Египетская богиня с крыльями что означает. Древнеегипетская богиня исида

Исида (Исис, Изида, Исет, Исэ, Иси) - одна из самых почитаемых и великих богинь древнего мира. Исида впитывает в свой образ самые сильные ценности и способности женщины: мудрость, искренняя женственность, власть, лунное начало, верность, мистические силы, материнство, любовь и сексуальность, поддержка. Она представляет собой лунный образ отражения солнечного света.

Ее возлюбленным неизменно оставался бог Осирис владыка фараонов, а в последствии повелитель загробного царства. Она была одновременно его сестрой и супругой. В своего мужа влюбилась еще в утробе матери, и в последствии не изменила своего решения и всегда поддерживала его.
Стоит отметить, что любовь здесь между братом и сестрой имеет духовный характер. Исида уже выбрала своего супруга, когда они оба еще не родились, а находились в бесформенном состоянии, такие души называют родственными по предназначению.
Исида родила от сына наследного правителя Египта. Исида как и сам Осирис была дочерью «неба () и земли (бога Геба)».

Символизм

Исиду изображали в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, на голове которой помещался символ царского трона (в других версиях солнечный диск, обрамленный коровой). Священным животным царицы Египта была великая Гелиопольская белая корова.
Другие известные атрибуты — амулет «Тет» (или «узел Исиды»), скипетр (символ власти), в некоторых случаях крест жизни Анкх.
Часто изображалась женщиной, кормящей грудью младенца, сына Гора или фараонов.

Божественные функции

  • Исида в первую очередь представляет собой женщину во всех аспектах, как мать и супруга. С этим связаны ее функции поддержания жизни, плодородия. Помогает женщинам при родах.
  • Обладательница больших магических сил, повелительница заклинаний, а также таких качеств как гибкость, выдержка и хитрость. Особенно подчеркивалась магия жизни и воскрешения в мифы о разбросанных частях Осириса. Она хранит ключи влияния на силы Вселенной.
  • Выступает как прародительница людей, владычица Вселенной
  • Наставник женщин в обучении их женским искусствам. По представлениям древних египтян именно она научила женщин ткать, прясть, исцелять недуги, образовывать. Является учредительницей института брака.

Энергетический канал ИСИДЫ

В общении с Исидой она предстала в образе сильной сосредоточенной женщины в белом платье с золотыми украшениями.

Что дает канал богини Исиды?

  1. Мудрая наставница для женщин в различных жизненных сферах. Научит правильно вести хозяйство, соблюдать тактичность и размеренность
  2. Повышает умственные способности, развивает внимание
  3. Заряжает сильной энергией реализованной или знающей что делать женщины
  4. Задача Исиды — поддержка семьи женщины
  5. Развивает женские магические способности (интуиция, притяжение, женские чары, изобилие, красота, сексуальность, женская власть в хорошем смысле, управление своей жизнью и другие).

Дополнительно: Канал работает только с женщинами.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Культ

Наиболее значимыми центрами почитания были города Хебет (на сегодняшний день не сохранился), храм на острове Филе на юге Египта, Дендер, Коптос, Абидос, были также храмы и в других областях Египта. Считалось, что особым образом Исида связана с Сириусом, где находится ее духовная сущность.
Позже ее культ стал распространяться дальше и за пределами Египта возникли храмы, посвященные ей в Италии, Риме, Нубии, Афинах.

Титулы

Носит эпитет «Прекрасная»; «Великая чарами, первая среди богов»; «Госпожа богов». Получив имя Ра и значит наиболее могущественные магические силы она стала называться: «Та, кто знает Ра в его собственном имени». В космическом плане соотносится со звездой Сириус в созвездии Большого Пса, почему и носит еще один титул «Госпожа звезд».
«Матерь фараонов».

Стандартное толкование:
Я, Изида, древняя египетская богиня Неба, создающая ветер своими крыльями. Первые египетские мистерии были посвящены мне и моему супругу Осирису и легли в основу всех последующих религиозных культов. Я - покровительница оккультного знания и волшебства.
Я - тайна, интуиция и женское сознание.

Изида - греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т) (этимология неизвестна), первоначально местной покровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и Мендеса - Озирисом - женское дополнение, сестра и супруга последнего, чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих имен.
Подобно Озирису, Изида дочь Неба (Нут) и Земли (Кеба), олицетворение долины, оплодотворяемой Озирисом - Нилом.

