Лекция по обществознанию на тему "деятельность и мышление". Деятельность направлена на достижение цели

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Для того, чтобы описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико.

Возникновение различных видов деятельности связано с общественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.

  • * общение -- взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;
  • * игра -- вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;
  • * учение -- процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
  • * труд -- деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение -- вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу свойственен специфический тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра развивает навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. В юношеском возрасте кроме общения много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра -- вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального продукта. Она -- ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрослых являются средством общения, отдыха.

Учение -- вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно состоит из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения -- не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно труд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера.

Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая и духовная.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • § социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • § экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • § политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • § духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества -- это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Социальная сфера -- это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.

Экономическая сфера -- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера -- область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества.

Политическая сфера -- это отношения людей, связанные с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • § политические организации и институты -- социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • § политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • § политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • § политическая культура и идеология -- политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера -- это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.


Включённость общества - массовая, коллективная, индивидуальная.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.). В зависимости с общественными формами объединения людей в целях исполнения деятельности устанавливают индивидуальную (пример: управление регионом или страной), коллективную (судовые системы управление, работа в кллективе), массовую (примером массовой информации является смерть Майкла Джексона).

Зависимость от социальных норм - моральная, аморальная, законная, незаконная.


Обусловленности от соответствия деятельности существующим общекультурным традициям, общественным нормам дифференцируют законную и незаконную, а так же моральную и аморальную деятельность. Незаконная деятельность - это все что запрещается законом, конституцией. Взять, например изготовление и производство оружия, взрывчатых веществ, распространение наркотиков, все это является незаконной деятельностью. Естественно многие стараются придерживаться моральной деятельности, то есть учиться на совесть, быть вежливым, ценить родных, помогать старым и бездомным. Есть ярким пример моральной деятельности - вся жизнь матери Терезы.

Потенциал нового в деятельности - инновационная, изобретательская, творческая, рутинная.

Когда деятельность человека затрагивает исторический ход событий, с общественным ростом, то распределяют прогрессивную или реакционную, а еще созидательную и разрушительную деятельности. Например: Прогрессивная роль промышленной деятельности Петра 1 или же прогрессивная деятельность Петра Аркадьевича Столыпина.

В зависимости от отсутствия или же наличия каких-либо целей, успехов деятельности и путей ее совершения раскрывают однообразную, монотонную, шаблонную деятельность, которая в свою очередь протекает строго по определенным требованиям, а новое чаще всего не дается (Изготовление какого-либо продукта, вещества по схеме на заводе или фабрике). А вот деятельность творческая, изобретательная наоборот, она несет за собой характер оригинальности нового, прежде неведомого. Она отличается специфичностью, исключительностью, неповторимостью. А элементы творчества могут применяться в любой из деятельностей. В пример можно привести танцы, музыка, живопись, здесь нет правил или инструкций, здесь воплощение фантазии, и ее реализации.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • · обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • · научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности - создать идеальную систему материального мира;
  • · художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • · религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  • 1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  • 2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  • 3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  • 4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  • 5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Виды психической деятельности человека

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности - творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности - созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам.

На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

Деятельность - это определенные действия, которые совершаются человеком с целью произвести нечто значимое для него самого, или же для окружающих людей. Это осмысленное, многосоставное и достаточно серьезное занятие, которое в корне отличается от отдыха и развлечений.

Определение

Основная дисциплина, которая в рамках учебного курса исследует деятельность человека, - обществознание. Первое, что необходимо знать для правильного ответа на вопрос по данной тематике - это основное определение изучаемого понятия. Однако таких определений может быть несколько. Еще одно гласит, что деятельностью называется такая форма активности человека, которая направлена не только на приспособление организма к окружающей среде, но и на ее качественное преобразование.

C окружающим миром взаимодействуют все живые существа. Однако животным свойственно только лишь приспособление к миру и к его условиям, они никаким образом не могут поменять его. Но человек и отличается от животных тем, что обладает особой формой взаимодействия с окружающей средой, которая называется деятельностью.

Главные компоненты

Также для хорошего ответа на вопрос по обществознанию о деятельности человека нужно знать о понятиях объекта и субъекта. Субъектом является непосредственно тот, кто осуществляет действия. Не обязательно это отдельно взятый человек. Субъектом может выступать также группа людей, организация или же страна. Объектом деятельности в обществознании называется то, на что конкретно оказывается направленной активность. Это может быть и другой человек, и природные ресурсы, и какие-либо сферы общественной жизни. Наличие цели является одним из основных условий, при которых возможна деятельность человека. Обществознание, помимо цели, также выделяет и компонент действия. Оно осуществляется в соответствии с поставленной целью.

