Жгучим морозом опаляет лицо разбор. Тема: Готовимся к ЕГЭ

Слайд 2

Проверьте свои знания

С главным членом – сказуемым () Определённо - личные С главным членом – подлежащим () Неопределённо-личные назывные Односоставные предложения Обобщенно-личные безличные

Слайд 3

Укажите определённо-личные предложения:

Люблю дымок спалённой жнивы. Постарайся выполнить эту работу аккуратно. Мы любовались чудесной картиной природы. Картину кисти Шишкина в прошлом году реставрировали. О/л. О/л.

Слайд 4

Укажите неопределённо-личные предложения:

Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин. В лесу всю ночь напролёт свищут, щелкают, звенят. В школе нашего посёлка увлекаются настольным теннисом. Меня задержали после уроков. неопр./личн. неопр./личн. неопр./личн.

Слайд 5

Укажите неопределённо-личные предложения с обобщенным значением:

Вижу горы и долины. Без труда не вытянешь рыбку из пруда. Вас просят к телефону. Не найдешь лучше родной стороны. Объясните правописание окончаний глагола - ешь непр./личн. с обобщ. знач. непр./личн. с обобщ. знач.

Слайд 6

В безличном предложении

главный член может быть выражен: 1)Безличным глаголом 2)Личным глаголом в безличном употреблении 3)Словами категории состояния 4)Инфинитивом 5)Словами нет,не было 6) Словами надо, нужно, необходимо…

Слайд 7

Потренируемся

Укажите безличные предложения А. Бездонную бочку водой не наполнишь. Б. Приготовьтесь к уроку. В. Зажгло грозою дерево. Г. Скоро будет светать.

Слайд 8

Обоснуйте, что предложения безличные

1. Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. 2. Опять весной в окно моё пахнуло, и дышится отрадней и вольней. 3. Просто мне нездоровилось это время. 4. Тянет горьким дымком. 5. У меня не было силы подняться. 6. Снег пропал - и тепло, и светло.

Слайд 9

Конструирование предложений Переделайте двусоставное предложение в безличное

Я не здоров. Малыш не спит. Приближается вечер. Снег замел дорогу. У тебя есть книга?

Слайд 10

Конструирование предложений Переделайте двусоставное предложение в безличное Самопроверка

Мне нездоровится. Малышу не спится. Вечереет. Снегом замело дорогу. У тебя нет книги?

Слайд 11

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ(В3, В6, В7,В8, В9)

Упр. 217, с. 92. («П») Записать предложения, указать, какое значение выражают эти предложения. 2) Упр. 218. Подчеркнуть в них сказуемые, определить, чем выражены, составить схемы. весь класс – 1,2,3 предл. - индив. – Сааков А. – 4 предл. Салов Вадим – 5 предл., Пащенко А. – 6 предл. Кравцов К. – 7 предл.

Слайд 12

Назовите односоставные предложения. Укажите их вид

1)К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. 2) В такие минуты всегда ждёшь чего-то необычного. 3) Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. 4) Но ушастой её назвали не за настоящие уши, а за два пучка пёрышек, что торчат на лбу. 5) Ночь. 6) Холодно. 7) Хочется спать. 8) И вдруг что-то совсем рядом свистнуло. 9) Затрещало. Ответ: 2 (Опр./л), 4 (неопр./л), 5 (назывн.), 6 (безл.),7 (безл.), 9 безл.)

Слайд 13

Работа с текстом. Сжатие текста(С1)(однородные члены предложения)

Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы. Чиста и бесплодна была земля под деревьями. Хоть весь лес обойди, не зарозовеет перед глазами ни одной волнушки. Сухо, чисто, светло от листьев в лесу. Ляжешь на поляне на солнце, пригреешься, заслушаешься лёгкого шуршания листьев и не заметишь, как на самого тебя набросает невесомого тонкого золота. А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. Задание: найдите в тексте безличные предложения.

Слайд 14

Тестовые задания Установите соответствие. Виды предложений.

