятия.

Роль заповедников и заповедных территорий в общей системе экологических вопросов. Классификация заповедных территорий. Научное и культурно-воспитательное значение заповедных территорий.

Необходимость формирования экологической культуры. Экология и качество жизни, профессиональная ответственность. Экологические компоненты в оценке качества жизни.

Основы экономики природопользования. Масштабы экономических затрат на охрану окружающей среды. Экологический бизнес и рынок. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды , экономическая эффективность природоохранных мероприятий.

Законодательное обеспечение экологических принципов рационального природопользования и охраны природы. Основные российские национальные акты (закон РФ об охране окружающей природной среды, закон об экологической экспертизе и другие). Правовые акты по упорядочению и усилению охраны и рациональному использованию природных ресурсов.

27. Физико-химические способы очистки сточных вод.

28. Биохимические методы очистки сточных вод. Очистка в природных условиях.

29. Биохимические методы очистки сточных вод. Очистка в искусственных сооружениях.

30. Оборотное водоснабжение.

31. Твердые отходы. Классификация твердых отходов.

32. Способы утилизации ТБО.

33. Способы утилизации промышленных твердых отходов.

34. Рекультивация.

35. Основные показатели качества рекультивации.

36. Основные мероприятия по охране литосферы.

38. Экологическая экспертиза.

39. Экологический паспорт.

40. Экологический мониторинг.

41. Органы управления охраной природы РФ.

Европейская часть России, Дальний Восток

Европейская часть, Урал,

2. Определение F:

1) для газообразных вредных веществ, пылей – 1

Необходимо определить:

1. Концентрацию токсичных компонентов отработавших газов в атмосфере в зоне действия автомобильной дороги.

2. Сравнить с предельно-допустимой концентрацией (ПДК) этих веществ и сделать вывод об уровне загазованности в зоне влияния автомобильной дороги.

Таблица 3

Исходные данные по вариантам

Место отбора проб

ул. Тульская

ул. Дубравная

ул. Таганская

ул. Красная

ул. Южная

ул. Победы

ул. Светлая

ул. Орнаутская

ул. Спартаковская

Порядок расчета

Определение концентрации токсичных компонентов

отработавших газов в атмосфере

Механизм рассеивания в атмосфере отработавших газов и аэрозолей довольно сложен. Для практических целей обычно используют эмпирические зависимости, построенные по данным натурных измерений. Данный расчет основан на широко применяемой модели Гауссу диффузии газов в воздухе. Концентрация токсичных компонентов Ci (CCO, CNO, CCH) определяется по формуле:

где Qi – мощность эмиссии данного газа, мг/м·с, определяется по графику 1;

А0 – коэффициент стратификации атмосферы, принимаемый для конкретного региона по климатическим справочникам (А0 = 1);

КН – коэффициент, учитывающий возвышение проезжей части над окружающей местностью, принимается по таблице 4;

КМ – коэффициент, учитывающий наличие защитных насаждений, (принимается для Казани КМ = 0,85).

σ – коэффициент вертикального рассеивания Гаусса – по таблице 5;

VТ – показатель, характеризующий турбулентность перемещения воздушных потоков в зависимости от скорости движения. При расчетной скорости ветра до 5 м/с и скорости движения от 40 до 80 км/час VТ = 0,25 м/с.

Таблица 4

Величина коэффициента, учитывающего возвышение

проезжей части, КН

Вид сооружения

Расстояние эффективного действия от края проезжей части, м

Величина КН в зоне эффективности

Выемки глубиной

Насыпь, эстакада высотой

Таблица 5

Величина коэффициента вертикального рассеивания

Скорость ветра, м/с

Величина коэффициента σ на расстоянии L

от оси проезжей части, м

Рис. 1 Изменение выброса токсичных газов в зависимости

От скорости движения автотранспорта

Таблица 6

Предельно допустимые значения концентрации компонентов

Компоненты

Предельно допустимая концентрация мг/м3

В рабочей зоне

Максимально разовые

Среднесуточные

Азотистые соединения: NO

Оксид углерода СО

Углеводороды CnHm

Для оценки степени загрязнения определяют суммарную относительную концентрацию вредных веществ в атмосфере в зоне влияния дороги, которая не должна превышать 1,0.


