Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени правило. Правописание глаголов в прошедшем времени

        1. В прошедшем времени перед суффиксом -л- сохраняется та же гласная, что была перед суффиксом -ть в неопределённой форме: сеять - сеял, видеть - видел.
        2. Буква ь пишется:
а) в неопределённой форме: беречь, учиться;
б) в форме 2-го л. ед. ч.: пишешь, читаешь;
в) в форме повелительного наклонения после согласных: брось(те), отрежь(те); но: лечь - ляг, лягте.

3. Следует различать близкие по звучанию формы изъявительного и повелительного наклонения:

ете
I спр.: выйд
^ вЪ1йди\те\ II спр.: смотр ите\ ^ смотри\т"ё|

4. Если в 1-м л. ед. ч. настоящего (будущего простого) времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в прошедшем времени и в неопределённой форме глагола будут суффиксы -ова-, -ева-; если оканчивается на -иваю, -ываю, то будут суффиксы -ива- или -ыва-.
От глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- следует отличать глаголы, имеющие ударный суффикс -ва-, перед которым стоит корневая гласная: запевать - запеть, запивать - запить. Исключения: затмевать (хотя затмить), застревать (хотя застрять), разевоать (хотя разинуть).

          1. Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без не глагол не употребляется: не был; ненавидеть.
          2. Глаголы с частицей не следует отличать от глаголов с приставкой недо-, которая указывает на неполноту действия, т. е. действие, совершающееся ниже положенной нормы: Больной не доедал обеда. - Ленинградцы в блокаду недоедали.
          3. В глаголах с приставкой обез- (обес-) пишется суффикс -е-, если глагол непереходный, и суффикс -и-, если глагол переходный: обессилить (перех.) противника - противник обессилел (не- перех.).
I Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание I слов.
Гора обезлес..ла, гору обезлес..ли, крестьян обезземел..ли, крестьяне обезземел..ли, посёлок обезлюд..л, посёлок обезлюд..ли, спортсмены обессил..ли, переход обессил.. л туристов.


От данных глаголов образуйте форму прошедшего времени, а также неопределённую форму. Обозначьте суффиксы.
Образец: участвую - участвовал - участвовать.

Чувствую, расхаживаю, заливаю, узнаю, горюю, призываю, запеваю, признаю, рассматриваю, советуюсь, раздеваю, затмеваю, агитирую, докладываю, развиваю, согреваю, присутствую, чередую, сознаю.
Объясните значение фразеологизмов. Обратите внимание на разницу в лексическом значении при употреблении одних и тех же глаголов.

1) Брать голыми руками. - Брать грех на душу. - Брать быка за рога. 2) Висеть на волоске. - Висеть на телефоне. - Висеть на хвосте. 3) Встать в позу. - Встать на ноги. - Встать с левой ноги. 4) Выйти в свет. - Выйти из моды. - Выйти из себя. - Выйти сухим из воды. 5) Выбросить из головы. - Выбросить на ветер. 6) Положить под сукно. - Положить зубы на полку.
Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. От глаголов образуйте и запишите форму 1-го лица единственного числа настоящего времени.
Образец: блокировать - блокирую.

Б..л(?)отировать, б..льзамировать, гравировать, дипломировать, дирижировать, дисквалифицировать, д..стил(?)ировать, меблировать, компрометировать, к..пировать, ратифицировать, р..зюмиро- вать, к..нст..тировать, д..скутировать.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1) Правда суда (не)боит(?)ся. 2) Умел ошибит(?)ся - умей и исправиться. 3) Чем сердит(?)ся, лучше помирит(?)ся. 4) Обожжёшься на молоке, дуеш(?) на воду. 5) Как поживёш(?), так и прослывёшь). 6) Хорошо трудит(?)ся - хлеб уродит(?)ся. 7) Снега надует - хлеба пр..буд..т, вода разольёт(?)ся - снега наберёт(?)ся. 8) Кто пахать (не)лен..т(?)ся, у того и хлеб родит(?)ся. 9) Много всего говорит(?)ся, да не всё в дело годит(?)ся. 10) (Не)стыдно (не) знать - стыдно (не)учит(?)ся.
(Пословицы)

I Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
1) Когда вы пиш..те, помн..те о правилах правописания. Пиш..те внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, откройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер..те, покаж.. - те ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быстрее, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда покаж..те, мож..те идти домой. 7) Расскаж..те мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскаж..те, вероятно, всем захочется поехать.
I Не или недо-? Раскройте скобки, объясните написание.
1) Шест (не)достаёт до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребёнок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух туристов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месячный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не) добрал один балл.

