Московский инженерно-физический институт (государственный университет). Постмодернизм в социологии Общество постмодерна: основные черты

Глубокие сдвиги в жизни развитых стран Запада обусловили возникновение новых направлений в социальной теории, имеющие целью осмыслить и объяснить явления и процессы последних десятилетий. Среди этих направлений заметное место занимает постмодернизм. И хотя само понятие «постмодернизм» употреблялось гораздо раньше (первое упоминание датируется 1917 p.), Настоящий интерес к проблеме постмодернизма появился в социальной теории начиная с 60-х годов. Впоследствии, особенно в 80-е годы, среди сторонников постмодернизма, представляющих различные отрасли гуманитарного знания, делаются попытки дать ему теоретическое определение.

Однако до сих пор нет общепринятого представления о том, что такое постмодернисты как социальное явление, чем она отличается от модерности. Терминологически "постмодернисты" (postmodern) буквально означает то, что идет после модерности (modern). Проблем не возникает, если есть четкое представление о модерность. Однако четкого понимания здесь нет. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой модерность - это Новое время, связанный с эпохой индустриального капитализма, идущего на смену Средним векам или феодализма. Сами процессы, с помощью которых рождается новый индустриальный мир капитализма, представляются как модернизация, для которой характерны преодоления традиционности, развитие новаций и динамизм. Другой смысл вкладывают в понятие "модерность" теоретики искусства и культуры. Для них модерность означает движение и развитие новых форм искусства, таких как авангардизм, экспрессионизм, сюрреализм и т. Итак, согласно первой мыслью, все новое, что появляется в жизни людей после эпохи индустриального общества, - это постмодернистов. Согласно другой, - все, что возникает после экспрессионизма в искусстве, - постмодернизм.

Различные взгляды сложились на процесс перехода от модерности к постмодерности, на проблему преемственности. Для большинства сторонников концепции постмодерности сам термин "пост" означает резкую грань, даже разрыв между общественными явлениями разных времен, решительный отказ от прошлого. Однако такое понимание связи прошлого (модерности) и настоящего (постмодерности), попытки свести между ними своеобразную "китайскую стену" вызывают возражения. Несмотря на все различия прошлого и настоящего между ними существует определенная последовательность событий, постепенное изменение, следовательно, и определенная историческая преемственность. Именно такого мнения придерживаются те исследователи, которые используют термин "пост" для периодизации истории, для определения особенностей определенного исторического периода, кто постмодернисты рассматривает как "интенсификацию модерности", "гипермодернисть" или "новое лицо модерности".

Иногда префикс "пост" понимают как отрицание и эпохи и практики модерности. Однако в таком случае все зависит от того, о преодолении которых традиционных явлений в жизни прошлого общества идет. Если согласиться, что эпоха постмодерности знаменует освобождение от старых условий деспотизма и утверждения новых форм развития общества, продвижение к новым горизонтам социального прогресса, то, разумеется, можно говорить о положительном отрицание старого. Однако отрицание прошлого может нести с собой и негативные моменты, если оно приводит к потере таких важных традиционных ценностей, как стабильность, уверенность и тому подобное.

На эти обстоятельства обратил внимание английский историк, философ и общественный деятель Арнольд Тойнби. В последних томах фундаментального труда "Исследование истории" (1934-1954) он утверждает, что западная цивилизация с конца прошлого века вступает в новый переходный период, который он назвал "постсовременных веком", что является решительным разрывом с предыдущим "современным веком" с его войнами, социальным беспорядком и революциями. По мнению А. Тойнби, то был век "анархии" и "тотального релятивизма". Однако в то же время этот период он говорил и положительными чертами как эру среднего класса, буржуазии, как время, обозначенный рационализмом и прогрессом. Отсюда постмодернистский время А. Тойнби рассматривал не только как положительное преодоления прошлого, но и как "время тревог", обозначенный коллапсом рационализма и этоса просвещения.

Своими истоками и первыми концептуальными построениями постмодернизм обязан прежде всего историкам и ориентированным на исследование социально-исторических процессов социологам. Среди них, кроме А. Тойнби, следует назвать Д. Барраклоу, Ч.Р. Миллса, А. Бтциони, Д. Белла и др. Всем им свойственна прежде всего попытка описать расхождение между временем модерности и время постмодерности, показать то радикально новое, что появилось в жизни постсу-часного общества.

Д. Барраклоу, например, начиная свой труд "Введение в современной истории" с заявления о том, что мир, в котором мы сегодня живем, "полностью отличается от времен Бисмарка", приходит к выводу, что постсовременных общество появилось в результате революционных изменений в науке и технологии, возникновения нового вида империализма, наталкивается на сопротивление со стороны стран третьего мира, перехода от принципов индивидуализма к массовому общества, а также благодаря "новому мировоззрению" и новым формам культуры. Постижение основных структурных различий между "старым" и "новым" миром нуждается "новых подходов", отказа от теорий, которые отстаивали идею непрерывности исторического развития.

