Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко…» Лермонтова. Люблю в тебе я прошлые страданья и молодость погибшую мою Возможно вам будет интересно

«Нет, не тебя так пылко я люблю…» Михаил Лермонтов

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Анализ стихотворения Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Не секрет, что в последние годы жизни Михаил Лермонтов очень сильно привязался к Варваре Лопухиной, которую буквально боготворил. Однако поэт понимал, что возможный союз двух любящих сердец принесет его избраннице лишь глубокие страдания. Объяснял Лермонтов это не только своим скверным и вспыльчивым характером, но и бессмысленностью собственной жизни. Он считал, что не может составить счастье женщины, если является глубоко несчастным и запутавшимся в своих стремлениях человеком. Так или иначе, но о своем решении не связывать себя узами брака Лермонтов сообщил Лопухиной. Произошло это незадолго до роковой дуэли, когда поэт ненадолго приехал в Петербург, чтобы затем вновь отправиться на Кавказ. По дороге в свой полк Лермонтов остановился в Пятигорске, где судьба свела его с Екатериной Быховец. Именно этой девушке поэт посвятил стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Впоследствии Екатерина Быховец вспоминала, что поэт питал к ней очень нежные чувства. Однако такое отношение объяснялось очень просто, так как эта юная особа внешне очень напоминала Лермонтову Варвару Лопухину. Поэтому неудивительно, что обращаясь к Екатерине Быховец в стихах, поэт отмечает: «люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою». Таким образом, из этой фразы становится очевидно, что Лермонтов действительно поставил крест на взаимоотношениях с Варварой Лопухиной, хотя это решение далось ему непросто. Мысленно он по-прежнему рядом со своей избранницей. Поэтому автор признается, что когда смотрит на юную Екатерину Быховец, то занят «таинственным разговором», который ведет в душе. «Но не с тобой я сердцем говорю», — подчеркивает поэт.

При этом Лермонтов понимает, что Варвара Лопухина исчезла из его жизни окончательно и бесповоротно. Мысленно он хоронит ее образ, однако сердцу не прикажешь . Именно по этой причине в облике другой он пытается отыскать такие знакомые и милые черты, надеясь увидеть в глазах своей собеседницы «огонь угаснувших очей». Примечательно, что Лермонтов, никого не впускавший в свой внутренний мир, во время краткого знакомства с Екатериной Быховец оказался на удивление откровенным. Возможно, поэт предчувствовал свою скорую гибель и понимал, что пусть через третье лицо, но в последний раз признается в любви к Лопухиной. По воспоминаниям Екатерины Быховец, поэт мог часами говорить о той, которой принадлежало его сердце, но при этом вспоминал он ней в прошедшем времени.

Но нельзя забывать, что и поэты тоже любили, а их знаменитые любовные признания подчас были адресованы тем, кто не ответил взаимностью.

Не избежал подобной участи и молодой поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. За свою недолгую 27-летнюю жизнь он не один раз влюблялся, но так и не дождался взаимности. Еще семнадцатилетним юнцом он признавался, что не может «любовь определить», но «страсть сильнейшая – любить» ему необходима. Девушек, разбивших сердце поэта, было немало, каждой он посвятил несколько стихотворений. Но, пожалуй, самым трагическим можно считать стихотворение, написанное Лермонтовым летом 1841 года, незадолго до своей последней дуэли.

Посвящено оно Екатерине Александровне Быховец, дальней родственнице Лермонтова, который был для нее правнучатым братом, а он называл ее кузиной. Именно дружеские чувства к Катеньке позволили ему доверить ей историю своей давней любви к Варваре Лопухиной, сестре сослуживца. Когда-то пылко влюбленный, Мишель Лермонтов даже собирался жениться на этой замечательной девушке, но зачисление в школу юнкеров и дальнейшая служба в Петербурге помешали устроить ему личную судьбу. Вареньку выдали замуж, причем за человека, который был ее значительно старше, ведь предложения от Лермонтова так и не последовало, а узнав об этом, поэт тяжело пережил измену (как он считал!) любимой девушки и написал по этому поводу множество лирических произведений.

Екатерина Быховец, встретившая Лермонтова в Пятигорске, выслушала эту печальную историю и решила: Мишель оттого ее и полюбил, что находил сходство с Варенькой. Однако это не расстроило девушку, наоборот, она поддерживала поэта все это время и даже встречалась с ним в день дуэли – 15 июля. По воспоминаниям Екатерины Григорьевны, Лермонтов, расставаясь, поцеловал ей руку и сказал, что «счастливее этого часа» в его жизни больше не будет.

