Расовый тип древних эллинов. Средиземноморская раса: характерные признаки, яркие представители и народности

Астеническим телосложением, как правило, высоким лицом , чёрными или преимущественно тёмными волосами и глазами миндалевидного разреза, более или менее смуглой кожей , обильным ростом бороды, длинным и узким носом с прямой спинкой, более толстыми, чем у северных европеоидов губами и долихокефалией . Среди этой расы выделяется много разновидностей, восточноевропейская разновидность средиземноморской расы называется понтийской расой .

Представители

Атланто-средиземноморская раса

Выделяется многими антропологами. Это высокорослый, узколицый средиземноморец. Атланто-средиземноморская раса распространена во всей юго-западной Европе, в частности, в Португалии, северной Италии и южной Франции.

Отличия от грацильного средиземноморского типа:

  • Более узкое лицо.
  • Высокий рост.
  • Удлинение головного указателя - долихоцефалия .

См. также

Примечания

Ссылки

  • Средиземноморская раса // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
Альпийский тип

Альпи́йская ра́са - малая раса (антропологический тип) в составе европеоидной расы. Выделена в конце XIX в. французским антропологом и социологом Жоржем Лапужем (как homo alpinus). В дальнейшем стабильно выделялась антропологами: У. Рипли, М. Грант, Л. Стоддард, Ж. Монтадон, Я. Чекановский, К. Кун использовали именно этот термин, И. Деникер называл эту расу «западноевропейской», Э. Эйкштедт - «альпинидами», Г. Гюнтер - «восточной», Б. Лундман - «западно-альпийской». В более поздние годы после перехода антропологов к популяционному подходу название «альпийская раса» использовалось только эпизодически. Альпийский тип может рассматриваться как ветвь балкано-кавказской расы.

Восточные альпиниды получили название гориды (Б. Лундман) или карпатиды (В.В. Бунак).

Американоидная раса

Американоидная раса - раса, распространённая в Северной и Южной Америке. Американоиды характеризуются прямыми чёрными волосами, слабым ростом волос на лице и теле, смуглой кожей, средневыступающим прямым, и иногда «орлиным» носом. Глаза чёрные, с небольшими ресницами, шире, чем у азиатских монголоидов. Эпикантус сравнительно редок у взрослых, хотя довольно част у детей. Лицо со значительным выступанием скул. Рост американоидов различный.

Антропологические типы европеоидной расы

Антропологические типы европеоидной расы являются продуктом классификации большой европеоидной расы на более мелкие категории. В зависимости от принципов классификации и наличия соответствующих данных, разными исследователями предложены различные варианты.

Борребю

Борребю (дат. Borreby - Борребю) - антропологический тип европеоидной расы, характеризующийся депигментацией, гиперстеническим телосложением, средним ростом, брахикефалией, широким лицом. Фенотипически близок к восточно-балтийской расе.

Борребю имеет значительное сходство с брюннским типом, и некоторые антропологи объединяют их в единый тип «Борребю/брюнн».

Восточно-балтийский тип

Восточно-балтийская раса - малая раса (антропологический тип) большой европеоидной расы, выделявшаяся некоторыми антропологами первой половины XX в. Позже восточно-балтийский тип иногда выделялся сторонниками популяционной классификации рас.

Гориды

Гори́ды (англ. Gorids) - антропологический тип европеоидной расы, выделенный шведским антропологом Бертилем Лундманом. В его классификации это восточная ветвь альпийской расы. От западной разновидности альпийской расы отличается более широким разрезом глаз, более резкими чертами лица и зачастую более светлой пигментацией.

Динарский тип

Дина́рская ра́са - малая раса (антропологический тип) европеоидной расы. Получила название в честь Динарских Альп. Термин был введён в начале XX в. французским антропологом И. Деникером, который также использовал название «адриатическая раса». В первой половине XX в. выделялась многими антропологами. В популяционных классификациях как название группы популяций не используется, но динарский тип могут рассматривать как часть балкано-кавказской расы.

Европеоидная раса

Европео́идная ра́са (также называется евразийская или кавказоидная) - раса, распространённая до эпохи Великих географических открытий в Европе, Передней Азии, Северной Африке, частично в Средней Азии и Северной и Центральной Индии; позже - на всех населённых континентах. Особенно широко европеоиды расселились в Северной Америке и Южной Америке, в Южной Африке и Австралии. Является самой многочисленной расой на Земле (около 40 % населения планеты).

Индо-средиземноморская раса

И́ндо-средиземномо́рская ра́са - малая раса в составе большой европеоидной расы. Распространена вдоль побережья Средиземного моря, Чёрного моря и далее на восток через Переднюю Азию до Северной Индии.

Кордиды

Кордиды (англ. Corded) - антропологический тип, который был предположительно характерен для племён культуры шнуровой керамики. Описан К. Куном. Тип рассматривается как локальная версия Большой средиземноморской расы. Предполагаемый очаг распространения - ранненеолитические культуры Северного Причерноморья.

Ладожский тип

Ладожский тип (англ. Ladogan racial type) - антропологический тип европеоидной расы. Термин введён американским антропологом К. Куном (1939), используется также американским расистом Р. Маккалоком. Другими[кем?] антропологами не выделялся.

Мехтоиды

Мехтоиды (фр. Mechtoides), или афалу-мехтоидная раса, раса Мехта-Афалу, эпипалеолитическая, иберо-мавританская (англ. Mechta-Afalou) - доисторическая подраса европеоидной расы, в эпоху позднего палеолита и мезолита обитавшая в Северной Африке (иберо-мавританская культура). Тип Мехта иногда называют африканским кроманьонцем.

Отличались относительно худощавым и мускулистым телосложением, широкими плечами, развитым третичным волосяным покровом, широким прямым лбом, долихо- или мезокранией, крупными и острыми чертами лица (массивная и широкая нижняя челюсть, прямые и выступающие вперед надбровные дуги, глубоко "посаженные" глаза, небольшие скулы, выделяющийся квадратный подбородок), в некоторых случаях имели особенности строения затылка - на некоторых черепах затылок довольно сильно выступает и по форме напоминает неандертальский «шиньон». В строении носа большой размер и сильно выступающая переносица сочетались с малой толщиной носа и тонкими ноздрями. По интенсивности пигментации волос, глаз и кожи в целом занимали промежуточное положение между современными центрально- и южноевропейским населением.

Образцом для выделения и описания типа послужили скелеты из могильников Тафоральт (Марокко, 11,9-13,9 тыс.л.н.), Афалу-бу-Руммель (Алжир, 11,5-13,1 тыс.л.н.) и Мекта-эль-Арби (Алжир, 7,5-10 тыс.л.н.), позже сходство обнаружилось с множеством других находок. Ареал ограничивается Магрибом и северо-западной Сахарой.

Возможно тип мехта возник на западе Африки, так как количество скелетов, относящихся к нему, увеличивается в Северной Африке в направлении к Атлантическому океану. Сменяющая его капсийская культура частично была создана такими же людьми, примером чему является Мекта-эль-Арби, но высказывалось мнение, что, возможно, в начале голоцена в Магрибе появляется другой тип людей - протосредиземноморский, вторгшийся с востока и принёсший капсийскую культуру. Тип мехта-афалу отличают от более грацильного мехтоидного. В середине голоцена следы типа мехта постепенно сглаживаются, переходя в мехтоидный вариант.

Согласно одной из гипотез, мехтоиды мигрировали на территорию Африки с территории Иберийского (Пиренейского) полуострова в эпоху последнего оледенения. Остаётся предметом дискуссий время этого переселения, а следовательно, и принадлежность к мехтоидам атерийской культуры, которая хронологически и территориально предшествовала иберо-мавританской. Присутствие мехтоидов засвидетельствовано на западе Северной Африки в эпоху магрибского неолита.

Мехтоиды ассимилированы в эпоху неолита - раннего бронзового века носителями афразийских языков (средиземноморская раса). Представители мехтоидной расы были предками (вместе с берберами) гуанчей - жителей Канарских островов, вымерших после прихода испанцев около XVI-XVII веках н. э. от занесённых европейцами болезней.

По всей видимости, тип мехта стал основой современного кабильского населения Северо-Западной Африки, ибо их основные характеристики схожи, с той поправкой, что современные кабилы мезокранны и гораздо грацильнее, чем люди эпипалеолита.

Неодунайский тип

Неодунайский тип (англ. Neo-Danubian) - антропологический тип европеоидной расы, выделенный американским антропологом К. Куном, характеризующийся мезоцефалией или брахицефалией. По мнению Куна, представляет собой один из видов ладожского типа с сильной примесью древнего дунайского типа. Распространён преимущественно в Восточной Европе среди финно-угорских и славянских народов.

Термин используется также Р. Маккалоком, другими антропологами он не выделялся. Этот тип известный польский антрополог Чекановский называл дославянским, а в советской антропологии ближайшим его аналогом является центральновосточноевропейская раса.