Тема : Правописание глаголов в прошедшем времени.

Образовательная программа: Школа России.

Цель: Создать условия для осознания, осмысления знаний по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Задачи:

образовательные:

    создать условия для ознакомления с правилом написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени;

    совершенствовать умения правильно писать и выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени;

    способствовать развитию умения определять грамматические признаки глагола;

    анализировать, проводить обобщения, делать выводы

развивающие:

    формировать новые способы действий, обучать работе по плану;

    развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, познавательную активность, память и связную речь обучающихся.

воспитательные:

    воспитывать у детей самоконтроль за монологической речью;

    воспитывать внимательное отношение к окружающим;

    воспитывать умение слушать друг друга.

    установить связь с жизненным опытом ребенка

    воспитывать интерес к русскому языку

Формируемые УУД:

Познавательные:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме;

    анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

    синтез, подведение под понятие

Регулятивные:

    постановка учебной задачи;

    определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

    предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    оценивание качества и уровня усвоения материала;

    планирование своей деятельности в соответствии с целью урока;

Коммуникативные:

    умение с достаточной полностью и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    умение понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, учебник.

Продолжительность урока : 40 минут.

Ход урока

Этапы урока. Цель. Время.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Огр.момент

(1 мин)

Здравствуйте, дети! Меня зовут Лидия Михайловна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие на планету, которая называется Морфология, где живут различные части речи и побывать в гостях в городе Глаголов. В путь мы отправимся вот на этой ракете. Пристегните, пожалуйста, ремни, начинаю отсчет времени – 3,2,1 ..Пуск!

Приветствуют учителя. Присаживаются на места. Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Выполняют указания учителя.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация.

(5 мин)

А нашим помощником будет…, а вот что же это за помощник, вы догадаетесь, когда отгадаете загадку.

Прочитайте её. Кто из вас может сказать, о чем идет речь в этой загадке?

Да, совершенно верно, это компьютер. В последнее время человеку сложно обходиться без этой электронной машины. Ведь сейчас компьютер может заменить нам и печатную машинку, и калькулятор, и телевизор, и музыкальный центр, и телефон, и телеграф. Это своеобразная машина, которая помогает совершать путешествия в пространстве и времени.

Запишите слово компьютер в свой орфографический словарик, выделите орфограммы, поставьте ударение. Обратите внимание на произношение этого слова компьют[э]р.

- Читают загадку.

- Компьютер.

- Записывают слово в словарь.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

3. Самоопределение к деятельности. (5мин)

Прочитайте стихотворение.

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, причесался, намылил, умылся. Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.

Чем интересно это стихотворение?

В каком времени употреблены глаголы? Докажите.

Сформулируйте задачи урока.

Читают стихотворение.

Оно состоит только из глаголов.

- В про­шедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал? и име­ют суффикс -л-.

Повторить всё, что нам из­вестно о глаголах в прошедшем времени, узнать о них новые сведения.

Коммуникативные УУД: договариваться, приходить к общему решению.

4. Работа по теме урока. (10мин.)

Вы заметили, ребята, кто нас встречает? Это мальчик Почемучка, который сидит в задумчивости и ждет, когда вы поможете ему ответить на вопрос. Прочитайте его. Кто поможет Почемучке?

Но Почемучка сегодня подготовил не только вопросы, но и задания. Прочитайте 1 задание, выполните его в тетради.

А теперь проверим написание глаголов с пропущенными орфограммами. Внимание на экран. Какая орфограмма пропущена во всех этих глаголах? Читаем глаголы, доказывая правильность написания орфограммы.

А сейчас откройте учебники на стр.109 и прочитайте упр.229

Прочитайте выразительно отрывок из басни.