Однако стихотворение «Нет, не тебя … » , адресованное Е. Быховец, было написано чуть раньше в Пятигорске. Созданное в жанре элегии, оно передает грустные воспоминания о прошлой любви. Стихотворение больше напоминает диалог, вступая в который, герой отвергает чувства к своей нынешней собеседнице, сразу в первой строфе утверждая эту мысль: «Нет, не тебя так пылко я люблю» . Ведь даже «сердцем» он говорит не с ней.

Далее герой признается, что в героине любит только «прошлое страданье» и свою погибшую молодость. Эта горечь воспоминания о прошедших днях звучит в каждой строке стихотворения. Попытка обрести любовь ничтожна: женщину, находящуюся рядом, герой отвергает, наверняка, ее этим обидев, а образ его вечной избранницы настолько угас в памяти, что ее черты он ищет в чертах своей нынешней собеседницы, что порождает только «в глазах огонь угаснувших очей» .

Традиционный для поэзии Лермонтова мотив одиночества звучит в этом произведении даже с большей силой: находясь рядом с одной девушкой, он мучительно пытается вспомнить все, что связано с другой. Во второй строфе герой как будто пытается объяснить свое поведение, используя метафору: «Но не с тобой я сердцем говорю» . Эта двойственность состояния героя, когда в глаза одной он «вникает долгим взором» , а с другой пытается говорить сердцем, вызывает сочувствие к тому, кто не может обрести и внутренней гармонии, и обыкновенного человеческого счастья.

Анафора, использованная автором в последнем четверостишии, последовательно ведет читателя к неминуемой развязке: каждый понимает, что надежды что-либо изменить не остается. В реальности герой давно потерял истинный смысл любви, поэтому навязчивое желание уйти в прошлое, в воспоминания никак не соотносится с возрастом человека, который еще не перешагнул тридцатилетний рубеж.

Жить воспоминаниями – удел стариков, но не юношей. Именно поэтому стихотворение оставляет неприятный осадок в душе, ведь молодой, полный сил юноша достоин не жалости, которая, как утверждал герой пьесы М. Горького «На дне» Сатин, «унижает человека», а восхищения и поддержки. Молодым время цвести, а не тлеть!

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

Музыка А. Шишкина
Слова М. Лермонтова



Не для меня красы твоей блистанье:

И молодость погибшую мою.


В твои глаза вникая долгим взором:






В глазах огонь угаснувших очей.



Поет Борис Штоколов

Стихотворение написано летом 1841 года.

В.А.Лопухина (1815-1851 гг.) была одной из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Ее профиль мелькает на страницах юнкерских тетрадей поэта. «Звезде любви» своей он посвятил около десятка стихотворений, поэму «Демон», «Измаил-Бей», «Сашка», драму «Два брата», неоконченный роман «Княгиня Лиговская». Ее «симпатичный характер» представлен двумя образами (Мери и Веры) в романе «Герой нашего времени» и т.д. Но особенно важно для нас пленительное и печальное стихотворение поэта «Нет, не тебя так пылко я люблю…», созданное им накануне гибели.

Поет Дмитрий Хворостовский

Долгое время гадали: кому посвящено прощальное создание лермонтовского гения? И наконец выяснили, что настоящим адресатом его следует признать Екатерину Григорьевну Быховец (1820-1880 гг.), которую на Кавказе знали, по ее словам, под именем «charmante cousine Лермонтова».

На дуэль Лермонтов ехал из Пятигорска в Железноводск в коляске кузины. Его сопровождал (какова судьба!) вместе с другими Лев Пушкин, брат великого поэта. Петр Полеводин вспоминал, что Л.Пушкин был «весьма убит смертию Лермонтова». О негодяе «Мартышке» он отозвался так: «…это чистейший сколок с Дантеса», убийцы Пушкина.

Если уж говорить о Лермонтове и Пушкиных, то следует вспомнить о Наталье Николаевне, жене великого поэта.

Находясь под влиянием сплетен, Лермонтов долгое время чуждался ее, хотя служил в гусарском полку вместе с братом Гончаровой, был знаком с Данзасом, другом семьи Пушкиных.

