Давно замечен парадоксальный факт. Влияние внешности человека на становление личности (по Л

И тем не менее не все так просто, возразят мне. Жизнь повернула к капитализму, а это обязывает.

Все так. Но неистребимость мещанина остается и в новом веке. И не только в России. Общество потребления – константа нашего времени. И умение видеть мещанина как собирательный образ бездуховного человека – долг и обязанность наша.

(По В. Огневу)

(1)Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. (2)Жизнь таких известных красавиц, как Елены – царицы Спарты – и Клеопатры, Мэрилин Монро и принцессы Дианы, счастливой не назовешь. (3)Древние объясняли это ревностью и завистью богов. (4)У многих народов считалось, что щедро одарив человека в одном отношении, судьба обязательно обделит его в чем-нибудь другом. (5)Отсюда распространенное убеждение, будто красивая женщина не может быть умной, а красивый мужчина изнежен, ненадежен и тоже, скорее всего, глуповат.

(6)С точки зрения психологии некоторые основания для этого есть. (7)Красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием и привыкшие легко добиваться своего, часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого. (8)Когда они молоды и неотразимы, им сходит с рук черствость, эгоизм, высокомерие, они без труда покоряют сердца и имеют множество поклонников. (9)Но мало у кого достанет сил и желания терпеть такого человека рядом с собой всю жизнь. (10)Впрочем, далеко не всегда за неспособностью внешне привлекательного человека строить прочные отношения стоит злой нрав и нелюбовь к людям. (11)Это может быть просто некая «неотесанность», неразвитость столь необходимых в общении качеств, как такт, чуткость, гибкость. (12)Ведь мы по-настоящему эффективно учимся лишь тому, что нам действительно требуется. (13)Естественно, что человек, который не надеется наладить контакты с окружающими, полагаясь только на свою внешность, будет усерднее и успешнее осваивать тонкую науку межличностных взаимоотношений. (14)Именно здесь следует искать причины многократно обыгранной в литературе и кинематографе ситуации: некогда без памяти влюбленный в красивую стерву мужчина уходит от нее к невзрачной, но понимающей его «серой мышке», или девушка предпочитает самодовольному красавцу не наделенного яркой внешностью, но душевно близкого ей человека.

(15)Что же такое красота – дар или проклятие? (16)Это зависит и от культуры общества, и от самого человека. (17)Ведь давно замечено, что одни люди с годами становятся красивее, а другие теряют свою привлекательность. (18)На лицо накладывает отпечаток жизненный опыт, сумма всех чувств, мыслей и нравственных решений человека. (19)Если бы они были светлыми и достойными, лицо хорошеет, если злыми и мелочными – наоборот. (20)Многим кажется, что именно красоты им не хватает для счастья. (21)»Не родись красивой, а родись счастливой», - возражает народная мудрость. (22)Но похоже, что и то и другое – преувеличение и на самом деле взаимосвязь между счастьем и красотой нельзя определить однозначно.

Как найти и сформулировать проблему,
поднимаемую автором в тексте

Цель урока: научить детей правильно определять проблему предложенного текста и формулировать ее.

Ход урока:

Слайд 1, 2
Орг. момент.

Слайд 3
Лексико – грамматическая разминка.
Что такое проблема? (Дети работают с толковым словарем.)
С существительными в каком падеже сочетается слово «проблема»? (С существительными в Р.п.)
С какими глаголами можно сочетать слово «проблема»? (Дети работают со «Словарем сочетаемости слов русского языка».)
Давайте составим речевые клише для формулировки проблемы.
Что такое проблематика? Чем она отличается от проблемы?

Слайд 4
Орфографическая пятиминутка.
Прочитайте данные слова орфографически. Объясните значение подчеркнутых слов.
Гуманизм, демократия, самоопределение, константа, идеал, преобразователь, чрезмерный, колоссальный, исследован, коллизия, пессимист, экспрессия.
(Константа – постоянная величина в ряду изменяющихся.
Колоссальный – очень большой, огромный.
Коллизия – столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.
Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность.)