Типы действий

Целесообразность деятельности - это показатель того, двигается ли человек к тому результату, который для него важен. Целью называется образ этого результата, к которому стремится субъект активности, а действие является непосредственным шагом, направленным на реализацию стоящей перед человеком цели. Немецкий ученый М. Вебер выделял несколько типов действий:

  1. Целенаправленное (другими словами - рациональное). Это действие осуществляется человеком в соответствии с поставленной целью. Средства для достижения нужного результата выбираются осознанно, учитываются возможные побочные результаты активности.
  2. Ценностно-рациональное. Действия такого рода происходит в соответствии с теми убеждениями, которые имеются у человека.
  3. Аффективное - это действие, которое вызвано эмоциональными переживаниями.
  4. Традиционное - основывается на привычке, или же традиции.

Другие компоненты деятельности

Описывая деятельность человека, обществознание также выделяет понятия результата, а также средств достижения цели. Под результатом понимается конечный продукт всего процесса, осуществляемого субъектом. При этом он может быть двух типов: положительным и отрицательным. Принадлежность к первой или второй категории определяется соответствием результата поставленной цели.

Причины, по которым человек может получить отрицательный результат, могут быть и внешними, и внутренними. Ко внешним относят изменение условий окружающей среды в худшую сторону. К внутренним относятся такие факторы, как постановка изначально недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноценность действий или же отсутствие нужных умений либо знаний.

Общение

Одним из основных видов деятельности человека в обществознании является общение. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Здесь главной целью нередко является обмен нужной информацией, эмоциями или же идеями. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации. Без общения человек становится асоциальным.

Игра

Еще один вид деятельности человека в обществознании - это игра. Она свойственна как людям, так и животным. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль - одно из главных условий для развития сознания и поведения детей. Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры. Игровая терапия нашла широкое распространение в качестве одной из форм коррекционной работы.

Труд

Также является важным видом активности человека. Без труда не происходит социализации, однако он важен не только для развития личности. Труд является необходимым условием выживания и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации. На уровне отдельно взятого индивида труд - это возможность обеспечить собственное существование, прокормить себя и своих близких, а также возможность реализовать природные задатки, способности.

Обучение

Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

Основное отличие от других видов активности

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания вопрос по обществознанию: «Деятельность - способ существования людей». В процессе подготовки к такому уроку самое важное, что нужно отметить - это характерное отличие активности человека от обычного приспособления к окружающей среде, которой свойственно животным. Одним из таких типов деятельности, который направлен непосредственно на преобразование окружающего мира, является творчество. Данный тип занятий позволяет человеку создать нечто совершенно новое, качественно преобразовав окружающую действительность.

Типы деятельности

Время, когда учащиеся проходят тему по обществознанию «Человек и деятельность», по ФГОС - 6 класс. В этом возрасте учащиеся, как правило, уже являются достаточно взрослыми, чтобы различать виды активности, а также понимать их важность для всестороннего развития человека. В науке различают следующие ее типы:

  • Практическая - направлена непосредственно на преобразование внешней среды. Этот тип, в свою очередь, подразделяется на дополнительные подкатегории - материально-производственную деятельность, а также социально-преобразовательную.
  • Духовная - деятельность, которая направлена на изменение сознания человека. Данный тип также подразделяется на дополнительные категории: познавательную (наука и искусство); ценностно-ориентировочную (определение негативного или же позитивного отношения людей к разнообразным явлениям окружающего мира); а также прогностическую (планирование возможных изменений) деятельность.

Все эти типы тесно между собой соприкасаются. К примеру, перед тем как провести реформы (относятся к нужно проанализировать их возможные последствия для страны (прогностическая деятельность.

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека Деятельность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека Воздействие на среду осуществ ляется, как правило, органами тела, данными природой. От сутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств
Продуктивный, творческий, созидательный характер Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой

Основные компоненты деятельности
1. Субъект деятельности - это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
2. Объект деятельности - это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).
3. Мотив → Цель → Методы и средства → Процесс → Результат (продукт)

Мотив - совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Виды действий

Вид Его сущность
Целенаправленное действие Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий
Ценностно-рациональное действие Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.д.
Аффективное (лат. affectus - душевное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.
Традиционное действие Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра - это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.

Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Структура общения:
1) Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом).
↓ 2) Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении.
↓ 3) Содержание - это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому.
↓ 4) Средства - это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.).
↓ 5) Получатель информации.

Существует несколько классификаций общения.

Общение
По используемым средствам общения По субъектам общения
Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное - с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое - личные контакты и непосредственное восприятие друг друга.
Косвенное - через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Между реальными субъектами.
Между реальным субъектом и иллюзорным партнером , которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.).
Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека.
Между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений .

Функции общения

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования .

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
- труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;
- труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд - это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи ческая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельности - создание материальных благ или культурных ценностей.

Деятельность
Материальная (практическая) Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей Духовная Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей
· Материально-производственная . Преобразование природы
· Социально-преобразовательная . Преобразование общества
· Познавательная . Отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях
· Ценностно-ориентировочная . Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения
· Прогностическая . Планирование или предвидение возмож-ных изменений действительности

Основа классификации Виды деятельности
Субъект деятельности - Индивидуальная
- Коллективная
Характер самой деятельности - Репродуктивная (деятельность по образцу)
- Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
Соответствие правовым нормам - Законная
- Незаконная
Соответствие моральным нормам - Моральная
- Аморальная
Соотношение с общественным прогрессом - Прогрессивная
- Реакционная
Зависимость от сфер общественной жизни - Экономическая
- Социальная
- Политическая
- Духовная
Особенности проявления человеческой активности - Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами)
- Внутренняя (умственные действия)

Творчество - это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество - это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности
- Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
- Воображение - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
- Фантазия (гр. phantasia - психический образ, плод воображения) - характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
- Интуиция (лат. intueri - пристально смотреть) - знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

- сознательный характер - человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
- продуктивный характер - направлена на получение результата (продукта);
- преобразующий характер - человек изменяет окружающий мир и самого себя;
- общественный характер - человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

В течение своей жизни человек постоянно занимается какой-либо деятельностью.

Именно в деятельности человек раскрывается особенно ярко. В деятельности проявляется его интеллект, таланты и способности, потребности, интересы, сила воли, темперамент, умение ставить цель и принимать решение.

Интеллект зависит от возраста, образования, индивидуальных особенностей. Интеллектом обладает тот, кто способен в любой проблеме выделить главное, проанализировать её и найти способы решения. Человек с сильной волей решителен, самостоятелен, настойчив в достижении своих целей.

Видите, как много всего сосредоточено в слове деятельность.

Мотивы и цели деятельности

Человек никогда ничего не делает просто гак. В основе его поведения и действий лежат мотивы.

Мотивом поступления в институт является желание учиться и стать хорошим специалистом в той области, которую выбрал. Для этого необходимо хорошо знать школьные предметы, иметь соответствующие документы и успешно сдать экзамены.

Что же такое деятельность? Предположим, вы с классом поехали на экскурсию, отвечаете на уроке на вопрос учителя, садитесь дома делать домашнее задание - это действия, учёба или обучение - деятельность.

    Советуем запомнить!
    Деятельность - последовательность действий (умственных или физических), совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение конкретной цели. Деятельность требует упорства, целеустремлённости, постоянных усилий.

    Интересные факты
    Учёные экспериментально доказали, что бесполезные действия вынуждают затрачивать подчас не меньше сил и энергии, чем нужные и полезные.

У деятельности есть цель. Например, купить автомобиль. Для её достижения надо накопить капитал, пройти медосмотр, получить различные справки, водительские права, а потом выбрать магазин с подходящими ценами и марками машины. Действие - маленький фрагмент деятельности - зайти в магазин и купить автомобиль. Деятельность - это учёба, общение с разными людьми, многолетняя работа в банке, на заводе, в офисе, которая приносит заработную плату.

Виды деятельности

Человеческая деятельность очень разнообразна, но основными видами деятельности являются учение (учёба), игра и труд, творчество, общение.

Учение - это обретение новых знаний, освоение новых навыков. Например, в процессе учения вы узнали, что такое деятельность, а теперь приобретаете навык определения её основных видов, а ещё можно научиться рисовать, плавать, играть на музыкальном инструменте.

Игра - это подражание реальной деятельности. Вы же играли в раннем детстве, копируя жизнь взрослых, в такие игры, как дочки-матери, больница, магазин и т.д.? Кроме того, игрой называются спортивные, компьютерные игры.

Трудовая деятельность человека создаёт различные полезные продукты (строительство домов, сборка автомобилей) или оказывает полезные услуги (например, туристические, медицинские, бытового обслуживания).

В процессе творческой деятельности обязательно создаётся что-то новое. Например, изобретение колеса, автомобиля, сочинение музыки, написание книги и т.д. А в процессе общения происходит обмен информацией, идеями, эмоциями.

Такое многообразие видов деятельности существует потому, что они удовлетворяют какие-то важные потребности общества. Не будь потребности, не возникнет деятельности. Кому нужны тёплые сапоги и мастеровые, их изготовляющие, скажем, в Африке, если население в них не нуждается, там круглый год тепло? А в России они необходимы.

Какие виды деятельности иллюстрируют фотографии? На удовлетворение каких потребностей они направлены?

Результат деятельности

Результатом деятельности служит создание полезной вещи или услуги, чувство радости, если твоя любимая футбольная команда выиграла - и наоборот.