Тем не менее во время последней встречи в Петербурге, в салоне Карамзиных, Лермонтов подошел к ней первым и покаялся в том, что малодушно поддавался светским сплетням, видел в ней лишь гордую красавицу, виновную в гибели гения, но теперь почувствовал за внешней оболочкой ее искренность и внутреннее обаяние. «Надеюсь, - сказал он, - что, когда вернусь с Кавказа, сумею заслужить ваше прощение…»

Вспоминая встречи с Лермонтовым, Наталья Николаевна впоследствии писала: «Случалось в жизни, что люди поддавались мне, но я знала, что это было из-за красоты. Этот раз была победа сердца. И вот чем была она мне дорога. Даже и теперь мне радостно подумать, что он не дурное мнение унес с собой в могилу…»

…За несколько часов до дуэли Лермонтов беседовал с кузиной, со своею «ла бель нуарой» (то есть с «прекрасной чернушкой»). Им было о чем переговорить, поскольку нередко встречались друг с другом в Пятигорске и в Железноводске на балах, вечеринках, на прогулках… В 1891 году в Самаре в книге, купленной у букиниста, было случайно обнаружено «Письмо Катеньки Быховец, ныне г-жи Ивановской», как было указано на бумажке, в которой хранилось это письмо, отправленное 5 августа 1841 года.

Поет Ирина Архипова

В нем Быховец поведала сестре Лизе о пятигорской трагедии и о последнем свидании с поэтом. Она с гневом обрушивалась на «глупого и самолюбивого Мартынку», этого «убийцу» и «изверга». Затем писала нежно о поэте: «Он при всех был весел, шутил, а когда мы были вдвоем, он ужасно грустил... Я знала причину его грусти…» - она имела в виду именно Варвару Лопухину, вышедшую к тому времени замуж за Бахметева по настоянию родителей. Поэт находил в Катеньке сходство с Варенькой. Перед гибелью Лермонтов «с полными глазами слез», целуя руки кузины, уговаривал ее («умаливал», по ее словам), чтобы она заехала «к нему на квартиру закусить», но она не согласилась. Тогда он взял у нее на память ленту, которая «по горькой случайности» была «обагрена его кровью».

Романсы на него создали более 80 композиторов: Николай Сергеевич Титов, Сергей Голицын, Алексей Львов (1848), Александр Гурилев (1850), А. Дерфельдтт (1856), Софья Зыбина (1862), А. В. Толстая (1864), Петр Булахов (1869), Елизавета Шашина (1871), Г. Катуар (1888) и другие.




Нет, не тебя так пылко я люблю,

Люблю в тебе я прошлое страданье


Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, и молодость погибшую мою.

Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей,
В глазах огонь угаснувших очей.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, и молодость погибшую мою.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова

М. Ю. Лермонтов всю жизнь страдал от непонимания людей. Это было связано с его чрезмерным увлечением идеями романтизма, а также с политическими убеждениями. К концу жизни он уже настолько свыкся со своим образом нелюдимого человека, что даже находил в нем определенный интерес. Это самым непосредственным образом сказалось на его личной жизни. Поэт стремился к созданному в воображении женскому идеалу, но не мог найти его в реальности. В последние годы жизни он увлекался В. Лопухиной. Девушка отвечала ему взаимностью и была готова согласиться на брак. По свидетельству современников Лермонтов сам отказался от своего счастья. Он считал свою судьбу неудавшейся и не видел никаких перспектив. Поэт боготворил Лопухину, но боялся, что браком обречет любимую на совместные страдания. В этом благородном стремлении видно, насколько Лермонтов потерял цель и смысл своего существования. Примечательно, что окончательный ответ Лопухиной он дал перед второй ссылкой на Кавказ. Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841 г.) посвящено Е. Быховец, с которой поэт встретился по пути в ссылку и открыл девушке свою душу.

Стихотворение относится к чистой любовной лирике. Оно проникнуто очень печальным и трагическим настроением. Утверждают, что Е. Быховец была очень похожа на Лопухину, поэтому Лермонтов видел в ней свою возлюбленную и решился на очень откровенный разговор. Признавая невероятную красоту молодой девушки, поэт с сожалением восклицает, что его сердце принадлежит другой. Он считает, что его молодость и мечты давно погибли, но получили временное воскрешение при взгляде на собеседницу.

Разговаривая с Е. Быховец, Лермонтов не может избавиться от воспоминаний о любимой. Внешнее сходство девушек приводит к тому, что поэт занят «таинственным разговором» с мысленным образом Лопухиной.