Известен миф об убиении последнего Сетом, поисках его тела, плаче над ним Изиды, погребении его и воспитании её сына Гора в болотах Дельты.
Другой миф представляет её премудрейшей из людей, богов и духов и рассказывает, как ей удалось перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя.
Как в древнеегипетской литературе, так и уклассиков (например, у Галена), Изиде приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда её эпитет "великая волшебством"), знание сокровенных вещей и т. п.

Культ её из Буто, потом Мендеса и Бузириса, благодаря илиопольской богословской системе, в которую она вошла, распространился по всему Египту, причем особенно привился в Мемфисе, Копте, где совершались мистерии, Филе, где был оракул её, действовавший еще в V веке по Р. X.
Во время преобладания культа Озирисова цикла в позднейшие времена Египта, с Изидой были сопоставлены женские божества других циклов и номов: Гатор, Баст, Мут, Нейт.
Во время эллинистического синкретизма дело пошло еще дальше, сопоставив с Изидой Астарту и Деметру и др. соответствующие иностранные женские божества.

Но скоро сделан был последний шаг и Изида стала почитаться за пределами Египта под своим именем. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.; в Италию культ её проник еще в III в. до Р. X., но особенно привился во время империи, в эпоху увлечения восточными религиями.

Посвящены Изиде были: созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день из пяти вставочных, когда праздновалось её рождение.

Почитатели культа Исиды - рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось неприятность, они первыми прибежали на помощь.

Как богиня неба, она изображалась в виде коровы или красивой женщины с коровьими рогами на голове. Впоследствии владычицей неба становится мать Исиды Нут, а сама Исида принимает привычный образ помощницы и жены Осириса.

Почитали Исиду также и как богиню ветра, которая создает его своими крыльями, соответственно её изображали как соколицу или женщину с крыльями. Вместе с Нефтидой и богиней Хекет Исида выступает покровительницей рожениц - богиня облегчающая роды и определяющую всю судьбу новорожденных.

Как жена Осириса, Исида периодически принимает его функции. Согласно Диодору Сицилийскому, она научила людей растить зерна и жать их. Греки отождествляли Исиду со своей богиней-матерью Деметрой. Однако, чаще всего, функции земледельца исполнял сам Осирис. Вместе с мифами о том, что вода Нила вытекает из его чрева, существовало представление о том, что река разливается от слез Исиды, которая горюет по супругу. По традициям античности, Исида властвовала не только над реками, но и над морями и покровительствовала морякам.

Ни один из богов египетской мифологии (за исключением Сераписа) не получил столь широкой популярности в античности, как Исида. В IV веке до н.э. храм Исиды был сооружен в Пирее на острове Делос. Известны также святилища, посвященные ей в Тифорее, Кенхрее и других греческих городах.

В Италии ее культ распространяется, начиная со II века до н.э., ей воздвигаются храмы в Помпеях, Риме, Беневенте и других городах. Существуют памятники, которые свидетельствуют о культе богини Исиды в Британии, Галлии и Испании. Первоначально её культ связывался с культом Осириса, но в греко-римскую эпоху она становится самостоятельной и выдвигается на первый план, принимая на себя все больше функций супруга Осириса. Об Исиде много писали авторы античности. Культ Исиды также очень сильно повлиял на христианство. Образ богоматери с ребенком на руках восходит еще к образу Исиды с ребёнком Гором. Статуэтки богини остались как реликвии в некоторых средневековых церквях.

Говоря об Исиде, невозможно не упомянуть о самом мифе, рассказывающем историю борьбы Осириса и Сета, ибо это самая основа египетской культуры:

Миф об Осирисе, Исиде, Горе и Сете

Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелия, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью.

Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому - доставила тело в Египет и укрыла его в болотах.

Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно - отсюда множество захоронений Осириса.
По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте.
Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ».

Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) - неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.

Анубис (греческий вариант имени, египетский - Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь - город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.

Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет - получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.

Описанные события - заговор против царя - произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса.
Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира.

В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания.

С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.

Священные растения Исиды - лотос, кедр, сикомор и роза, которая стала связываться с Исидой в эллинистическую эпоху, вероятно, в результате слияния образа Исиды с образом Афродиты и её символами.
Интересно, что потребность в розах для обрядов и ритуалов была настолько велика, что создалась целая индустрия по выращиванию роз, поскольку это приносило хорошую прибыль. Венок из роз оставляли на могиле как символ Исиды.

С Осирисом и Исидой связывали звезду Сириус (он появлялся накануне разлива Нила, предвещая плодородную почву, богатый урожай и уменьшение угрозы голода), а также Луну и лунный цикл (когда Луна умирает и возрождается). Когда Исида слилась с образами Афродиты и Астарты в римские времена, с ней также стали связывать планету Венеру.

