Увидеть 2 лицо единственное число. Как определить лицо глагола? Что такое лицо глагола в русском языке
В русском языке присутствует такая словоизменительная грамматическая категория как лицо глаголов. С ее помощью можно узнать, кто именно совершает конкретное действие. Существуют три лица глагола как в единственном, так и во множественном числе.
Что такое лицо глагола в русском языке?
Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия к участникам речи. То есть, лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.
Значение категории лица глаголов
В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном лице, выражающих различное значение называемого глаголом действия.
Единственное число:
- 1 лицо глагола – обозначает, что действие относится непосредственно к говорящему, он является субъектом речи (я варю кофе, я куплю яблок) .
- 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия к собеседнику (ты читаешь книгу, ты построишь дом) .
- 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку) .
Множественное число:
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
- 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
- 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы) .
- 3 лицо глагола – выражают отнесенность действия к группе предметов либо лиц, которые не принимают участие в речи (они собирают грибы, они уберут в доме) .
Как определить лицо глагола?
Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:
- Глаголы 1 лица отвечают на вопросы : Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
- Глаголы 2 лица : Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
- Глаголы 3 лица : Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?
Для удобства определения лица глагола, приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов таблицей:
Изъявительное наклонение | Повелительное наклонение | |||
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
1-е лицо | Я улыбаю
сь; Я построю |
Мы улыбаем
ся; Мы построим |
– | Давайте мы улыбнем
ся; Давайте мы построим |
2-е лицо | Ты улыбаешь
ся; Ты построишь |
Вы улыбаете
сь; Вы построите |
Улыбай
ся; Построй |
Улыбайте
сь; Постройте |
3-е лицо | Он улыбает
ся; Она построит |
Они улыбают
ся; Они построят |
Пусть он улыбает
ся; Пускай она построит ; |
Пусть они улыбают ся; Пускай они построят ; |
В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай .
- Запишите составленные предложения. Определите лицо каждого местоимения. Можно ли предположить, что глагол тоже имеет форму лица? Объясните свой ответ.
- Определите лицо глагола в каждом предложении по форме лица местоимения.
- Определите время и число глаголов. Почему изменились окончания глаголов? Выделите окончания.
Обратите внимание! Глаголы настоящего и будущего времени , как и личные местоимения, имеют форму лица . Глагол каждого лица имеет своё личное окончание. При изменении глагола по лицам изменяется и его личное окончание .
Ты (2-е л., ед. ч.) рису[ешь](2-е л., ед. ч.).
Мы (1-е л., мн. ч.) рису[ем](1-е л., мн. ч.).
Она (3-е л., ед. ч.) рису[ет] (3-е л., ед. ч.).
Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени (спряжение)
164. Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени».
- Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа. Назовите глаголы в этом лице и числе, чётко проговаривая их личные окончания.
- Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?
165. Обсудите: какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам (не спрягается)? Объясните свой ответ.
Подарю, читаю, рассказал, дружу, построю.
166. Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа (см. таблицу).
1-е л., ед. ч. -у, -ю
2-е л., ед. ч. ...
3-е л., ед. ч. ...
1-е л., мн. ч. ...
2-е л., мн. ч. ...
3-е л., мн. ч. ...
167. Письменно проспрягайте глагол молчу в настоящем времени и глагол пойду в будущем времени. Выделите личные окончания глаголов.
- Проверьте по таблице, правильно ли вы записали окончания глаголов во 2-м лице единственного числа.
168. Прочитайте.
Напишут, работаем, видит, повторите, посоветую, смотришь, растает, создадим, построишь, встаёте, дорожу, беседуют.
- Соотнесите каждый глагол с тем вопросом, на который он отвечает.
- Запишите каждый вопрос, а рядом с ним глагол, который отвечает на этот вопрос.
- В скобках укажите время, лицо, число глагола. Выделите личные окончания.
Образец. (Что делаю?) дорож[у] (наст, вр., 1-е л., ед. ч.).
169. Прочитайте.
1. Вышли сеялки в поля, будет с зёрнами земля. (В. Нестеренко) 2. Без доброго слова, без тёплого слова, без нежного слова - не лечат больного. (Ю. Мориц) 3. Уберём мы чисто двор.4 Подметём2 осенний сор. (В. Степанов) 4. Где-то в космосе летит голубой метеорит. (Р. Сеф) 5. Вы выходите на крыльцо. На тёмно-синем небе кое-где мигают звёзды. (И. Тургенев) 6. Я жду, когда растает снег. (М. Чехов)
- Что обозначают слова сеялка, метеорит ? Прочитайте значения этих слов в толковом словаре учебника.
