Пересказ. Особенности работы над пересказом

Составьте краткий план «Панорамы Москвы» Лермонтова.

1. Вид Москвы с колокольни Ивана Ве­ликого в Кремле.

2. «Гимн колоколов» московских церк­вей и монастырей.

3. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня).

4. Центр города (Петровский театр).

5. Вид Москвы на востоке (купола Васи­лия Блаженного, памятник Минину, «мел­кая, широкая, грязная Москва-река»).

6. Вид Москвы к югу — долина, усы­панная домами и церквями до Поклонной горы.

7. На западе — мосты через реку и «вер­хи» Донского монастыря.

8. Вид всей Москвы, «когда склоняется день».

9. Кремль — «алтарь России».

Подготовьте краткий пересказ, используя со­ставленный план.

Краткий пересказ можно составить и не по всему плану, а по его отдельным час­тям. Приведем один пример.

«Кремль — «алтарь России»

Кремль стоит в центре Москвы. Он ок­ружен зубчатыми стенами, красуется зо­лотыми главами соборов. Кремль — «дер­жавный венец на челе грозного владыки». Недавно, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего праха.

«Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…» — так описал Кремль юнкер гусарского полка Лермонтов».

Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, книги.

Можно исполнить эту работу, выбрав для рассказа одну из частей Москвы и ис­пользовав план, которому следовал Лермонтов. Он отдельно описал Кремль. По­пробуем посмотреть на Кремль сегодня.

«Кремль сегодня (по следам сочинения М. Ю. Лермонтова) Юнкер М. Ю. Лермонтов написал в XIX веке сочинение о Москве. В нем он описал и то, как запомнился ему Московский Кремль. Каким видим мы его сегодня?

Мощные стены Кремля, яркое освеще­ние башен и площадей рядом с ним созда­ют красивую и радостную картину. Как и столетие назад, сверкают золотые главы соборов. Высится Иван Великий. Удивля­ют Царь-колокол и Царь-пушка. Здания, в которых вершилась наша история, стоят перед нами. Эта панорама дарит нам вос­поминания о жизни прошедших эпох. Каждая встреча с Кремлем помогает по­нять и вновь пережить нашу родную исто­рию».

Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение ре­ки со змеей, покрытой серебристой чешуею, и срав­нение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своем последнем про­заическом произведении «Герой нашего времени» в повестях «Бэла» и «Тамань». Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта.

Многие писатели запоминали удавшие­ся им сравнения, обороты речи и потом использовали в своих произведениях. Оба эти сравнения легко запоминаются и вы­зывают в сознании яркие и отчетливые образы. Наверное, поэтому они и сохрани­лись в памяти поэта как удачный образ в строках собственного сочинения.

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых - подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План - это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно - в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

  • Начало - барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом - искренне привязался к ней.
  • Конец - смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление - особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы - емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Основные ошибки

Рассмотрев, о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс - это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Пересказ – устное содержание текста. Это вид учебной работы, средство развития речи учащихся на основе образца. Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

Главные требования к пересказу следующие:

В пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

При пересказе ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

В пересказе должен сохраняться стиль образца;

Должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания;

В пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец. В связи с этим очень важно то, как звучит произведение при первичном его восприятии учащимися.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приёмы:

Предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

Проведение анализа содержания, различных языковых упражнений;

Отработка выразительного чтения;

Расчленение рассказа на части и составление плана текста;

Пересказ фрагментов;

Предварительный пересказ, разбор его недостатков.

Пересказ художественного произведения есть творческий акт в сознании ребёнка: при пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение ребёнка к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор ребёнка; развивается способность к сопереживанию . Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.

Чтобы методически верно обучать пересказу, учитель должен знать психолого-педагогические и литературоведческие основы методики проведения данной работы.

Пересказ - это вид речевой деятельности или её продукт. Основные функции речевой деятельности - общение и мышление. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определенным мотивам. Для того чтобы пересказ выполнял свои функции (общение и мышление), необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке.