Лермонтов упоминает о возлюбленной только в прошедшем времени. Более того, он описывает ее с помощью образов «уста… немые», «угаснувшие очи». Этим автор подчеркивает, что навсегда похоронил свою любовь. Поездку на Кавказ он считает сознательным поиском смерти, поэтому прощается со всем, что еще связывает его с жизнью.

Многие стихотворения Лермонтова стали пророчествами о собственной смерти. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» — одно из них.

Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить Варваре Лопухиной, что не будет жениться на ней, так как не видит смысла, хоть он и любит ее. Ведь он – несчастный, и не может принести ей счастья.

После этого Лермонтов встретил другую женщину, именно которой и написал стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Хоть поэт и написал ей это произведение, которое адресовано ей, он все же помнит еще о той женщине, которую так сильно любил. В стихотворении поэт пишет о том, что хоть и смотрит на молодую девушку, все же, как будто ведет разговор с другой – своей бывшей, Варварой.

Произведение состоит из трех строф, которые достаточно обширны, и имеют очень сильный подтекст. В первых строках стихотворения, Лермонтов сразу же подчеркивает, что не о молодой девушке думает, которая стоит перед ним. А думает о другой, которая все же осталась в его сердце. И ему очень трудно ее забыть. Но он все же борется. Вообще, Михаилу Лермонтову понравилась Екатерина Быховец потому, что она напоминала ему другую женщину - Лопухину.

Анализ стихотворения Нет, не тебя так пылко я люблю... Лермонтова

Дата написания стихотвоерния-1841 год. Перед своей смертью Михаил Лермонтов испытывал чувства к Варваре Лопухиной. Но его собственные сомнения заставили отказаться от брака. Поэт осознавал, что его вспыльчивость и ужасный характер могут принести несчастья Варваре. Он думал, что не сможет принести ей счастье из-за того, что жизнь свою считал бесцельной.

Лермонтов сообщил о том, что брака не будет, когда находился в Петербурге перед тем, как уехать на Кавказ. Когда Лермонтов остановился в Пятигорске, он встретил Екатерину Быховец. Именно к этой женщине он обращался со словами «нет, не тебя так пылко я люблю». Не секрет, что причиной этого являлось сходство во внешности Екатерины с Варварой.

В стихотворении поэт пишет, что в женщине он любит свое прошлое страданье и молодость. Это является некой параллелью к разрыву отношений с Варварой Лопухиной, когда Лермонтов принял такое не простое для себя решение. Конечно, не только эта строчка переплетается с прошлой избранницей. Поэт описывает в стихотворении многие явления, которые прямо или косвенно касаются личности Лопухиной.

К примеру, в последней строфе Михаил Лермонтов написал, что в ее чертах, он ищет другие. Что разговаривая с ней, он будто говорит с «подругой юных дней», конечно же это Варвара. Также поэт написал, что смотря ей в глаза, он занят «таинственным разговором», однако сердцем он говорит совершенно с другой.

Из данного стихотворения можно увидеть, что Лермонтов очень болезненно переживал разрыв с Варварой, он действительно был сильно привязан к ней. Даже в лице другой женщины он видел только ее черты, он хотел разговаривать с ней, он сам хотел видеть именно ее. Интересно то, что он предчувствовал свою скорую смерть, он будто уберег Варвару от горя.

Анализ стихотворения Нет, не тебя так пылко я люблю... по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Фантазия Бальмонта

    Бальмонта довольно часто легко узнать по его характерному слогу и способу рифмовки. Его ритмика и рифмы как бы накатываются на следующие строчки и создают своеобразное ощущение некоторого нагнетания, погружения в стихотворение

  • Анализ стихотворения Державина Памятник 9 класс

    Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность

  • Анализ баллады Жуковского Людмила 9 класс сочинение

    Василий Андреевич Жуковский стал родоначальником темы романтизма со своим неповторимым стилем. Баллада «Людмила» написана Жуковским на основе произведения немецкого поэта Бюргера.

  • Анализ стихотворения Помню я: старушка-няня Фета

    Каждого из нас в детстве воспитывали. И именно то человек, который это делал, скорее всего, и является для вас самым родным и близким. Неважно был ли это ваш родственник, или же просто нанятый человек для вашего воспитания

  • Анализ стихотворения Фета Весенний дождь 5 класс

    Афанасий Фет – человек, который придерживается всегда своих принципов. Но делает это всегда так, как будто это и есть как должное. Афанасий Фет – прекрасный писатель и поэт