Жгучим морозом опаляет лицо Изучай, сопоставляй факты Дни поздней осени бранят обыкновенно В лес дров не возят а) определенно-личное б) неопределенно- личное в) обобщенно-личное г) безличное Ответ: 2- а; 3 – б; 1 – г; 4-в

Слайд 15

Сказуемое выражено?

Пахнет сеном над лугами 2) Герасима уже не было на дворе 3) В глазах у меня потемнело а) безличным глаголом б) безличной формой личного глагола в) слова с отрицательными значениями Ответ: 2-в; 1-б; 3- а

Слайд 16

Домашнее задание. Подготовить рассказ по схеме «Односоставные предложения». – всем., задание из упр. 217 (разборы) Сочинения - миниатюры на темы «Раннее утро» или «Зимние зарисовки» с использованием безличных предложений. Индив. - упр 223 (по заданию) Заполните лист самооценки, сдайте их и тетради на проверку.

Слайд 17

Подведём итог

Что нового узнали на уроке? В чем испытывали трудность? Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?

Посмотреть все слайды

  • Горные дороги были крепко сбиты морозом .
  • Надо было выбирать между морозом и угаром.
  • Птицы падали на землю, убитые на лету морозом .
  • Стало страшно холодно, так как дождь сменился морозом .
  • Тогда земля лежала, скованная морозом , всё вокруг было бело.
  • Земля, воздух, месяц, звезды скованы вместе, склепаны морозом .
  • Скучно было им лежать ночью на холодной, скованной морозом земле.
  • От встречного ветра заходится дыханье, жгучим морозом опаляет лицо.
  • Дерево, схваченное ночным морозом , громко скрипнуло у него над головой.
  • А вспотев от таких нагрузок, прохватывались ночью морозом и заболевали.
  • Пахло от него морозом и вином, когда наклонился он над жениной постелью.
  • Отдирая шагами окованные морозом доски, кто-то крупно прошел по крыльцу.
  • Ее бурное течение спорило с морозом , и только в тихих заводях держался лед.
  • Полицейский офицер, пренебрегая морозом , стоял у входа, сияя своим мундиром.
  • Снег повалил гуще, но ветер сдувал его с дороги, еще раньше накрепко скованной морозом .
  • Лапы их розовели в воде, оранжево-красные, похожие на зажженные морозом осенние листья.
  • Таились в ярке возле покинутого обвалившегося колодца, вдыхая разреженный морозом воздух.
  • Несмотря на неудачу восстания, отец приехал возбужденный, прохваченный московским морозом .
  • Разве что осунулся, да глаза, будто прихваченные изнутри морозом , стали холоднее и жёстче.
  • Ночь с тридцатиградусным морозом прошла над полем боя, а такая ночь без костра смертельна.

Безличными называются односоставные предложения, главный член которых называет процесс или состояние, независимые от активного деятеля (или признак, независимый от его носителя). Например: Рассветает; Мне не спится; На улице холодно.

Семантической основой безличных предложений является отсутствие именно активного деятеля (или носителя признака), так как указание на деятеля (или носителя признака) в предложении все-таки может быть, однако в такой форме, которая не допускает грамматического подлежащего. Ср. примеры: Я пою легко и Мне поется легко. В безличном предложении Мне поется легко есть указание на действующее лицо (мне), однако форма глагола-сказуемого не допускает именительного падежа, его нельзя установить и по связи с другими словами, и действие представляется как протекающее независимо от деятеля. Примерно то же в следующих предложениях: Улица темна и На улице темно. В двусоставном предложении Улица темна обозначен носитель признака (улица), а в безличном На улице темно признак выступает как существующий безотносительно к его носителю, причем и признак-то несколько меняет свое качество: он переходит в состояние.