Работа по теме урока.
Выполняя задание С, очень важно правильно назвать проблему, поднимаемую автором (К1), т. к. правильная формулировка проблемы помогает дать верный комментарий (К2), точно определить позицию автора(К3) и выразить свое отношение к затронутой проблеме (К4).
Но для того, чтобы сформулировать проблему, ее нужно найти в тексте.
Сайд 5 (9 щелчков)
Помочь в определении проблемы могут ключевые слова, знание сильных позиций текста (обычно проблему автор предъявляет уже в начале текста, часто через вопрос или основную мысль). Можно выйти на проблему и с помощью формальных признаков:
вопросительного предложения;
слова «вопрос»;
частицы НЕ;
союза ИЛИ;

Слайд 6 (3 щелчка)
При определении проблемы, поднимаемой в тексте, необходимо учитывать ее философские, социальные и нравственные аспекты.
Я вам назову некоторые из возможных проблем, но, пожалуйста, не забывайте, что предлагаемый список невелик и все проблемы назвать невозможно. (см. «Раздаточный материал»)

Теперь давайте обратимся к тексту. (Текст 1 в «Приложении».)
Слайд 7
Чтение текста о Домском соборе.
Замечательный текст. Попытаемся понять его.
Слайд 8 (1-й щелчок)
- Начнем с темы. О чем этот текст? (О музыке.)
- Основная мысль? Что сказано об этом о чем? (Под влиянием музыки меняется восприятие окружающего мира, меняется душевное состояние героя.)

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:
Сл. 8 (2-й щелчок)
Сформулируйте ОМ автора в виде простого предложения.
Сл. 8 (3-й щелчок)
а) Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение (этот вопрос можно использовать как формулировку проблемы).
Сл. 8 (4-й щелчок)
б) Переведите сказуемое ОМ в отглагольное существительное (оно может тоже стать формулировкой проблемы; только не забудьте это существительное распространить).

Какой вариант для нас приемлем в работе с данным текстом? (Под а.)
- Сформулируйте проблему. (Как под влиянием музыки у человека меняется восприятие окружающего мира, душевное состояние? Ответ на этот вопрос ищет В. Астафьев в своем тексте. ИЛИ Какую роль играет в жизни человека музыка?)

Слайд 9 (4 щелчка)
Итак, способы формулировки проблемы:

В форме вопроса.

Слайд 10
Работа в группах.
Каждой группе даются тексты. (см. «Приложение» , тексты 2-7.)
Задание. Прочитайте текст; определите его тему, ОМ. Сформулируйте любым способом проблему. (Можно попробовать сформулировать проблему текста разными способами.)
Результат своей работы представьте в виде таблицы
Автор
Тема текста
Основная мысль
Проблема

После выполнения работы группы проверяют друг друга.

Слайд 11 (3 щелчка)
Итог урока.
- Что такое проблема?
- Что может помочь увидеть проблему?
- Назовите способы формулировки проблемы.

Слайд 12
Домашнее задание.
Определите тему, ОМ текста; сформулируйте проблему, поднимаемую автором. (см. «Приложение», текст 8.)

Приложение
Текст 1.
(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом..
(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...
(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
(10)Все замерло, остановилось.
(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
«(12)Может, все, что было до этого, сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»
(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...
(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.
(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.
(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.
(28)И никого нет в зале!
(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...
(31)Домский собор. (32)Домский собор.
(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.
(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
(37)Домский собор. (38)Домский собор.
(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю!
(По В. Астафьеву)

Что человеку важно? Как прожить? Прежде всего не совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. А ведь в жизни могут быть и тяжелые ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью.
(По Д.С. Лихачеву)

Текст 3.

Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. Однако человека, который оступился, подстерегает серьезнейшая опасность: ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность – это самое страшное. Как-то один мой сослуживец сказал, что не верит ни одному человеку, что все люди прохвосты. Я понял, что и мне ему нельзя верить: человек, убежденный только в силе зла, может и сам стать злом.
(По Д.С. Лихачеву)

Текст 4.
О человеке мстительном говорят «злопамятный». Но и другие – благодушные – помнят зло лучше и дольше, нежели добро Или я ошибаюсь? Может, в натуре нашей есть какой-то «антиген» добру, который неистребим. И напоминает о себе навязчиво, лишь на время прикидываясь спящим? Помнить добро активно, верно, долго – недостижимый идеал для человечества? Измерять шаги времени светлыми поступками и передавать память о них потомству – можно ли жить иначе!
Но мы живем иначе.
(По В. Огневу)

Текст 5.