Прочитайте задания.

Как отличить предлог от приставки?

Какие слова вы напишете слитно? Прочитайте их.

Какие слова вы напишете раздельно? Прочитайте их.

В каких словах приставка обозначает начало действия? (За­щёлкал, засвистал.)

Назовите глаголы в прошедшем времени. По каким при­знакам вы их распознали?

Выполните письменные задания к упражнению.

Отвечают на вопрос (Что делал, что сделала, что будет делать…)

Выполняют здание.

Проверяют.

Открывают учебник и читают задание.

Коммуникативные

УУД: допускать существование различных точек зрения,

приходить к общему решению в спорных вопросах;

Личностные УУД:

широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области русского языка.

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;

5.Физминутка

Выполняю движения согласно физминутки.

Выполнение физминутки

Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, корректно сообщать товарищу об ошибках;

6. Продолжение работы по теме урока.

А нас снова ожидает Почемучка, который уже готов задать вам следующий вопрос.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Откройте учебник на странице 110. Сейчас мы с вами рассмотрим таблицу и ответим на вопрос Почемучки.

А сейчас вашей помощи просит мышонок Джерри. Прочитайте, что нужно сделать? Вспомните правило и закройте знаки вопроса в глаголах нужными суффиксами.

А сейчас мы выполним упражнение 232 .

Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени единственного числа?

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

Что вы узнали о глагольном суффиксе -л-?

Открывают учебники и рассматривают таблицу.

Смотрят на экран, читают задание и выполняют его.

Открывают и читают задание.

Коммуникативные УУД: следить за действиями других участников в процессе учебной деятельности.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

7. Рефлексия.

Наше путешествие близится к концу, но чтобы благополучно приземлиться, выполним последнее задание. Ответим на вопросы.

Итак, что мы теперь знаем о глаголах прошедшего времени?

На какие вопросы они отвечают?

Какой суффикс имеют?

Как изменяются?

Как определить род глагола?

Какой суффикс пишется перед суффиксом – л?

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание стр. 109 упр. 229

Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делало? что сделало? что делали? что сделали?

Имеют суффикс - л -.

По числам, а в единственном числе и по родам.

Род глагола определяется по роду имени существительного, с которым глагол связан в предложении.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л

пишется тот же суффикс, что и перед -ть в неопределенной форме.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД: понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

Регулятивные УУД: следовать указаниям учителя.

Глагол, чаще всего выступающий в предложении сказуемым, является исключительно самостоятельной частью речи. Он обозначает действие или состояние подлежащего. Весна идёт, тепло несёт.

Правила глаголов

Все глаголы имеют начальную (инфинитив, неопределённую) форму. Отличить её можно по окончаниям -ть, -ться, также эти слова отвечают на вопросы «что делать», «что сделать». В предложении чаще всего выступает сказуемым или его частью и подлежащим, но может выполнять роли других членов.

Мы хотим увидеть новые учебники.

Видеть - это смотреть душой.

Она любила смотреть на звезды.

Если к глаголу можно задать вопрос «что делать», то он относится к совершенному виду (радоваться, молчать) . Когда к нему можно задать вопрос «что сделать» - это несовершенный глагол (обрадоваться, помолчать). Иногда встречаются также двувидовые глаголы, они могут относиться то к одному, то к другому виду, в зависимости от контекста.

Я исследовал подвал вчера. (совершенный вид).

Я уже исследовал подвал. (несовершенный вид).

Возвратные глаголы означают действие, которое направлено на себя. Они образуются с помощью постфиксов -ся, -ться (играться, кусаться). Невозвратными называются все остальные глаголы (играть, кусать).

Сказуемые, соединяющиеся с другими частями предложения в форме винительного падежа без использования предлога, относятся к переходным глаголам (вымыть кружку, позвать маму). В категорию переходных входят те, которые не могут сочетаться без дополнительных частей речи (лететь, лежать). В эту группу входят также все глаголы возвратной формы (умываться, убираться).