Нордическая раса

Нордическая раса (также нордийская раса, северная раса; нем. Nordische Raße, англ. Nordic race) - малая раса (антропологический тип) в составе большой европеоидной расы человека. Термин использовался идеологами расизма, в частности в «нордической теории». В советской антропологии термин почти не употреблялся из-за его географической неопределённости. Распространена в Северной Европе (у финнов, шведов, норвежцев, немцев северо-запада Германии, голландцев, англичан, западных эстонцев, латышей), а также у русских (преимущественно северо-запада России), северных карел, у эрзя и коми.

Понтийский подтип

Понти́йская ра́са - подвид европеоидной расы, распространённый среди населения причерноморского региона. Описана В. В. Бунаком в 1932 году. Иногда понтийскую расу сближают с кавкасионской, но отмечают у представителей первой более узкое лицо. Имеют ряд сходств с каспийским подтипом средиземноморской расы. Как и представителей каспийского типа, понтидов также относят к средиземноморской расе, однако по ряду показателей понтийский подтип имеет гораздо больше различий со средиземноморской расой, нежели каспийский тип.

Тунгиды

Тунгиды - разновидность монголоидов, называемая в советской антропологии североазиатской расой или континентальной группой монголоидов. Распространены в Сибири и Монголии. Тунгиды нередко противопоставляются дальневосточной малой расе в рамках большой монголоидной расы и отличаются от неё более широким и немного более высоким, сильнее уплощённым лицом, более низким ростом, тонкими губами, ортогнатизмом, гиперстеническим телосложением, большей частотой эпикантуса, более светлой кожей, волосами и глазами, очень низким и широким черепом, очень слабым ростом волос на теле и лице. Ричард Маккалок относил к тунгидам эскимосов, однако эскимосов, как правило, относят к другой ветви монголоидов, арктической малой расе.

Фальский тип

Фальская раса - предложенное создателем расовой теории Г.Гюнтером название малой расы (антропологического типа) в составе европеоидной расы. Выделяется только в типологических расовых классификациях.

В продолжение темы об античных цивилизациях, предлагаю Вам небольшую компиляцию данных о расогенетической и этнической истории Эллинского мира – от Минойской эры до македонской экспансии. Очевидно, что данная тема является более обширной, чем предыдущие. Здесь предстоит остановиться на материалах К. Куна, Энджела, Пуляноса, Серджи и Рипли, а также некоторых других авторов…

Для начала стоит отметить несколько моментов, связанных с доиндоевропейским населением бассейна Эгейского моря.

Геродот о пеласгах:

«Афиняне имеют пеласгическое, а лакедомоняне – эллинское происхождение»

«Когда пеласги заняли ту землю, которая ныне зовется Грецией, афиняне были пеласгами и звались кранаями; когда правили Кекропы, они звались кекропидами; при Эрете они превратились в афинян и, в итоге, в ионян, от Ионуса, сына Ксутуса»

«…Пеласги говорили на варварском наречии. И если таковыми были все пеласги, то афиняне, будучи пеласгами, сменили язык в то же время, когда и вся Греция»

«Греки, уже обособленные от пеласгов были немногочисленны, и их число росло за счет смешения с другими варварскими племенами»

«…Пеласги, уже ставшие эллинами, объединились вместе с афинянами, когда те также стали звать себя эллинами»

В «пеласгах» Геродота стоит рассматривать конгломерат различных племён, имеющих как автохтонное неолитическое происхождение, так и малоазийское, так и северобалканское происхождение, прошедший, на протяжении Бронзового века, процесс гомогенизации. Позже в этот процесс были также вовлечены индоевропейские племена, пришедшие с севера Балкан, а также минойские колонисты с Крита.

Черепа Среднего Бронзового века:

207, 213, 208 – женские черепа; 217 – мужской.

207, 217 – атланто-средиземноморский тип (“basic white”); 213 – европейский альпийский тип; 208 – восточно-альпийский тип.

Необходимо также затронуть Микены и Тиринф – цивилизационные центры эпохи Среднего Бронзового века.

Реконструкция облика древних микенцев:

Поль Фор , "Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны"

«Все, что можно извлечь из исследования скелетов ранне-эллинского типа (XVI-XIII вв. до н. э.) при современном уровне антропологической информации, только подтверждает и слегка дополняет данные микенской иконографии. Мужчины, похороненные в круге В царских гробниц в Микенах, в среднем достигали 1,675 метра высоты, семеро были выше 1,7 метра. Женщины - в основном на 4-8 сантиметров ниже. В круге А более-менее хорошо сохранились два скелета: первый достигает 1,664 метра, второй (носитель так называемой маски Агамемнона) - 1,825 метра. Изучавший их Лоуренс Энджил заметил, что у обоих на редкость плотный костяк, тела и головы массивны. Эти люди явно принадлежали к отличному от своих подданных этническому типу и были в среднем на 5 сантиметров выше их»

Если же говорить о «богорожденных» мореходах, пришедших из-за моря и узурпировавших власть в старых микенских полисах, то здесь, скорее всего, мы имеем место древними восточносредиземноморскими племенами мореплавателей. «Богорожденные» нашли свое отображение в мифах и легендах, с их имен начинались династии эллинских царей, живших уже в Классическую эпоху.

Поль Фор о типе, отображенном на посмертных масках царей из «богорожденных» династий:

«Кое-какие отступления от распространенного типа на золотых масках из могильников позволяют увидеть и другие физиономии, особенно интересна одна - почти круглая, с более мясистым носом и сросшимися у переносицы бровями. Такие лица нередко встречаются в Анатолии, а еще чаще - в Армении, словно нарочно желая дать обоснование легендам, согласно которым из Малой Азии в Грецию перебралось немало царей, цариц, наложниц, мастеров, рабов и солдат»

Следы их присутствия можно найти среди населения Киклад, Лесбоса и Родоса.

А. Пулянос об Эгейском антропологическом комплексе:

«Он выделяется темной пигментацией, волнистыми (или прямыми) волосами, средним ростом волос на груди, выше средним ростом бороды. Здесь несомненно сказывается влияние переднеазиатских элементов. По цвету и форме волос, по росту бороды и волос на груди по отношению к антропологическим типам Греции и Передней Азии, эгейский тип занимает промежуточное положение»

Также подтверждение экспансии мореплавателей «из-за моря» можно найти и в данных дерматолгифики :

«Различают восемь типов отпечатков, которые без труда можно свести к трем основным: дуговые, петельчатые, мутовчатые, то есть такие, чьи линии расходятся концентрическими кругами. Первая попытка сравнительного анализа, сделанная в 1971 году профессорами Ролом Астромом и Свеном Эрикесоном на материале двухсот экземпляров микенской эпохи, оказалась обескураживающей. Она показала, что для Кипра и Крита процент дуговых отпечатков (5 и 4% соответственно) - тот же, что и у народов Западной Европы, например Италии и Швеции; процент петельчатых (51%) и мутовчатых (44,5%) очень близок к тому, что мы видим у народов современных Анатолии и Ливана (55% и 44%). Правда, остается открытым вопрос о том, какой процент среди ремесленников Греции составляли азиатские эмигранты. И все-таки факт остается фактом: исследование отпечатков пальцев выявило две этнические составляющие греческого народа - европейскую и ближневосточную»

Подходя к более детальному описанию населения Древней Эллады – К. Кун о древних эллинах (из работы «Расы Европы»)

«…В 2000 г. до н.э. здесь присутствовали, исходя из культурологической точки зрения, три основных элемента греческого населения: местные неолитические средиземноморцы; пришельцы с севера, с Дуная; кикладские племена из Малой Азии.

Между 2000 г. до н.э и эпохой Гомера Греция трижды испытала нашествия: (a) племена культуры Шнуровой керамики, которые пришли с севера позднее 1900 г. до н.э., и которые, по мнению Майрса, принесли индо-европейский базис греческого языка; (b) минойцы с Крита, которые дали «древнюю родословную» династиям правителей Фив, Афин, Микен. Большинство из них вторглись в Грецию позднее 1400 г. до н.э. © «богорожденные» завоеватели, такие как Атрей, Пелоп и т.д., которые пришли из-за Эгейского моря на кораблях, усвоили греческую речь и узурпировали трон, женившись на дочерях минойских царей…»

«Греки великого периода Афинской цивилизации были результатом смешения различных этнических элементов, а поиски истоков греческого языка продолжаются…»

«Скелетные останки должны пригодиться в процессе реконструкции истории. Шесть черепов из Айас Космас, возле Афин, представляют собой весь период смешения неолитических, «дунайских» и «кикладских» элементов, между 2500 и 2000 гг. до н.э.. Три черепа являются долихоцефальными, один – мезоцефальный, а два – брахицефальные. Все лица узкие, носы – лепторриные, орбиты высокие…»

«Средне-элладический период представлен 25 черепами, которые представляют эпоху вторжения пришельцев культуры Шнуровой керамики с Севера, и процесс усиления мощи минойских завоевателей с Крита. 23 черепа – из Асин, а 2 – из Микен. Надо заметить, что населения этого период являются очень смешанным. Только два черепа являются брахицефальными, они оба мужские и оба связаны с низким ростом. Один череп имеет средний размер, высокую черепную коробку, узкий нос и узкое лицо; другие – экстремально широколицые и хамэрриные. Они представляют собой два разных широкоголовых типа, оба из которых можно найти в современной Греции.