Кроме того, есть узел Исиды, называемый Тиет (Тет), что можно перевести как "благополучие" или "жизнь". Очевидно, что он очень похож на Анкх. Возможно, узел являлся частью одеяния божества, а может быть, и её жриц. Использовался также как погребальный амулет:


Мой немного вольный перевод

Исида - это преданность и упорство, готовность перенести любые испытания ради любимого мужа. Магия для неё вовсе не цель, а всего лишь средство воскресить того, кого любишь. Она даже идёт на шантаж бога солнца Ра, чтобы заполучить то, что ей нужно для воскресения Осириса.
Она настолько любит мужа, что принимает его сына от Нефтиды, жены Сета.
В общем, идеал любящей и верной супруги. Богородица.
И какая тут нафик Верховная Жрица???

UPD Кстати, если кто не в курсе, есть довольно обоснованное мнение, что Богородица – это Исида "под псевдонимом". Поскольку в христианстве, в отличие от язычества, не было женского образа богини, то его просто перенесли на единственную женщину, которая подходила для этой цели – Богородицу.
Тем более, что Исида считается как женой, так и матерью верховного мужского божества.
Вот, сравните канонические изображения Исиды и Богоматери:

Исида, подобно ему, была дочерью богини неба Нут и бога земли Геба . Известнейший миф об Исиде рассказывает, как после предательского убийства Осириса завистливым братом Сетом , она после долгих странствий разыскала разбросанные убийцей куски тела мужа и соединила их, создав первую мумию . В Египте считалось, что разлив Нила – это слёзы, которые Исида проливает о погибшем супруге. При помощи волшебного заклинания, превратившись в самку коршуна и распластав по мумии мужа крылья, она смогла забеременеть от тела мёртвого Осириса. Исида родила от него сына Гора , которого пришлось скрывать от Сета в болотных тростниках Дельты Нила. Став взрослым, бог Гор отомстил погубителю своего отца.

Этот миф выделяет в Исиде начала женской любви и верности. Другие легенды выставляют на первый план её мудрость и магическую силу. По преданию, Исида смогла заполучить для себя первооснову волшебного знания: узнать истинное имя отца богов – Солнца-Ра . Из слюны самого Ра Исида создала змея, который укусил его. Страдая от яда, Ра в обмен на исцеление открыл Исиде своё тайное имя, с чьей помощью можно творить любые заклинания и подчинить все загадочные силы мира. Благодаря этому Исида прославилась как матерь разнообразных знаний, изобретательница лекарств и т. п. Свои магические навыки она передала и сыну, Гору.

Гор, отнявший у Сета похищенное им владычество над Египтом, позже почитался как божественный покровитель царской власти. Вследствие этого и родительнице Гора Исиде стали поклоняться как «Матери фараонов ». Она часто изображалась кормящей царей грудью. Её традиционным головным убором стал царский трон.

Культ Исиды был распространён в Египте не меньше, чем культ Осириса. На неё стали переносить черты, качества и деяния некоторых других богинь, прежде всего Хатхор . Царский трон на голове изображений Исиды нередко стал заменяться убором Хатхор – солнечным диском в обрамлении рогов коровы.

Крупнейший храм Исиды находился на острове Филе (близ Асуана), на самом юге Египта. Этот остров считался местом захоронения Осириса. Другие крупные храмы располагались в Коптосе, Абидосе и Дендере (где, согласно мифам, Исида была рождена богиней Нут). С Исидой связан особый символ-амулет – тет (тиет), несколько напоминающий анх . Небесными воплощениями этой богини египтяне считали звезду Соптед (Сириус, с восходом которого начинался разлив Нила) и созвездие Большой Медведицы.

Развалины храма Исиды на острове Филе

Благодаря своей необычайной важности, поклонение Исиде распространилось из Египта по всему древнему средиземноморскому миру. В эпоху эллинизма с ней сопоставляли финикийскую Астарту и греческую Деметру . Затем она стала почитаться в других странах и под своим собственным именем. Исида имела немало храмов в Элладе и Италии. Культ Исиды приобрёл здесь таинственные, чувственные, иногда безнравственные формы. К нему проявляли уважение императоры