Безличные предложения разных типов образовались в разные эпохи. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского и А.М. Пешковского, наиболее древним типом являются предложения с собственно безличным глаголом, такие, как Светает; Морозит; Лихорадит; Вечереет. В очень древнюю эпоху предложения с такими сказуемыми были двусоставными типа Мороз морозит; Вечер вечереет: Свет светает. Такие тавтологические конструкции в редких случаях сохранились в современном русском языке (Гром гремит; Ветер веет). Появление безличных конструкций - это результат развития абстрактного мышления, поскольку в них налицо отвлечение от конкретного деятеля, вызывающего или производящего определенное действие. Интересна судьба безличных предложений со сказуемым, выраженным безличной формой глагола (ср.: Град побил посевы. - Посевы побило градом; Ветер свалил дерево. - Ветром свалило дерево). Сама по себе глагольная форма здесь не сигнализирует о безличности. Это значение приобретается лишь в сочетании с творительным падежом. Первоначально творительный имел значение орудия. В современном же языке, как правильно считает чешский лингвист Р. Мразек, произошел синтаксический сдвиг в употреблении такого творительного падежа, он получил значение косвенного субъекта. Исконно эти предложения имели подлежащее со значением неопределенности и творительным орудия и, следовательно, были двусоставными. Затем под влиянием конструкций с безличными глаголами они перешли в односоставные, чему явно способствовала неопределенность значения подлежащего-субъекта, а само значение субъекта действия было перенесено на форму творительного с одновременным вытеснением бывшего значения орудия действия.

А.М. Пешковский связывает рост безличных конструкций с общей тенденцией в языке - вытеснением имени глаголом.

Грамматические типы безличных предложений довольно разнообразны. Наиболее четки по своему строению и выражаемому значению глагольные безличные предложения.

Глагольные безличные предложения составляют три группы:

1. В качестве главного члена безличного предложения употребляется безличный глагол (без суффикса -ся и с суффиксом -ся): светает, моросит, знобит, тошнит; нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др.

Эти глаголы имеют грамматическую форму третьего лица единственного числа, а в прошедшем времени - форму среднего рода единственного числа: светает - светало, знобит - знобило, смеркается - смеркалось и т.д. Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.

Категория лица в таких глаголах имеет чисто формальное значение, причем это застывшая форма именно третьего лица (или форма среднего рода), и другой быть не может. Действие, обозначенное этой формой, происходит независимо от деятеля, т.е. семантика таких глаголов несовместима с представлением об активном деятеле.

Общее значение безличных предложений данного типа определяется значением безличного глагола. Они могут обозначать состояние природы, окружающей среды: Морозило сильнее, чем с утра (Г.); На дворе еще чуть брезжило (Т.); Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега (Л.Т.); Вчера вечером порошило (Пришв.); Уже смеркалось и похолодало (Г. Ник.); психическое или физическое состояние живого существа: От радости в зобу дыханье сперло (Кр.); Его знобило и ломало (Л. Т.); Дышалось глубоко (Ч.); Просто мне нездоровилось это время (Купр.); долженствование, необходимость и другие модальные оттенки (такой глагол чаще всего употребляется с инфинитивом): Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать (П.); Он шел не торопясь, как и подобало посетителю музея (Кат.); И чтобы не сердить больного, придется Прошке встать к окну (Сим.); Мне однажды привелось пробыть на Кавказе больше трех месяцев (Пришв.); наличие или отсутствие, недостаток чего-либо: У нас тебя недоставало (Гр.); Мне не хватает нежности твоей, тебе моей заботы не хватает (Шип.). Конструктивной особенностью предложений с глаголами наличия или недостатка (хватает, достает, станет) является обязательность родительного падежа: У меня не хватило мужества.

2. Довольно распространены в русском языке и многообразны по структуре и значению безличные предложения, главный член которых выражен личным глаголом в безличном употреблении. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме третьего лица единственного числа или в форме среднего рода. Ср. личные и безличные конструкции: Воздух свежеет. - На улице свежеет; Ветер воет. - В трубе воет; Солнце пригревало землю. - В полдень пригревало.