Наше общество теряет связь между словом и оболочкой слова. Слова перестают соответствовать значению явления.
Обессмыслились слова «духовность», «демократия», «право на самоопределение», «права человека» и др. Они обессмыслились, потому что в них вкладываются самые разные, противоречащие друг другу смыслы.
Слово «авторитет» почему-то вытеснило прямое значение: теперь это большой преступник, значимый в преступном мире, «вор в законе».
Как же ребенку понять: авторитет у кого? У его честного, порядочного отца, великих людей (Пушкина, Эйнштейна) или отсидевшего жулика, которого пожаловали словом «авторитет». А ведь это слово традиционно мы связываем с выражением «делать жизнь с кого».
(По В. Огневу)

Текст 6.

Показатель культуры – отношение к памятникам. Вспомните строки Пушкина:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва
Поэзия Пушкина мудра. Ни одно слово в ней не лишено смысла. Почему же любовь к «отеческим гробам» «животворящая»? Да потому, что она ценностна, творчески активна, потому что она – одно из слагаемых культуры.
Культура личности формируется в результате деятельной памяти одного человека, культура семьи – результат семейной памяти, культура народа – народной памяти. Подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личностную, так и культура всего человечества совершенствует, обогащает культуру каждого отдельного народа.
(Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)

Текст 7.

За неимением лучшего термина, позволю себе называть привычным для уха словом «мещанин» человека бездуховного, для которого близкие материальные цели – смысл жизни. В 20-е годы прошлого века мещанин по-своему прогрессировал: он теперь зеркальным шкафом интересуется, - сказал поэт. Сегодня – счетами в швейцарском банке и пляжем на Канарских островах. От Присыпкина осталось мало видимых примет. Бездуховное животное говорит по-английски, решает судьбу культуры. Ему все позволено. Потому что оно само себе все может позволить.
И тем не менее не все так просто, возразят мне. Жизнь повернула к капитализму, а это обязывает.
Все так. Но неистребимость мещанина остается и в новом веке. И не только в России. Общество потребления – константа нашего времени. И умение видеть мещанина как собирательный образ бездуховного человека – долг и обязанность наша.
(По В. Огневу)

Текст 8.

(1)Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. (2)Жизнь таких известных красавиц, как Елены – царицы Спарты – и Клеопатры, Мэрилин Монро и принцессы Дианы, счастливой не назовешь. (3)Древние объясняли это ревностью и завистью богов. (4)У многих народов считалось, что щедро одарив человека в одном отношении, судьба обязательно обделит его в чем-нибудь другом. (5)Отсюда распространенное убеждение, будто красивая женщина не может быть умной, а красивый мужчина изнежен, ненадежен и тоже, скорее всего, глуповат.
(6)С точки зрения психологии некоторые основания для этого есть. (7)Красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием и привыкшие легко добиваться своего, часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого. (8)Когда они молоды и неотразимы, им сходит с рук черствость, эгоизм, высокомерие, они без труда покоряют сердца и имеют множество поклонников. (9)Но мало у кого достанет сил и желания терпеть такого человека рядом с собой всю жизнь. (10)Впрочем, далеко не всегда за неспособностью внешне привлекательного человека строить прочные отношения стоит злой нрав и нелюбовь к людям. (11)Это может быть просто некая «неотесанность», неразвитость столь необходимых в общении качеств, как такт, чуткость, гибкость. (12)Ведь мы по-настоящему эффективно учимся лишь тому, что нам действительно требуется. (13)Естественно, что человек, который не надеется наладить контакты с окружающими, полагаясь только на свою внешность, будет усерднее и успешнее осваивать тонкую науку межличностных взаимоотношений. (14)Именно здесь следует искать причины многократно обыгранной в литературе и кинематографе ситуации: некогда без памяти влюбленный в красивую стерву мужчина уходит от нее к невзрачной, но понимающей его «серой мышке», или девушка предпочитает самодовольному красавцу не наделенного яркой внешностью, но душевно близкого ей человека.
(15)Что же такое красота – дар или проклятие? (16)Это зависит и от культуры общества, и от самого человека. (17)Ведь давно замечено, что одни люди с годами становятся красивее, а другие теряют свою привлекательность. (18)На лицо накладывает отпечаток жизненный опыт, сумма всех чувств, мыслей и нравственных решений человека. (19)Если бы они были светлыми и достойными, лицо хорошеет, если злыми и мелочными – наоборот. (20)Многим кажется, что именно красоты им не хватает для счастья. (21)»Не родись красивой, а родись счастливой», - возражает народная мудрость. (22)Но похоже, что и то и другое – преувеличение и на самом деле взаимосвязь между счастьем и красотой нельзя определить однозначно.
(Л.В. Петрановская)

