Современные зоологи. Презентация на тему "История развития зоологии

Методическое пособие разработки уроков биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся умений по-строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 3—7 учебника), знакомство со структурой учебника, справочным материалом по предложенному учителем алгоритму; индивидуальная работа — составление таблицы «История развития зоологии как науки» с последующей взаимопро-веркой; работа в парах или малых груп-пах — классификация животных при консультативной помощи учителя с по-следующей взаимопроверкой, выполне-ние заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой.

Планируемые результаты

Предметные

Научиться объяснять зна-чения понятий: зоология, систематические категории; описывать представления древних людей о живот-ных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; ха-рактеризовать систематиче-скую категорию, выделяя ее составляющие; классифици-ровать животных, пользуясь современными систематиче-скими категориями.

Метапредметные УУД

Познавательные: преобразо-вывать информацию из одной формы в другую; классифици-ровать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: выделять обоб-щенный смысл и формальную структуру учебной задачи; вы-полнять задания по предложен-ному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Зоология - наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Хостинг презентаций

Зоология - это один из основных разделов биологии, изучающий животных, строение, их разнообразие и особенности жизнедеятельности.

Он посвящен исследованию их распространения, значению животного мира для человеческого рода и мира природы, их индивидуальному и эволюционному развитию.

Современная зоология

Зоология является системой различных наук о животных. В нее входят анатомия - наука, посвященная внутреннему и внешнему устройству отдельных организмов. Наукой, изучающей ископаемых и трансформации, произошедшие с ними в процессе эволюционного развития, называют палеонтологией .

Физиология - наука о функционировании клеток, системах органов и в частности - организма. Одной из значимых зоологических наук является экология , посвященная взаимоотношениям представителей животного мира между собой и иными организмами. Экология изучает влияние животных на окружающий мир: их взаимоотношения со средой обитания.

Предметом исследования зоологии являются все животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые; в зоологии принято рассматривать животных отдельными группами - поэтому для них созданы специальные разделы.

Разнообразие животных

Животные населяют самые разнообразные места нашей планеты. Они освоили почвенную среду: степи, поля и леса, обитают и в наземно-воздушной среде, их можно встретить в океанах и морях, озерах и реках.

Встречаются животные, выбравшие своим местом обитания организм человека или животного, существуют и те, что обитают в растениях.

Значение животных

Есть животные, роль которых исключительно положительная и для природы, и для жизнедеятельности человека. Например, опылители растений: пчелы, мухи, жуки и бабочки. Приносят пользу и птицы - они переносят семена растений на дальние расстояния.

Существуют животные, которые наносят вред растениям: гусеницы могут нанести вред листьям и почкам, а саранча способна полностью уничтожить урожай людей.

Дикие и домашние животные

Дикие животные имеют большое значение для человека. Охота на диких животных приносит белковую пищу, что важна для полноценного пропитания. Вылов рыбы и морских зверей тоже необходимы для обеспечения едой человеческий род.

Домашние животные важны в качестве производителей продуктов питания для людей. Яйца, молоко, мясо, мед - все это мы получаем благодаря одомашниванию крупного и мелкого скота, содержанию плеч.

Производство кожи, шерсти и пуха тоже связано с животными.

Выдающимся событием в процессе исторического развития человека было одомашнивание собаки, предком которой считается волк. Это произошло около 10 тыс. лет тому назад. Сейчас собаку принято считать верным другом человека.

Для развития сельскохозяйственной деятельности важным событием было одомашнивание лошадей. Эти животные - незаменимые помощники людей.

Сходство и различия животных

Животных, как и други живых организмов, принято различать по определенным особенностям: строение клетки, по возможностям питания, дыхания, размножения, выделения, развитию и росту.

Главным отличием животных от растений является отсутствие твердой целлюлозной оболочки. Животные - потребители готовых органических веществ. Для них характерно активное движение, благодаря которому они способны сами добивать себе пропитание. Также животные отличаются особенностью замечать раздражителей и реагировать на них.

Зоология - наука о животных - в настоящее время представляет собой не единую науку, а систему наук, изучающих животный мир с самых различных точек зрения. Изучаются строение и жизненные отправления животных как во взрослом состоянии, так и в разные периоды развития, состав фауны того или иного района и особенности географического распространения животных, связь животных организмов с условиями существования и, наконец, закономерности эволюционного развития животных.

Кроме того, изучаются виды животных, полезные человеку в хозяйственной деятельности, с целью увеличения добычи диких и повышения продуктивности домашних, а также и вредные животные с целью, наоборот, выработки рациональных мер борьбы.