ССО, СNO, ССН – фактическая концентрация соответственно оксида углерода, оксидов азота и углеводородов, мг/м3;

ПДКСО, ПДКNO, ПДКСН – предельно-допустимые концентрации указанных веществ, мг/м3;

На основе данного неравенства определяют степень загазованности в зоне влияния автомобильной дороги.

1. , . Строительная экология: Учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.

2. , . Курс инженерной экологии. М.: Высшая школа, 1999. – 447 с.

3. Экология. М.: Высшая школа, 2000. – 446 с.

4. , . Техника защиты окружающей среды. М.: Химия, 19с.

5. , . Экология. Учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 410 с.

6. . Экология. М.: Высшая школа, 1998. – 335 с.

8. , . Охрана атмосферного воздуха. М.: Юридическая литература. 1984. – 231 с.

9. Б. Бретшнайдер, И. Курфюст. Охрана воздушного бассейна от загрязнений. Л.: Химия Ленинградское отделение, 1989. – 345 с.

10. , . Охрана и контроль загрязнения природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. – 213 с.

11. Охрана окружающей среды./ Под редакцией М.: Высшая школа, 1983. – 345 с.

12. , . Утилизация промышленных отходов. М.: Стройиздат, 1990. – 185 с.

13. Экономический ущерб и платежи за загрязнение окружающей природной среды. Учебное пособие. Казань, КФЭИ. 1998.

Методические указания

по экологии

для студентов заочного отделения для всех специальностей

Составители: ШАРАФУТДИНОВА Анастасия Валерьевна

СКИБИНСКАЯ Альфинур Адгамовна

Редактор

Редакционно-издательский отдел Казанского государст-

венного архитектурно-строительного университета

Подписано в печать

Бумага тип.№1

Тираж 200 экз.

Печать ризографическая

Формат 60х84/16

Усл. печ. л. 1,0

Уч.-изд. л. 1,25

Печатно-множительный отдел Казанского государствен-

ного архитектурно-строительного университета

Казань, ул. Зеленая, 1

Муниципальное учреждение культуры

« Межпоселенческая Центральная библиотека

Хилокского района»

природоохранных

акций

г.Хилок - 2017г.

Дорогие друзья!

Каждый человек неповторим и является частичкой огромного уникального мира. Мы разные, но нас всех объединяет наш общий дом - планета Земля. И наша задача - сохранить этот дом для потомков, чтобы наши дети, внуки, правнуки смогли восхититься богатым, разнообразным, причудливым и до конца не познанным миром природы. Очень важно с первых лет жизни воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Экологические экскурсии-экспедиции.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать исследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экспедиции дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в благоприятной экологической обстановке: вдоль забора, на пустыре и т.д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу. Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа, карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла, папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т.д. Экспедиции чаще планируются в подготовительной к школе группе. Результаты работы оформлять в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Экологический музей.

Является настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода, ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации). Подобный материал позволяет наглядно представлять самые разнообразные темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность», «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т.д. Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение имеют экологические наблюдения.

Экологические наблюдения.

Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища, среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

ПЕРВОЦВЕТ. Проводится в целях привлечения внимания школьников и общественности к проблемам сохранения редких, исчезающих видов раннецветущих растений, предотвращения незаконного сбора, реализации и уничтожения первоцветов. В рамках акции проводятся экологические десанты, патрулирования территорий, где сохранились первоцветы. В школах и детских садах проводятся мероприятия (классные часы, викторины, спектакли), посвященные редким и исчезающим видам.

СЕМЕЧКО. Акция предполагает сбор семян деревьев и кустарников, однолетних и многолетних декоративных травянистых растений с последующим выращиванием сеянцев для озеленения поселений. Собранные семена передаются лесничествам, детским домам, школам, детским садам.