Раздаточный материал

Речевые клише для формулировки проблемы
В данном тексте
анализируется проблема...
автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему...
даётся – истолкование, описание, критическая оценка
исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость
показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность
подвергается – критике, рассмотрению, анализу
рассматривается – вопрос, пример
(Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие?
(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое...

При определении проблемы обратите внимание на
ключевые слова,
сильные позици текста (обычно проблему автор предъявляет уже в начале текста, часто через вопрос или основную мысль).
формальные признаки:
вопросительного предложения;
слова «вопрос»;
частицы НЕ;
союза ИЛИ;
противительных союзов НО/ОДНАКО/НЕ ТОЛЬКО, НО И.
специальных слов: СПОРЯТ, ОПРОВЕРГАЕТ, ПРОТИВОРЕЧИТ / ТОГДА – СЕЙЧАС и др.

Возможные проблемы

Социальные:
проблема отношений личности и общества;
проблема исторической памяти;
проблема любви к родине (в чем особенность русского патриотизма?);
проблема истинного и формального отношения к памяти павших;
проблема социальной незащищенности;
проблема влияния искусства на человека;
проблема национализма;
проблема наркомании;
проблема выбора профессии;
проблема неуважительного отношения юношества к старости и к старикам;

Нравственные:
проблема человеческого поступка (что управляет человеческим поведением?);
проблема нравственного долга;
проблема нравственного выбора;
проблема человеческой жестокости (что делает людей жестокими?);
проблема исчезновения милосердия, сочувствия, доброго отношения к людям;
проблема одиночества;
проблема внутренней культуры человека;
проблема истинных ценностей на войне;
проблема чести и человеческого достоинства;
проблема ошибок и возможности их исправить;
проблема человеческой совести;

Философские:
проблема добра и зла;
проблема истинных и ложных ценностей;
проблема свободы личности;
проблема соответствия целей и средств;
отношение человека к красоте и т. п.

Способы формулировки проблемы:
В форме отглагольного существительного в Р.п. (Обязательно распространяйте зависимыми словами.)
В форме вопроса.
В форме сложноподчиненного предложения: главное предложение указывает на неравнодушное отношение автора к поднимаемым вопросам, придаточное предложение – ОМ.
В форме назывного предложения, но с обязательным указанием в следующем предложении на то, что это проблема / вопрос, которая (-ый) волнует автора.

Что такое красота? Правда, не всегда, у людей разные вкусы, разные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Тем, кто обладает сильно развитым воспринимающим аппаратом, куда легче понять очарованность художника той или иной натурой и разделить его чувство вопреки собственным пристрастиям, нежели тем, кто редко соприкасается с искусством.

Сочинение

Своеобразный идеал внешности, на который равняется большинство молодых людей, лицо, которое красиво смотрит на нас с витрин ларьков с журналами, тело, которому поклоняются, которое, возможно, даже любят, - они существуют в каждом поколении. Но о них никогда не пишут книги, им очень редко посвящают по-настоящему красивые и душевные песни, такие личности почти никогда не подвергаются философскому анализу – о них рассуждают в основном как о картинке. Подобную красоту с обложки журнала редко кто отрицает, но каждый такой пример обычно очень быстро теряет свою актуальность и становится в лучшем случае бледным символом ушедшей эпохи. А в чем же заключается истинная, вечная красота? На этот вопрос отвечает читателю в своем тексте Ю.М. Нагибин.