Правописание глаголов

В предложениях, по правилам глаголов, они могут относиться к одному из трёх наклонений. В форме изъявительного - глаголы можно менять по временам (жили, живём, будем жить), числам (моет, моют), лицам (я повторяю, ты повторяешь, он повторяет). Если для выполнения действия требуется соблюдение некоторых правил, то такие сказуемые относятся к условным (Если всем будет удобно, я подошёл бы). Данная форма образуется частичками бы, б (заглянул бы, смогла б) и может изменяться в родах и числах. Особенно следует отметить повелительный вид сказуемых, который может заставлять, побуждать, призывать к действию (Придите ко мне!). Глаголы такого наклонения могут меняться в лицах и числах.

По правилам глаголов, в прошедшем времени они означают уже произошедшее/происходившее действие (Я сам купил вещи). Также они не могут менять личную форму. К сказуемому настоящего времени можно подставить вопрос «что делает» (Он сам покупает вещи.). Совершенные глаголы не используются в настоящем времени. В правилах глаголов будущего времени существуют две формы: составная (с дополнительным словом будет ) и простая (однословная). Соответственно можно задавать разные вопросы: «что сделаешь» (Ты сам купишь вещи.); «что будешь делать» (Ты будешь покупать вещи сам).

Изменение глаголов

Перемена сказуемых в лице и числе объясняется их спряжениями. Они проявляется исключительно в изъявительной форме и несомненно в виде времени настоящего или будущего.

Для формы в единственном числе личные глаголы изменяются так :

  • 1 лицо - Я открываю. Я люблю.
  • 2 лицо - Ты открываешь. Ты любишь.
  • 3 лицо - Он открывает. Он любит.

Для формы во множественном числе личные глаголы изменяются так:

  • 1 лицо - Мы открываем. Мы любим.
  • 2 лицо - Вы открываете. Вы любите.
  • 3 лицо - Они открывают. Они любят.

Если есть возможность поставить под ударение, разновидность спряжения можно определить так:

  • -е меняется на -у(-ю) - 1 спряжение смотреть-смотрю ;
  • -и меняется на -а(-я) - 2 спряжение звонит-звонят.

В остальных случаях суффикс в начальной форме определяет спряжение:

  • 2 спряжение -и(ть) (красить) и особые исключения;
  • 1 спряжение включает в себя остальные глаголы на -а(ть), -я(ть), -у(ть), -е(ть), -ы(ть), -о(ть) (хотеть, знать );
  • Бывает 4 слова-исключения: зыбиться, зиждиться, брить и стелить и образованные от них.

Слова без упомянутых суффиксов - жить, бить.

Встречаются также такие глаголы, которые меняются и как первое спряжение, и как второе.

Ед. число:

  • 1 лицо - Я побегу. Я захочу.
  • 2 лицо - Ты побежишь. Ты захочешь.
  • 3 лицо - Он побежит. Он захочет.

Мн. число:

  • 1 лицо - Мы побежим. Мы захотим.
  • 2 лицо - Вы побежите. Вы захотите.
  • 3 лицо - Они побегут. Они захотят.

У глагола-исключения брезжить существуют только формы 3 лица в разделе единственного числа или множественного (брезжит - брезжат ).

Слова есть и дать и производные от них являются исключениями и образуют особенные личные формы.

Безличные глаголы

Местами попадаются безличные глаголы. К ним относятся слова, обозначающие пассивное сказуемое, которое происходит без участия подлежащего (вечереет, смеркается).

Основным признаком, с которым можно определить безличность правильного глагола, является его неизменность в числах и лицах. Чаще всего эти виды глаголов выступают в виде сказуемых в простых односоставных предложениях. Для формы настоящего времени применяются в качестве 3 лица и только единственного числа, а в прошлом - как единственное число и средний род.

Обычные глаголы иногда используются для замещения безличных, если появляются в виде единственного сказуемого предложения.

  • Небо посветлело - личный глагол.
  • За окном посветлело - безличный.

Несколько важных правил

Грамотное правописание глаголов и гласных в настоящем времени или формах простого будущего зависит от спряжения:

1 спряжение - в нем используются окончания -е, -у(-ю) забывает, забудут;

2 спряжение - стоит ставить окончания -и, -а(-я) красит, красят.