АЛАЯ ГВОЗДИКА . В ходе акции учащиеся участвуют в озеленении мемориальных комплексов, мест захоронения воинов, погибших на местах боев и в госпиталях от ран, приборке мемориальных зон от мусора.

Акции по охране водных ресурсов

«ЖИВИ, РОДНИК»

Одной из глобальных экологических проблем современности является недостаточная обеспеченность населения чистой питьевой водой. Люди должны понимать, что решение этой проблемы многогранно и состоит из многих элементов, а качество воды во многом зависит от них самих. Здесь и экономия питьевой воды, установка локальных очистных систем.

Родники – это выходы подземных вод на поверхность, Они значительно меньше, чем поверхностные воды подвержены загрязнению, зачастую не содержат болезнетворных бактерий, вредных компонентов, не требуют очистки и могут являться источниками качественной питьевой воды. Родниковая вода обладает целебными свойствами. Наличие в ней кальция способствует лечению таких недугов, как повышенное артериальное давление, аритмия сердца. Кроме того, кальций укрепляет кости, предупреждая тем самым развитие остеопороза, и благотворно воздействует на нервную систему. Обильное потребление родниковой воды необходимо при мочекаменной болезни, инфекционных заболеваниях, для нормализации кровообращения. Турецкие врачи советуют: «Пейте родниковой воды как можно больше, особенно летом, в ней есть все, что нужно Вашему организму». В народе родники сравнивают с глазами. Они действительно ранимы как глаза и беречь их надо как зеницу ока. Дело чести экологов-краеведов – обратить внимание на эту проблему, заняться выявлением, изучением и охраной родников. Для выявления родников следует осмотреть берега рек, склоны оврагов, балок и другие понижения рельефа. Найденные родники необходимо нанести на карту. Детально обследовав каждый родник, необходимо заполнить паспорт и провести работу по благоустройству родника.

В то же время, прежде чем говорить о ценности и качестве воды конкретного родника, особенно в условиях городской среды, необходимо провести ее исследование в лабораторных условиях. Повышенная степень минерализации воды может отрицательно влиять на состояние здоровья, возможно бактериальное загрязнение и т. д.

Паспорт родника

Наименование

Местонахождение родника (топографическая привязка) ____________________

Вид угодий (пашня, луг, лес)___________________________________________

Размеры и конфигурации родника (глубина воды, диаметр по урезу воды)

____________________________________________________________________

Характеристика пород, почв, грунтов (скала, песок)________________________

Характер истечения (напорный донный ключ, выход из стенки, безнапорное донное подпитывание)_________________________________________________

Основные характеристики воды (соленость, жесткость, прозрачность, цветность, запах и т. д.)________________________________________________

Пригодность по химическим и бактериологическим свойствам

____________________________________________________________________

Куда втекает (в овраг, речку, озеро) _____________________________________

Использование родника населением _____________________________________

Состояние благоустройства родника (каменная кладка, труба, деревянный сруб, естественный дёрн) ___________________________________________________

Когда и кем благоустроен родник (с приложением фотоснимка родника или рисунка) ____________________________________________________________

Истории, легенды, связанные с родником_________________________________

____________________________________________________________________

Расчистка родников является популярным, но сложным гидротехническим мероприятием, она должна производиться не реже одного раза в год (в весенний период) с одновременным текущим ремонтом крепления и оборудования.

Приемную ямку (камеру) родника и русло отходящего ручья надо сначала очистить от мусора, ила и листьев, а затем оборудовать каптажами, т. е. сооружениями для сбора воды. На месте расчистки дно и откосы покрываются гравием, щебнем, бутовым камнем. Камни лучше собрать рядом с родником, чтобы не заносить чуждые геологические объекты. Расчистку родников следует производить вручную, не нарушая место его выхода и не изменяя русло.