Длинные черепа не представляют собой гомогенный тип; некоторые обладают крупными черепными коробками и массивными надбровьями, с глубокими носовыми впадинами, напоминающие мне один из вариантов неолитических долихоцефалов из Лонг Барроу и культуры Шнуровой керамики…»

«Остальная часть часть долихоцефальных черепов, представляют собой средне-элладское население, обладавшее сглаженными надбровьями и длинными носами аналогично жителям Крита и Малой Азии в эту же эпоху…»

«…41 череп поздне-элладического периода, датируются между 1500 и 1200 гг. до н.э., и ведя свое происхождение, например, из Арголиды, должны включать определенны элемент «богорожденных» завоевателей. Среди этих черепов 1/5 – брахицефальные, в основном, кипрского динарского типа. Среди долихоцефальных значительная часть представляет собой трудно-классифицируемые варианты, и меньшее количество – низкорослые средиземноморские варианты. Сходство с северными типами, с типом культуры Шнуровой керамики в частности в эту эпоху кажется более заметным, чем ранее. Это изменение не-минойского происхождения должно быть связанным с героями Гомера»

«…Расовая история Греции в классический период не так детально описана, как в те периоды, что были изучены ранее. Вплоть до начала рабовладельческой эпохи здесь могли быть небольшие популяционные изменения. В Арголиде средиземноморский элемент в чистом виде представлен лишь в одном из шести черепов. В соответствии с данными Кумариса, мезоцефалия доминировала в Греции повсеместно на протяжении Классического периода, и в эллинистическую и в римскую эпоху. Средний цефальный индекс в Афинах, представленных 30 черепами, этого период составляет 75,6. Мезоцефалия отображает смешение различных элементов, средиземноморский среди которых является доминирующим. Греческие колонии в Малой Азии отображают ту же комбинацию типов, что и в Греции . Смесь с малоазийцами должна была быть замаскированный заметным сходством между населением обоих берегов Эгейского моря»

«Минойский нос с высокой переносицей и гибкое тело попали в классическую Грецию в качестве артистического идеала, но портретные изображения людей показывают, что это не могло быть обыкновенным явлением в жизни. Злодеев, смешных персонажей, сатиров, кентавров, гигантов и всех неугодных людей и в скульптуре, и в вазописи показывают как широколицых, курносых и бородатых. Сократ относился к этому типу, схожему с сатиром. Этот альпийский тип можно найти и в современной Греции. А в ранних скелетных материалах он представлен некоторыми брахицефальными сериями.

В целом, удивительно созерцать портреты афинян и посмертные маски спартанцев, столь похожие на современных жителей Западной Европы. Это сходство менее заметно в византийском искусстве, где часто можно встретить образы, похожие на современных жителей Ближнего Востока; но византийцы, в основном, и жили за пределами Греции.
Как будет показано далее (Глава XI), современные жители Греции, как ни странно, практически не отличаются от своих классических предков »

Греческий череп из Мегары:

Следующие данные приводит Лоурен Энджел :

«Все доказательства и предположения противоречат гипотезе Нильссона о том, что Греко-римский упадок связан с увеличением воспроизводства пассивных индивидов, бастардизацией изначально расово чистой знати, а также низким уровнем её рождаемости. Так как именно эта смешанная группа, появившаяся в Геометрический период, дала начало Классической греческой цивилизации»

Анализ останков представителей разных периодов греческой истории, воспроизведенный Энджелом:

Исходя из вышеприведенных данных доминирующими элементами в Классическую эпоху являются: средиземноморский и ирано-нордический.

Греки ирано-нордического типа (из работ Л. Энджела)

«Представители ирано-нордического типа имеют длинные высокие черепные коробки с сильно выступающими затылками, которые сглаживают контур яйцевидного эллипсоида, развитые надбровья, наклоненные и широкие лбы. Значительная высота лица и узкие скулы, в сочетании с широкой челюстью и лбом, создают впечатление прямоугольного «лошадиного» лица. Крупные, но сжатые скулы сочетаются с высокими орбитами, орлиным выступающим носом, длинное вогнутое нёбо, массивные широкие челюсти, подбородки с углублением, хотя и не выступающие вперед. Изначально представители этого типа были как голубоглазыми и зеленоглазыми блондинами и шатенами, так и жгучими брюнетами»

Греки средиземноморского типа (из работ Л. Энджела)

«Классические средиземноморцы имеют тонкокостное телосложение и являются грацильными. У них небольшие долихоцефальные головы, пятиугольные в вертикальной и затылочной проекции; сжатые мышцы шеи, низкие округлые лбы. У них тонкие красивые черты лица; квадратные орбиты, тонкие носы с невысокой переносицей; треугольные нижние челюсти с небольшим выступающим подбородком, едва заметным прогнатизмом и неправильным прикусом, что связано со степенью изнашивания зубов. Изначально они были только ниже среднего роста, с тонкой шеей, брюнеты с чёрными или темными волосами»

Изучив сравнительные данные древних и современных греков, Энджел делает выводы :

"расовая непрерывность в Греции является поразительной”

“Пулянос верен в своих суждениях относительно того, что имеет место быть генетическая непрерывность греков от древности до современности”

Долгое время дискуссионным оставался вопрос влияния северных индоевропейских элементов на генезис греческой цивилизации, поэтому стоит остановиться на нескольких моментах, касающихся именно данной темы:

Следующее пишет Поль Фор :

«Классические поэты, от Гомера до Еврипида, упорно рисуют героев высокими и светловолосыми. Любая скульптура от минойской эпохи и до эпохи эллинизма наделяет богинь и богов (кроме, возможно, Зевса) золотистыми локонами и сверхчеловеческим ростом. Это скорее выражение идеала красоты, физического типа, не встречающегося среди простых смертных. И когда географ Дикеарх из Мессены в IV веке до н. э. удивляется белокурым фиванцам (крашеным? рыжим?) и восхваляет мужество светловолосых спартиатов, он лишь подчеркивает таким образом исключительную редкость блондинов в микенском мире. И в самом деле, на немногочисленных дошедших до нас изображениях воинов - - будь то керамика, инкрустация, стенная роспись Микен или Пилоса. мы видим мужчин с черными, слегка вьющимися волосами, и их бороды - в тех случаях, если таковые есть, - черны, как агат. Не менее темны волнистые либо кудрявые волосы жриц и богинь в Микенах и Тиринфе. Широко открытые темные глаза, длинный тонкий нос с четко намеченным, а то и мясистым кончиком, тонкие губы, очень светлая кожа, относительно маленький рост и стройная фигура - все эти черты мы неизменно находим на египетских памятниках там, где художник стремился запечатлеть «народы, что живут на островах Великой (Сугубой) Зелени». В XIII, как и в XV веке до н. э., большая часть населения микенского мира принадлежала к древнейшему средиземноморскому типу, тому самому, что сохранился во многих регионах и по сию пору»

Л. Энджел

«нет никаких оснований предполагать, что ирано-нордический тип в Греции был столь же светлопигментированным, как и нордический в северных широтах»

Дж. Грегор

«…Как латинский «флави», так и греческий «ксантос», так и «хари» - обобщенные термины со множеством дополнительных значений. «Ксантос», который мы смело переводим как «блондин», использовался древними греками, чтобы определять «любой цвет волос, за исключением чёрного как уголь, и цвет этот был по всей вероятности не светлее, чем тёмно-каштановый» ((Вэйс, Кейтер) Серджи)…»

К. Кун

«…мы не можем убедиться в том, что весь доисторический скелетный материал, который кажется северо-европеоидным в остеологическом смысле, был связан со светлой пигментацией»

Бакстон

«В отношении ахейцев мы можем говорить о том, что, кажется, нет никакого основания для того, чтобы подозревать присутствие северо-европеоидной составляющей»

Дебец

«В составе населения Бронзового века мы вообще находим те же самые антропологические типы как в современном населении, лишь с другим процентным соотношением представителей тех или иных типов. Мы не можем говорить о смешении с северной расой»

К. Кун, Л. Энджел, Бейкер и, позднее, Арис Пулянос придерживались того мнения, что индоевропейский язык были принесен в Грецию вместе с древними племенами Центральной Европы, вошедшими, в качестве составного элемента, в состав дорийских и ионийских племён, ассимилировавших местное пеласгическое население.

Указания на этот факт мы можем найти и у античного автора Полемона (жившего в эпоху Адриана):

«Те, кто сумел сохранить эллинскую и ионийскую расу во всей ее чистоте (!) - мужчины довольно рослые, широкоплечие, статные, ладно скроенные и довольно светлокожие. Волосы у них не совсем светлые (то есть светло-каштановые или русые), относительно мягкие и слегка волнистые. Лица широкие, скуластые, губы тонкие, нос прямой и блестящие, полные огня, глаза. Да, глаза греков - самые красивые на свете»

Данные черты: крепкое телосложение, средний или высокий рост, смешанная пигментация волос, широкие скуластые лица указывают на центральноевропейский элемент. Схожие данные можно найти и Пуляноса, по результатам исследований которого центральноевропейский альпийский тип в некоторых регионах Греции имеет удельный вес 25-30%. Пулянос исследовал 3000 человек из различных регионов Греции, среди которых наиболее светло-пигментированным является Македония, но, в то же время, цефальный индекс составляет там 83,3, т.е. на порядок выше, чем во всех остальных регионах Греции. В Северной Греции Пулянос выделяет западномакедонский (северопиндский) тип, он наиболее светлопигментированный, является суб-брахицефальным, но, в то же время, схож совпадает с элладской антропологической группой (центральногреческий и южногреческий тип).