  • Для повелительного наклонения второго лица глаголов обоих спряжений употребляют суффикс -и (Мы идём домой. - Идите домой.);
  • В случае с прошедшим временем: перед суффиксом -л ставится такая же буква, как в инфинитиве перед -ть (красить - красил, свистеть - свистел );
  • Если есть обес-/обез-: переходные - пишется суффикс -и- (обеспечил «кого?» «что?» ); непереходные - используется -е- (обеспокоен );
  • Леденеть, оледенеть, окровенить и подобные глаголы, образованные от существительного, пишутся с гласной -е- после корня (в ;
  • В инфинитиве, в случае использования прошедших форм, пишутся -ова-, -ева-, в том же случае, когда выбирается настоящее или простое будущее время и единственное число, форма написания первого лица имеет суффиксы -у(ю), -ю(ю) (чередовать - чередую, завоевать - завоюю).

Если же чередования не происходит, употребляются суффиксы -ыва-, -ива-; (перечитывать - перечитываю, перекраивать - перекраиваю).

Если имеется окончание -вать, -ваю под ударением и суффикс -ва-, тогда по правилам русского языка у глагола перед суффиксом пишется такая же буква, что и в начальной форме (полить - поливать -поливаю).

Заключение

Эти несколько простых правил и примеров помогут запомнить, как нужно использовать глаголы при написании. Конечно, чтобы изучить все нормы и исключения, понадобятся более глубокие исследования. Однако для написания более-менее простых текстов, не претендующих на публикации в журналах и газетах, этого будет вполне достаточно.

Правописание суффиксов и окончаний глаголов

1) Вспомните правила правописания личных окончаний глаголов.

В настоящем и будущем (простом) времени различают два типа спряжения в зависимости от личных окончаний глаголов; чтобы определить тип спряжения, нужно поставить глагол в неопределенную форму и соотнести с типом спряжения (проверять легче, начиная со второго спряжения).

Ко II спряжению относятся все глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, зыбиться, + 11 глаголов на -ать и на -еть: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть и смотреть.

К I спряжению относятся соответственно все остальные глаголы, т.е. те, которые имеют в неопределенной форме окончания –ать, -оть, -еть (имеются в виду безударные окончания), и исключения из II спряжения (брить, стелить, зиждиться (используются только две формы: зиждется и зиждутся

), зыбиться ).

Например: клеить – глагол, оканчивающийся на –ить, – 2 спр., следовательно, ты клеишь; бороться - глагол, оканчивающийся не на – ить, 1 спр., следовательно, они борются; стелить – глагол - исключение из 2 спр., следовательно, 1 спр. – стелющийся; видеть – глагол 2 спр., следовательно, - ты видишь.

Существуют так называемые разноспрягаемые глаголы. Это глаголы брезжить, бежать, хотеть. Ср. он бежит и они бегут; рассвет брезжит и брезжущие перемены. Обратите внимание на формы глагола мучить. Возможны варианты спряжения этого глагола (и по 2-му, и по 1-му спряжению):

  • я мучу я мучаю
  • ты мучишь ты мучаешь
  • он мучит он мучает
  • они мучат они мучают

Литературные глаголы мерить, домерить, померить и др. спрягаются по II спряжению (мерю, меришь, мерит... мерят), а просторечные глаголы мерять, домерять, померять спрягаются по I спряжению (меряю, меряешь, меряет).

Итак, глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют; глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят.

Обратите внимание на глаголы с приставкой вы-; например, выглядеть, выспаться. Определять спряжение этих глаголов следует по бесприставочной форме:

выспаться - проверяем по глаголу спать (II спряжение, окончания находятся под ударением): ты спишь, он спит, они спят; следовательно, ты выспишься, он выспится, они выспятся.

2) Вспомните правописание глагольных суффиксов

Написание суффиксов –ова-/-ева-, -ыва-/-ива- в неопределенной форме и в прошедшем времени глагола вызывает затруднение, т.к. они безударные. Чтобы определить, какой суффикс пишется, нужно поставить глагол в форму настоящего (или простого будущего) времени; если суффикс сохраняется, то пишется –ыва- ; если суффикс выпадает, то - -ова-/-ева- .

