Воспитательная система А. Презентация "Педагогические идеи А.Макаренко" Педагогические идеи А.С.Макаренко

ДОМ-МУЗЕЙ им. МАКАРЕНКО

Антон Макаренко родился 1-го марта 1888-го года, в Харьковской губернии. Его отец был рабочим. Он работал в железнодорожных мастерских и всячески пытался за интересовать сына собственной профессией. Ему это удалось – в 1897-ом году Макаренко-младший начал учиться в железнодорожном училище. В начале девятисотых годов Антон вместе с родителями отправился в Крюков. Через некоторое время он поступил в кременчугское училище, а после, увлекшись педагогикой, стал студентом педагогических курсов, где в течение целого года изучал основы учительского мастерства. Позже Макаренко преподавал в Ж/Д училище, умело сочетал навыки железнодорожника и педагогический талант. Уже в тот период времени Антон знал, что посвятит свою жизнь педагогике. Поступив в Педагогический Институт в Полтаве, в 1917-ом году он окончил его с отличием, удостоившись золотой медали. По завершении учебы в ВУЗе, Антон Макаренко возглавил крюковскую железнодорожную школу, а еще через два года перебрался в Полтаву. Вскоре, с разрешения местного комитета народного образования, Макаренко создал трудовую организацию для несовершеннолетних, в которой поселил малолетних правонарушителей.

В 1921-ом году трудовая коммуна получила имя Максима Горького, а через пять лет переехала из-под Полтавы в окрестности Харькова. В течение почти десяти лет Антон Макаренко руководил детской организацией, обучая подопечных навыкам настоящей человеческой жизни. Талантливый педагог организовал для учеников не только достойное существование, но и предоставил им возможность учиться, призвав на помощь коллег – мужественных и способных педагогов, согласившихся в столь трудное время воспитывать беспризорников. Для детей были оборудованы специальные классные комнаты, в которые стояли парты и прочая школьная мебель. Также они были обеспечены необходимыми учебниками. Процесс перевоспитания оказался чрезвычайно трудоемким, однако Макаренко ни разу не пришло в голову отказать от задуманного. И даже когда поначалу, казалось бы, безнадежные подростки не желали перевоспитываться и учиться, воровали еду и одежду, крушили кабинеты, уничтожая и те самые парты и старательно изготовленную школьную мебель, Антон Макаренко верил в их лучшее будущее и не раз начинал все сначала. В конце тридцатых годов педагог стал жить и работать в Москве, где вел активную общественную и литературную деятельность. Он был неоднократно награжден. Макаренко ушел из жизни 1-го апреля 1939-го года. Знаменитый учитель умер в вагоне пригородной электрички.

Педагогические идеи А.С.Макаренко

Самая трудная вещь - требование к себе

А.С. Макаренко


Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

Один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов.

Спектр научных интересов Макаренко направлен на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.


А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика , трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку ».

Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания.


Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия , то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности.

При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом , а не объектом педагогического воздействия.


Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников , жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.


основы педагогики А.С. Макаренко

1. Воспитание детей в коллективе

Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:

  • общая цель;
  • общая деятельность;
  • дисциплина;
  • органы самоуправления;
  • связь данного коллектива с обществом

По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении.


2. Дисциплина и режим

Дисциплина – это не средство и не метод воспитания . Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь учащихся.

Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.

Режим средство (метод) воспитания . Он должен быть обязателен для всех, точно по времени.

Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания.


3. Трудовое воспитание

Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде . В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.


Проблема семейного воспитания

Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете , о трудовом воспитании в семье , о дисциплине , о половом воспитании .

Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники .


коллективизм в понятии А. С. Макаренко

« В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом» (А. С. Макаренко).

Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:

1. Умение работать в коллективе;

2. развитую способность к коллективному творчеству;

3. товарищескую солидарность и взаимопомощь;

4. активное участие в коллективной деятельности;

5. заботу о своем коллективе и его перспективах;

6. осознание себя хозяином коллектива;

7. ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;

8. умение приказать и подчиниться товарищу;

9. желание и потребность подчинить свои интересы коллективу;

10. принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных.


Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив. Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания в коллективе, рассмотрел такие вопросы, как:

Строение коллектива;

Взаимоотношения в коллективе;

Педагогическое требование, дисциплина, поощрения и наказание;

Нравственное и трудовое воспитание;

Стиль работы;

Самоуправление, традиции;

Индивидуальный подход к детям.

Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения , за создание нормального психологического климата, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.


Одной из черт демократического воспитательного процесса

А. С. Макаренко считал самоуправление .

Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый человек включался и систему реальной ответственности» : и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.

Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими воспитанниками : добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности.

Воспитатель - это, прежде всего член коллектива , а потом уже наставник, старший товарищ.


Опираясь на взгляды выдающихся советских педагогов, Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал.

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко).

- участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

Антон Семенович считал, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания .


В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния семьи , поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом .

Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой - все это влияет на детей, формирует их личность.


Педагогическая цель в понимании Макаренко

Макаренко считал, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель . Цель как непреложный закон обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты . Цель предопределяет требования к воспитаннику, и к воспитателю, и к другим субъектам педагогического процесса, ко всем условиям воспитания .

Поэтому цель воспитательного процесса, указывает Макаренко, должна всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем как обязательная, и к ней «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии». Воспитательная работа должна быть, прежде всего целесообразной .

Таким образом, педагог , рассуждает Макаренко, должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.


Педагогический коллектив как необходимое условие воспитания и обучения

Огромное значение Макаренко придавал формированию педагогического коллектива.

Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива , - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее».

Отношения педагогов и воспитанников по Макаренко

В теоретическом наследии и опыте А. С. Макаренко проблема формирования отношений педагогов и воспитанников – одна из центральных.

«Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы». Педагог для того и вступает в личные отношения с учащимися, чтобы выполнить задачу направления развития отношений учащихся ко всей окружающей действительности. Он может и обязан сознательно использовать свои отношения с учащимися в качестве средства сознательного регулирования процесса формирования всей совокупности отношений своих воспитанников к окружающей действительности.

Отношения педагогов и учащихся – это взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, направляемое педагогами в соответствии с целями воспитания, выдвигаемыми обществом и обусловленными социально и психологически всей системой господствующих в обществе материальных и идеологических отношений.

В трудах А. С. Макаренко были раскрыты сущность и основы методики формирования гуманных, товарищеских отношений учителя и учащихся . Принципиально новым в его подходе к данной проблеме было то, что он сумел преодолеть чисто декларативный характер провозглашения роли коллектива.


Педагогический опыт по Макаренко

При анализе особенностей учащихся Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления .

Его главнейшими компонентами выступают личность учащегося и личность педагога , ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства , условия ; им соответствуют результаты . Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания.

Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.


Особенности педагогических приёмов по Макаренко

Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём , который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант , дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике : от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления, к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.


некоторые из приемов, которые применял Макаренко:

а) Метод - «атака в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам

б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив

в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом»

г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике

д) «Метод переключения страстей»


Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко

Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе , считая, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику.

Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.


Список литературы

1. Гордин Л.Ю Диалектика общечеловеческих и социалистических ценностей в наследии А.С.Макаренко // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. Книга для учителя. – М.: Просвещение.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1987. – Т.1. – С.149-570.

4. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч.: В 8 т. / Сост. М.Д.Виноградова, А.А.Фролов. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4.

5. Моргун В.Ф. А.С.Макаренко и проблема «многомерности» личности (вопросы психологии) // А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

6. Опалихин В.М. Освоение идей и опыта А.С. Макаренко в школах Челябинской области // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

7. Питюков В.Ю. Педагогическая операция как единица воспитательного процесса и проявление технологического подхода в воспитании // А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. "Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики" - говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику. А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. "Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики" - говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Слайд 4

Описание слайда:

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом "Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему ". Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом "Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему ".