Личных глаголов, которые могут употребляться в безличном значении, гораздо больше, чем глаголов собственно безличных, поэтому так разнообразны и богаты значения конструкций с данным типом глагола. Они могут обозначать состояние природы, стихийные явления и состояние окружающей среды: Ночью несколько стихло (Гонч.); Снег падал реже, чуть посветлело (Леон.); Скрипело, свистало и выло в лесу (Забол.); Ночью перепал дождь. Прогремело вдали (Шукш.); На лесопильном дворе горит (Ч.); психическое или физическое состояние живых существ: Мне уши заложило (Гр.); В голове до сих пор стучит (Г.); У Павла Васильевича даже дух захватило (М.-Сиб.); Стиснуло горло от омерзения (А.Н. Т.); В глазах у меня потемнело (Л.); чувственные восприятия, ощущения: Из хаты повеяло сыростью (Л.); ...Сильно, до духоты пахло тушью и красками (Ч.); По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью (Леск.); действия мифической, нереальной силы: Не вечно мне везло (Н.); ...Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах (Т.); действие, производимое косвенным субъектом: И ветром, наконец, то дерево свалило (Кр.); Звезды затянуло мглой (А.Н. Т.); Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты (Щип.); Всю грудь обдало холодком, залило чувством радости, восторга (Пауст.); Жгучим морозом опаляет лицо. (Фурм.).

3. Главный член безличного предложения может быть выражен кратким страдательным причастием с суффиксом -н-, -ен- или -т-.

Формой среднего рода краткого страдательного причастия передается значение состояния как результата совершившегося действия. Например: Про батарею Тушина было забыто (Л. Т.); Уж послано в погоню (П.); Посидели в литографии, где было накурено (Ч.).

Своеобразие причастных безличных предложений состоит в том, что главный член в них сочетает значение действия со значением результативного состояния: в предложении Здесь накурено сказуемое указывает и на произведенное кем-либо (неизвестно кем) действие, и передаёт обнаружившееся в результате этого действия состояние окружающей среды.

В тех случаях, когда причастие имеет модальное значение, сказуемое обязательно включает в себя инфинитив: Для чего мне было предназначено умереть, так же как теперь мне предназначено жить? (Ю. Герм.). Примыкающий инфинитив при форме страдательного причастия имеет либо субъектное, либо объектное значение; в первом случае он включается в сказуемое (в предложениях с устраненным деятелем), во втором - выполняет функцию дополнения (в предложениях с неопределенным деятелем): После короткого совещания решено было идти обратно (Шол.); На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет (А.Н. Т.).

Наречные безличные предложения представлены в современном русском языке прежде всего предложениями с безлично-предикативными словами в роли главного члена. Это «наречия со значением состояния», этимологически связанные с краткими прилагательными и некоторыми именами существительными, семантической особенностью которых является выражение различных состояний: легко, весело, уютно, стыдно; жаль, охота, недосуг, пора. Может быть форма сравнительной степени: Все теплее становится (Шукш.).

Значение безличности или, точнее, бессубъектности, в таких предложениях обнаруживается не в отношении деятеля, как в глагольных безличных предложениях, а в отношении носителя признака. Конкретно значение безличного предложения определяется значением безлично-предикативного слова.

Безличные предложения с безлично-предикативным словом на -о могут обозначать состояние природы или окружающей среды: В комнате становится тихо (М. Г.); Смотрите, ведь уж поздно, холодно (Л.); Темно и глухо, как в винном подвале (Г.); В березовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно (Сол.); В небесах торжественно и чудно (Л.); психическое или физическое состояние живых существ: Что же мне так больно и так трудно? (Л.); Вам холодно немножко (Т.); Голодно, странничек, голодно (Н.); Мне стыдно ваших поздравлений, мне страшно ваших гордых слов! (Брюс.); такие предложения в составе сказуемого часто имеют примыкающий инфинитив: Хорошо плыть ночью по реке (М. Г.); Не худо бы ему не пренебрегать своей скрипкой (Дост.); зрительное или слуховое восприятие: Давно уже не слышно было ни звука колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге (Л.); Далеко видно кругом! (Т.); значение долженствования, необходимости, возможности и другие модальные оттенки передаются специальными безлично-предикативными словами в сочетании с инфинитивом: Мне надо ехать к коменданту (Л.); Нам должно жить! (Брюс.); Невозможно было ехать (П.). (В разговорной речи могут быть конструкции и без инфинитива, но с зависимой словоформой: Мне надо в город; Можно к тебе?)