Результат не всегда виден глазу, например при умственной деятельности, которая предшествует любой другой. Умственная деятельность выступает основой для всех видов деятельности, так как человек сначала думает, а потом делает. Это правило важно соблюдать и в школьной и во взрослой жизни.

Если представить структуру деятельности, то она состоит из цели, потребностей, мотивов, средств, совокупности действий, результата.

Деятельность и личность

В деятельности раскрывается не просто человек, а проявляется человеческая личность. Что такое личность?

Слово «личность» употребляется по отношению к человеку, готовому к сознательной деятельности. Мы не говорим «личность новорождённого». Мы всерьёз не говорим о личности двухлетнего ребёнка. Личностью не рождаются. Личностью становятся. Ребёнок станет личностью, лишь когда сам начнёт совершать осознанные поступки. Хотя на первых порах с помощью взрослых.

Установлено, что личность - высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над самим собой. Самостоятельность, активность, инициативность, способность отвечать за свои действия, контролировать своё поведение - вот черты личности. Есть ли они у вас?

Стать личностью можно только в том случае, если у вас есть чёткие представления о добре и зле. Бескорыстная любовь к ближним составляет основу человеческой личности, формирование которой начинается в обществе и семье.

Личность проявляет себя в повседневном поведении, утверждает в конкретных поступках.

Поведение

Что же такое поведение? Чем отличается поведение от деятельности? Для школьников это особенно важно. Учителя оценивают не только ваши знания, но и поведение.

Деятельность, в отличие от поведения, может быть внутренней (умственная деятельность) и внешней. Про себя вы продумываете решение задачи, а затем садитесь за стол и записываете его.

Поведение состоит из поступков.

Содержание поступка определяет моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком. Молодой человек очень устал и с удовольствием расположился на сиденье автобуса. Пока ещё это действие. Но вот вошла пожилая женщина, и он, несмотря на усталость, моментально уступил ей своё место. Вот это поступок. Как вы думаете, почему?

Очень важно, какие поступки мы совершаем по отношению к тем, кто слабее и беззащитнее нас, кто нуждается в особом внимании и заботе, к людям с ограниченными возможностями. Проходим ли мы мимо их проблем или совершаем поступки и помогаем им.

    Подведём итоги
    Человек проявляется в деятельности. У любой деятельности есть цели, мотивы - причины поведения и действий человека, результат. Деятельность человека очень разнообразна.
    Умственная деятельность является основой для всех других видов деятельности.

    Основные термины и понятия
    Мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение, поступок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните, что такое мотивы деятельности.
  2. Перечислите основные виды деятельности. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие их.
  3. Из каких ежедневных действий складывается ваше обучение в школе?
  4. Чем действие отличается от поступка? Приведите примеры.
  5. Что такое личность? Объясните, как в деятельности проявляется личность человека.
  6. Какой вид деятельности является сегодня для вас главным? Какова её цель? Какие средства вы используете для достижения этой цели?

Практикум

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Некрасова «Крестьянские дети». Какими видами деятельности занимаются его персонажи? Каковы их мотивы?

      Домой, ребятишки! обедать пора.
      Вернулись. У каждого полно лукошко.
      А сколько рассказов! Попался косой,
      Поймали ежа, заблудились немножко
      И видели волка... у, страшный какой!..
      - Довольно, Ванюша! гулял ты не мало,
      Пора за работу, родной! -
      Но даже и труд обернётся сначала
      К Ванюше нарядной своей стороной:
      Он видит, как поле отец удобряет,
      Как в рыхлую землю бросает зерно,
      Как поле потом зеленеть начинает,
      Как колос растёт, наливает зерно;
      Готовую жатву подрежут серпами,
      В снопы перевяжут, на ригу свезут,
      Просушат, колотят-колотят цепами,
      На мельнице смелют и хлеб испекут.
      Отведает свежего хлебца ребёнок
      И в поле охотней бежит за отцом...

  2. Согласны ли вы с высказыванием «отрицательный результат (деятельности) - тоже результат». Свой ответ обоснуйте.

Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.


Многообразие деятельности

Деятельность
Практическая Духовная
Направлена на изменение Связана с преобразованием сознания людей
природы общества Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-производственная деятельность Это социально-преобразовательная деятельность Ценностно-ориентировочная деятельность - это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Виды деятельности в зависимости от результатов:

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Творчество или продуктивная деятельность

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.

Игровая деятельность

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.

Трудовая деятельность

Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность : направлена на достижение практически полезного результата.
Цель : преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.

Учебная деятельность

Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.

Деятельность и общение

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

Сознательное и бессознательное

Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Структура сознания
Предметное сознание - направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни

Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Мысль - это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:

Бессознательное - это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.