Рассматривая проблему, автор весьма чётко формулирует собственное мнение, поэтапно рассуждая, из чего в целом складывается человеческая красота, и донося нам мысль о том, почему поднимаемый писателем вопрос никогда не потеряет своей актуальности. Ю.М. Нагибин приводит в пример образ картины «Мона Лиза» и обращает наше внимание на то, что несмотря на не совсем привлекательные внешние черты, девушка, изображенная на холсте, навечно сохранит за собой споры критиков и ценителей о своей красоте. Почему? Только благодаря тому, что весь образ её был и есть ничто иное как «горячая, пульсирующая, бездонная жизнь единственной души». Тем самым писатель рассуждает об исключительности рассматриваемого им типа человеческой красоты. Следом он приводит в пример классиков, которые, при описании вечных женских образов, никогда не бросались в подробный анализ внешности своих героинь. В своих произведениях Л.Н. Толстой, так же как и А.С. Пушкин, ограничивался лишь легкими штрихами, мазками «чарующей авторской интонации», а по-настоящему же красивые образы складывались посредством нашего знакомства с историей персонажей, с их поступками и взглядами на жизнь, с их мировосприятием и духовным богатством.

Выражая свою точку зрения, автор пишет о том, что «…бездушная, внешняя красота – ничто, ценна лишь красота, светящаяся изнутри…». Мысль Ю.М. Нагибина выражается в том, что истинная красота заключается в характере человека, в его душевной наполненности и нравственной чистоте. Только она, настоящая, исключительная красота способная оставить след вечности, только она способна «озарить мир добром».

Нет сомнения в том, что слова автора об истинной красоте заслуживают одобрения. Я тоже считаю, что внешность человека, какой бы она ни была, вопреки многим заявлением, не имеет никакой фундаментальной роли, в отличие сияющей изнутри красоты. Истинная красота заключается в душе человека, в его внутренней гармонии, в его поступках, именно она может спасти мир.

Хорошим примером, раскрывающим суть данной проблемы, служит Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор описывает её «худенькое…бледное личико» как «довольно неправильное, какое-то востренькое», утверждает, что «ее даже нельзя было назвать и хорошенькою», - а между тем ни у писателя, ни у читателя не остается сомнений: эта девушка обладает настоящей, вечной красотой. Красота Сони в её духовной чистоте, в её искренности, в её самоотверженности, в её скромности. Несмотря на свою тяжелую судьбу, Соня сохраняла в своем сердце любовь к своим близким, любовь к людям и веру в лучшее. Этим душевным сиянием, будто бы солнечным лучом, героиня и спасла душу Родиона Раскольникова, поселив в его сердце веру.

Проблему истинной красоты поднимает Н. Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка». Описывая неказистую внешность своей героини, её острые и некрасивые черты лица, автор акцентирует наше внимание на душевной, нравственной красоте маленькой девочки. Этот ребенок умеет искренне радоваться за других и восторгаться «счастью бытия», игнорируя весь негатив. В ней нет ни зависти, ни злости - ничего, что тянет вниз и удручает множество людей, этот ребенок счастлив просто потому, что имеет возможность жить. Её красота не поддается сомнению тех, кто не считается с привлекательной картинкой, однако для всех остальных автор все же задает риторический вопрос:

«…А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?...»

Н.В. Гоголь однажды сказал: «Родник поэзии есть красота». Но только истинная красота способна стать толчком для чего-то столь прекрасного, столько вечного, как поэзия. Обычная же, внешняя красота не способна стать символом чего-то по-настоящему бессмертного.

Сам текст

(1)Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. (2)Жизнь таких известных красавиц, как Елены – царицы Спарты - и Клеопатры, Мэрилин Монро и принцессы Дианы, счастливой не назовешь. (3)Древние объясняли это ревностью и завистью богов. (4) У многих народов считалось, что щедро одарив человека в одном отношении, судьба обязательно обделит его в чем-то другом. (5)Отсюда распространенное убеждение, будто красивая женщина не может быть умной, а красивый мужчина изнежен, ненадежен и тоже, скорее всего, глуповат.