В качестве более или менее наглядного примера западномакедонского комплекса черт – болгароязычный македонец:

Интересными является и пример светловолосых персонажей из Пеллы (Македония)

В данном случае герои изображены златовласыми, бледными (в отличие от простых смертных, трудящихся под палящим солнцем?), очень высокорослыми, с прямой линией профиля.

В сравнение с ними - изображение отряда гипаспистов из Македонии:

На изображении героев мы видим подчеркнуту сакральность их образа и черты, максимально отличные от "простых смертных", воплощением которых являются воины-гипасписты.

Если же говорить о произведениях живописи, то актуальность их сравнения с живыми людьми сомнительна, так как создание реалистических портретов начинается лишь с 5-4 в. до н.э. – до этого периода доминирует изображение черт, встречающихся относительно редко среди людей (абсолютно прямая линия профиля, тяжелый подбородок с мягким контуром и т.д.).

Впрочем, сочетание этих черт является не фантастикой, а идеалом, модели для создания которого были немногочисленными. Некоторые параллели для сравнения :

В 4-3 вв. реалистические изображения людей начинают приобретать широкое распространение – некоторые примеры:

Александр Великий (+предполагаемая реконструкция облика)

Алкивиад / Фукидид / Геродот

На скульптурах эпохи Филиппа Аргеада, завоеваний Александра и в Эллинистический период, которые отличаются более высокой, чем в ранние периоды, реалистичностью, доминирует атланто-средиземноморский (“basic white” в терминологии Энджела) тип. Возможно это антропологическая закономерность, а возможно и совпадение или же новый идеал, под который подводились черты изображенных личностей.

Атланто-средиземноморский вариант , характерный для Балканского полуострова:

Современные греки атланто-средиземноморского типа:

Исходя из данных К. Куна, атланто-средиземноморский субстрат, в значительной степени, присутствует в Греции повсеместно, а также является базовым элементом для популяций Болгарии и Крита. Энджел также позиционирует данный антропологический элемент, как один из наиболее преобладающих в населении Греции, как на протяжении истории (см. таблицу), так и в современную эпоху.

Античные скульптурные изображения, отображающие черты вышеуказанного типа:

Эти же черты отчетливо заметны на скульптурны изображениях Алкивиада, Селевка, Геродота, Фукидида, Антиоха и других представителей Классической эпохи.

Как уже было сказано выше, этот элемент домирует и среди населения Болгарии :

2) Гробница в Казанлыке (Болгария)

Здесь заметны те же черты, что и на предыдщих росписях.

Фракийский тип по Арису Пуляносу:

«Из всех типов юговосточной ветви европеоидной расы фракийский тип наиболее мезокефальный и узколицый. Профиль спинки носа прямой или выпуклый (у женщин часто вогнутый). Положение кончика носа горизонтальное или поднятое. Наклон лба почти прямой. Выступание крыльев носа и тощина губ средние. Кроме Фракии и восточной Македонии, фракийский тип распространен в турецкой Фракии, на западе Малой Азии, частично среди населения Эгейских островов и, по-видимому, на севере, в Болгарии (в южных и восточных районах). Ближе всего этот тип стоит к центральному, особенно к его фессалийскому варианту. Он может быть противопоставлен как эпирскому, так и переднеазиатскому типам, и назван юго-западным…»

И Греция (за исключением Эпира и Эгейского архипелага), как зона локализации цивилизационного центра Классической эллинской цивилизации, и Болгария, за исключением северо-западных регионов, как этническое ядро древнефракийской общности), представляют собой относительно высокорослые, тёмнопигментированные, мезоцефальные, высокоголовые популяции, чья специфика укладывается в рамки Западносредиземноморской расы (см. Алексеева).

Карта мирной греческой колонизации 7-6 вв. до н.э.

В течение экспансии 7-6 вв. до н.э. греческие колонисты, покинув перенаселенные полисы Эллады, принесли зерно классической греческой цивилизации едва ли не вовсе части Средиземноморья: Малая Азия, Кипр, Южная Италия, Сицилия, черноморское побережья Балкан и Крыма, а также появление немногочисленных полисов в Западном Средиземноморье (Массилия, Эмпория и т.д.).

Помимо культурного элемента эллины принесли туда и «зерно» своей расы – генетический компонент, выделенный Кавалли Сфорца и связанный с зонами наиболее интенсивной колонизации:

Этот элемент заметен и при кластеризации населения Юго-Восточной Европы по Y-DNA маркерам:

Концентрация различных Y-DNA маркеров в населении современной Греции:

Greeks N=91

15/91 16.5% V13 E1b1b1a2
1/91 1.1% V22 E1b1b1a3
2/91 2.2% M521 E1b1b1a5
2/91 2.2% M123 E1b1b1c

2/91 2.2% P15(xM406) G2a*
1/91 1.1% M406 G2a3c

2/91 2.2% M253(xM21,M227,M507) I1*
1/91 1.1% M438(xP37.2,M223) I2*
6/91 6.6% M423(xM359) I2a1*

2/91 2.2% M267(xM365,M367,M368,M369) J1*

3/91 3.2% M410(xM47,M67,M68,DYS445=6) J2a*
4/91 4.4% M67(xM92) J2a1b*
3/91 3.2% M92 J2a1b1
1/91 1.1% DYS445=6 J2a1k
2/91 2.2% M102(xM241) J2b*
4/91 4.4% M241(xM280) J2b2
2/91 2.2% M280 J2b2b

1/91 1.1% M317 L2

15/91 16.5% M17 R1a1*

2/91 2.2% P25(xM269) R1b1*
16/91 17.6% M269 R1b1b2

4/91 4.4% M70 T

Следующее пишет Поль Фор:

«Несколько лет группа ученых из Афин - В. Балоарас, Н. Константулис, М. Пайдусис, X. Сбарунис и Арис Пулианос, - изучая группы крови молодых призывников греческой армии и состав костей, сожженных в конце микенской эпохи, пришла к двойному заключению о том, что бассейн Эгейского моря демонстрирует поразительное единообразие в соотношении групп крови, а немногие исключения, зафиксированные, скажем, в Белых горах Крита и в Македонии, находят соответствие у ингушей и других народов Кавказа (в то время как по всей Греции группа крови «В» приближается к 18%, а группа «О» с небольшими колебаниями - к 63%, здесь они отмечаются куда реже, причем последняя порой падает до 23%). Это следствие древних миграций внутри стабильного и до сих пор преобладающего в Греции средиземноморского типа »

Y-DNA маркеры в населении современной Греции:

mt-DNA маркеры в населении современной Греции:

Аутосомные маркеры в населении современной Греции:

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Стоит сделать несколько выводов:

Во-первых , Классическая греческая цивилизация, сформировавшаяся в 8-7 вв. до н.э. включила в себя разнообразные этно-цивилизационные элементы: минойские, микенские, анатолийские, а также влияние северо-балканских (ахейских и ионийских) элементов. Генезис цивилизационного ядра Классической цивилизации представляет собой совокупность процессов консолидации вышеуказанных элементов, а также их дальнейшей эволюции.

Во-вторых , расогенетическое и этническое ядро Классической цивилизации сформировалось в результате консолидации и гомогенизации различных элементов: эгейских, минойских, северобалканских и анатолийских. Среди которых доминирующим был автохтонный восточносредиземноморский элемент. Эллинское «ядро» сформировалось в результате сложных процессов взаимодействия между вышеуказанными элементами.

В-третьих , в отличие от «римлян», которые были по сути политонимом («римлянин=гражданин Рима»), эллины сформировали уникальную этническую группу, сохранившую родственную связь с древним фракийским и малоазийским населением, но ставшую расогенетическим базисом для совершенно новой цивилизации. Исходя из данных К. Куна, Л. Энджела и А. Пуляноса, между современными и древними эллинами существует линия антропологической преемственности и «расовой непрерывности», которая проявляется как в сравнении между популяциями в целом, а также в сравнении между конкретными микро-элементами.

В-четвертых , несмотря на то, что многие люди имеют оппозиционное мнение, Классическая греческая цивилизация стала одним из базисов для Римской цивилизации (наравне с этрусской составляющей), отчасти предопределив тем самым дальнейший генезис Западного мира.

В-пятых , помимо влияния на Западную Европу, эпоха походов Александра и войн Диадохов смогла дать начало новому Эллинистическому миру, в котором тесно переплелись различные греческие и ориентальные элементы. Именно Эллинистический мир стал плодородной почвой для появления Христианства, его дальнейшего распространения, а также появления Восточно-Римской христианской цивилизации.