Имя богини, вероятно, означает «сиденье», «трон» и идентично знаку, который она несет на своей голове. Таким образом, Изида, очевидно, была первоначально олицетворением тронного места и тем самым имела особое отношение к царю, чьей символической матерью она является. В мифе она нашла мертвого брата и мужа Озириса, от которого зачала сына Гора и которого похоронила и вместе со своей сестрой Иефтидой оплакивала. Сетующие богини изображались в символическом облике двух хищных птиц (коршунов). На стенках гроба она изображается в человеческом обличье и с распростертыми крыльями, чтобы обеспечить защиту умершим и подгонять к ним воздух жизни. Изида почиталась как «колдунья», которая могла защитить сына Гора - и вместе с ним также земных детей - от змей, хищных животных и других опасностей. В период Нового царства Изида тесно связывалась с Хатор, внешние признаки которой (коровьи рога с солнечным диском) она перенимает. У древних египтян богиня считалась «глазом Ра», Платон же, напротив, воспринимал ее как лунное божество. В эллинистический период Изида была защитницей мореплавателей и получила в качестве атрибута руль корабля.

Изида и Нефтида приветствуют священного быка Аписа, несущего мешок с частями тела Озириса.

Многоцветность есть знак жизненной силы. Символическая значимость пестрых одежд египетской Исиды с особой выразительностью передана Плутархом: "Что касается одежды, то у Исиды она пестрого цвета, ибо принадлежа к материи, энергия её становится всем и все в себе заключает: свет и тьму, день и ночь, огонь и воду, жизнь и смерть, начало и конец. Одеяние же Осириса не приемлет тень и пестроту и является одним чистым подобием света, ибо начало - беспримесно, и ни с чем не смешано первичное и сверхчувственное" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 77). Пантеру и Исиду сближают не только пестрота внешнего вида. В каждой из них сосредоточена энергия космических рождений, и обе они источают волшебный запах. Согласно Плутарху, тело и волосы Исиды излучали удивительный аромат (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 15). То, что Плутарх далее говорит об Исиде, полностью приложимо к Пантере: "Исида есть женское начало природы и она вмещает в себя всякое порождение, почему Платон восхваляет её как "кормилицу" и как "всеобъемлющую", а большинство - как "многоименную" из-за того, что она принимает всяческие виды и формы, изменяясь по воле разумного начала" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 53). Многоцветность пантеры соотносится с бесконечной чередой зачатий, - обстоятельством, умалчиваемым автором "Физиолога". Однако языческая полнота жизни оказалась не до конца скрытой под покрывалом христианского смирения. У Данте радужное многоцветие Ада тождественно греховной фантасмагории лжи. В семнадцатой песне Ада Данте встречает великана со змеиным телом "в узоре пятен и узлов цветистых", на чьем хребте путники сходят в глубину: таков Герион - "образ омерзительный обмана" (Ад. XVII. 13-18) . На миниатюрах средневековых бестиариев шкура пантеры разрисована яркими сочными красками. В этом можно видеть отражение глубинной памяти о сакральной пестроте. Рассмотрим различные аспекты обозначенной темы. Согласно Павсанию, бог-хранитель города Элиды был изображен в хламиде, усеянной звездами (Павсаний. VI. 25. 4). Откликаясь на разные слухи о мифологических персонажах и считая их ложью, Павсаний произносит не очень ясную фразу: "Слыхал я и многое другое, будто грифы в таких же пятнах, как и леопард" (Павсаний. VIII. 2. 7). Выше говорилось о Кибеле, в свиту которой входят грифоны. В басне Эзопа "Лисица и барс" эти звери спорят между собой, кто из них красивее. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой. А лисица в ответ заявила, что у нее столь же изощрена душа (Басни Эзопа. 12; См.т.ж.: Плутарх. Пир семи мудрецов. 12). Из описания Иосифа Флавия известно, как выглядел занавес в Иерусалимском Храме. Храм имел два помещения; во внутреннее вели золотые двери в 50 локтей высоты и 16 ширины. "Перед дверьми висел, скрывая их, такой же величины занавес вавилонской работы, расшитый гиацинтом, виссоном*, багрецом и пурпуром**, - произведение, достойное всяческого удивления. Подобное смешение материалов не было случайным, но долженствовало служить подобием мироздания: багряница обозначала огонь, виссон - землю, гиацинт - воздух, а пурпур - море. Багряница и гиацинт были избраны для этой цели по сходству цвета, а два остальных - из-за своего происхождения, так как виссон происходит от земли, а пурпур - от моря. Шитье на занавесе представляло собой полный обзор неба, за исключением знаков зодиака" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 4). Пестрота смешанных красок выступает подобием мироздания, шкура пантеры также может быть уподоблена Космосу.