Чтобы не допустить примешивания к родниковой воде поверхностных вод, следует применять водонепроницаемые материалы, устраивать замощения из глины. Для отвода воды от каптажа оборудовать замощенные лотки, трубы. Для простейшего оборудования родника с приемной ямкой можно вкопать в качестве трубы для забора воды полиэтиленовую бутылку с отрезанным дном в противоположный от родника край приемной ямки на высоте 20–25 см от ее дна.

По согласованию с органами местной исполнительной власти место родника можно обозначить каменной кладкой, деревянным срубом или устроить малые архитектурные формы (скамейки, навесы), а на расстоянии 5–10 м от родника высадить зеленые насаждения (кустарники, деревья).

Полезно убрать мусор с территории вокруг родника. Если мусора немного, но нет возможности перенести его на свалку, то на расстоянии не менее 30–50 м от родника можно выкопать яму, укрепить стенки глиной и заполнить мусором, присыпав сверху землей и опавшими листьями. Это применимо, если мусор состоит из легко разлагающихся материалов (бумага, тряпье, пищевые отходы).

Родник и подходы к нему можно обозначить указателями (в виде табличек)

РОДНИК___________________________________

Температура воды___________________________

Качество воды______________________________

Использование населением___________________

Родник обустроен___________________________

Дата_______________________________________

«ОХОТА НА ПЛАСТИК»

Цели: формирование активной гражданской позиции детей и жителей, путем включения их в практическое решение актуальных экологических проблем; привлечение населения к проблемам загрязнения района и города отходами из материалов, которые могут быть переработаны (пластиковая тара).

Обычно акция проводится в местах массового отдыха людей, где зачастую скапливается большое количество пустых пластиковых бутылок. Участники акции: жители поселения, учащиеся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования детей, детских садов, детских домов, студенты колледжей, общественные организации, советы территориального самоуправления и все кому не безразличны вопросы сохранения окружающей среды. Возраст участников не ограничен. В назначенный день они участвуют в сборе брошенных пластиковых бутылок.

Активные участники акции, набравшие наибольшее количество пластиковых бутылок, награждаются сертификатами участника и памятными призами на итоговом мероприятии.

ДЕНЬ БЕЗ ПЛАСТИКОВЫХ ПАКЕТОВ

Экологическая акция «Эко-сумка вместо пакета». В ней могут принять участие все библиотеки города и района. Так в рамках акции можно организовать следующее: экологическая книжная выставку в библиотеке «Слово в защиту природы»; демонстрация ролика о вреде использования полиэтиленовых пакетов; букроссинг по экологии на улицах города; мастер-класс по изготовлению эко-сумок из подручных материалов. На улицах города можно организовать раздачу закладок «Почему мы должны пользоваться эко-сумками». Поддержать эту акцию можно не выходя из дома. Достаточно отказаться в этот день от пластиковых пакетов, предложив креативный слоган или принять участие к в конкурсе экосумок.

«7 МИНУТ РАДИ ПРИРОДЫ»

Цели акции:

– формирование активной гражданской позиции детей и жителей, путем включения их в практическое решение актуальных экологических проблем;

– привлечение населения к проблемам загрязнения района и города отходами из материалов, которые, частично, могут быть переработаны.

Обычно проводится у входа в парк культуры и отдыха, где устанавливается экологический пост, представляющий собой палатку с лозунгом «7 минут ради Природы».

Каждый желающий поучаствовать в приборке территории парка может получить перчатки и пакет для сбора мусора, а также познакомиться с историей и природой своего парка. Для того, чтобы собрать и вынести из парка небольшой мешочек мусора, требуется 7 минут (от этого название акции).

Кроме того, можно принять участие в викторинах и получить приз.

«МЫ ЛЮБИМ НАШ ГОРОД»

Цель акции : привлечение и ориентация молодежи на решение экологических проблем города; воспитание экологической культуры, активной гражданской позиции по защите и охране окружающей природной среды через практическую природоохранную деятельность.

Задачи акции:

– объединить усилия горожан в деле охраны окружающей природной среды и вовлечь в сферу деятельности широкомасштабной акции учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, внешкольных учреждений города;

– привлечь внимание общественности, СМИ к решению экологических проблем города;

– сформировать понимание молодежи, что настоящее и будущее живой природы зависит от нас;

– поддерживать и осуществлять конкретные мероприятия по решению экологических проблем города.