"В западных районах Средиземноморья преимущественно концентрируются народы, антропологический облик которых и послужил основанием для выделения средиземноморской расы (испанцы, португальцы, французы и итальянцы , особенно из южных регионов). Можно сказать, что антропологические особенности этих народов относительно нейтральны и выражают характерные свойства средиземноморского комплекса, так сказать в чистом виде. Это тёмнопигментированное население, преимущественно среднего роста, отличающееся сравнительно небольшими размерами лица и сильной выраженностью европеоидных особенностей. На фоне этого стандартного комплекса для западных регионов Средиземноморья выделяются локальные варианты, специфика которых, однако, невелика и легко укладывается в рамки вариаций рассматриваемой группы популяций (обзор см.: Coon, 1939; Дебец, Трофимова, Чебоксаров, 1951). Чтобы подчеркнуть территориальное местоположение этой группы, целесообразно назвать ее западносредиземноморской ...

К той же группе популяций относится частично и население восточной части Средиземноморского бассейна. Во всяком случае многие популяции Румынии (Necrasov, 1940) и Молдавии (Шлугеп, 1936; Левман, 1950) обнаруживают в совершенно четкой форме западносредиземноморское сочетание признаков. Аналогичное сочетание является преобладающим и у болгар (Попов, 1959; Poulianos, 1966). Поэтому употребляя термин «западносредиземноморская» по отношению к этой группе популяций, следует отчетливо представлять себе, что речь идет не о берегах Средиземного моря в узком смысле слова, а средиземноморской области в целом. Этим оправдывается включение в эту группу и отдельных этнических групп западных районов Кавказа или во всяком случае возможность рассматривать их как переходные от западносредиземноморской группы популяций к следующей группе – балкано-кавказской. В наиболее полном исследовании М.Г. Абдулешвили (1964), посвященном антропологическому составу народов Кавказа и их месту в расовой систематике, западнокавказские народы и рассматриваются как более или менее чистые представители средиземноморской расы в узком значении этого термина, т.е. западносредиземноморской группы популяций по нашей терминологии в нашем понимании."

(с) В. П. Алексеев

Стоит отметить, что В.В. Бунак в более подробном описании населения Южной Европы выделяет внутри Средиземноморской (Средиземно-Балканской) расы 5 антропологических комплексов: Нижнедунайский (Балкано-понтийский); Южноаппенинский ; Иберийский ; Эгейский ; Лигурийско-Лионский , специфика которых укладывается в рамки данной группы...Также, по совокупности признаков, Бунак сближает население Анатолии именно с южноевропейскими популяциям.

Физические характеристики Средиземно-балканской группы популяций:

Цвет волос – тёмный или чёрный
Цвет глаз – карий
Рост волос на груди у мужчин – сильный
Длина тела – средняя
Форма головы – мезокефальная
Ширина лица – малая или средняя
Форма носа – прямая или выпуклая

Представители данной группы популяций: испанцы, португальцы, баски, каталонцы, южные французы, итальянцы, греки, болгары, румыны, македонцы, а также некоторые территориальные группы албанцев.

Человек внешних эффектов. Средиземноморская раса

Тот, кто нравится и живет тем, что нравится, даже не вполне осознанно, ориентируется на партнера, которому нравится. Желание нравиться заключает в себе элемент театральности, спектакля, устраиваемого перед зрителем.

Говорить так значит представлять вещи еще слишком плоско, словно речь идет об одном желании нравиться, которое может быть присуще человеку любой расы, в том числе и нордической. Но здесь речь идет о чем-то более глубоком: слово «нравиться» легко ассоциируется у нас с пустой видимостью, что объясняется нашими установками на ценности действия. При этом от нас ускользает, что в желании нравиться может сформироваться настоящая ценность: желание дарить и приносить счастье. Более того: совершать богослужение в совершенно особом стиле В одной французской поэме XII в. благочестивый фокусник приносит в жертву Богородице свои лучшие фокусы, чтобы порадовать ее То, что спектакль, разыгранный человеком, может быть подарком, способным осчастливить и божество, и потому является высшей ценностью, такой взгляд на Бога чужд германскому миру.

Здесь действует внутренний закон средиземноморской расы Только с этой точки зрения становится полностью понятной роль красоты в верованиях Древней Греции В этом же заключается и богослужение: такая жертва должна стать «отрадой глаз» для божества.

Если мы поищем термин, чтобы определить суть человека этого типа в его наивысшей ценности, пронизывающей все его существо, то это должно быть слово, ясно указывающее на такой приносящий счастье момент игры перед зрителем, который тоже участвует в спектакле, момент, в который переживания этого человека достигают кульминации. Поэтому мы сознательно говорим о человеке внешних эффектов как о человеке, дарующем радость

Доброта это свойство характера. Она присуща отдельным людям, а не духовным формам как таковым и не расам. Есть много людей средиземноморской расы, в которых нет и следа доброты. Они могут устраивать пустую игру пустыми формами, чтобы потешить собственное тщеславие. Но по необходимости и в этом случае сохраняется зависимость от возможных зрителей, а посему и забота о произведенном эффекте может быть, единственная забота, которая гнетет человека этого типа <…>

Вывод, будто эти люди всегда усложняют простые вещи, будет неправильным. К усложнению человеческих отношений, которые по своей природе просты, эти люди склонны лишь в тех случаях, когда теряется связь с природой, а именно в городской жизни. При своих особых способах делать жизнь более утонченной, развитых, очевидно, еще при господстве женщин на древнем Крите, они могут дойти до такой точки, что простые вещи покажутся им пресными и непривлекательными, а «жизнь без заговора тупым тлением неуклюжего сердца». Как все отчужденные от природы люди, они ищут новых развлечений. Разные расы делают это по-разному. Нордический человек из больших городов стремится во время отпуска «на природу», которая воспринимается им совсем иначе, чем человеком, связанным с природой: редкость общения с природой делает ее предметом искусственного наслаждения. Кроме того, у человека действия в городе есть и много других развлечений, но никогда в свободное время он не выйдет за рамки целесообразности, просто ради игры. Хитроумные выдумки как самоцель ему смешны. А для человека внешних эффектов они могут быть всерьез воспринимаемой потребностью, если благодаря им расслабляющая игра может обрести новую прелесть <…>

Все отношения человека внешних эффектов с товарищами и вообще с другими людьми определяются тем, могут ли они быть партнерами по игре

Партнер должен быть одновременно и зрителем. Множество партнеров равнозначно множеству зрителей, что увеличивает прелесть игры. Вся жизнь человека внешних эффектов сплошной спектакль перед множеством зрителей, принимающих в нем участие. Его мир как бы окружен трибунами, и желательно, чтобы они были заполнены. Этот замкнутый круг его игровое пространство Жизнь в одиночестве, творчество, оцениваемое лишь самим собой и ради самого творчества, одним словом, жизнь без аплодисментов это для него не жизнь. Для него нет, в отличие от человека действия, «духа» как такового без связи с трибунами <…>

<…> Нордическая и средиземноморская расы, одна для другой это то, о чем каждая из них мечтает, но чем не может стать.

Из книги Раса и душа.Смысл телесных форм автора Клаусс Людвиг Фердинанд

Человек действия. Нордическая раса <…> Мы описываем линии головы такими словами, как устремленная вперед, сильно приподнятая, вырывающаяся, с размахом, выступающая, с четкими контурами, узкая, четко обрисованная, стройная. Все эти слова указывают на движение вперед или

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

Человек откровения. Пустынная раса Когда мы рассмотрели в целом и в отдельных чертах нордическую форму и вдумались в смысл ее телесного проявления, мы поставили рядом с ней другую форму и назвали ее в соответствии с обнаруженным в ней смыслом формой человека внешних

Из книги О подражании Христу автора Кемпийский Фома

Человек избавления. Переднеазиатская (алародийская, арменоидная) раса <…> «Прирожденный еврей еще сам должен сделать из себя еврея» (Велльгаузен). Быть «хорошим евреем» значит, собственно, также осилить и изучить огромный материал религиозных знаний еврейской

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

Человек, уходящий в себя. Восточная (альпийская) раса <…> В чертах этого типа мы не находим четких линий, как у человека действия, человека внешних эффектов, а в своеобразной мимолетности и у человека откровения; нет здесь и тяжелой плоти, нуждающейся для оформления в

Из книги Славянские Боги Олимпа [Историко-лингвистический очерк] автора Мирошниченко Ольга Федоровна

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Глава 38. О добром поведении во внешних делах и о прибежище к Богу в опасностях Сын мой, надо тебе прилежно стремиться к тому, чтобы во всяком месте, какое бы ни было у тебя дело или внешнее занятие, был ты внутренне свободен и сам у себя во власти: чтобы все у тебя было? а не ты

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

Из книги Мифы о Китае: все, что вы знали о самой многонаселенной стране мира, – неправда! автора Чу Бен

Из книги История и культура гуннов автора Менхен-Хельфен Отто

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2 автора Коллектив авторов

Класс и раса Когда данная книга находилась еще на стадии проекта, почти каждый, с кем я говорила о ней, спрашивал, намерена ли я посвятить главу понятию «класс». Я изначально считала, что писать отдельную главу о классе нецелесообразно: класс как реалия присутствует во