Ч.Р. Миллс няйтиповишою признаком настоящего считает усиление рационализма. В известной работе "Социологическое представление" он показывает, как рационализация общества, растущего, урезает свободу человека, как люди превращаются в "веселых роботов", готовых с радостью принять порабощения. Он выражает глубокую обеспокоенность по поводу того, что "наши основополагающие определения общества и личности подвергнуты новым испытанием", и чтобы "понять новую эпоху, в которой мы продвигаемся, нужна концептуальных-ция изменений, свидетелями которых мы являемся".

По мнению А. Этциони, начало постсовременных периоду положило внедрение в послевоенное время новых видов коммуникации, информатики, технологии и т. В будущем эти новации или приведут к гибели общества, или принесут ему спасение. А.Этциони является сторонником "активного общества" и убежден, что технологическое развитие будет подчинено интересам человека, задачей решения всех социальных проблем. Оптимизм А. Бтциони отличает его большинства современников с их пессимистическим видением постсовременного будущего.

Свой вклад в концептуализации постмодернистских построений делает и Д. Белл - автор теории "постиндустриального общества". В книге "Культурные противоречия капитализма" (1976) он, в частности, пишет: "Мы приближаемся к водоразделу в развитии западного общества: мы являемся свидетелями конца буржуазной идеи, лежащей в основе человеческого поведения, социальных отношений, особенно экономических, и формировала эру модернизма в течение последних 200 лет ". Постмодернистскую эру Д. Белл рисует как безудержный проявление инстинктов, импульсивности и стремлений, проявили себя в контркультуре 60-х годов. Контркультура, по его мнению, начала распространение бунтарской, антибуржуазной, противоречивой и гедонистической импульсивности, вызвала нарциссизм и пренебрежительное отношение человека к борьбе за социальный статус, за достижения собственного успеха. Постмодернистский время, согласно Д. Белл, является следствием распространения модернистского "бунтарства" в культуре на повседневную жизнь общества, развития бунтарского, гипериндивидуалистичного, потребительского и гедонистического образа жизни, что подрывает традиционные ценности капитализма и порождает его "культурные противоречия". Д. Белл характеризует современное ему общество как радикальное разъединение экономической, политической и культурной сфер, каждая из которых структурируется на основании различных принципов, находящихся в неизбежном конфликте. Противостоять этому постмодернистском распаду общественности, отмечает Д. Белл, можно только возрождением религиозных ценностей.

Итак, в приведенных дискурсах постмодерности 60-70-х годов по-разному понимается смысл изменений в обществе. Однако все они изображают кризис западной цивилизации как следствие резкого разрыва с ценностями времен модерности, с ценностями капитализма индустриального века. Такого же мнения придерживаются и многие теоретики постмодерности 80-х годов.

В частности, французский социолог и философ Жан Пьер Бодрийяр отмечает, что индустриальная модерность исчерпала себя: исчезают традиционные разновидности труда, производства, торговли, уходят в прошлое линейное накопление знаний и символы доминировали почти века. Если модерность, замечает Ж.П. Бодрийяр, характеризовалась массовым производством потребительских товаров, индустриализацией, развитием рынков, то постмодернистское общество выделяют новые формы технологии, развитие моделирования, создания средствами массовой коммуникации "гиперреальности" и разного рода имиджей, разрушающих все региональные границы, противоречия между "высокой" и "низкой "культурой, иллюзиями и реальностью. Этот процесс постмодерности означает конец всех положительных выводов, на которых основывалась социальная теория. То есть, Ж.П. Бодрийяр характеризует постмодернисты как "катастрофу" модерности, как радикально качественное изменение системы в целом.

Существенным моментом постмодернистских концептуальных-за этой 80-х годов стали попытки теоретической разработке вопросов постмодерности, эпистемологии, решения общих методологических вопросов социального познания. Типичной для представителей постмодерности критика традиционной социальной теории, стремление изобразить парадигмы классической философии и социологии, категориальный аппарат, которым они пользуются, как непригодные для изображения и понимания "сцены" постмодернистского общества. Развитие новых форм знания, изобретения новых «правил игры» в науке и искусстве приводят к возникновению "ситуации постмодерности". Такую интерпретацию истоков постмодерности дает, в частности, французский социолог Жан Франсуа Лиотар. В работе "Пост-модернистская ситуация" (1979) он предлагает заменить традиционные философские и социологические исследования, пораженные западным рационализмом и инструментализмом, своим вариантом постмодер-иллюзионистского эпистемологии. По Ж.Ф. Лиотаром, постмодернисты лучше всего определить как "недоверие к метатеорий" и сразу к любым формам обобщающего мышления - гегельянства, либерализма, марксизма, структурализма и др. Приемлемыми признаются те разновидности нового знания, которые "очищают нашу чувствительность к различиям и усиливают нашу способность терпеливо относиться к фрагментарного". Фатальным недостатком общих социальных теорий является то, что в их "унифицированных схемах" содержатся оправдания насилия, ностальгия по тотальностью, единством, устранением разнообразия и специфичности. "Мы, - пишет Лиотар, - уже до отказа оплатили ностальгию по целому, примирением концептуального и чувствительного, тоску по понятным и тем, что можно только описать. По фантастической мечтой постичь реальность в целом, по общим требованиям достичь единства или умиротворение в согласии мы слышим гарчливе желание вернуться к террору. Наш ответ таков: объявил войну тотальности! " Неприятие общих теорий, особенно связанных с осмыслением путей радикальных социальных преобразований, приводит Ж.Ф. Лиотара в лагерь сторонников "конца идеологии", которые связывают большие теории социального преобразования, например, марксизм, с многочисленными катастрофами XX века.