Акция включает в себя практические мероприятия населения, в том числе учащихся, в экологическом оздоровлении города: уборка мусора, озеленение территорий, организацию цветников. Обычно такие акции проводятся в апреле и в сентябре – октябре.

«МАЛЫЙ ДВОРИК. СЕРДЦУ МИЛЫЙ»

Цель: привлечение детей и молодежи, всё население города к решению проблем нашего областного центра по озеленению, чистоте и благоустройству дворов и подъездов.

Задачи: сформировать понимание детей и молодежи того, что будущее нашего города, нашей планеты зависит от нас, всеми доступными и возможными способами поддерживать и осуществлять конкретные мероприятия по решению экологических проблем города.

Эта акция состоит из большого комплекса работ, выполняемого учителями, учениками, родителями по благоустройству дворовой территории. Дети, проживающие в подъезде, поддерживают порядок в нем, помогают ветеранам войны и труда; под руководством детского актива высаживают деревья, кустарники, цветы во дворе, приводят в порядок детские игровые площадки, спортивные сооружения.

«ПАРК МОЕГО ДЕТСТВА»

Цель операции: привлечения внимания школьников к проблемам сохранения и восстановления городских лесопарковых зон, защиты зеленых насаждений и природоохранных зон города.

Задачи операции:

– воспитание у детей и подростков школьного возраста бережное отношение к природным объектам города;

– формирование осознания необходимости рационального природопользования, активную жизненную позицию посредством привлечения их к практической природоохранной и экологической деятельности.

Эта акция состоит из большого комплекса работ, выполняемого учителями, учениками, родителями по приведении в порядок территории парков и скверов, находящихся в микрорайоне школы. Дети, высаживают деревья, кустарники, цветы, обрезают сухие ветки деревьев, убирают мусор.

Акции по охране атмосферного воздуха

«ДЕНЬ БЕЗ МАШИН»

Проводится ежегодно 22 сентября. В этот день большая роль отводится общественному транспорту и велосипеду, а использование личного автотранспорта ограничено. Чем меньше машин, тем меньше выбросов в атмосферу.

Что в этот день могут сделать школьники:

– убедить родителей отказаться от использования личного автомобиля и воспользоваться общественным транспортом, велосипедом, совершать пешие прогулки. Если совсем нельзя отказаться в этот день от машины – необходимо сократить ее «транспортный след»: взять попутчиков, подумать над оптимизацией маршрута;

– лично воспользоваться велосипедом при этом в знак поддержки акции привязать зеленую ленточку к сумке, рулю велосипеда или к одежде;

– провести беседу о воздействии автомобильного транспорта на окружающую среду;

– раздавать водителям листовки с призывами сокращения выбросов автомобилей в окружающую среду;– распечатать полезную информацию и повесить ее в своем подъезде.

Акция «Веточка экологических желаний»

На импровизированной « веточке» читатели библиотеки и взрослые, и дети пишут свои пожелания на тему экология. «Берегите землю, такой другой не будет» «Не мусорить!» и т.д.

Список использованной литературы

1. С.Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольника

2. Александров А. «Экология в школе: от планеты – к человеку». // Берегиня. 2010. № 11. С. 11.

4. Акция «Семечко» /http://eko.mgsun.edusite.ru/p4aa1.html

5. Будь здорова, экология! (Сборник: сценарии, уроки, праздники, викторины, игры) / ред-сост. И. В. Зайцев. М., 2011. 96 с.

6. Воронина О.Н., Воронина, А.В. Основные правила и рекомендации по посадке деревьев и кустарников в городских условиях. Н. Новгород, 2004. 44 с.

7. День без машин / http://ru.wikipedia.org, http://avtostopom.org, www.avtotours.ru

8. День без машин / www.vanpool.com, www.howtostartacarpool.com, http://carpool.tamu.edu