В зоологии выделяются, с одной стороны, науки, изучающие отдельные стороны жизни животных - их строение, развитие, жизнедеятельность, распространение, связь с внешней средой и т. д.; с другой стороны, - науки, изучающие отдельные, наиболее крупные и практически важные группы животных (частная зоология). К первой группе относятся следующие зоологические науки.

Морфология - наука о преобразовании формы, т. е. о строении животных в зависимости от изменения функций и условий существования организмов в индивидуальном и историческом развитии. В морфологию входит ряд более частных дисциплин: анатомия - изучающая строение и соотношение органов; сравнительная анатомия - изучающая изменения и превращения формы и функции органов различных животных путем сравнения сходства и различий в организации как современных, так и ископаемых животных; гистология - изучающая микроскопическое строение животных.

Эмбриология - наука об индивидуальном развитии животных и закономерностях этого развития.

Физиология - наука о жизненных отправлениях животных, т. е. о процессах, совершающихся в организме (пищеварение, дыхание, выделение, кровообращение, передача нервного возбуждения, размножение и т. д.), и об обмене веществ между организмом и внешней средой. Особой наукой, изучающей химический состав и химические процессы, которые протекают в животном организме, является биохимия животных.

Экология - наука о взаимодействии животных с внешней средой, как неорганической, так и органической, и о закономерностях зависимости жизни совокупностей особей (популяций), составляющих виды, и динамики их численности при различных условиях существования.


Гидробиология - наука, изучающая закономерности жизни в водоемах, приспособления к условиям существования водных животных и растений, их распределение в водоемах и разрабатывающая меры повышения продуктивности водоемов, а также вопросы санитарного состояния их.

Зоогеография - наука о географическом распространении животных и о закономерностях как современных, так и исторических, определяющих это распространение.

Палеозоология - наука о вымерших животных, их строении, геологическом распределении, историческом развитии, происхождении, а также взаимоотношении с современными организмами.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и ее изменчивости.

Систематика - наука о многообразии животных, их классификации и ее закономерностях. Систематика использует данные всех зоологических наук и строит естественную, эволюционную систему животного мира.

Современный органический мир со всей его многообразной биомассой можно разделить на пять :

  • животные;
  • растения;
  • грибы;
  • бактерии;
  • вирусы.

Изучением каждого из них занимается целый комплекс наук. Мы рассмотрим, какие науки занимаются изучением представителей царства животных, как данные дисциплины называются, с каких пор возникли и каких результатов на сегодняшний день добились.

Наука зоология

Главная наука, посвятившая себя изучению многообразия и образа жизни животных, - зоология. Именно она является тем фундаментом, на котором держатся знания о братьях наших меньших.

Что такое зоология? Ответить одним предложением вряд ли получится. Ведь это не просто одна сухая наука, построенная на теории, это целый комплекс разделов и поднаук, собирающих материалы обо всем, что касается животного мира.

Поэтому ответить на этот вопрос можно примерно так: зоология - это наука о той части биомассы нашей планеты, которая относится к животным. Таким образом, объектом изучения зоологии являются все животные - от простейших одноклеточных до многоклеточных млекопитающих. Предметом данной науки считают изучение внешнего и внутреннего строения, физиологических процессов, распространения в природе, образа жизни и особенностей поведения, взаимодействия между собой и с окружающим миром.

Цели и задачи науки

Более полно понять, что такое зоология, помогут ее как заключаются в следующем:

  • изучить особенности функционирования, строения, эмбрионального и исторического развития всех представителей животных;
  • рассмотреть способы приспособления к условиям среды и проследить особенности этологии;
  • определить их роль в ;
  • выявить роль человека в охране и защите животного мира.

В связи с поставленной целью задачами зоологии являются такие пункты:

  1. Изучение внешнего и внутреннего строения, а также физиологических особенностей всех представителей животных.
  2. Сопоставление их потребностей и ареалов их обитания.
  3. Установление значения и роли отдельных групп в природе и хозяйственной деятельности человека.
  4. Проведение анализа систематики животного мира, определение наиболее уязвимых групп, обеспечение их охраны и защиты.

Рассмотрев цели, задачи, объект и предмет зоологии, можно с уверенностью сказать, что изучает зоология именно животный мир во всех его проявлениях.

Классификация зоологических разделов

Известно свыше двух миллионов видов животных. Каждое имеет свои уникальные особенности, а при взаимодействии друг с другом они вообще представляют собой уникальнейшую систему. Изучение такой системы требует много времени и сил. Это работа огромного количества людей. Поэтому вся наука представляет собой особые разделы зоологии.

