Синквейн по химии на тему металлы. Альманах «День за днем»: Наука



Синквейн – французское слово, обозначающее «пять строк» Правила написания синквейна: Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.


Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.




Обратный вариант синквейна Уровень логики Элемент синквейна Пример Вектор, направление Синоним, метафора, обобщение одним словом Интеграция Мышление Фраза из четырех или более слов Продуктивное творчество внутри профиля Ассоциации Глагол, деепричастие Конструирует Параметры Два прилагательных (причастия) Компетентное, профильное Объект Исходное существительное Образование

Е.В. Бахман

Синквейны на уроках химии

Школу делает школой учитель. Все мы вами разные и это прекрасно. Во многих случаях новое в педагогике – это «хорошо забытое старое», только интерпретированное с других позиций. Чтобы вспомнить хорошо «забытое старое» можно порекомендовать прочитать или перечитать книгу Анатолия Гина «Приемы педагогической техники». В ней описаны апробированные и четко сформулированные приемы педагогической техники.

А сейчас я хочу подробней остановиться на использовании синквейнов при изучении химии. Впервые о синквейнах я прочитала в журнале «Биология в школе». Позднее узнала, что они применяются в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Она появилась у нас в стране с 1997 года. Синквейн прост в овладении и применим уже на начальной ступени обучения как самостоятельный продукт. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Можно проанализировать лексическое богатство (или бедность), предложенных синквейнов и сделать вывод. При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, не очень просто).

Слово «синквейн» - французское, обозначающее «пять строк ». При его написании существуют определенные правила, которые в незначительной мере варьируют от автора к автору.

Правила написания синквейна:

1 строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4 строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Учитель
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых!
Мастер.

Химия
Органическая, неорганическая.
Открывает, изучает, превращает.
Очень сложный предмет.
Наука.

Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Творческий коллектив Мастеринг-клуба индивидуальной психологии приводит другой вариант синквейна.
Основное отличие от традиционного заключается в построении снизу вверх, отражающем направление познавательного роста и побуждающем к выходу за рамки репродукции.
Кроме того, обеспечено чередование односложных (нечетных) и многосложных (четных) элементов, соответствующее диалектической последовательности анализа-синтеза (в большинстве методик этот принцип не учтен, и предлагается записывать не один, а три глагола или деепричастия).

Уровень логики

Элемент синквейна

Пример

Вектор, направление

Синоним, метафора, обобщение одним словом

Интеграция

Мышление

Фраза из четырех или более слов

Продуктивное творчество внутри профиля

Ассоциации

Глагол, деепричастие

Конструирует

Параметры

Два прилагательных (причастия)

Компетентностное, профильное

Объект

Исходное существительное

Образование

Используемая литература:

1. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003

Е.В. Бахман, учитель химии МОУ СОШ № 54. г. Новосибирск



ДЕНЬ В ИСТОРИИ

  • - День рождения Джульетты (1284), знаменитой шекспировской героини. В честь дня рождения Джульетты Капулетти проводят праздничные мероприятия: спектакли, фестивали, карнавалы. В этот день проходит вручение литературной премии для профессиональных писателей «Scrivere per amore», и проходят кинопоказы экранизаций "Ромео и Джульетты"
  • - Впервые в истории мореплавания сквозным рейдом пройден путь из Владивостока в Архангельск по Северному морскому пути (1905). Руководил переходом Борис Андреевич Вилькицкий (1885-1961) - русский гидрограф, геодезист, исследователь Арктики
  • - В Москве создан Государственный академический Центральный театр кукол (ныне – имени С.В. Образцова) (1931)
  • - Родился Михаил Илларионович Кутузов - русский полководец, генерал-фельдмаршал (1745-1813)

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. В современных условиях глобализации и интеграции образовательных систем всё большее значение приобретает использование инновационных технологий в учебном процессе, как в вузовской модели образования, так и в системе среднего общего образования.

Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях. Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности, и, следовательно, и на всестороннее развитие личности.

Каждый педагог стремиться к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только на использовании традиционных форм обучения, но на внедрение

инновационных технологий и приемов педагогической техники.

