Увидеть 2 лицо единственное число. Как определить лицо глагола? Что такое лицо глагола в русском языке

В русском языке присутствует такая словоизменительная грамматическая категория как лицо глаголов. С ее помощью можно узнать, кто именно совершает конкретное действие. Существуют три лица глагола как в единственном, так и во множественном числе.

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия к участникам речи. То есть, лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном лице, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

  • 1 лицо глагола – обозначает, что действие относится непосредственно к говорящему, он является субъектом речи варю кофе, я куплю яблок) .
  • 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия к собеседнику (ты читаешь книгу, ты построишь дом) .
  • 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку) .

Множественное число:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
  • 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы) .
  • 3 лицо глагола – выражают отнесенность действия к группе предметов либо лиц, которые не принимают участие в речи (они собирают грибы, они уберут в доме) .

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

  • Глаголы 1 лица отвечают на вопросы : Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
  • Глаголы 2 лица : Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
  • Глаголы 3 лица : Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола, приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов таблицей:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Я улыбаю сь;
Я построю
Мы улыбаем ся;
Мы построим
Давайте мы улыбнем ся;
Давайте мы построим
2-е лицо Ты улыбаешь ся;
Ты построишь
Вы улыбаете сь;
Вы построите
Улыбай ся;
Построй
Улыбайте сь;
Постройте
3-е лицо Он улыбает ся;
Она построит
Они улыбают ся;
Они построят
Пусть он улыбает ся;
Пускай она построит ;
Пусть они улыбают ся; Пускай они построят ;

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай .

  • Запишите составленные предложения. Определите лицо каждого местоимения. Можно ли предположить, что глагол тоже имеет форму лица? Объясните свой ответ.
  • Определите лицо глагола в каждом предложении по форме лица местоимения.
  • Определите время и число глаголов. Почему изменились окончания глаголов? Выделите окончания.

Обратите внимание! Глаголы настоящего и будущего времени , как и личные местоимения, имеют форму лица . Глагол каждого лица имеет своё личное окончание. При изменении глагола по лицам изменяется и его личное окончание .

Ты (2-е л., ед. ч.) рису[ешь](2-е л., ед. ч.).

Мы (1-е л., мн. ч.) рису[ем](1-е л., мн. ч.).

Она (3-е л., ед. ч.) рису[ет] (3-е л., ед. ч.).

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени (спряжение)

164. Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени».

  • Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа. Назовите глаголы в этом лице и числе, чётко проговаривая их личные окончания.
  • Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?

165. Обсудите: какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам (не спрягается)? Объясните свой ответ.

Подарю, читаю, рассказал, дружу, построю.

166. Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа (см. таблицу).

      1-е л., ед. ч. -у, -ю
      2-е л., ед. ч. ...
      3-е л., ед. ч. ...

      1-е л., мн. ч. ...
      2-е л., мн. ч. ...
      3-е л., мн. ч. ...

167. Письменно проспрягайте глагол молчу в настоящем времени и глагол пойду в будущем времени. Выделите личные окончания глаголов.

  • Проверьте по таблице, правильно ли вы записали окончания глаголов во 2-м лице единственного числа.

168. Прочитайте.

Напишут, работаем, видит, повторите, посоветую, смотришь, растает, создадим, построишь, встаёте, дорожу, беседуют.

  • Соотнесите каждый глагол с тем вопросом, на который он отвечает.
  • Запишите каждый вопрос, а рядом с ним глагол, который отвечает на этот вопрос.
  • В скобках укажите время, лицо, число глагола. Выделите личные окончания.

Образец. (Что делаю?) дорож[у] (наст, вр., 1-е л., ед. ч.).

169. Прочитайте.

1. Вышли сеялки в поля, будет с зёрнами земля. (В. Нестеренко) 2. Без доброго слова, без тёплого слова, без нежного слова - не лечат больного. (Ю. Мориц) 3. Уберём мы чисто двор.4 Подметём2 осенний сор. (В. Степанов) 4. Где-то в космосе летит голубой метеорит. (Р. Сеф) 5. Вы выходите на крыльцо. На тёмно-синем небе кое-где мигают звёзды. (И. Тургенев) 6. Я жду, когда растает снег. (М. Чехов)

  • Что обозначают слова сеялка, метеорит ? Прочитайте значения этих слов в толковом словаре учебника.
  • Выпишите глаголы в форме настоящего и будущего времени, определите их время, лицо и число. Выделите личные окончания глаголов.