Классификация зоологических разделов по задачам

Также существует классификация зоологических разделов по задачам для науки. Она представляет собой следующие категории:

  • систематика - раздел, занимающийся классификацией и определением места в для каждого представителя животных;
  • зоогеография - наука, изучающая их распространение и расселение по территории нашей планеты;
  • морфология - наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего строения;
  • филогенетика - изучает основы происхождения и исторического развития животного мира;
  • генетика - рассматривает закономерности наследственности и изменчивости во всех поколениях;
  • гистология - изучает клеточное строение тканей;
  • палеозоология - наука об ископаемых останках и вымерших животных всех периодов жизни планеты;
  • цитология - наука о клетке и ее строении;
  • этология - изучает особенности поведенческих механизмов у животных в разных ситуациях;
  • эмбриология - занимается рассмотрением эмбрионов и установлением сходства и различий между всеми представителями животного мира на основе эмбрионального анализа, а также особенностями онтогенеза;
  • экология - изучает взаимодействие животных между собой, а также приспособленность к условиям окружающего мира и взаимодействие с человеком;
  • физиология - особенности всех процессов жизнедеятельности;
  • анатомия - изучает внутреннее строение животных.

Зоология позвоночных животных

Что такое зоология Это такой раздел, который занимается изучением всех представителей животного мира, имеющих хорду (в течение жизни преобразующуюся в позвоночный столб со спинным мозгом).

В задачи этой учебной дисциплины входит знакомство учащихся с внешними и внутренними особенностями всех классов позвоночных животных, их поведение и образ жизни, распространение и роль в природе и жизни человека.

Основными отличительными особенностями позвоночных, которые характерны только для этой группы, являются следующие:

  1. Только у них имеется хорда - прародитель позвоночника. У некоторых видов она так и остается на всю жизнь, но у большинства перерастает в позвоночник.
  2. Нервная система таких животных четко дифференцирована на головной и спинной мозг (за исключением строго хордовых, у которых она остается всегда в виде нервного тяжа над хордой).
  3. Пищеварительная система у представителей разных классов открывается наружу ротовым отверстием на передней части тела, конец пищеварительной трубки преобразуется у морских обитателей в жабры. У наземных внутри формируются легкие.
  4. У всех представителей имеется сердце - центр кровеносной системы.

Именно таким животным и посвящен раздел зоологии о позвоночных животных.

Зоология беспозвоночных животных

Что изучает животных? Это особенности строения, образа жизни и значения в природе всех животных, не имеющих вышеперечисленных признаков. К таким животным относятся представители следующих типов:

  • губки;
  • кишечнополостные;
  • кольчатые, круглые и плоские черви;
  • моллюски;
  • иглокожие;
  • членистоногие (паукообразные, насекомые, ракообразные).

Беспозвоночные составляют большую часть из всех известных животных. Кроме того, они играют важную роль в хозяйственной деятельности человека.

Именно поэтому изучение беспозвоночных имеет важное значение и представляет большой научный интерес.

Зоология простейших

К простейшим относятся все одноклеточные животные. А именно:

  • саркомастигофоры (амебы, лучевики, фораминиферы, солнечники);
  • жгутиконосцы (вольвокс, эвглена, трипаносома, опалина);
  • инфузории (ресничные и сосущие инфузории);
  • споровики (грегарины, кокцидии, токсоплазмы, малярийный плазмодий).

Некоторые амебы, инфузории и все споровики являются опасными возбудителями серьезных заболеваний и у людей, и у животных. Поэтому подробное изучение их жизненного цикла, способов питания и размножения является важной частью в поиске методов борьбы с ними. Именно поэтому зоология простейших является не менее важным разделом науки, чем все остальные.

Краткий очерк развития науки

Данная наука очень занимательная. Зоология увлекала и прельщала многие умы во все времена. И это, безусловно, оправданно. Ведь наблюдение за братьями нашими меньшими действительно очень интересное и полезное занятие.

Основные этапы, которые проходило развитие зоологии, мало чем отличаются от таковых в других науках. Это основные четыре периода:

  1. Древнее время. Древняя Греция - Аристотель, Древний Рим - Плиний старший.
  2. Средневековье - время застоя. Все науки находились под влиянием церкви, изучение всего живого было строго запрещено.
  3. Эпоха Возрождения - самый активный период в развитии зоологии. Накоплено множество теоретических и практических данных о жизни животных, сформулированы основные законы, введена в обиход систематика и таксоны, бинарная номенклатура названий животных и растений. Самыми громкими именами в этот период стали: Чарльз Дарвин, Жан Батист Ламарк, Карл Линней, Джон Рей, Сент-Илер, Антони ван Левенгук.
  4. Новое время относится к XIX-XX веку. Это период развития знаний о молекулярном и генетическом строении животных, открытие биогенетических законов и механизмов эмбрионального и физиологического развития животных всех типов. Самые громкие имена: Сеченов, Геккель и Мюллер, Мечников, Ковалевский.