Преподаватели широко используют различные приемы педагогической техники. Всем известны такие педагогические приемы как “учебный мозговой штурм”, “ пометки на полях”, написание эссе, составление кластера и другие. (Приложение 1)

  1. Аналитическая часть.

2.1.Дидактический синквейн.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн. Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования и анализирования полученной информации. При работе с данным приёмом учитель решает сразу множество важнейших задач:

    изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску.

    знания о предложении,

    умение соблюдать интонацию,

    значительно активизируется словарный запас учащихся,

    совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

    активизируется и развивается мыслительная деятельность,

    совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Напомним, что слово синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:

  • Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка - одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика.

2.2. Синквейн как дидактический прием.

Знакомствос синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой дисциплины. Кроме того данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого учащегося и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала.

3. Проектная часть

3.1. Вариативность.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

  • составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Так, приведём один из видов синквейна на тему “Многоатомные спирты”:

1. Глицерин

2. Сладкий, густой

3. Растворяется, притягивает, предохраняет

4. Сиропообразная жидкость

5. Трехатомный спирт

Данная работа предполагает анализ всего изученного материала по теме, т.к. для того, чтобы составить вышеозначенные строки необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.

Кроме предложенного “классического” варианта написания синквейна нами использовались следующие варианты применения пятистиший:

а) составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна). Например, дан следующий синквейн:

1. Полимеры

2. Легкие, прочные

3. Горят, разлагаются, плавятся

4. Широко используются в наше время

5. Макромолекулы

Краткий рассказ на основании данного пятистишия может получиться таким: полимеры очень легкие, прочные соединения, которые при определенных условиях разлагаются, плавятся, при нагревании, как и многие органические вещества, горят. Полимеры широко используются в наше время. Молекулы полимеров имеют огромную массу и сложное строение.

Благодаря такому варианту синквейна формируются умения собственного продуцирования текста: предполагается не только диагностика возможностей учащихся, потому как при данном виде работы можно увидеть в полной мере лексический объём обучающихся, но и коррекция, развитие речевых и мыслительных способностей. Возникает множество вариантов для создания новых текстов, предложенная “калька” в виде строчек синквейна стимулирует интерес не только к изученной теме, но и к дисциплине.

б) коррекция и совершенствование готового синквейна:

1. Галогены

2. Простые, сильные

3. Образуют, проявляют, реагируют

4. Рождающие соли

5. Элементы.

По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими – так, в данном случае можно подобрать более верно синонимически определения галогены, а также глагол “проявляют”, не относящийся непосредственно к понятию “галогены” заменить на другой.

Заключительное слово “элементы” также следует заменить на более подходящее понятие. Такой вид работы подразумевает включение всех мыслительных процессов студентов – аналитических, синтезирующих и творческих, т.к. необходимо не только найти ошибку, но и доказать собственную точку зрения, а также придумать свой оригинальный вариант ответа.

в) анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дается синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих строк ее определить:

1. Предельные, непредельные, ароматические

2. Горят, взаимодействуют, синтезируют

3. Состоят из атомов углерода и водорода

4. Вещества

Правильным ответом на это пятистишие является слово “углеводороды”, т.к. синквейн применялся при изучении тем “Органические соединения”, то и предложенные выше фразы касались химических веществ – неорганических и органических. Могут быть и другие вариации этого метода. Так, может отсутствовать не первая строка, а, допустим, четвёртая – тогда учащимся предлагается добавить фразу, соответствующую общей направленности синквейна. Следовательно, в пятистишии может отсутствовать любая часть или же даже несколько частей. Поиск необходимой отсутствующей части также стимулирует интерес студентов и интенсифицирует креативные способности учащихся.

И может быть использована при изучении любого предмета, как на уроках химии, так и на других предметах.

Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированнойhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD - cite_note-6 и может быть использована при изучении любого предмета в школьном курсе обучения.

При первоначальном использовании данного педагогического приема не все учащиеся справляются с подобными заданиями. Причина такого рода неудач связана с низким понятийным и словарным запасом каждого ребенка, с его психосоматическими и индивидуальными особенностями. Систематическое использование приема “составления синквейна” на всех этапах урока (изучения, повторения, обобщения материала и контроля знаний) позволяет ребятам свободно овладеть таким приемом.