  • Виссон - лен; Павсаний (Описание Эллады. V. 5. 2) пишет: "Лен же в Элладе по своей тонкости не уступает еврейскому, но он не такой золотистый".
    • Пурпур, скорее всего, - ткань, окрашенная в красный цвет веществом, добываемым из морских раковин, см.: Павсаний. Описание Эллады. III. 21. 6.

Плутарх в "Застольных беседах", задавшись вопросом, каков бог у иудеев, рассуждение на эту тему вложил в уста афинянина Марагена - участника дионисийских таинств, который утверждает, что это Дионис. Мараген объясняет, что иудейские обряды напоминают дионисийские: первосвященник во время праздника носит на голове лидийскую митру, одет в оленью шкуру, шитую золотом, и длинный хитон, с одежды у него свешиваются колокольчики, как у вакхантов (Плутарх. Застольные беседы. IV. 6. 2). Согласно описанию Иосифа Флавия, одеяние первосвященника Иерусалимского Храма выглядело более впечатляюще: "Для совершения службы он надевал пояс, покрывавший ему бедра вплоть до чресел, и нижнюю одежду из льна, а сверху облекался в облегающую тело и спускающуюся до самых пят гиацинтовую одежду, обшитую кистями. На этих кистях висели, чередуясь друг с другом, золотые колокольчики и гранатовые яблоки: первые долженствовали служить символом грома, а вторые - молниями. Верхняя одежда прикреплялась к груди разноцветной повязкой, сплетенной из пяти лент тех же самых материалов - золота, пурпура, багряницы, виссона и гиацинта, - из которых, как мы уже рассказывали, были сотканы храмовые занавески. Из них же было сделано и наплечное одеяние, но золота в нем было больше, чем остальных материалов. [...] Голову покрывала тиара: она была из висона, а сверху увенчивалась гиацинтовой тканью; вокруг нее шел ещё один венец, золотой, с вырезанными в нем священными буквами, именно, четырьмя гласными. Однако это облачение он надевал не во всякое время (обыкновенно он носил более простые одежды), а лишь тогда, когда вступал в Святая Святых" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 7). Для нас важно следующее: пестрые одеяния и украшения первосвященника воспринимались сторонними наблюдателями как одежда из пестрой оленьей шкуры. Истинным гимном земным творениям звучат слова Иеронима Стридонского в "Письме к Фабиоле": "Итак, справедливо, что первосвященник Божий, нося на одеждах своих изображение всех тварей, показывал тем самым, что все нуждается в милосердии Бога; а когда приносил Ему жертвы, - жертвы эти были искупительными за весь мир; так что, и словом и одеждою, он молился не за детей, не за родных и близких, а за все творение" . Подобно тому, как мифическая пантера собирает вокруг себя всех животных, первосвященник облачается в одеяние, покрытое изображениями всех тварей. Разница лишь в том, что в ритуале символы животных сведены до уровня условных знаков. В апокрифическом "Завещании Авраама", популярном в Средние века, Бог посылает Смерть за Авраамом, предварительно повелев ей скрыть дикость, гниль и горечь и навлечь красоту, чтобы она своим появлением не испугала праведника. "Услышав сие, отошла Смерть от лица Всевышнего и навлекла на себя одежды блестящие, и сделала облик свой подобным Солнцу, и стала красива и прекрасна превыше всех сынов человеческих. [...] И вот, аромат благоуханный начал доходить до него и сияние света. Обернувшись же, увидел Авраам Смерть, идущую к нему во многой красе и славе". Авраам, не поверив тому, что перед ним Смерть, просит её явиться в истинном обличье. "Тогда совлекла с себя Смерть всю свою красоту и прелесть, и всю славу и вид солнцеподобный, который приняла, и облачилась в одежды тирана. И сделала лик свой мрачным - лютее, чем лик всевозможных зверей, и всяческой нечистоты не-чистее. И явила она Аврааму головы дракона огненные числом семь, и лики числом четырнадцать, дышащие огнем и великою лютостью: и темный лик, и мрачный лик ехиднин, и лик кручи ужаснейшей, и лик аспида лютый, и лик льва ужаснейшего, и лик змеи рогатой и василиска" Превращения в облике Смерти возвращают нас к теме противостояния благоухающей пантеры и зловонного дракона.