Образец. Буд[ет] (буд. вр., 3-е л., ед. ч.).

Страничка для любознательных

Можно ли сказать «победю»?

В русском языке некоторые глаголы не имеют формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Это глаголы победи́ть, убеди́ть, дерзи́ть, лебези́ть, пылесо́сить, голоси́ть, шелесте́ть и др. Выразить действие говорящего вам помогут описательные выражения либо близкие по смыслу глаголы:

      (Я) сумею победить, одержу победу.
      Хочу (думаю) убедить, убеждаю.
      Буду пылесосить, чищу пылесосом.

170. Прочитайте.

Посмотришь на пеликана - ну и чудная птица. Голова маленькая, а клюв огромный, да ещё под ним мешок из кожи висит. В таком мешке может свободно поместиться целая утка.

Кормятся пеликаны рыбой. А ловят её целой стаей. Выстроятся на воде полукругом и плывут к берегу. Плывут, а сами крыльями хлопают, голову в воду опускают. Это они рыбу перед собой гонят. Подгонят к мелкому месту, тут самая ловля начнётся.

(Г. Скребицкий, В. Чаплина)

  • Определите тему текста, придумайте к нему заголовок.
  • Какую часть в тексте можно назвать описанием, а какую - повествованием? Объясните свой ответ.
  • Спишите описательную часть текста. Укажите над глаголами настоящего и будущего времени лицо и число, выделите окончания этих глаголов.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со спряжением глаголов;
  • учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем,
  • прошедшем и будущем времени;
  • развивать мышление, внимание, познавательный интерес.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальным заданием (приложение 3), словарные слова, схемы-опоры, интерактивная доска, ПК.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и целей урока.

Поём

Поёшь

Поёте

Поёт

Поют

Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени ).

Какая часть слова меняется? (Окончание ).

Какого лица и числа записаны местоимения?

(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе ).

Тема нашего урока «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ».

II. Минутка чистописания. «Угадай». (Приложение 1).

На доске записаны слова:

ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ.

Какое слово «лишнее»? Почему? (Рисовать – это глагол, остальные – местоимения ).

Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится слове, которое является «лишним» в данной группе, и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.

Какая это буква? (Буква т ).

Согласную букву Т мы напишем вместе с гласной, которая дважды встречается в местоимении 3-го лица. Какая это буква? (О ).

Определите порядок следования букв в этом ряду:

Тто Тот Тто

III. Словарно -орфографическая работа.

На доске написан кроссворд. «Кроссворд». (Приложение 1).

  1. Специалист по фотографии. (Фотограф ).
  2. Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. (Редактор ).
  3. Специалист по изданию произведений печати, тот, кто их издаёт или руководит издательством. (Издатель ).
  4. Сотрудник, специально командированный за информацией о чём-нибудь. (Корреспондент ).
  5. Работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах. (Журналист ).
  6. Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж ).

Какое слово у вас получилось по вертикали? (Газета ).

Объясните значение этого слова.

(Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей жизни). (Приложение 1 ).

Какие детские газеты вы знаете?

Какие газеты издаются в нашем городе?

Дети записывают ответы на эти вопросы. Письмо с комментированием .

Помните, что название газеты пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

На уроке мы постараемся создать свою газету. Поэтому объявляем конкурс на лучшее название газеты. В конце урока выберем самое подходящее. «Самый активный ученик урока».

Кроссворд был нами разгадан. Переходим к следующей рубрике.

«100 вопросов. 100 ответов». (Приложение 1).

IV. Работа по теме урока.

Работа по таблице.

Спряжение глаголов.

Глаголы, какого времени даны? (Настоящего ).

Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам ).

Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание ).

Образуйте от глагола пишу – прошедшее время, будущее время.

Устно рассмотреть прошедшее время.