В старших классах ребята самостоятельно и с интересом составляют и используют при обобщении материала данный прием. При изучении темы “Неметаллы”, ученики составляют следующие синквейны, например

Соединения галогенов

  • Бесцветные, токсичные
  • Растворяются, образуют, диссоциируют
  • Образуют множество соединений
  • Галогеноводороды.

Роль галогенов

  • Необходимы, опасны
  • Стимулируют, прекращают, обеззараживают
  • Важные для организма, биологически значимы
  • Интересные элементы.

При изучении органической химии также возможно использование синквейна. Ученики старших классов с увлечением и творчески подходят к составлению синквейна. Вот примеры некоторых из них:

  • Ароматические, сложные
  • Имеют резкий запах, реагируют
  • Кратные связи в молекуле
  • Углеводород
  • Непредельный, газообразный
  • Окисляется, горит, полимеризуется
  • Используется в органических синтезах
  • Углеводород
  • Природные, химические
  • Растягиваются, горят, плавятся
  • Широко используются человеком
  • Нити.

4. Заключение

4.1. Результаты использования синквейна.

В своей педагогической практике я впервые начала использовать прием “составления синквейна” недавно (середина 2010/2011 и начало 2011/20112 учебные годы). При обобщении и систематизации любого материала этот педагогический прием дает хорошие результаты. Для выяснения успешности применения синквейнов по усвоению учебного материала, я провела сравнение качества обученности между 9а и 9в классами. В 9а классе учащиеся закрепляли и обобщали пройденную тему традиционным способом, а в 9в составляли и использовали синквейн. При проверке были получены результаты письменных работ, которые занесены в таблицы№№1-3. Тексты заданий для учащихся обоих классов при проверке знаний были одинаковые. Общие итоги письменных работ занесены в таблицу №4 (Приложение 4).

Результаты, помещенные в таблицу№4, показывают разницу в успешности усвоения материала учащимися, применяющими синквейн для обобщения и закрепления изученного материала. Качество обученности у учащихся 9в класса выше на 5-12 %, а успеваемость выше на 5-7 %.

График зависимости качества обученности наглядно показывает разницу в качестве обученности обучающихся. Красная линия в графике – это показатель качества обучения учеников 9в класса (50%, 60%, 57%), а синяя линия - показатель качества обучения учеников 9а класса (45%, 40%, 45%). Наглядно видно, что результаты обученности и успеваемости выше у учащихся 9в класса, использующих синквейны, чем у учащихся 9а класса, работающих по традиционным приемам обобщения и систематизации материала.

Диаграмма зависимости (Приложение 4) подтверждает, имеющуюся разницу в качестве обученности учащихся 9а 9б классов

Наблюдая за ребятами на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся получает на уроке от трех до пяти положительных оценок, Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу учителя на уроке самыми высокими баллами.

В своей работе я остановилась на мало используемом приеме педагогической технике “составлении синквейна”. Проанализировав данный материал, я пришла к следующим выводам, что прием педагогической техники “составление синквейна” при всей своей простате построения имеет много преимуществ:

    является одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста;

    расширяет словарный запас учащихся.

    является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы;

    позволяет за короткий промежуток времени быстро получить результат;

    работает в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.

1

Противоречие между новыми педагогическими требованиями и реальными условиями учебного процесса неизбежно приводит к использованию на уроках химии новых образовательных технологий на основе активных методов обучения. Одним из таких активных методов обучения является метод синквейн технологии, который можно успешно применять на уроке химии. Особенность данного метода заключается в переходе от стандартной классно-урочной системы к новым организационным формам обучения, при которых каждый обучающий становится активным участником образовательного процесса. Приведено использование элементов синквейн технологии как активного метода обучения. Рассмотрены дидактические синквейны на примере школьного курса химии с точки зрения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации. В разработанных дидактических синквейнах по теме «Вода» содержится информация о физических и химических свойствах воды.

активные методы обучения

синквейн

дидактический синквейн

1. Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article = 410 (дата обращения. 19.05.2012).