- Выпишите глаголы в форме настоящего и будущего времени, определите их время, лицо и число. Выделите личные окончания глаголов.
Образец. Буд[ет] (буд. вр., 3-е л., ед. ч.).
Страничка для любознательных
Можно ли сказать «победю»?
В русском языке некоторые глаголы не имеют формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Это глаголы победи́ть, убеди́ть, дерзи́ть, лебези́ть, пылесо́сить, голоси́ть, шелесте́ть и др. Выразить действие говорящего вам помогут описательные выражения либо близкие по смыслу глаголы:
(Я) сумею победить, одержу победу.
Хочу (думаю) убедить, убеждаю.
Буду пылесосить, чищу пылесосом.
170. Прочитайте.
Посмотришь на пеликана - ну и чудная птица. Голова маленькая, а клюв огромный, да ещё под ним мешок из кожи висит. В таком мешке может свободно поместиться целая утка.
Кормятся пеликаны рыбой. А ловят её целой стаей. Выстроятся на воде полукругом и плывут к берегу. Плывут, а сами крыльями хлопают, голову в воду опускают. Это они рыбу перед собой гонят. Подгонят к мелкому месту, тут самая ловля начнётся.
(Г. Скребицкий, В. Чаплина)
- Определите тему текста, придумайте к нему заголовок.
- Какую часть в тексте можно назвать описанием, а какую - повествованием? Объясните свой ответ.
- Спишите описательную часть текста. Укажите над глаголами настоящего и будущего времени лицо и число, выделите окончания этих глаголов.
Цели урока:
- познакомить учащихся со спряжением глаголов;
- учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем,
- прошедшем и будущем времени;
- развивать мышление, внимание, познавательный интерес.
Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальным заданием (приложение 3), словарные слова, схемы-опоры, интерактивная доска, ПК.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и целей урока.
Поём |
|||
Поёшь |
Поёте |
||
Поёт |
Поют |
Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени ).
Какая часть слова меняется? (Окончание ).
Какого лица и числа записаны местоимения?
(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе ).
Тема нашего урока «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ».
II. Минутка чистописания. «Угадай». (Приложение 1).
На доске записаны слова:
ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ.
Какое слово «лишнее»? Почему? (Рисовать – это глагол, остальные – местоимения ).
Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится слове, которое является «лишним» в данной группе, и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.
Какая это буква? (Буква т ).
Согласную букву Т мы напишем вместе с гласной, которая дважды встречается в местоимении 3-го лица. Какая это буква? (О ).
Определите порядок следования букв в этом ряду:
Тто Тот Тто
III. Словарно -орфографическая работа.
На доске написан кроссворд. «Кроссворд». (Приложение 1).
- Специалист по фотографии. (Фотограф ).
- Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. (Редактор ).
- Специалист по изданию произведений печати, тот, кто их издаёт или руководит издательством. (Издатель ).
- Сотрудник, специально командированный за информацией о чём-нибудь. (Корреспондент ).
- Работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах. (Журналист ).
- Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж ).
Какое слово у вас получилось по вертикали? (Газета ).
Объясните значение этого слова.
(Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей жизни). (Приложение 1 ).
Какие детские газеты вы знаете?
Какие газеты издаются в нашем городе?
Дети записывают ответы на эти вопросы. Письмо с комментированием .
Помните, что название газеты пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
На уроке мы постараемся создать свою газету. Поэтому объявляем конкурс на лучшее название газеты. В конце урока выберем самое подходящее. «Самый активный ученик урока».
Кроссворд был нами разгадан. Переходим к следующей рубрике.
«100 вопросов. 100 ответов». (Приложение 1).
IV. Работа по теме урока.
Работа по таблице.
Спряжение глаголов.
Глаголы, какого времени даны? (Настоящего ).
Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам ).
Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание ).
Образуйте от глагола пишу – прошедшее время, будущее время.
Устно рассмотреть прошедшее время.
Будущее время. (Учебник стр. 184)
Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е). (Приложение 1).
Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное).
Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола).
«И о том, и о сём разговоры поведём». Немного из истории. (Приложение 1).