(6)С точки зрения психологии некоторые основания для этого есть. (7)Красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием и привыкшие легко добиваться своего, часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого. (8)Когда они молоды и неотразимы, им сходит с рук чёрствость, эгоизм, высокомерие, они без труда покоряют сердца и имеют множество поклонников. (9)Но мало у кого достанет желания и сил терпеть такого человека рядом с собой всю жизнь. (10)Впрочем, далеко не всегда за неспособностью внешне привлекательного человека строить прочные отношения стоит злой нрав и нелюбовь к людям. (11)Это может быть просто некая «неотесанность», недоразвитость столь необходимых в общении качеств, как такт, гибкость и чуткость. (12)Ведь мы по-настоящему эффективно учимся лишь тому, что нам действительно требуется. (13)Естественно, что человек, который не надеется наладить контакты с окружающими, полагаясь только на свою внешность, будет усерднее и успешнее осваивать тонкую науку межличностных взаимоотношений. (14) Именно здесь следует искать причины многократно обыгранной в литературе и кинематографе ситуации: некогда без памяти влюбленный в красивую стерву мужчина уходит от неё к невзрачной, но понимающей его "серой мышке", или девушка предпочитает самодовольному красавцу не наделённого яркой внешностью, но душевно близкого ей человека.

(15)Что же такое красота - дар или проклятие? (16) Это зависит и от культуры общества, и от самого человека. (17)Ведь давно замечено, что одни люди с годами становятся красивее, а другие теряют свою привлекательность. (18)На лицо накладывает отпечаток жизненный опыт, сумма всех чувств, мыслей и нравственных решений человека. (19)Если они были светлыми и достойными, лицо хорошеет, если злыми и мелочными - наоборот. (20) Многим кажется, что именно красоты им не хватает для счастья. (21)«Не родись красивой, а родись счастливой», - возражает народная мудрость. (22)Но похоже, что и то и другое – преувеличение и на самом деле взаимосвязь между счастьем и красотой нельзя определить однозначно.


Сочинение по этому тексту первая версия:
Как часто можно услышать: “Какой красивый человек!” А что значит “красота”? Какого человека мы называем красивым? В чем подлинная красота? Внешняя она или внутренняя? Эти вопросы, связанные с проблемой человеческой красоты, всегда, во все времена волновали людей. Не остаются они без внимания и в наши дни.

Вот и автор, Людмила Петрановская, ставит в тексте проблему подлинной красоты человека. Начиная разговор на эту тему, она вспоминает известных красавиц как прошлого, так и недалекого будущего (Елены и Клеопатры, Мэрилин Монро и принцессы Дианы) и замечает, что все они были несчастны.

По мнению автора, внешне привлекательные люди чаще всего внутренне бывают далеко не так красивы. Она объясняет это тем, что внешняя красота служит этому причиной: привыкшие легко добиваться своего за счет внешних данных, красавицы и красавцы не умеют работать над собой, вырабатывать личностные качества. И в результате становятся черствыми эгоистами. И хотя педагог не говорит, что важнее, внутренняя или внешняя красота, не ставит счастье в прямую зависимость от красоты, совершенно очевидно, что для нее важнее в человеке красота внутренняя, которая накладывает на лица людей особый отпечаток.

Доверительный тон автора, приглашающий к размышлению, заставляет всерьез задуматься над этой философской и в тоже время нравственной проблемой. Действительно, порой о человеке судят прежде всего по его внешней привлекательности. Но, пообщавшись с ним поближе, понимаешь, что внешность – это всего лишь приманка. А главное в нем – его дела, поступки, отношение к окружающим людям и к жизни. Этот факт можно подтвердить примерами из романа «Война и мир». Толстого чрезвычайно занимал вопрос о том, что есть настоящая красота. Князь Андрей Болконский не был счастлив со своей женой Лизой, хотя вначале она и казалась ему симпатичной. «Маленькую княгиню» все любили за ее светскость, а князь Андрей именно за это ее ненавидел, и выражение ее лица со вздернутой губой ему казалось «зверским». Она не понимала князя Андрея и не разделяла его взглядов и убеждений, потому была ему совершенно чужой.

Или красавица Элен, внутренняя пустота которой не вызывает сомнения. Стремление к богатству – вот главная ее сущность. И на пути к достижению своей цели она не останавливается ни перед чем: сначала ради богатства становится женой Пьера, а потом изменяет ему, предает Наташу, подыгрывая своему подлому брату. Так что красота Элен становится даже неприятной.