2. Кендиван О.Д-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии // Химия в школе. – 2009. – № 8. – С. 43–48.

3. Кендиван О.Д-С. Развитие навыков созидательной деятельности учащихся посредством проблемно-творческих задач // Школа будущего – 2012. – № 1. – С. 3–12.

4. Крицман В.А., Станцо В.В. Вода // Энциклопедический словарь юного химика / гл. ред. М.А. Прокофьев. – М.: Педагогика, 1990. – С. 52–54.

5. Синквейн с точки зрения педагогики // http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения. 19.05.2012).

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях наметились такие тенденции, как снижение учебной мотивации и качества знаний. Уменьшение числа часов учебного времени, отводимого на изучение школьного курса химии, требует системной подачи учебного материала на основе современных педагогических технологий. Противоречие между новыми педагогическими требованиями и реальными условиями учебного процесса неизбежно приводит к использованию на уроках химии новых образовательных технологий на основе активных методов обучения . Одним из таких активных методов обучения является метод синквейн технологии , который можно успешно применять на уроке химии. Особенность данного метода заключается в переходе от стандартной классно-урочной системы, в которой учащиеся не проявляют особой познавательной активности, к таким организационным формам обучения, при которых каждый обучающийся становится активным участником образовательного процесса. Учеба строится не на запоминании отобранной учителем информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов учащихся.

Синквейн - прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему «Синквейн» от французского слова «пять». Синквейн - это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Анализ литературы показывает существование двух видов синквейна: традиционного и дидактического.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура -2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка - 31). Пример по теме «Вода». ((ок-сид) - (дож-де-ва-я) - (у-ди-ви-тель-но-е) - (ма-ло-дис-со-ци-ру-ю-щее) - (гидрид)). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций .

В отличие от традиционного дидактический синквейн состоит из 5 строк.

1 строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь; 2 строка - два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта;

3 строка - образована тремя глаголами и деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;

4 строка - фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм);

5 строка - одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта.

Чёткое соблюдение правил составления дидактического синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи .

Пример дидактического синквейна по химии: водород - бесцветный, легкий - восстанавливает, окисляется, распадается - смесь водорода с воздухом взрывоопасна - газ!

Использование метода синквейн технологии по школьному курсу химии (8 и 9 классах) способствует более качественному формированию, усвоению и закреплению теоретических знаний основных положений атомно-молекулярного учения, теории электролитической диссоциации, позволяет естественным образом развивать необходимые учебные навыки, формировать коммуникативные умения. Таким образом, в ходе составления синквейнов ученики не только углубляют свои знания по предмету, но совершенствуют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой; планировать свою учебную деятельность. Задачи учителя, применяющего синквейн технологию, заключаются в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, реализация которых позволила бы ученику осмыслить и запомнить сведения предметного содержания. Применение дидактических синквейнов способствует лучшему усвоению учащимися одной из практически значимых тем школьного курса химии «Первоначальные химические понятия», «Теория электролитической диссоциации».

В разработанных нами дидактических синквейнах по теме «Вода» содержится информация о физических и химических свойствах воды, о практическом значении воды, приводятся конкретные примеры с точки зрения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации. Дидактический синквейн - применим на любом этапе урока, используется при объяснении, закреплении нового материала, так как в них содержится учебный материал, состоящий из пяти строк, позволяющий осуществить текущий контроль знаний по изученным темам и выяснить затруднения, возникающие у учащихся. Помимо этого, учащиеся самостоятельно работают над созданием собственных синквейнов по выбранной теме.

Примеры дидактических синквейнов по теме «Вода».

На основе атомно-молекулярного учения по программе Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (8 класс):

а) Вода - газообразная, твердая - растворяет, взаимодействует, образует - жизненно важное вещество - растворитель;

б) Вода - жидкая, бесцветная - кипит, замерзает, остывает - вода реагирует с активными металлами - вещество.

С точки зрения теории электролитической диссоциации по программе Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (9 класс):

а) Вода - малодиссоциирующее, сложное - окисляется, восстанавливается, диссоциируется - «Самое необыкновенное вещество в мире» (И.В. Петрянов) - электролит;

б) Вода - жесткая, мягкая - разлагается, распадается, проводит - «Необходимо беречь воду!» - окислитель.