Слайд 5

Описание слайда:

К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна "требовательная любовь", говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился "проектировать" в человеке лучшее К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна "требовательная любовь", говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился "проектировать" в человеке лучшее

Слайд 6

Описание слайда:

Сторонники "свободного воспитания" возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что "наказание воспитывает раба". Макаренко справедливо возражал им, говоря, что "безнаказанность воспитывает хулигана", и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы. Сторонники "свободного воспитания" возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что "наказание воспитывает раба". Макаренко справедливо возражал им, говоря, что "безнаказанность воспитывает хулигана", и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

Слайд 7

Описание слайда:

А.С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами "закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой". Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания А.С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами "закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой". Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания

Слайд 8

Описание слайда:

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. "Воспитать человека - значит воспитать у него,- говорил А.С. Макаренко,- перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы". Работа эта должна организовываться по "системе перспективных линий".

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. "Марксизм,- писал он,- учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива". Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Педагогика А.С.Макаренко. Вопросы коллектива и личности в современном воспитании. Основные идеи «Педагогической поэмы»

Презентацию подготовила:

Коробова Т.С., методист

МБОУ ДО «Рыльский ДДТ»


Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия "коллектив".




Понятие "коллектив" в педагогической литературе- объединение

воспитанников (учеников)



Признаки

  • Общая социально значимая цель .
  • Общая совместная деятельность .
  • Отношения ответственной зависимости .
  • Общий выборный руководящий орган .

Особенности

  • Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива:

Сплоченность, характеризующая взаимопонимание;

Защищенность;

  • "чувство локтя«;
  • - причастность к коллективу.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива - коллектив класса


  • Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.


Закон жизни коллектива

Движение - форма жизни коллектива,

остановка - форма его смерти.


А.С.Макаренко определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива


  • Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения).
  • Вторая стадия - усиливается влияние актива.


Противоречия

  • между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами;
  • между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д.

Качественные стадии (этапы) преобразований

  • Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива.

Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития.


Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.


Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.








Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой . При этом он исходил из положения о том, что "истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость".


Виды перспектив:

  • близкая;
  • средняя;
  • далекая.

Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной.


Средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени.


Далекая перспектива - это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель.


Отличительные признаки сформированности коллектива

  • 1) мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;
  • 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
  • 3) дружеское единение его членов;







А.С.Макаренко: «Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года» … «Первые месяцы нашей колонии... были ещё и месяцами поисков истины».






" Дежурство по колонии"




В коллективе, живущим "по Макаренко", каждые полгода выбирался староста


А.С.Макаренко возглавлял колонию для несовершеннолетних преступников и дал путевку в жизнь












Структура соподчинённых функциональных зависимостей: - -актив ("старые боевые колонисты"); - резерв (который не обладает заметными талантами организаторов); - "болото" и "пацаны" (исполнители, те, кто идёт за лидерами); - "шпана"



Цели, определяющие систему полномочий и отношений в этом коллективе: 1. Нужно обеспечить создание коллектива, чему способствовала выработка «конституции», то есть, ряда твёрдо установленных положений, (обязательных для всех: и воспитанников, и воспитателей) определяющих функции участников совместной деятельности;



Таким образом : -А.С.Макаренко, начав с определения цели "нового человека по-новому делать" через развитие "соподчинённых связей педагогов и воспитанников", выходит на новую форму; - основная форма воспитательного коллектива у А.С.Макаренко – отряд (постоянный и сводный), которые дополняют друг друга. И мы имели возможность проследить процесс образования данной формы.




Модели развития отношений между личностью и коллективом

1) личность подчиняется коллективу (конформизм);

2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).



Литература

  • 1. Би Шучжи, Ван Игао. Диалектичность и целостность педагогических взглядов А.С.Макаренко // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт.- Нижн. Новгород, 1992. – С.83-86.
  • 2. Буева Л.П. Предисловие к книге Л.Николаева. Структуры человеческой деятельности. – М.: Прогресс, 1984. – С.5-16.
  • 3. Гордин Л.Ю Диалектика общечеловеческих и социалистических ценностей в наследии А.С.Макаренко // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992. – С.86-89.
  • 4. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 158 с.
  • 5. Макаренко А.С. Открытое письмо товарищу Ф.Левину // Пед. соч.: В 8 т. / Редкол.: М.И.Кондаков (гл. ред.) и др., АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986. – Т.7. – С. 206 – 208.
  • 6. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1987. – Т.1. – С.149-570.
  • 7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч.: В 8 т. / Сост. М.Д.Виноградова, А.А.Фролов. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4. – С. 123-203.