Безличные предложения с безлично-предикативными словами, морфологически совпадающими с именами существительными (грех, стыд, позор, ужас, жаль, пора, время, досуг, лень, охота, неохота), в сочетании с инфинитивом обозначают оценку действия с морально-этической стороны: Над старостью смеяться грех (Гр.); эмоциональное состояние человека: И сказать мне правду было жаль (Фет); долженствование в отношении времени совершения действия: Был у меня хороший друг, - куда же лучше быть, - да все, бывало, недосуг нам с ним поговорить (Сим.); модально-волевые оттенки: Мне бы вот охота плясать (А.Н. Т.). В разговорной речи такие предложения могут употребляться и без инфинитива: Охота домой.

Как свидетельствуют некоторые исследователи, предложения с безлично-предикативными словами (или в данном случае бессубъектными прилагательными) могли возникнуть на основе эллипсиса подлежащего, которое из-за обобщенности или неопределенности значения становится излишним. Ср.: На дворе все спокойно. - На дворе спокойно. Предложения с формальными подлежащими это и все (Чудесно! - Это чудесно!; Им все тяжело. - Им тяжело) сочетают в себе свойства личных и безличных предложений.

Среди безличных (экзистенциальных) предложений выделяется своеобразная группа безлично-генитивных предложений, структурной особенностью которых является наличие отрицательного слова в сочетании с родительным падежом. Например, отрицательное слово нет, нету: Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости (Ч.); ...Там счету нет столетьям (Щип.); Нет меры нашему Познанью (Бл.); Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум, она зарождается Бог весть где... (Паст.); безличная форма глаголов быть, стать, показаться с отрицанием: Не было ни гроша, да вдруг алтын (посл.); Раздался сиплый глухой лай, но даже собаки не показалось (Т.); Любви без рубцов и жертв не бывает (Паст.); существительное в форме родительного падежа с отрицанием ни: Ни звука!.. И видишь ты синий свод неба... (Н.); Ни писем, ни вестей. Как ни проси их, они забыли (Сим.); отрицательные местоимения ничего, никого и др.: - Кажется, кто-то там... - Никого (Ч.).

Примечание. Предложения, в предикативную основу которых входит отрицательное слово, академическая Грамматика-80 относит к двухкомпонентным типа Нет времени; Ни звука; Ничего нового; Ни единой ошибки; Некому работать (см.: Русская грамматика. Т. 2. С. 336).

Семантико-стилистические возможности безличных предложений разных типов необыкновенно широки; особенно распространены они в художественной литературе, которая постоянно обогащается фактами разговорного языка. Посредством безличных конструкций возможно описать такие состояния, которые характеризуются неосознанностью, немотивированностью (ср.: не хочу - осознанное нежелание; не хочется - неосознанное нежелание). Кроме того, при помощи их можно придать действию особый оттенок легкости (мне говорится - мне легко говорить), и, наконец, безличные предложения незаменимы при необходимости выделить само действие и его результат (ср.: Град побил посевы. - Градом побило посевы). Тонкие оттенки значения, передаваемые безличными конструкциями, способствуют их широкому распространению в разговорной речи и в языке художественной литературы. Художественный контекст практически не ограничивает писателя в образовании безличных предложений, лексические ограничения в выборе форм сказуемого здесь снимаются, и в безличном значении употребляются глаголы, обычно не имеющие его. Например: Ревело с черной высоты и приносило снег (Бл.); Так стоял один - без тревоги. Смотрел на горы вдали. А там - на крутой дороге - уж клубилось в красной пыли (Бл.); Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте. Прильнуло к дрожащему сердцу (Бл.).