Синквейны занимательного характера

а) Вода - соленая, дождевая - кипит, поглощает, реагирует - «нагреваясь, вода поглощает тепло, остывая, отдает его» - волшебница;

б) Вода - святая, земная - нагреваясь, выравнивает, предохраняет - «Вещество привычное и необычное!» - лед.

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).

Вода - вещество привычное и необыкновенное. Ученые правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько аномалий, сколько в ее свойствах. От воды зависит климат планеты. Земля давным-давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. У нее очень большая теплоемкость. Нагреваясь, она поглощает тепло; остывая, отдает его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат. А от космического холода предохраняют Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере - в облаках и в виде паров. Разная бывает вода: жидкая, твердая, газообразная; пресная и соленая; свободная и связанная. Воду можно рассматривать как оксид водорода или как гидрид кислорода. На вопрос, много ли воды на Земле, ученые отвечают: очень много и очень мало одновременно. Почему много - очевидно: океаны, ледники, реки, дожди… А вот почему мало? Потому что потребности человечества в воде сегодня уже сравнимы с возобновляемыми ресурсами пресной воды на нашей планеты. Поэтому, необходимо беречь воду .

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

2. Привычное, необыкновенное.

3. И поглощает, и возвращает очень много тепла.

4. Существует в трех агрегатных состояниях.

5. Гидрид.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматривают при составлении синквейна работу в парах, в малых группах и только затем - индивидуально. Учителю надо заранее продумать ряд вопросов для составления синквейнов. Например,

2. Какая она для вас? Физические свойства воды (газообразная, жидкая, твердая, пресная, соленая, дождевая, свободная, связанная, земная, святая, дистиллированная, жесткая, мягкая, минеральная, сложное, удивительное, привычное, необыкновенное, необычное, малодиссоциирующее и т.д.).

3. Значение и химические свойства воды (растворяет, окисляется, восстанавливается, окисляя, разлагается, распадается, диссоциируется, кипит, поглощает, придает силы, помогает, нагреваясь, остывая, выравнивает, предохраняет, взаимодействует, взаимодействуя, реагирует, образует, кипит, замерзает и т.д.).

4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о воде? «Самое необыкновенное вещество в мире (И.В. Петрянов), «Вещество привычное и необычное», «Земная вода выравнивает климат Земли», «Нагреваясь, вода поглощает тепло, остывая, отдает его», «Жизненно важное вещество», «Необходимо беречь воду!», «Жизнь без воды невозможна», «Одно из самых важных и распространённых на Земле соединений» и т.д.

5. Синоним или как по-другому можно назвать воду? (Н2О, вещество, оксид, гидрид, снег, лед, пар, океаны, моря, реки, дожди, волшебница, электролит, окислитель, восстановитель, растворитель и т.д.).

При работе над составлением краткого рассказа по готовому синквейну используются также дидактические элементы других технологий обучения, которые не нарушают целостность и системность образовательных технологий, например, проблемного, развивающего обучения, индивидуализации обучения и др.

Практика показывает, что использование элементов дидактических синквейнов, которые постоянно совершенствуются и обновляются, вызывает интерес у учащихся и побуждает к активной деятельности, способствуя личностному росту, развитию творческого мышления и расширению кругозора. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно. Работа над созданием синквейнов позволяет индивидуализировать процесс обучения. Кроме того, обучение на основе данной технологии способствует развитию познавательной и самостоятельной деятельности учащихся и формированию научно-теоретических знаний и творческой деятельности. Практика использования элементов синквейн технологии на уроках химии свидетельствует о ее эффективности в формировании химического языка. Обучение на основе данной технологии оказывает положительное воздействие на весь учебно-познавательный процесс в целом: на организацию самостоятельной познавательной творческой деятельности учащихся, на формирование у них более глубоких, осознанных знаний с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, на развитие таких качеств самостоятельной деятельности, как мотивация, организованность, ответственность.