Мысли автора текста о настоящей красоте подтверждает и такой известный поэт 20 века, как Николай Заболоцкий. Его стихотворение «Некрасивая девочка» послужило бы замечательной иллюстрацией к тексту, потому что в нем звучат те же вопросы:

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Думаю, что вопрос о человеческой красоте остается важным и по сей день. Пока жив человек, вопросы красоты его будут волновать всегда.


Так же есть еще одна версия сочинения по этому тексту:
В предложенной мне для творческого сочинения статье Л.Петрановская рассуждает о внешней и внутренней красоте человека. "Что же такое красота - дар или проклятие?" - вот главная проблема её философского исследования.

В самом начале она приводит парадоксальные факты о том, что "особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны". Мерилин Монро, египетская царица Клеопатра, принцесса Диана, Любовь Орлова - известные мировые красавицы - тому подтверждение. Автор статьи частично соглашается и с расхожим мнением о том, что это зависть и ревность богов (так думали в древности), и уравнивание в человеке самой природой по принципу: есть красота, ума не надо, и - наоборот.

Петрановская проводит глубокое исследование данной проблемы как специалист в области психологии и педагогики. Когда же красота становится проклятием и почему? По мнению автора, избалованные с детства вниманием красивые люди "часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого", что развивает в них чёрствость, эгоизм, высокомерие. Такие люди, как правило, некоммуникабельны, так как долго полагаются на свою красоту и не осваивают "тонкую науку межличностных взаимоотношений". Вот почему во всех жанрах мирового искусства, в современных шоу-телепрограммах "Пусть говорят", "Давай поженимся" и многих других обыгрываются ситуации о красивых женщинах и красавцах-мужчинах, от которых уходят к "серым мышкам" или неказистым внешне, но душевно богатым новым возлюбленным.

Я полностью согласна с автором в том, что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и душа. и мысли, и одежда. Угловатая, большеротая, далеко не красавица внешне любимая Л.Толстым Наташа Ростова из романа "Война и мир". Но как прекрасна её душа: добрая, отзывчивая, щедрая, самоотверженная, правдивая и, самое главное, естественная в поведении и поступках. Такими же прекрасными людьми являются все любимые автором и читателями обычные внешне Пьер Безухов и княжна Марья Болконская, капитан Тушин и граф И.А.Ростов. А вот "холодная", "мраморная" красавица Элен Курагина и её брат - красавец Анатоль внутренне уродливы: эгоистичны, лживы, расчётливы. Поэтому они гибнут: сначала духовно, ва затем и физически. А Наташа, Пьер, княжна Марья обретают настоящуюбольшую любовь и счастье. И таких примеров из литературы можно привести множество.

Справедлива народная мудрость, выраженная в пословице: "Не родись красивой, а родись счастливой". Но красоту даёт природа, а душевная красота и духовное богатство приобретается ценой огромного и упорного труда. "Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь", - вот главное условие истинной красоты человека.





ЗАДАНИЕ С2.1

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора . Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему . Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт , а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ТЕКСТ


(1)Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. (2)Жизнь таких известных красавиц, как Елены – царицы Спарты - и Клеопатры, Мэрилин Монро и принцессы Дианы, счастливой не назовешь. (3)Древние объясняли это ревностью и завистью богов. (4) У многих народов считалось, что щедро одарив человека в одном отношении, судьба обязательно обделит его в чем-то другом. (5)Отсюда распространенное убеждение, будто красивая женщина не может быть умной, а красивый мужчина изнежен, ненадежен и тоже, скорее всего, глуповат.