Исида - егип. ,s.t; греч. S.Іsis

В египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания (см. рис.). Культ И. пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире её называли «та, у которой тысяча имён». И. - дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Сета, мать Гора (см. рис.). Основные повествования об И. тесно переплетены с мифом об Осирисе. В мифах И. обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства Осириса Сетом она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мёртвого Осириса, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету. В мифах подробно описывается жизнь И. в болотах дельты Нила, где она, спасаясь от преследований Сета, воспитала сына Гора. Однажды в её отсутствие ядовитая змея ужалила «прекрасного, золотого, невинного младенца. Его тело было неподвижно, его сердце было бессильно, не бились сосуды его тела» («Исида и Гор в болотах Дельты», текст т. н. стелы Меттерниха (см. рис.)). И. подняла крик, призывая на помощь богов и людей. Бог мудрости Тот успокоил несчастную мать и своими заклинаниями исцелил Гора. Когда Гор подрос, И. явилась с ним на суд эннеады (девятки богов) и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета она была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда И. Однако мудрая богиня перехитрила Сета. Приняв образ старухи, она подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил её на заповедный остров. Там она превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну.

В дальнейших спорах и столкновениях Гора с Сетом И. помогала своему сыну. Когда жизненная сила Сета проникла в руку Гора и наполнила её отравой, то И. оторвала руку и заменила её здоровой. Она добилась осуждения Сета и признания царём Египта своего сына. Имя И. упоминается почти во всех религиозно-магических текстах, посвящённых Осирису. О ней идёт речь в мифе о споре Гора с Сетом (сохранившемся на папирусе Честер Битти I). В некоторых вариантах мифов (миф о Ра и змее, сказка о фараоне Хуфу и чародеях) И. действует вполне самостоятельно и Осирис даже не упоминается. В магических текстах, написанных на т. н. стеле Меттерниха, об Осирисе упоминается лишь вскользь, а И. стоит на первом плане («Гор и Исида в болотах Дельты» и другие тексты). В мистериях, посвящённых смерти и воскресению Осириса, Осирис безмолвствовал (фигурировала его статуя, которую опускали, подымали и поворачивали), зато И. и её сестра-помощница Нефтида (их изображали жрецы) произносили длинные речи, оплакивая Осириса («Призывания И. и Нефтиды» (см. рис.). Отношение И. к Осирису и Гору считалось в Египте и затем в античном мире поучительным примером семейных добродетелей. Однако такая трактовка образа И. не являлась изначальной. Сохранилось глухое воспоминание об И., выступающей на стороне Сета, злейшего врага её мужа и сына. При этом даётся объяснение такого поведения. Когда она, заступившись за сына, вонзает свой гарпун в Сета, тот восклицает: «Что сделал я против тебя, сестра моя Исида? Позови свой гарпун, да отпустит он меня, ибо я брат твой по матери!». Потом он говорит, что Гор является для И. чужеземцем (то есть принадлежит не её роду, а роду своего отца). Смущённая этими речами, И. отзывает свой гарпун и разъярённый таким предательством Гор отрубает своей матери голову. Этот вариант мифа является глубоко архаическим. И. поступает здесь в соответствии с нормами материнского права, когда брат по материнской линии является самым близким человеком. Гор, как представитель нового поколения богов, действует уже по нормам отцовского права. Он теснее связан с отцом, а для матери менее дорог, чем родной брат. Этот древнейший вариант мифа был затем искусственно включён в свободное изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он совершенно не вяжется с общей тенденцией повествования.

В мифе о Ра и змее И. выступает как злая волшебница. Она создает и насылает на верховного бога Ра ядовитую змею. Ужаленный бог молит «великую чарами» И. об исцелении, и она спасает его только после того, как он открывает ей свое настоящее имя. Затем И. получает магическую власть над царем богов.

Подобно вавилонской богине Иштар, И. постепенно превращается из злой богини, которая борется за власть с богом Ра и враждует даже со своим сыном Гором, в добрую и благодетельную владычицу. Создается классический образ И. - любящей жены и матери, защищающей права своего мужа и сына. Первоначально И. почиталась в северной части дельты Нила и центром ее культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо, и само ее имя (егип. Исет, «трон», «место») намекало на рождение ею солнечного бога Гора. Почитателями И. в первую очередь были обитавшие в районе Буто рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось несчастье, то они первыми прибежали к ней на помощь («И. и Гор в болотах Дельты» (см. рис.). Как богиня неба И. изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове. В дальнейшем (после создания гелиопольского пантеона, т. н. Великой эннеады) владычицей неба признается мать И. богиня Нут, а сама И. выступает уже в классическом образе супруги и помощницы Осириса.

Почиталась И. и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соответственно ее (как и сестру Нефтиду) изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Вместе с той же Нефтидой, а также богиней Хекет И. выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожденных царей («Сказка о Хуфу и чародеях»).