Будущее время. (Учебник стр. 184)

Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е). (Приложение 1).

Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное).

Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола).

«И о том, и о сём разговоры поведём». Немного из истории. (Приложение 1).

Представь себе, 30 000 лет назад люди не умели говорить. Только в это время в строении гортани человека произошли изменения, и он стал в состоянии что – то сказать. Но это вовсе не означает, что раньше люди не общались. Они издавали звуки, строили гримасы и пользовались языком жестов.

Проспрягайте в тетради глагол ЧИТАЕМ.

читаю

читаем

читаешь

читаете

читает

читают

Каждый номер любого журнала или газеты рассказывает о сезонных изменениях.

Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц? Что вы знаете об этом месяце?

Физминутка.

«Времена года».

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Обозначить орфограммы. Определить число и лицо глаголов.

Величают апрель птичьи ммеся цем.В это время перелётные птицы возвращаются , несут на своих крылья хиз тёплых краёв ве сну на родину.

Соедините части пословиц и объясните их значение.

Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельские ручьи землю будят.
Солнце с апрельской горки в лето катиться.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

«Литературная страничка».

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

Стр. 185 упр. 425.

V. Закрепление изученного материала.

Упражнение «Кто узнает лицо». (Приложение 2).

Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам).

Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).

VI. Самостоятельная работа.

Определите лицо глаголов в каждом предложении.

Лицо

Однажды я с моей мамой пошёл на завод.

Там мама показала мне много интересных машин.

В заводской газете я увидел статью о маме.

О ней уже раньше писали.

Я горжусь своей мамой.

Ходите только по тротуарам или по левому краю дороги.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

Громкое пенье соловья иногда будет нас ночью.

Одной рукой узла не завяжешь.

VII. Домашняя работа.

Итог:

Что интересного запомнилось из урока?

Самые активные ученики.

Самое лучшее название газеты, созданной на уроке.

Литература:

  1. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. Для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
  4. Детские журналы «Отчего и Почему», «Эрудит», «СИНДБАД».
  5. Ракитина М.Г. Русский язык. Математика. Тестовые задания. 3 (4) класс.

В русском языке личным местоимениям присущ такой постоянный признак как лица. Каждое из трех лиц местоимений обладает определенной формой и значением. В данной статье описаны способы определения лиц местоимений, их характерные особенности с примерами.

Лица местоимений – это неизменяемый (постоянный) признак данной части речи, присущий только личным местоимениям. В русском языке у местоимений выделяют три лица, каждое из которых имеет определенное значение и формы.

Таблица Лица местоимений

Единственное число Множественное число
На что указывают Формы И. п. На что указывают Формы И. п.
1-е лицо на говорящее, действующее лицо (субъект речи) я на группу лиц, включающую говорящего, действующего мы
2-е лицо на лицо, к которому обращаются в речи (на собеседника) ты на группу лиц, к которым обращаются в речи (на собеседников) вы
3-е лицо на предмет (лицо, явление), о котором говорится, но которое не принимает участие в речи он, она, оно на группу предметов (лиц, явлений), о которых говорится, но которые не принимают участия в речи они

Обратите внимание! В третьем лице единственного числа личные местоимения имеют формы мужского, женского и среднего рода.
Примеры: она красива, оно большое, он храбрый .

Как определить лицо местоимений?

В речи лицо местоимений можно определить по его значению в речи, а также по падежной форме. Особенности склонения личных местоимений приведены в таблице с примерами всех падежных форм.

Единственное число Множественное число
И. п. я ты он, оно она мы вы они
Р. п. меня тебя его ее нас вас их
Д. п. мне тебе ему ей нам вам им
В. п. меня тебя его ее нас вас их
Т. п. мной (мною) тобой (тобою) им ею нами вами ими
П. п. обо мне о тебе о нем о ней о нас о вас о них

Если перед местоимением третьего лица в косвенном падеже стоит предлог, падежная форма употребляется с «н» .

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Примеры : ей было весело – мы пришли к ней , ими хорошо рисовать – с ними легко работать.

Грамматические особенности личных местоимений изучаются в школе с 4 класса.