Из книги Метаморфозы в пространстве культуры автора Свирида Инесса Ильинична

Из книги Сага о Великой Степи автора Аджи Мурад

Из книги автора

Л. С. Гавриленко, И. А. Григорьева, А.В. Грибанов, О. Г.Новикова Применение комплекса микроаналитических методов для исследования состава материалов и продуктов их деградации под воздействием внешних неблагоприятных факторов Проблема влияния окружающей среды на предметы

Из книги автора

Глава 2 «Человек естественный» и «человек играющий» в садовом пространстве В поисках себя. – Неестественность «естественного человека». Идеальный владелец сада. – Естественность, утопизм, театральность. – Игра и иллюзия. – Амплуа. – Человек на садовой

Из книги автора

Четвертая раса человечества «Жители кумыцкого аула Таш-Кичу, питавшие большое уважение к Хаджи-Мурату и много раз приезжавшие в укрепление, чтобы только взглянуть на знаменитого наиба, – писал Толстой, – за три дня до отъезда Хаджи-Мурата послали к нему послов просить

Средиземноморская расовая зона без разрывов простирается от Испании через Гибралтарский пролив в Марокко, а оттуда на восток в Индию. Ее ветвь расширяется далеко на юг по обеим сторонам Красного моря в южную Аравию, эфиопские нагорья и Африканский Рог. Из трех главных средиземноморских подрас, которые содержит эта зона, самая распространенная, самая центральная, самая высокоразвитая, и самая типично средиземноморская – это центральная средиземноморская форма, лучше всего представленная скелетами додинастических египтян. Сегодня самая большая единая область, в которой в самой чистой форме обнаружен этот промежуточный средиземноморский расовый тип умеренных размеров, – это Аравийский полуостров.

Аравия, примерно пятнадцать сотен миль длиной и тысячу шириной, обладает большой массой земли, но малым населением. Из-за засушливости большой пустыни Руб-эль-Хали и большой части севера вся страна может поддерживать проживание не больше шести миллионов людей, из которых по меньшей мере половина живет в небольшой плодородной юго-западной части – королевстве Йемен.

Изучение предыстории Аравии только лишь началось. Однако известно, что во время плювиальных периодов плейстоцена Пустое Место (Empty Quarter) было плодородным плато, через которое большие потоки прорубили широкие и глубокие вади (высохшие русла рек); и что его населяли люди по меньшей мере с ашельского времени. Со времени послеледникового высушивания этой части мира Аравия могла служить vagina gentium, лоном народов, извергая в другие регионы массы населения, которое она не могла более прокормить. В легендарные и исторические времена эта роль продолжилась: древние скитания евреев, заселение эфиопских нагорий колонистами из Хадрамаута, великая экспансия арабов в ранние мусульманские времена – все это может служить примерами.

Современная Аравия делится на несколько королевств, каждое из которых занимает отдельную географическую область. Самое большое – Саудовская Аравия – включает в себя Нежд, Хазу, Хиджаз и Асир – другими словами, все регионы севернее и западнее Руб-эль-Хали. Нежд занят смешанным населением пастухов-кочевников и земледельцев, из которых первые более многочисленны. Жители Нежда составляют естественное единство с племенами Трансиордании и Сирийской пустыни. Северная граница Аравии в этническом смысле не совпадает с ее нынешней политической границей, а является линией, окаймляющей край так называемого плодородного полумесяца. В северную Аравию нужно включить такие племена, как рувалла, шаммар и ховейтат. Хиджаз, включающий священные города Мекку и Медину, содержит оседлое население, занимающееся земледелием и торговлей, а богатство, приносимое ежегодными толпами пилигримов из всего исламского мира, во многом помогает поддерживать население этой священной области. Асир – самая южная и самая последняя вошедшая в состав страны часть Саудовской Аравии – это горная область, занятая по большей части земледельцами, этнически родственными скорее Йемену, чем северу.



Королевство Йемен ограничено на севере примерно 17-й параллелью северной широты; на западе – Красным морем; на юге – британским протекторатом Аден; а на востоке – юго-западным краем Пустого Места. Оно состоит из двух главных частей – узкой береговой равнины и плато, плавно спускающегося на восток с эскарпа высотой 10 000 футов. Это плато весьма плодородное и содержит многочисленное земледельческое население. На северной и восточной границе оно постепенно переходит в пастушескую местность, а на юге сливается с этнической общностью Хадрамаута. Восточная часть этого плато когда-то была весьма заселенным регионом, так как здесь находился трон трех великих королевств Маан, Катабан и Саба. Эта страна частично держалась на земледелии, основанном на экстенсивных ирригационных проектах, а частично – на сборах с караванов с ладаном, проходивших через них на пути на север.

К западу от Йемена лежит Вади-Хадрамаут – узкая полоска плодородной долины, отделенной от Аденского залива массой почти свободных от растительности гор. На востоке от Хадрамаута лежит Дхофар, окруженный горами Квара; этот небольшой полукруг земли сохраняет буйную растительность, вызванную к жизни постоянными ливнями, приносимыми юго-восточными муссонами. Из всей южной Аравии только он сохраняет плейстоценовый климат, в прошлые времена сделавший этот регион плодородной землей. К северо-востоку от великой пустыни, действующей как гигантский барьер, отделяющий эти королевства, лежит Оман – горная страна, в которой практикуется земледелие, и которая отмечена морской активностью и экспортом фиников.

Население Аравии можно разделить на две общие группы: собственно арабы и аборигены Хадрамаута, территории Дхофара и острова Сокотра. Принадлежащие к первой категории почти без исключения представляют собой средиземноморскую расу, и именно эту группу мы рассматриваем в поисках чистой средиземноморской формы. С другой стороны, Хадрамаут содержит изменчивое население с по меньшей мере четырьмя социальными и этническими элементами. Они включают бедуинов, живущих в меньших пограничных долинах и в долинах между собственно Хадрамаутом и Аденским заливом. Это стройные люди с небольшими головами, вьющимися волосами и чертами лица, которые частично роднят их с большой веддоидной группой человечества. В расовом отношении они находятся на границе белой расы.

Вторая группа состоит из племен, населяющих собственно долину Хадрамаут; они прослеживают свои корни до Йемена и других частей Аравии. Предки этих племен, видимо, пришли в Хадрамаут в доисламские времена. В дополнение к этим древним иммигрантам существует класс ремесленников, утверждающих о своем происхождении из различных частей арабского мира, и, как высший слой, группа саидов – потомков пророка, составляющих жреческую аристократию. С расовой точки зрения население Хадрамаута включает как веддоидные, так и средиземноморские элементы. В более поздние времена из Африки было ввезено большое количество рабов, что еще более увеличило эту расовую сложность.

В Махре, Дхофаре и на острове Сокотра сохранились доарабские семитские языки. Это мари, на котором говорят махра и сокотрийцы, и шахари, на котором говорят люди, живущие в холмах за Дхофаром. Другие древние семитские диалекты кажутся родственными этим двум языковым группам. Махра и население, живущее непосредственно за Дхофаром, принадлежат по большей части к тому же общему расовому типу, что и бедуины Хадрамаута, и составляют его более ярко выраженное ядро.

Происхождение этого несредиземноморского, частично веддоидного населения южной Аравии неясно. В культурном плане они обладают многими первобытными чертами, которые позволяют связать их, с одной стороны, с хозяйством таких собирателей, как австралийцы и ведды и, с другой стороны, со скотоводческой культурой тода в Индии и хамитов и банту в Восточной Африке.

Давайте сначала рассмотрим расовые черты йеменцев, живущих на плато, которые, видимо, составляют самое чистое ядро средиземноморской расы в Аравии, изученное до сих пор. Группа из 400 взрослых мужчин с центрального плато и прилегающего эскарпного региона за немногими исключениями принадлежит к однородному средиземноморскому типу. Эта серия взрослых мужчин со средним возрастом 33 года. Средний рост этой группы 164 см – умеренный; он типичен для малой средиземноморской расы, что определено в предыдущих главах.

Эти йеменцы худощавого телосложения; общие наблюдения за их типом конституции показывают, что йеменцы преимущественно лептосомны в 60% случаев и изредка коренасты. Относительная ширина плеч 21,5 меньше, чем у большинства европейских групп; относительный размах рук 102 напоминает чисто нордические группы восточной Норвегии, а относительный рост сидя 51,3 меньше, чем у большинства европейцев. Йеменцы, хотя и невысокие, относительно длинноногие. Их головы умеренных размеров, со средней длиной 188 мм и средней шириной 143 мм, что дает головной указатель 76, лежащий на верхней границе долихоцефалии. Нужно отметить, что хотя форма головы такая же, как и у нордической расы, длина и ширина головы значительно меньше. Лицевые диаметры соответственно узкие: средняя наименьшая ширина лба составляет 102 мм, скуловой диаметр – 132 мм, а бигониальный – 101 мм. Эти размеры у́же, чем встреченные нами в Европе. Высота лица 121 мм – умеренная, а верхнюю высоту лица 72 мм нужно считать большой. Она действительно больше, чем у многих европейских групп с бо́льшими черепным и лицевыми объемами. Высота носа 56 мм – такая же большая, как и у большинства нордических групп, а ширина носа 33,5 – небольшая. Лицевой указатель 92 только умеренно лептопрозопен, а верхний лицевой указатель крайне лептенный. Здесь можно видеть дисгармонию между общей высотой лица и бо́льшей верхней высотой лица, что указывает на крайнюю мелкость и хрупкость средиземноморской челюсти. Носовой указатель 61 является крайне лепторинным. Размеры, приведенные выше, могут служить метрическими спецификациями малого средиземноморского расового типа в его самой чистой форме. Далее мы рассмотрим внешние спецификации.