Выделяют следующие виды пересказов:

  • естественный (когда ребёнок рассказывает не по заданию);
  • пересказ, организуемый учителем на уроке.

Следует соблюдать условия для успешного пересказа:

а) понимание детьми задачи, которую они должны решить в пересказе;

б) учет степени активности, с которой ученик включен в процесс решения задачи;

в) характер пересказа должен зависеть от типа и особенностей текста. Так, описательный текст следует пересказывать подробно; объяснительные тексты (тексты типа рассуждения) - сжато.

Важно учитывать, что на характер пересказа влияет степень эмоциональности, образности текста.

Восприятие и пересказ текста зависят от особенностей жизненного и читательского опыта детей.

Существуют разные классификации пересказов .

Первая классификация пересказов основана на типе восприятия текста:

  • пересказ прослушанного текста, воспроизведенного учителем, заранее подготовленным учеником или в звукозаписи;
  • пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;
  • пересказ прочитанного сутки, неделю назад (проводится на обобщающих уроках).

В основе второй квалификации - полнота передачи содержания исходного текста:

  • близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);
  • подробный пересказ;
  • выборочный;
  • сжатый, или краткий пересказ.

Кроме этих видов, во вспомогательной школе можно использовать различные виды творческих пересказов:

  • пересказ с перестройкой текста (по измененному плану);
  • с изменением лица рассказчика;
  • с различными творческими дополнениями (диалог, место действия).

Подробный пересказ - это вид устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста.

Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов, с пересказов уже известных детям сказок. Дети часто затрудняются начать пересказ, часто искажают заключительные части, поэтому при обучении необходимо предложить несколько видов начала одного и того же текста.

Подготовке к подробному пересказу помогает следующий порядок действий :

1. Прочитай рассказ.

2. Раздели его на части (одна часть от другой отличается содержанием).

3. Прочитай первую часть, выдели в ней главное.

4. Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).

5. Ту же работу проделай с другими частями.

6. Проведи самопроверку(прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста).

Подробный пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.

На рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объёму тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но зачем в пересказы нужно включать также элементы описания и рассуждения.

Обучать пересказу следует специально. Наблюдения показывают, что пересказ удаётся лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На уроке произведение читается школьниками обычно по нескольку раз, но каждое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием.

Следует запомнить, что не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные произведения.

Выборочный пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например предлагается пересказать всё, что относится к характеристике определённого героя; все, что характеризует картины природы и т.п. Выборочные пересказы начинают проводить во 2 классе. Они служат основной подготовки к сочинениям типа характеристики литературных героев.

Выборочный пересказ может быть:

По вопросу или заданию,

По иллюстрации.

С названными видами выборочного пересказа справляются все учащиеся, включая и первоклассников. Но значительно большую трудность представляет выборка из разных мест рассказа мысленно одной из его тематических линий. Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии.

Работа над пересказом одного эпизод, как правило, не затрудняет младших

школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому необходимо пользоваться алгоритмом, имеющим форму памятки для учащихся.

1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою.

2. Определяю, о чём говориться в каждом отрывке.

3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить.

4. Продумываю последовательность своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные отрывки.

5. Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж.

6. Составляю рассказ (вслух или мысленно)

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно поставленным планом.

Выборочный пересказ предполагает три варианта работы:

  • выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа, только сцену встречи двух персонажей);
  • пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
  • пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.

Сжатый пересказ (краткий) - вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного конспективного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей.Сжатый пересказ обычно приближается к деловому стилю. Примером сжатого пересказа может служить аннотация статьи, книги.

Степень сжатия может быть различной;

Исключение подробностей, деталей;

Обобщение конкретных, единичных явлений;

Сочетание исключения деталей и обобщения.

Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл, всего произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремиться сохранить стилистические особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого пересказа вводятся уже в 1 классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание 2-3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемой:

Подробный Краткий пересказ План Главная мысль

пересказ всего текста в

одной фразе

Возможен и обратный путь: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу.