Как супруга Осириса , И. воспринимает порой его функции. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского (следовавшего египетской традиции), она научила людей жать, растирать зерна; греки отождествляли И. с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе великой реки, переполненной слезами И., горюющей по супругу. Судя по античной традиции, И. была владычицей не только речных, но и морских вод и покровительницей моряков. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. Сохранились изображения И. с лодкой в руках.

Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как И. В 4 в. до н. э. храм И. был построен в Пирее, во 2 в. до н. э. на острове Делос. Известны также святилища И. в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. В Италии культ И. распространяется начиная со 2 в. до н. э.; воздвигаются храмы И. в Риме, Помпеях, Беневеяте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе И. в Галлии, Испании, Британии. Если сначала её культ связан с культом Осириса, то в греко-римскую эпоху он приобретает самостоятельное значение, и И. выдвигается на первый план, принимая на себя многие функции Осириса. Об И. писали многие античные авторы (с благоговением Плутарх и Апулей, с иронией Лукиан из Самосаты и Ювенал).

Культ И. повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу И. с младенцем Гором. Статуэтки И. сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кёльне).

Образ И. получил отражение в поэзии [напр., у О. Уайльда («Сфинкс»), В. Брюсова («Жрец Исиды», «Встреча») и др.].

Лит.: Коцейовский А., Иератическая часть Берлинского папируса 3008. Призывания Исиды и Нефтиды, «Записки классического отделения Русского археологического общества», 1913, т. 7, с. 133-87; Mоpэ А., Мистерии Изиды, в его кн.: Цари и боги Египта, пер. [с франц.], М., 1914, с. 171-225.

Д. Г. Редер

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Исида, С. 7 и далее. Мифы народов мира, С. 3431 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 571 Словарь)]

Богиня Исида (в некоторых источниках Изида) – одно из главных божеств Древнего Египта. Входила в девятку главных богов гелиопольского пантеона (Эннеада). Приходилась дочерью богу земли Гебу и богине неба Нут. Имела братьев Осириса, Сета и сестру Нефтиду. Считалась богиней плодородия, покровительствовала детям, угнетённым, бедным и в то же время милостиво относилась к богатым. Олицетворяла собой материнство и женственность. Была матерью бога солнца и неба Гора и, соответственно, матерью египетских фараонов, так как те являлись воплощение бога Гора на земле.

Отцом Гора был Осирис, так как именно с ним Исида связала себя брачными узами, став женой родного брата. Тот царствовал на земле после прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Правил он мудро и научил людей разным ремёслам. Именно при нём возникли земледелие, садоводство и виноделие. Но брат Сет, символизировавший собой песчаные бури, хаос, войну и смерть, начал завидовать Осирису и возжелал сам править на земле.

Он убил родного брата и стал царствовать вместо него. Тело же несчастного разрубил на 14 кусков и разбросал их в разные стороны. Одни упали на землю, другие в камыши, третьи в воду. Когда верная жена Исида узнала о смерти мужа, то впала в страшное горе и начала поиски тела убитого суженого. Она нашла все 14 кусков и сложила их вместе. Но не в её силах было скрепить отдельные части тела так, чтобы они опять стали единым целым.

Старый бог Ра, плавающий в солнечной барке, увидел страдания и неутешное горе своей правнучки. Душу его наполнила жалость, и он отправил к Исиде проводника в царство мёртвых Анубиса. Тут нужно сделать небольшое отступление и пояснить, кто такой Анубис. Он приходился сыном Осирису и Нефтиде. Но как так получилось, что Нефтида родила ребёнка от женатого на другой богине Осириса? Она сама была женой Сета, а поэтому на лицо двойная супружеская измена.

Увы, это так, но, как говорится, сердцу не прикажешь, а поэтому даже у богов случались в те далёкие времена неприглядные ситуации. Нефтида влюбилась в своего брата Осириса, но тот хранил верность супруге. И тогда изнывающая от любовных чувств богиня приняла облик Исиды, когда та отсутствовала, и легла с Осирисом на брачное ложе. В результате этой связи и родился Анубис.

Но младенца мог увидеть Сет, и возник бы жуткий скандал. Поэтому Нефтида взяла малыша за ноги и забросила его далеко-далеко в камышовые заросли. Но ребёнок не погиб. Его нашла богиня Исида, воспитала, а потом пристроила в подземное царство выполнять роль проводника в мир мёртвых. И вот после убийства Осириса бог Ра направил Анубиса к его фактической матери, чтобы оказать ей посильную помощь.