Например: разведывать (наст. время - я развед-ыва-ю – суффикс сохраняется, следовательно, пишется -ыва- ); обусловливать (наст. время - я обусловл-ива-ю – суффикс сохраняется, следовательно, пишется –ива- ), советовать (наст. время – я совет–у-ю – суффикс исчезает, следовательно, пишется -ова- ), потчевать (наст. время - я потч-у-ю – суффикс исчезает, следовательно, пишется –ева-

).

От суффиксов –ова- /-ева-; -ыва- /-ива- следует отличать суффикс –ва- . Этот суффикс всегда ударный; ему предшествует гласная корня, которую можно проверить. Например: одолевать – одолеть; успевать – успеть; издавать – издать; обвивать – обвить; обвевать – обвеять, преодолевать – преодолеть.

Написание некоторых глаголов следует запомнить: в них перед ударным суффиксом –ва- пишется –е- ; например: затмевать, увещевать, намереваться

.

Написание суффиксов –е

- и –и- определяется переходностью и непереходностью глаголов. Если глаголы обозначают действия непереходные, т.е. выполняются самим субъектом, в самих предметах и не переходят на объект, то пишется –е- ; если глаголы обозначают действия, которые переходят на объект, то пишется –и- . Сравните пары глаголов:

обезденеже ть – обезденежи ть (он обезденеже л – остался без денег; большие расходы его обезденежи ли - забрали деньги);

обессиле ть – обессили ть (он обессиле л – остался без сил; работа обессили ла его – забрала силы);

обезводе ть – обезводи ть (участок обезводе л – потерял воду; засуха обезводи ла участок).

3) Правописание глаголов в прошедшем времени.

Вспомните, что написание гласных в корне перед суффиксами в глаголах прошедшего времени не связано со спряжением. Прошедшее время глаголов образуется от основы инфинитива с помощью суффикса л . Соответственно в деепричастиях и действительных причастиях прошедшего времени также сохраняется гласная основы.

Например: видеть – глагол 2 спряжения, в настоящем времени пишется и – ты види шь, но в прошедшем времени сохраняется буква е - ты виде л (от инфинитива видеть + суффикс л ); надея ться – надея лся – надея сь; приумножи ть – приумножи л – приумножи вший; выровня ть – выровня л – выровня вший.

4) Употребление Ь в глаголах

Буква ь пишется в неопределенной форме глагола. Наличие или отсутствие ь в формах глагола следует проверять по вопросу, поставленному к глаголу (если в вопросе есть ь , то и в глаголе пишется ь ). Например: нужно трудиться – глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что делать? - следовательно, пишется ь

; магазин должен открыться - глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что сделать? - следовательно, пишется ь . Обратите внимание, что в глаголах настоящего или будущего времени 3 лица единственного числа ь не пишется. Например: он трудится что делает? – следовательно ь не пишется; магазин скоро откроется – глагол стоит в форме 3 л. ед. числа и отвечает на вопрос что сделает? – следовательно ь не пишется.

Сравните

пары словосочетаний: нужно подготовиться – он обязательно подготовится; он хвалится – не нужно хвалиться; ему пора удалиться – он скоро удалится .

Обратите внимание, что в безличных глаголах (похожих на форму 3 лица ед. числа настоящего или будущего времени) ь не пишется, например: ему нездоровится; ему приходится много работать

.

Буква ь пишется во 2 лице единственного числа настоящего или будущего времени и в повелительном наклонении, например: держишь , организуешь , представишь ся; оставь , прибавь те, присядь те.

229. Прочитайте.

      Тут Сол..вей являть своё искусство стал:
      (За)щ..лкал, (за)св..стал
      (На)тысячу ладов, т..нул, (пере)л..вался;
      То нежно он (о)сл..бевал
      И томной вд..л..ке свирел..ю (от)д..вался,
      То мелкой дроб..ю вдру.. (по)роще (рас)сыпался.
      (И. Крылов)

  • По каким признакам можно определить глаголы прошедшего времени? Объясните свой ответ.
  • Выделите в глаголах приставки. В каких глаголах приставки имеют значение «начало действия»?

230. Прочитайте.