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе был развернут каждый пункт плана, так как это может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся.

Краткий пересказ - необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей.

В школьной практике обычно используются два способа сокращения текста:

  1. сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании;
  2. составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объема малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

Для обучения сжатому пересказу используются памятки-инструкции:

  1. Прочитать текст и определить его главную мысль.
  2. Еще раз прочитать текст, отмечая про себя, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.
  3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).
  4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.
  5. Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.

Приемы обучения сжатому пересказу:

  1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов.
  2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.
  3. Использование картинного плана.
  4. Пересказ по собственным рисункам детей.
  5. Использование диафильмов.

Приемы подготовки к пересказу:

  • Постановка цели урока по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться).
  • Повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана.
  • Беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана).
  • Отработка выразительного чтения.
  • Пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление.
  • Обращение к аналогичным случаям из жизни детей.

Творческий пересказ характеризуются изменениями и дополнениями в тексте:

Изменение лица рассказчика;

Пересказ одного из персонажей;

Инсценирование рассказа;

Словесное рисование;

Продолжение сюжета;

Развитие какого-либо эпизода;

Перестройка сюжета.

Пересказ с изменением лица рассказчика ещё не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лиц одного из персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянут на события его глазами.

Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:

Сообщение о своём жизненном опыте;

Придумывание продолжения действия;

Сообщение фактов, взятых из других источников.

Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически.

Составьте краткий план «Панорамы Москвы» Лермонтова. 1. Вид Москвы с колокольни Ивана Ве­ликого в Кремле. 2. «Гимн колоколов» московских церк­вей и монастырей. 3. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). 4. Центр города (Петровский театр). 5. Вид Москвы на востоке (купола Васи­лия Блаженного, памятник Минину, «мел­кая, широкая, грязная Москва-река»). 6. Вид Москвы к югу - долина, усы­панная домами и церквями до Поклонной горы. 7. На западе - мосты через реку и «вер­хи» Донского монастыря. 8. Вид всей Москвы, «когда склоняется день». 9. Кремль - «алтарь России». Подготовьте краткий пересказ, используя со­ставленный план. Краткий пересказ можно составить и не по всему плану, а по его отдельным час­тям. Приведем один пример. «Кремль - «алтарь России» Кремль стоит в центре Москвы. Он ок­ружен зубчатыми стенами, красуется зо­лотыми главами соборов. Кремль - «дер­жавный венец на челе грозного владыки». Недавно, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего праха. «Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…» - так описал Кремль юнкер гусарского полка Лермонтов». Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, книги. Можно исполнить эту работу, выбрав для рассказа одну из частей Москвы и ис­пользовав план, которому следовал Лермонтов. Он отдельно описал Кремль. По­пробуем посмотреть на Кремль сегодня. «Кремль сегодня (по следам сочинения М. Ю. Лермонтова) Юнкер М. Ю. Лермонтов написал в XIX веке сочинение о Москве. В нем он описал и то, как запомнился ему Московский Кремль. Каким видим мы его сегодня? Мощные стены Кремля, яркое освеще­ние башен и площадей рядом с ним созда­ют красивую и радостную картину. Как и столетие назад, сверкают золотые главы соборов. Высится Иван Великий. Удивля­ют Царь-колокол и Царь-пушка. Здания, в которых вершилась наша история, стоят перед нами. Эта панорама дарит нам вос­поминания о жизни прошедших эпох. Каждая встреча с Кремлем помогает по­нять и вновь пережить нашу родную исто­рию». Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение ре­ки со змеей, покрытой серебристой чешуею, и срав­нение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своем последнем про­заическом произведении «Герой нашего времени» в повестях «Бэла» и «Тамань». Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта. Многие писатели запоминали удавшие­ся им сравнения, обороты речи и потом использовали в своих произведениях. Оба эти сравнения легко запоминаются и вы­зывают в сознании яркие и отчетливые образы. Наверное, поэтому они и сохрани­лись в памяти поэта как удачный образ в строках собственного сочинения.