Анубис делает мумию из останков Осириса

И надо признать, что проводник в царство мёртвых здорово помог богине, спасшей ему жизнь. Он мумифицировал останки Осириса, и так появилась самая первая мумия Древнего Египта. Исида осмотрела творение Анубиса и обнаружила, что у мумии нет фаллоса. По всей видимости его съели рыбы, плавающие в Великом Ниле. Тогда богиня вылепила фаллос из глины, прилепила его к мумии, произнесла заклинания, и, о чудо, тот прирос к мумифицированным останкам.

Но овдовевшей богине этого показалось мало. Она захотела ребёнка от умершего мужа, чтобы тот отомстил за отца коварному Сету. Но как это сделать? Для богов и богинь невозможного нет. Исида превратилась в одну из своих ипостасей птицу Хат – огромную самку коршуна. Могучая птица легла на мумию, распластала свои крылья, прокаркала волшебные заклинания и забеременела. Через некоторое время богиня родила Гора. Он стал возмездием за смерть отца и его единственным законным наследником.

Богиня Исида прятала Гора в болотах в дельте Нила, пока тот не возмужал. Став сильным и выносливым, он обулся в белоснежные сандалии и отправился мстить Сету. Восемьдесят лет бились они, нанося друг другу различные увечья. Другие боги и богини взирали на эту битву. Сет вырвал один глаз у Гора, но Анубис схватил его и захоронил на склоне горы, и та покрылась виноградными лозами. А Сет в этом жутком противостоянии потерял одну из ног. В конце концов, боги признали Гора законным наследником Осириса. Это решение записал на папирусе бог мудрости и знаний Тот.

Гор становится владыкой земли, а Сета изгоняет на далёкий юг в пустыню. Таким образом, сын отомстил за убийство отца, но этого ему показалось мало. Он достал из земли своё левое око, вдохнул в него жизнь, и вложил в рот мумии Осириса эту животворящую силу. После этого Осирис воскрес на радость всем и особенно Исиде. Но теперь на земле другой повелитель, и отец отправляется под землю править царством мёртвых (Аменти), а сын остаётся на земле повелевать царством живых.

Гор женился на богине неба, любви и красоты Хатхор. Та родила четырёх сыновей: Хапи, Дуамутефа, Амсета, Квебехсенуфа. Они стали надёжными защитниками отца и деда. Гор являлся последним богом, правившим на земле. После него власть перешла к фараонам. Их стали считать живым воплощением этого бога. А Исида всегда присутствовала при рождении очередного фараона и покровительствовала ему до смерти.

Она была популярна не только в Древнем Египте, но и у древних греков, и римлян. Имя богини из египетской мифологии знали в Средиземноморье вплоть до нашей эры. Лишь с приходом христианства, начавшего борьбу с язычеством, древнюю египетскую богиню забыли. Изображали её с царским троном на голове, так как он являлся одним из главных символов власти. Её священным животным считалась белая корова из Гелиополя, родившая священного быка Алиса.

Амулетом богини считался «узел Исиды». Он символизировал узел её пояса и олицетворял собой благополучие и жизнь. Она повелевала золотом, так как то было так же нетленно, как и сама богиня Исида. Её почитали как повелительницу западной части неба и защитницу западной стороны саркофагов с телами умерших. Ей приписывали колдовство и умение излечивать людей от любых болезней.

Святилища этой богини были возведены по всему Египту. Прекрасный храм стоял в Кифте (в древности Гебту, 43 км от Луксора). А в Дандаре (60 км от Луксора) Исида родилась, как полагали древние египтяне. Поэтому там находился один из главных центров почитания. В Абидосе (98 км от Дандары, важнейший религиозный центр) почитали триаду, в которую входили Исида, Осирис и Гор.

Вход в храм богини Исиды

Самое роскошное святилище располагалось на острове Филе (1-й порог Нила, 1200 км до устья Нила). Это святилище являлось местом поклонения вплоть до правления византийского императора Флавия Юстиниана (527-565 гг.). Лишь при этом властителе культовое языческое сооружение подвергли переосвещению и сделали церковью Богородицы. Древние рельефы были постепенно уничтожены монахами и иконоборцами.

От Исиды произошло древнегреческое имя Исидор, означавшее «дар Исиды». Впоследствии от этого имени на Руси появилось имя Сидор. В настоящее время так никого не называют, а зря. Человек с таким именем попал бы под защиту могущественной древнеегипетской богини. А ведь она защищала и хранила фараонов, оберегала их богатства и излечивала от болезней. Она олицетворяла собой не только силу, но и бескорыстие, доброту, любовь. А всего этого как раз и не хватает в нашем мире .