Рецензенты:

Ооржак Херел-оол Д-Н., д.п.н., профессор кафедры теоретических основ физической культуры, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл;

Товуу Н.О., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл.

Работа поступила в редакцию 06.03.2014.

Библиографическая ссылка

Кендиван О.Д-С., Куулар Л.Л. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИНКВЕЙНЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-4. – С. 827-829;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33764 (дата обращения: 16.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. В современных условиях глобализации и интеграции образовательных систем всё большее значение приобретает использование инновационных технологий в учебном процессе, как в вузовской модели образования, так и в системе среднего общего образования.

Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях. Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности, и, следовательно, и на всестороннее развитие личности.

Каждый педагог стремиться к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только на использовании традиционных форм обучения, но на внедрение

инновационных технологий и приемов педагогической техники.

Преподаватели широко используют различные приемы педагогической техники. Всем известны такие педагогические приемы как “учебный мозговой штурм”, “ пометки на полях”, написание эссе, составление кластера и другие. (Приложение 1)

  1. Аналитическая часть.

2.1.Дидактический синквейн.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн. Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования и анализирования полученной информации. При работе с данным приёмом учитель решает сразу множество важнейших задач:

    изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску.

    знания о предложении,

    умение соблюдать интонацию,

    значительно активизируется словарный запас учащихся,

    совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

    активизируется и развивается мыслительная деятельность,

    совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Напомним, что слово синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:

  • Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка - одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика.

2.2. Синквейн как дидактический прием.

Знакомствос синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой дисциплины. Кроме того данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого учащегося и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала.

3. Проектная часть

3.1. Вариативность.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

  • составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Так, приведём один из видов синквейна на тему “Многоатомные спирты”:

1. Глицерин

2. Сладкий, густой

3. Растворяется, притягивает, предохраняет

4. Сиропообразная жидкость

5. Трехатомный спирт

Данная работа предполагает анализ всего изученного материала по теме, т.к. для того, чтобы составить вышеозначенные строки необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.

Кроме предложенного “классического” варианта написания синквейна нами использовались следующие варианты применения пятистиший:

а) составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна). Например, дан следующий синквейн:

1. Полимеры

2. Легкие, прочные

3. Горят, разлагаются, плавятся

4. Широко используются в наше время

5. Макромолекулы

Краткий рассказ на основании данного пятистишия может получиться таким: полимеры очень легкие, прочные соединения, которые при определенных условиях разлагаются, плавятся, при нагревании, как и многие органические вещества, горят. Полимеры широко используются в наше время. Молекулы полимеров имеют огромную массу и сложное строение.

Благодаря такому варианту синквейна формируются умения собственного продуцирования текста: предполагается не только диагностика возможностей учащихся, потому как при данном виде работы можно увидеть в полной мере лексический объём обучающихся, но и коррекция, развитие речевых и мыслительных способностей. Возникает множество вариантов для создания новых текстов, предложенная “калька” в виде строчек синквейна стимулирует интерес не только к изученной теме, но и к дисциплине.

б) коррекция и совершенствование готового синквейна:

1. Галогены

2. Простые, сильные

3. Образуют, проявляют, реагируют

4. Рождающие соли

5. Элементы.

По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими – так, в данном случае можно подобрать более верно синонимически определения галогены, а также глагол “проявляют”, не относящийся непосредственно к понятию “галогены” заменить на другой.

Заключительное слово “элементы” также следует заменить на более подходящее понятие. Такой вид работы подразумевает включение всех мыслительных процессов студентов – аналитических, синтезирующих и творческих, т.к. необходимо не только найти ошибку, но и доказать собственную точку зрения, а также придумать свой оригинальный вариант ответа.

в) анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дается синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих строк ее определить:

1. Предельные, непредельные, ароматические

2. Горят, взаимодействуют, синтезируют

3. Состоят из атомов углерода и водорода

4. Вещества

Правильным ответом на это пятистишие является слово “углеводороды”, т.к. синквейн применялся при изучении тем “Органические соединения”, то и предложенные выше фразы касались химических веществ – неорганических и органических. Могут быть и другие вариации этого метода. Так, может отсутствовать не первая строка, а, допустим, четвёртая – тогда учащимся предлагается добавить фразу, соответствующую общей направленности синквейна. Следовательно, в пятистишии может отсутствовать любая часть или же даже несколько частей. Поиск необходимой отсутствующей части также стимулирует интерес студентов и интенсифицирует креативные способности учащихся.