Цвет кожи горцев Йемена на открытых участках лица, рук и ног часто кажется бурым, и типичный диапазон цвета этих участков кожи лежит между № 12 и № 18 по шкале фон Лушана. В более 50% серии цвет этих участков кожи определен как № 15 и темнее. Действительно светлая кожа наблюдалась только в одном случае у человека, редко бывавшего на солнце. Когда наблюдатель проверяет кожу на груди или внутренней стороне рук в тех местах, куда солнце проникает редко, то сразу же видно, что эти люди намного светлее. Цвет этой закрытой кожи в 83% всей серии – смуглый, подходящий в шкале фон Лушана под № 10 и № 11. Более светлые оттенки – № 7 и № 8 – отмечены примерно у 5%, а остальная серия темнее. Ни один исследованный индивид с йеменского плато не был темнее, чем № 18 по Лушану. Васкулярность присутствует у всех, кроме одной пятой части субъектов, но в большинстве случаев она засвидетельствована слабо. Веснушки были найдены только у 1% из всей группы; для чистой средиземноморской расы они нетипичны.

Волосы на голове у йеменцев прямые только в 4% из всей серии, у большинства встречаются умеренные волны, а у 20% волосы можно классифицировать как кудрявые. Эта форма волос состоит из широких, открытых локонов, и она такая же, как у доминирующей формы среди веддоидных аборигенов Хадрамаута. Негроидные волосы в этой группе не встречаются. Эти волосы средней структуры в 80% серии и тонкие у остальных. Волосы на лице по большей части обильны, а облысение встречается редко. Только 14% из всей группы демонстрировали какие-либо признаки облысения, кроме патологической парши. Борода небольшая в более чем 50% серии и редко покрывает всю нижнюю часть лица. Обычно присутствуют безволосые промежутки между концами усов и бородой на подбородке. Волосы на теле, кроме лобка и подмышек, отсутствуют у трети группы, и в целом только умеренно развиты. У меньшинства в 10% наблюдается повышенное оволосение. В целом классический средиземноморский тип характеризуется количеством волос на теле от умеренного до несильного, но не следует заключать, что у отдельных средиземноморцев нельзя найти повышенную степень оволосения.

Цвет волос черный в 90% серии; за исключением одного примера светлых волос и одного рыжих, у остальной группы темно-каштановые волосы. Однако цвет бороды черный только у 75% группы, а остальная четвертая часть разделена на различные оттенки каштанового и рыжего. Рыжая борода видна в 6% йеменской серии, а рыжие волосы на голове найдены только в одном случае. У 12 человек из 400 бороды содержали видимые вкрапления золотисто-каштановых волос. Рыжевато-каштановые бороды встречаются с такой же частотой, как и рыжие. Так как нет никаких свидетельств присутствия пепельно-светлых волос ни на голове, ни в бороде, а золотистые и рыжие оттенки представляют все случаи существующей светлой пигментации, то очевидно, что волосы базового средиземноморского типа, представленного этими йеменцами, содержат значительное количество рыжей пигментации.

Двадцать пять процентов каштановых и светлых бород можно сопоставить с 25% светлых и смешанных оттенков глаз. Однако темно-карие глаза составляют почти половину всей серии, а черные и светло-карие глаза определенно составляют меньшинство. Из смешанных глаз чаще всего встречаются зелено-карие, а темно-смешанные превосходят светло-смешанные. В Йемене не было встречено ни одного случая чисто голубых или серых глаз: самые светлые глаза содержали немного пятнышек коричневого пигмента.

То, что процент бород, содержащих свидетельства светлой пигментации, таков же, как и процент смешанных радужных оболочек, а цвет волос на голове почти всегда черный, наводит на определенные мысли. Так как было бы трудно найти более чистый средиземноморский расовый тип, чем этот, то можно постулировать, что некоторая тенденция к посветлению наличествует примерно в четвертой части этой ветви средиземноморской расы, в других случаях темной, но эта тенденция редко выражается в форме крайне светлой пигментации. По историческим причинам цифра 25% в Йемене слишком велика, чтобы объяснить ее только смешением со сторонним населением.

Внутренние складки века совершенно отсутствуют. Средние складки найдены в примерно 10% серии, а внешние складки присутствуют у других 15%. Таким образом, состояние, обычно считающееся нордическим, существует среди средиземноморцев почти в равной степени. В 15% серии обнаружен легкий наклон глаз вверх, а отверстие между веками обычно умеренное по ширине. Густые брови встречаются в четвертой части серии, а у остальных они от умеренных до средних. Интересно отметить, что сходимость бровей присутствует в 85% группы. Она небольшая в большинстве случаев, но умеренно выражена в 40%. Следовательно, нужно отбросить мысль о том, что по крайней мере эти средиземноморцы не имеют сходящихся бровей. Умеренное количество этой сходимости – это очевидная средиземноморская черта. Надбровные дуги этих йеменцев небольшие у половины группы и умеренные в большинстве другой половины; только около 5% имеют выступающие надбровные дуги, сравнимые с теми, которые так часто можно найти в Северной Европе.

С точки зрения наблюдателя лоб имеет высоту от умеренной до большой; его покатость меньше, чем обычная для нордиков. Отсутствующая или очень легкая покатость обнаружена почти у половины группы, а покатость, сравнимая с покатостью нордиков, составляет другую половину.

Углубление в области переносья обычно небольшое; во многих случаях оно почти отсутствует. Корень носа почти всегда высокий и узкий, переносица выше средней в 60% серии, а типичная ширина от малой до средней. Профиль носа выпуклый в половине группы. Вогнутые профили ограничены 3%, а остальные прямые. Выпукло-вогнутый профиль, так часто встречающийся у некоторых нордических типов, здесь отсутствует. Кончик носа обычно от узкого до среднего. Он обычно горизонтальный или слегка вздернут вверх; наклон вниз обнаружен только у шестой части группы. Крылья носа попеременно средние или суженные, а расширяющиеся книзу только у 2% группы. Ноздри часто принимают форму тонкого овала по контуру и посажены под немного наклонными осями.

В целом форма носа йеменцев вполне постоянная и имеет малую изменчивость. Йеменский нос имеет высокий корень и высокую переносицу; он узкий, с профилем от выпуклого до прямого, и узким, немного приподнятым кончиком, крыльями от сжатых до умеренных, и узкими, немного скошенными носовыми отверстиями. Количество выпуклых носов среди средиземноморцев больше, чем среди нордиков, и средиземноморская группа, представленная этой серией, немного более лепторинна, чем все, кроме самых крайних, нордические группы.

Губы йеменцев умеренной высоты, а толщина губ обычно от узкой до средней. Губы, как правило, только немного вывернуты. Стык губ виден во всей группе. Прогнатизм редок: 9% демонстрируют от легкого до среднего развития его лицевого варианта, а альвеолярный тип ограничен 2%. Здесь нужно помнить, что небольшое количество лицевого прогнатизма – это типично европеоидная и особенно средиземноморская черта, а альвеолярный прогнатизм – это в большей степени негритянская черта. Она, как и другие негроидные черты, практически отсутствует в нагорьях Йемена.

Несмотря на небольшие размеры и узость йеменской нижней челюсти, подбородок выступает умеренно по-европейски в 70% серии. Отчетливо выступающие подбородки, которые можно найти в Северной Европе среди потомков верхнепалеолитического населения, отсутствуют. Эти подбородки средние в трех четвертых случаев, а остающаяся четвертая часть обладает формой, частой среди европейцев. Только один человек из пяти имеет прямой прикус, так часто встречающийся среди средневековых и древних европейских черепов, так как по расположению зубов и общему развитию челюсти йеменцы обладают чертами, уже отмеченными в шумерское время у черепов из Месопотамии.

По бо́льшим размерам лица йеменцы демонстрируют слабое фронтальное выступание скул или вообще его отсутствие, а умеренное поперечное выступание обычно из-за малого развития височной мышцы и общей тонкости мягких тканей лица. Углы нижней челюсти в большинстве случаев от средних до небольших. Затылочное выступание обычно значительно, а уплощение отсутствует или очень невелико у трех четвертых серии, а в остальной четверти так же выражено, как и у большинства нордиков.

Хотя йеменцев плато этого региона, сконцентрированного вокруг Санаа, можно рассматривать как меньшую разновидность средиземноморской расы в ее самой чистой форме, для других частей Йемена это неверно. В южной части горного района поблизости от городов Йерим, Ибб и Таиз видно смешение этого средиземноморского типа с веддоидным типом, типичным для Хадрамаута. Далее, вдоль йеменского берега сельские районы в основном заняты фермерами-негроидами, которых ввозили в качестве сельскохозяйственных рабов, так как климатические условия препятствуют серьезным физическим усилиям белых. Однако существует и меньшинство белых земледельцев, и они частично принадлежат к средиземноморскому типу, описанному выше. Тем не менее, значительное прибрежное население, расположенное в больших городах и приморских деревнях, принадлежит к совершенно иному физическому типу.