      Со..нце ещё обл..ков (не)(за)дело,
      Трава (на)лугу ещё росы пила,
      А плотн..к проснулся и взялся (за)дело.
      Слыш..тся, как (за)звенела пила.
      (Я. Козловский)

  • Объясните, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково.
  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.

Вспомните! Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам .

Окончания глаголов в форме единственного
числа прошедшего времени

231. Прочитайте таблицу. Поставьте вопрос к каждому глаголу. Сравните окончания в вопросах и в глаголах.

  • Почему глаголы изменили свои окончания? Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?
  • В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

232. Прочитайте. Какие формы глаголов прошедшего времени образованы от глаголов неопределённой формы?

  1. Лить - лил, лил[а], лил[о], лил[и].
    Плыть - ..., ..., ..., ... .
    Спать - ..., ..., ..., ... .
  2. Начать - начал, начал[а], ночал[о], начал[и].
    Понять - ..., ..., ..., ... .
  • Запишите глаголы в прошедшем времени в мужском, женском и среднем роде и во множественном числе.
  • Обозначьте ударение. Запомните произношение глаголов в этих формах.

    Обратите внимание! Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола и в основу слова не входит:

    233. Прочитайте.

        Всё загудело, всё блеснуло,
        Так стало шумно и светло!
        В лазури облако блеснуло,
        Как лебединое крыло.
        (В. Набоков)

    • Скажите, какой частью речи являются слова, в которых выделена буква о. Объясните. Укажите над ними часть речи.
    • Какой значимой частью слова является выделенная в словах часть: окончанием или суффиксом?
    • Спишите. Выделите родовые окончания глаголов.

    234. Прочитайте скороговорки.

    1. Мышка сушек насушил.., мышка мышек пригласил.., мышки сушки кушать стал.., зубы сразу все сломал.. .
    2. Лариса у Бориса нарвал.. барбариса и компот из барбариса наварил.. для Бориса.

    235. Прочитайте.

        Летний вечер. За лесами
        Солнышко уж село;
        На краю далёком неба
        Зорька заалела...
        (И. Суриков)

    • Запишите по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Подберите синонимы к каждому глаголу.

    236. Прочитайте.

    Обл..ко (проплыть). С..рень (цв..сти). Такси (под..ехать). П..м..доры (покр..снеть). К..ртоф..ль (св..риться). См..лёт (взл..теть). Пш..ница (поспеть). Мыш.. (проб..жать). Т..л..фон (зазв..нить). Рад..о (заг..в..рить).

    • Запишите предложения без скобок, ставя глаголы в форму прошедшего времени и вставляя пропущенные буквы. Выделите в глаголах окончания.
    • Распространите любое предложение второстепенными членами. Запишите составленное предложение.

    237. Прочитайте выразительно.

        Ты меня заобижала,
        А скажи - зачем?
        Леденец в руке зажала,
        Я же весь не съем!
        Я просил совсем чуточек,
        Крошечку просил.
        Осторожно уголочек
        Я бы откусил...
        (И. Токмакова)

    • О чём эти строки? Какое чувство у вас возникло?
    • Найдите глаголы. Какой из них чаще употребляется в разговорной речи? А как будет звучать этот глагол в литературной речи?
    • Выпишите глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам. Укажите их род.
    • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

    238. Проведите опыт! Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и в единственном числе - по родам. А изменяются ли они по лицам и числам? Попробуйте изменить глагол шёл по лицам и числам. Получилось? Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени.

    239. Прочитайте.

    • Скажите, от основы какой формы глагола и с помощью какого суффикса и окончания образована каждая форма прошедшего времени. Сравните написание букв перед суффиксами -ть и в данных глагольных формах.

    Обратите внимание! Прошедшее время глаголов образуется от неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний [-о], [-а] или окончания [-и] во множественном числе:

    В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л-пишется та же буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределённой формы:

    240 Прочитайте. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени.

    Слышать, растаять, поздравить, ответить, увидеть, ужалить, чистить, наклеить.

  • Запишите формы глаголов прошедшего времени. Выделите глагольные суффиксы и окончания. Подчеркните буквы глагольных суффиксов перед суффиксами -ть, -л .