(6)С точки зрения психологии некоторые основания для этого есть. (7)Красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием и привыкшие легко добиваться своего, часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого. (8)Когда они молоды и неотразимы, им сходит с рук чёрствость, эгоизм, высокомерие, они без труда покоряют сердца и имеют множество поклонников. (9)Но мало у кого достанет желания и сил терпеть такого человека рядом с собой всю жизнь. (10)Впрочем, далеко не всегда за неспособностью внешне привлекательного человека строить прочные отношения стоит злой нрав и нелюбовь к людям. (11) Это может быть просто некая «неотесанность», недоразвитость столь необходимых в общении качеств, как такт, гибкость и чуткость. (12)Ведь мы по-настоящему эффективно учимся лишь тому, что нам действительно требуется. (13)Естественно, что человек, который не надеется наладить контакты с окружающими, полагаясь только на свою внешность, будет усерднее и успешнее осваивать тонкую науку межличностных взаимоотношений. (14) Именно здесь следует искать причины многократно обыгранной в литературе и кинематографе ситуации: некогда без памяти влюбленный в красивую стерву мужчина уходит от неё к невзрачной, но понимающей его "серой мышке", или девушка предпочитает самодовольному красавцу не наделённого яркой внешностью, но душевно близкого ей человека.

(15)Что же такое красота - дар или проклятие? (16) Это зависит и от культуры общества, и от самого человека. (17)Ведь д авно замечено, что одни люди с годами становятся красивее, а другие теряют свою привлекательность. (18)На лицо накладывает отпечаток жизненный опыт, сумма всех чувств, мыслей и нравственных решений человека. (19)Если они были светлыми и достойными, лицо хорошеет, если злыми и мелочными - наоборот. (20) Многим кажется, что именно красоты им не хватает для счастья. (21)«Не родись красивой, а родись счастливой», - возражает народная мудрость. (22)Но похоже, что и то и другое – преувеличение и на самом деле взаимосвязь между счастьем и красотой нельзя определить однозначно.

(Л.Петрановская)

Петрановская Людмила Владимировна - педагог-психолог, лауреат премии Президента в области образования.

СОЧИНЕНИЕ


В предложенной мне для творческого сочинения статье Л.Петрановская рассуждает о внешней и внутренней красоте человека. "Что же такое красота - дар или проклятие?" - вот главная проблема её философского исследования.


В самом начале она приводит парадоксальные факты о том, что "особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны". Мерилин Монро, египетская царица Клеопатра, принцесса Диана, Любовь Орлова - известные мировые красавицы - тому подтверждение. Автор статьи частично соглашается и с расхожим мнением о том, что это зависть и ревность богов (так думали в древности), и уравнивание в человеке самой природой по принципу: есть красота, ума не надо, и - наоборот.


Петрановская проводит глубокое исследование данной проблемы как специалист в области психологии и педагогики. Когда же красота становится проклятием и почему? По мнению автора, избалованные с детства вниманием красивые люди "часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого", что развивает в них чёрствость, эгоизм, высокомерие. Такие люди, как правило, некоммуникабельны, так как долго полагаются на свою красоту и не осваивают "тонкую науку межличностных взаимоотношений". Вот почему во всех жанрах мирового искусства, в современных шоу-телепрограммах "Пусть говорят", "Давай поженимся" и многих других обыгрываются ситуации о красивых женщинах и красавцах-мужчинах, от которых уходят к "серым мышкам" или неказистым внешне, но душевно богатым новым возлюбленным.


Я полностью согласна с автором в том, что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и душа. и мысли, и одежда. Угловатая, большеротая, далеко не красавица внешне любимая Л.Толстым Наташа Ростова из романа "Война и мир". Но как прекрасна её душа: добрая, отзывчивая, щедрая, самоотверженная, правдивая и, самое главное, естественная в поведении и поступках. Такими же прекрасными людьми являются все любимые автором и читателями обычные внешне Пьер Безухов и княжна Марья Болконская, капитан Тушин и граф И.А.Ростов. А вот "холодная", "мраморная" красавица Элен Курагина и её брат - красавец Анатоль внутренне уродливы: эгоистичны, лживы, расчётливы. Поэтому они гибнут: сначала духовно, ва затем и физически. А Наташа, Пьер, княжна Марья обретают настоящуюбольшую любовь и счастье. И таких примеров из литературы можно привести множество.


Справедлива народная мудрость, выраженная в пословице: "Не родись красивой, а родись счастливой". Но красоту даёт природа, а душевная красота и духовное богатство приобретается ценой огромного и упорного труда. "Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь", - вот главное условие истинной красоты человека.


Текст взят из пособия: Сенина. "Подготовка к ЕГЭ-2012" издательство "Легион" стр. 256 в. 4