Йеменцы прибрежных районов ниже, чем средиземноморцы с плато, со средним ростом только в 160 см. У них меньший размер головы, с очень малой длиной от глабеллы до затылка в 177 мм, высотой черепа только 122 мм и средним головным указателем 84. Их лица шире, чем у населения плато, и очень короткие со средней высотой лица 118 мм. Носовой указатель 64 менее лепторинный, а длина глазной щели намного больше. Это прибрежное население часто имеет грубые прямые волосы; их цвет кожи имеет тенденцию быть темнее, чем у населения плато, их лица более плотные, а их уши выступающие и скошенные.

Это брахицефальное прибрежное население по некоторым метрическим характеристикам сильно напоминает малайцев и индонезийцев, и считается, что в определенных семьях присутствует много малайской крови. С другой стороны, с точки зрения морфологии большинство из них выглядят арменоидами, так как среди них часто встречаются выпуклые носы с толстыми кончиками и покатые лбы. В любом случае, каково бы ни было их происхождение (а оно, без сомнения, смешанное), они представляют собой пришлое население, принесенное в южную Аравию морем, и не имеют связи с первоначальной средиземноморской группой, развивавшейся в нагорьях. Свидетельство их расового влияния можно видеть среди земледельческого населения берега и до определенной степени в южных городах, но пока что они, видимо, не оказали никакого влияния на само плато. Наверное, барьера эскарпа высотой 10 000 футов и сильной разницы в климате достаточно для того, чтобы держать прибрежное население вдалеке от плато, а население плато в то же время только в малой степени проникло в низины с их вредным климатом.

Тщательный наблюдатель может отметить присутствие некоторого количества подтипов в населении йеменского плато. В городах сконцентрировано специфическое, подчеркнуто средиземноморское население с более низким ростом, более узкими и низкими головами, более узкими лицами и носами и более светлым цветом кожи, чем у остальных йеменцев. Городской тип кажется во многом отобранным на профессиональной основе и представляет собой квинтэссенцию средиземноморской расы. Сельское население в целом немного больше, немного более широкоплечее и имеет немного более волнистую форму волос.

Среди племенных и деревенских шейхов и офицеров армии имама можно часто встретить примеры высокого, очень длинноголового и длиннолицего атланто-средиземноморского типа, который, видимо, составляет социально отобранный вариант этой группы. По-нордически выглядящие люди обычно связаны с социальным слоем, откуда набираются гражданские служащие и священники, и это больше чем просто совпадение, что признанные потомки пророка более светлокожи и демонстрируют большее свидетельство светлой пигментации, чем остальное население. Возможно, существовал нордический элемент, связанный со святыми семьями, появившимися в этом регионе из Хиджаза в ранние послеисламские времена.

У нас нет никаких данных из Асира, но вероятно, что обитатели этой горной провинции в большой степени напоминают обитателей йеменских нагорий. Почти нет материала и из Хиджаза, но на основе личных наблюдений можно сказать несколько слов. Сегодня горожане, извлекающие большие прибыли из торговли со странниками и населяющие в основном Джидду, Мекку, Таиф и Медину, являются такой же пестрой и разнородной группой, какую можно найти в Порт-Саиде или Гонолулу. Тысячи яванцев, китайских мусульман, бухарцев из Туркестана, а также индийских мусульман и африканских негров, привлеченные святыми местами, остались здесь. Постоянное население этих городов, вероятно, арабское меньше чем на половину. Пока что эти иностранные элементы несильно смешаны с местным населением, и древние семьи сохранили обособленность от этих чуждых типов, но значимость пришельцев в будущем невозможно преувеличить. В итоге Хиджаз станет местом сильно смешанного населения, состоящего из трех первичных расовых групп – европеоидов, негроидов и монголоидов.

Члены древних семей Хиджаза во многих случаях имеют четко дифференцированный тип, который в своей крайней форме можно описать без труда. Это люди ростом от среднего до высокого; они широкоплечие, длиннотелые, с большим весом, их конституционный тип обладает тенденцией к накоплению как мышц, так и жира. Их головы большие, от мезоцефальных до брахицефальных, их лица как широкие, так и длинные, у их носов часто большие и мясистые кончики. Подбородок выступающий, а нижняя челюсть сильная. Их волосы от темно-каштанового до черного, борода развита сильно, а цвет глаз типично карий, хотя светлые глаза достаточно часты.

Хотя о существовании этого выглядящего по-альпийски хиджазского типа пока что, наверное, рано утверждать на научной основе, его существование будет подтверждено читателями, знакомыми с населением этого региона. Кажется очень вероятным, что люди этого общего типа отправились в Северную Африку с древними мусульманскими завоеваниями, так как этот тип часто встречается среди аристократических семей североафриканских городов, особенно в Фесе, в противоположность остальному населению, которое почти полностью долихоцефально. Было бы глупо рассматривать вопрос о происхождении этого типа в отсутствие метрических данных, но можно быть уверенным, что он не чисто средиземноморского происхождения. Он, вероятно, связан в основном с горожанами и с более древними аборигенными семьями.

Таким же образом у нас нет информации по точному физическому характеру кочевого населения Нежда, но у нас есть корпус информации по некоторому количеству племен, которые пасут своих верблюдов в Трансиордании и в пустынных частях Сирии и Ирака. Среди них заметно племя рувалла, известное из-за сочинений Лоуренса, Мусиля, Расвана и других. Серия из 270 взрослых мужчин из рувалла, измеренных Шенклином, ниже йеменцев, со средним ростом 162 см, но другие племена бедуинов, такие как шаммар, выше, и при движении в регионы на севере рост бедуинов достигает 170 см. Однако в целом рост северных арабов нужно считать ростом от низкого до среднего. Относительный рост сидя 51 среди рувалла согласуется с йеменским и является типичной средиземноморской чертой.

Головы рувалла со средней длиной 192 мм немного длиннее, чем у йеменцев, а головной указатель 75 немного меньше. Лица рувалла со средним скуловым диаметром 130 мм очень узкие. Другие размеры напоминают уже знакомые нам по Йемену. Цвет кожи у рувалла, видимо, в целом несколько темнее, чем у йеменцев. Волосы обычно черные или темно-каштановые, и Шанклином не отмечено ни одного случая частично светлой пигментации, хотя отдельные люди, обладающие ей, были замечены другими наблюдателями. Однако очевидно, что 25% зачаточной светлой пигментации, отмеченные в Йемене, в этом племени отсутствуют, хотя Филд обнаружил еще большую долю среди шаммар.

Среди рувалла есть два легко различимых типа: больший тип, с более широким лицом и прямым носом, от среднего до широкого, определенно напоминающий аборигенное население Хадрамаута и Дхофара; и то, что может быть описано как более утонченный тип, к которому принадлежит большинство семей шейхов. Он более узколицый и узконосый, с часто вогнутым или крючковатым профилем носа. Этот ястребинолицый тип арабского аристократа известен лучше, чем другой тип, но, вероятно, он менее многочисленный. Он достигает крайней персонификации в старом воине шейхе Ауда Абу Тайи, чьи черты лица известны тысячам из-за сделанного углем портрета, опубликованного в книге Лоуренса «Семь столпов мудрости».

Самой чистой средиземноморской группой в северной Аравии является группа солуббиев, или слейбов. Это загадочные люди-изгнанники, скитающиеся небольшими семейными группами от лагеря к лагерю, занимающиеся охотой, работой с кожей и лужением для бедуинов. Презираемое положение слейбов можно понять из их оборванной одежды, небольших шатров и того факта, что у них нет верблюдов и им нельзя ездить на лошадях. Однако они считаются истинными аборигенами пустыни и знают больше о ее топографии и могут выжить в ней при бо́льших трудностях, чем любой другой народ. Измерения, проведенные д-ром Генри Филдом на серии этих разбросанных людей, показывают, что они близки к стандарту йеменского плато и выглядят более светлокожими и менее по-дравидски, чем обычные бедуины.

Происхождение пасущих верблюдов бедуинов с их длинными генеалогиями и сложной социальной структурой долго было проблемой для этнологов. Хотя здесь нет места для длинного исследования этого предмета, автор полагает, что скотоводческий комплекс бедуинов не является отпрыском культуры скотоводства южной Аравии, в свою очередь тесно связанной с аналогичным комплексом Индии и Восточной Африки. Вероятно, что с наступающей засухой и коллапсом древних цивилизаций южной Аравии одно или больше племен и семей йеменского и веддоидного происхождения двинулись на север из Нежрана в Нежд и сирийскую пустыню, перенеся экономические аспекты своей культуры скотоводства на своих верблюдов, а социальные аспекты на своих кобыл. Согласно этой гипотезе, слейбы и социально низшие племена, не относящиеся к племенному союзу Анейза, разводящие как овец, так и верблюдов, представляют собой более древние элементы населения и являются более чистыми средиземноморцами, чем рувалла.