Представь себе, 30 000 лет назад люди не умели говорить. Только в это время в строении гортани человека произошли изменения, и он стал в состоянии что – то сказать. Но это вовсе не означает, что раньше люди не общались. Они издавали звуки, строили гримасы и пользовались языком жестов.
Проспрягайте в тетради глагол ЧИТАЕМ.
читаю |
читаем |
||
читаешь |
читаете |
||
читает |
читают |
Каждый номер любого журнала или газеты рассказывает о сезонных изменениях.
Какое сейчас время года?
Какой сейчас месяц? Что вы знаете об этом месяце?
Физминутка.
«Времена года».
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Обозначить орфограммы. Определить число и лицо глаголов.
Величают апрель птичьи ммеся цем.В это время перелётные птицы возвращаются , несут на своих крылья хиз тёплых краёв ве сну на родину.
Соедините части пословиц и объясните их значение.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельские ручьи землю будят.
Солнце с апрельской горки в лето катиться.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
«Литературная страничка».
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
Стр. 185 упр. 425.
V. Закрепление изученного материала.
Упражнение «Кто узнает лицо». (Приложение 2).
Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам).
Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).
VI. Самостоятельная работа.
Определите лицо глаголов в каждом предложении.
Лицо |
||
Однажды я с моей мамой пошёл на завод. |
||
Там мама показала мне много интересных машин. |
||
В заводской газете я увидел статью о маме. |
||
О ней уже раньше писали. |
||
Я горжусь своей мамой. |
||
Ходите только по тротуарам или по левому краю дороги. |
||
Без труда не вынешь и рыбки из пруда. |
||
Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. |
||
Громкое пенье соловья иногда будет нас ночью. |
||
Одной рукой узла не завяжешь. |
||
VII. Домашняя работа.
Итог:
Что интересного запомнилось из урока?
Самые активные ученики.
Самое лучшее название газеты, созданной на уроке.
Литература:
- Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. Для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
- Детские журналы «Отчего и Почему», «Эрудит», «СИНДБАД».
- Ракитина М.Г. Русский язык. Математика. Тестовые задания. 3 (4) класс.
В русском языке личным местоимениям присущ такой постоянный признак как лица. Каждое из трех лиц местоимений обладает определенной формой и значением. В данной статье описаны способы определения лиц местоимений, их характерные особенности с примерами.
Лица местоимений – это неизменяемый (постоянный) признак данной части речи, присущий только личным местоимениям. В русском языке у местоимений выделяют три лица, каждое из которых имеет определенное значение и формы.
Таблица Лица местоимений
Единственное число | Множественное число | |||
На что указывают | Формы И. п. | На что указывают | Формы И. п. | |
1-е лицо | на говорящее, действующее лицо (субъект речи) | я | на группу лиц, включающую говорящего, действующего | мы |
2-е лицо | на лицо, к которому обращаются в речи (на собеседника) | ты | на группу лиц, к которым обращаются в речи (на собеседников) | вы |
3-е лицо | на предмет (лицо, явление), о котором говорится, но которое не принимает участие в речи | он, она, оно | на группу предметов (лиц, явлений), о которых говорится, но которые не принимают участия в речи | они |
Обратите внимание!
В третьем лице единственного числа личные местоимения имеют формы мужского, женского и среднего рода.
Примеры: она красива, оно большое, он храбрый
.
Как определить лицо местоимений?
В речи лицо местоимений можно определить по его значению в речи, а также по падежной форме. Особенности склонения личных местоимений приведены в таблице с примерами всех падежных форм.
Единственное число | Множественное число | ||||||
И. п. | я | ты | он, оно | она | мы | вы | они |
Р. п. | меня | тебя | его | ее | нас | вас | их |
Д. п. | мне | тебе | ему | ей | нам | вам | им |
В. п. | меня | тебя | его | ее | нас | вас | их |
Т. п. | мной (мною) | тобой (тобою) | им | ею | нами | вами | ими |
П. п. | обо мне | о тебе | о нем | о ней | о нас | о вас | о них |
Если перед местоимением третьего лица в косвенном падеже стоит предлог, падежная форма употребляется с «н» .
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Примеры : ей было весело – мы пришли к ней , ими хорошо рисовать – с ними легко работать.
Грамматические особенности личных местоимений изучаются в школе с 4 класса.