И может быть использована при изучении любого предмета, как на уроках химии, так и на других предметах.

Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированнойhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD - cite_note-6 и может быть использована при изучении любого предмета в школьном курсе обучения.

При первоначальном использовании данного педагогического приема не все учащиеся справляются с подобными заданиями. Причина такого рода неудач связана с низким понятийным и словарным запасом каждого ребенка, с его психосоматическими и индивидуальными особенностями. Систематическое использование приема “составления синквейна” на всех этапах урока (изучения, повторения, обобщения материала и контроля знаний) позволяет ребятам свободно овладеть таким приемом.

В старших классах ребята самостоятельно и с интересом составляют и используют при обобщении материала данный прием. При изучении темы “Неметаллы”, ученики составляют следующие синквейны, например

Соединения галогенов

  • Бесцветные, токсичные
  • Растворяются, образуют, диссоциируют
  • Образуют множество соединений
  • Галогеноводороды.

Роль галогенов

  • Необходимы, опасны
  • Стимулируют, прекращают, обеззараживают
  • Важные для организма, биологически значимы
  • Интересные элементы.

При изучении органической химии также возможно использование синквейна. Ученики старших классов с увлечением и творчески подходят к составлению синквейна. Вот примеры некоторых из них:

  • Ароматические, сложные
  • Имеют резкий запах, реагируют
  • Кратные связи в молекуле
  • Углеводород
  • Непредельный, газообразный
  • Окисляется, горит, полимеризуется
  • Используется в органических синтезах
  • Углеводород
  • Природные, химические
  • Растягиваются, горят, плавятся
  • Широко используются человеком
  • Нити.

4. Заключение

4.1. Результаты использования синквейна.

В своей педагогической практике я впервые начала использовать прием “составления синквейна” недавно (середина 2010/2011 и начало 2011/20112 учебные годы). При обобщении и систематизации любого материала этот педагогический прием дает хорошие результаты. Для выяснения успешности применения синквейнов по усвоению учебного материала, я провела сравнение качества обученности между 9а и 9в классами. В 9а классе учащиеся закрепляли и обобщали пройденную тему традиционным способом, а в 9в составляли и использовали синквейн. При проверке были получены результаты письменных работ, которые занесены в таблицы№№1-3. Тексты заданий для учащихся обоих классов при проверке знаний были одинаковые. Общие итоги письменных работ занесены в таблицу №4 (Приложение 4).

Результаты, помещенные в таблицу№4, показывают разницу в успешности усвоения материала учащимися, применяющими синквейн для обобщения и закрепления изученного материала. Качество обученности у учащихся 9в класса выше на 5-12 %, а успеваемость выше на 5-7 %.

График зависимости качества обученности наглядно показывает разницу в качестве обученности обучающихся. Красная линия в графике – это показатель качества обучения учеников 9в класса (50%, 60%, 57%), а синяя линия - показатель качества обучения учеников 9а класса (45%, 40%, 45%). Наглядно видно, что результаты обученности и успеваемости выше у учащихся 9в класса, использующих синквейны, чем у учащихся 9а класса, работающих по традиционным приемам обобщения и систематизации материала.

Диаграмма зависимости (Приложение 4) подтверждает, имеющуюся разницу в качестве обученности учащихся 9а 9б классов

Наблюдая за ребятами на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся получает на уроке от трех до пяти положительных оценок, Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу учителя на уроке самыми высокими баллами.

В своей работе я остановилась на мало используемом приеме педагогической технике “составлении синквейна”. Проанализировав данный материал, я пришла к следующим выводам, что прием педагогической техники “составление синквейна” при всей своей простате построения имеет много преимуществ:

    является одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста;

    расширяет словарный запас учащихся.

    является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы;

    позволяет за короткий промежуток времени быстро получить результат;

    работает в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.