Воспитательная система Макаренко А. С. К семинару по педагогике работу выполнили студенты 45 группы Педагогического колледжа № 5 Дмитриева Екатерина и Короткова Марина

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (Макаренко А. С.)

Воспитательная система Макаренко А. С. Цель: связать трудовое воспитание с социальными условиями жизни общества и коллектива.

Задачи: Воспитывать трудолюбие и способность к труду. Развивать умение учащихся ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Развивать у учащихся этическое воспитание. Помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда.

«Дети - цветы жизни» , - но это не значит, что «нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать» . Надо подумать, какие плоды могут развиваться из этих цветов. В обращении с детьми необходимо иметь «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости» . В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

Макаренко был сторонником систематического преподавания учебных предметов. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Антон Семёнович высоко ценил педагогику, считал ее самой сложной наукой. Он с уважением относился к педагогическим идеям виднейших прогрессивных педагогов прошлого. «Мы должны воспитать преданных Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных» , - говорил он.

Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все условия для расцвета творческих сил личности. Исходя из этого положения, Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. . . В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» , писал Макаренко. Антон Семенович правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась.

В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание красоты труда – это целая область воспитания. Издавна в народе говорили: "Ради хорошего праздника надо много работать”. Значит, итог, результат труда – выполненные вещи, предметы и т. п. – приносили и приносят людям радость. С учетом этих особенностей становления и формирования личности в новых социальных условиях и была создана А. С. Макаренко теория трудового и идейно – эстетического воспитания. «Труд- могучий воспитатель»

У Макаренко был производительный труд детей в соединении с обучением основам наук. Обучаясь в школе, дети в то же время работали на производстве, оборудованном по последнему слову техники. Практика А. С. Макаренко по организации производительного детского труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства. Приобретение организаторских навыков, воспитание чувства соревнования, взаимопомощи, воспитание стремления к рационализации и совершенствованию производства, – все это достигается и воспитывается в детях через участие их в труде.

Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своем большинстве являются именно перспективами трудовыми. Воспитывая у ребят умение мечтать, Макаренко поддерживал лишь те их мечты, которые пробуждали творческую деятельность воспитанника.

Очень важно как можно раньше создавать для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого, можно сказать, начинается путь в профессию, которому воспитанники посвятят себя, став взрослыми. обучение и труд идут рядом Чтобы поддерживать интерес к труду, надо время от времени поручать дело, непривычное для детей, способное захватить своей новизной.

В свое время А. С. Макаренко говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, всех объединяла одна задача – помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом. В настоящее время создаются все условия для трудовой подготовки школьников. При всех школах создаются учебные мастерские, химические, физические и иные кабинеты и лаборатории, а в сельской местности также и пришкольные сельскохозяйственные участки. Это раскрывает перед школой, учащимися огромное поле творческой деятельности, смелых поисков. Учебные мастерские призваны воспитывать у школьников навыки управления, умения быть не иждивенцами, а хозяевами.

Анализируя свое участие в трудовом коллективе, школьники сами отмечают как наиболее значимое для них следующее, "научились жить и работать в коллективе”, "уважать труд других”, "считаться с мнением товарищей”, "подчиняться воле коллектива”, "узнать цену труду”, "научиться хозяйничать, руководить, оценивать свой труд” и т. д.

Антон Семенович подчеркивал, необходимость единства трудового и нравственного воспитания, как важного условия, обеспечивающего воспитательный эффект трудовой деятельности. Таким образом, распространение идей А. С. Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научнотехнического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке. Исследования свидетельствуют, что в современных условиях большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. Безусловно, в последние годы изменяются условия функционирования школ, предъявляются новые требования к образовательным учреждениям. Но гениальность педагогики Макаренко как раз в том, что она всегда современна, ибо не может быть несовременной жизненно-ориентированная педагогика, приоритетом которой является жизнь, законы развития личности в единстве с природой и обществом.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина. Спасибо за внимание!