Современная зоология

XXI век - время цифровых технологий и торжества уникальной сверхмощной техники. Это дает большие преимущества всем наукам, изучающим живую природу, но при этом и ставит перед ними новые задачи.

Что такое зоология современного этапа развития? Это наука, которая готовится дать ответы на вопросы:

  • Что представляет собой животный мир?
  • По каким законам он живет и какими особенностями обладает?
  • Как может человек без вреда для природы использовать животное разнообразие мира в своих целях?
  • Возможно ли искусственное воссоздание утраченных (вымерших) видов животных?

Поиск ответов займет у ученых еще очень много времени, несмотря на обладание столь совершенной техникой.

Значение зоологии переоценить сложно. Уже не раз выше упоминалось о том, какую большую роль она играет в жизни людей, их здоровье и хозяйственной деятельности. Она изучалась века и будет изучаться всегда, потому что нерешенных вопросов о животных остается еще очень большое количество.

Слайд 2

«зоология» (в переводе с греческого) учение животное зоон- логос- Что такое зоология?

Слайд 3

Изучает многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, их распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. ЗООЛОГИЯ - наука о животных.

Слайд 4

Зоология – система наук о животных Этология Зоогеография Энтомология Ихтиология Орнитология Палеозоология Зоология связана и с другими биологическими науками, медициной, ветеринарией, сельским хозяйством, с производственной деятельностью человека и охраной животных.

Слайд 6

Зоогеография - наука о распространении животных

Слайд 7

Энтомология - наука, изучающая насекомых

Слайд 8

Ихтиология - наука, изучающая рыб

Слайд 9

Орнитология - наука, изучающая птиц

Слайд 10

Палеозоология

Наука, исследующая ископаемые формы животных и их изменения в процессе исторического развития

Слайд 11

Изображения страусов, быков, жирафов и пастухов с луками Вереница быков Лошадь Олень Буйвол Начало накопления человеком сведений о животном мире относится к каменному веку

Слайд 12

Основоположник науки зоологии, Сделал первую попытку классификации животных, Подробно описал строение, образа жизни и распространение более 400 видов животныхв своих сочинениях «История животных», «Возникновение животных», «О частях животных». Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Как наука зоология зародилась в Др. Греции и связана с именем Аристотеля

Слайд 13

Зоология в средние века Общий упадок науки в средние века отразился и на зоологии. Даже сочинения древних остаются долгое время забытыми и хранятся лишь кое-где в монастырях. Немногочисленные сочинения этого времени, касающиеся зоологии, не имеют научного значения. После ХIII в. наступает период затишья, но выдающиеся сочинения переводятся на различные языки; основываются многочисленные университеты в XIV в., книгопечатание облегчает распространение сочинений по естествознанию, образуются ученые кружки, предшествующие научным обществам.

Слайд 14

Зоология в эпоху Великих географических открытий А.В.Левенгук(1632-1723) М.Мальпиги (1628-1694) У.Гарвей (1578-1657)

Слайд 15

В стройную систему знаний зоология оформилась к концу 18 века Ж.Б. Ламарк (1744-1829) Ч. Дарвин (1809-1882) К. Линней (1707-1778) Ж. Кювье (1769-1832)

Слайд 16

И. Мечников (1845-1915) А. О. Ковалевский (1840-1901) А. Н. Северцев (1866-1936) К. Бэр (1792 -1876) И. И. Шмальгаузен (1884-1963) Большой вклад в развитие отечественной зоологии внесли:

Слайд 17

В наше время известно около 2 млн. видов животных

Слайд 18

Животные населяют все среды жизни Наземно-воздушная среда Водная среда Почвенная среда Организменная среда

Слайд 19

Животные разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам,образу жизни.

Слайд 20

Животные, как и растения и все другие живые организмы имеют общие признаки:

Клеточное строение Рост Развитие Питание Дыхание Размножение

Слайд 21

Чем животные отличаются от растений?

Слайд 22

Сравнительная таблица растений и животных

  • Слайд 23

    1. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки

    Строение клетки животного Строение клетки растения

    Слайд 24

    2. Животные питаются готовыми органическими веществами

  • Слайд 25

    3. Животные могут активно передвигаться

  • Слайд 26

    4. Способны воспринимать раздражения и реагировать на них