Вместо макротеоретизування, разработки общих социальных концепций Ж.Ф. Лиотар предлагает заниматься "языковыми играми", поскольку адекватными ситуации постмодерна есть локальные, гетерогенные микроанализа, осуществляемых на основе "маленьких теорий". Для Лиотара «языковые игры" - это модели борьбы и конфликтов социальной жизни постмодерна. Он пишет: "Первый принцип, из которого следует наш метод в целом, заключается в том, что уже разговорный диалог - это соревнования (в игорном смысле) и речевые акты относятся к области общего соревнования". В постмодернистском обществе индивиды являются соперниками в различных "языковых играх" и способны найти общий язык на почве присущих только этим играм правил. Лиотар утверждает, что общих для всех "языковых игр" правил быть не может. Более того, любые усилия установить их - вредны, поскольку стремление выработать общеобязательные правила и нормы, а именно этого требуют общие теоретические построения или в философии, то в социологии, таят опасность политического насилия и террора.

Концепции постмодерности и "постиндустриализма" договорились и в том, что общество - это прежде всего технологии. Однако, если теоретики постиндустриального общества (например Д. Белл) признают информацию и знания новыми "осями", или организующими принципами общества, то теоретики постмодерности эту роль отводят компьютеризации (Ж.Ф. Лиотар) или средствам массовой коммуникации (Ж.П. Бодрийяр). Постмодернистское общество конструируется, например по Бодрийяру, с помощью кодирования знания, разного рода моделей и имиджей, распространяющиеся средствами массовой информации. Отсюда гиперреальность общества, невозможность провести границу между моделями и реальными явлениями жизни, между иллюзиями и реальностью. Ж.П. Бодрийяр приходит к выводу, что "телевидение и информация символизируют катастрофу в формальном, типологическом смысле - качественно радикальное изменение во всей социальной системе".

Итак, технологический детерминизм присущ и теоретикам посту ндустриального общества, и постмодернистам. Вместе с тем постмодернизм можно рассматривать и как некий шаг вперед по сравнению с теориями посту ндустриального общества. Это касается прежде всего более основательного определения роли культуры в формировании современного общества. Кроме того, постмодернистская концепция отличается акцентированием внимания на имеющихся в обществе противоречиях и плюрализме, что также имеет ценность для развития социальной теории. В более широком смысле можно отметить, что постмодернистская теория выступает против слишком распространенного "культурного империализма", когда одна теория сводится в ранг единственно справедливой, когда политические и культурные ценности одних группировок или слоев навязываются остальному обществу.

Заслуживает также внимания отстаиваемых постмодернистами плюрализм в области теории и политики. В ряде случаев отказ представителей постмодернизма отдать предпочтение какому-либо одному дискурса или концепции направлена против догматизма и редук-ционизму, достаточно распространенных в современной социальной теории. Так же отстаивания плюрализма крайне необходимо для современных политических процессов, развитие которых нуждается в защите разнообразия подходов к решению актуальных проблем. К сожалению, различия в сфере социальной теории фетишизуються, некритически одобряются и прославляются узкогрупповые политические интересы, мешает согласию в обществе и утверждению универсальных демократических ценностей.

Постмодернистская социальная теория акцентирует внимание лишь на тенденциях фрагментации и дезорганизации общества, пренебрегая при этом противоположными процессами, которые наблюдаются в общественной жизни. Так, не трудно заметить, что наряду с растущей дифференциацией товарного производства и фрагментацией рннку мы одновременно являемся свидетелями усиления экономической интеграции и расширения мировой рыночной системы. Более того, одновременно с процессами культурной дифференциации и автономизации происходят гомогенизация культурной среды, стандартизация вкусов, потребностей и поступков людей под влиянием средств массовой информации. Интегративные процессы наблюдаются также в области социальной теории. Осмысление общественной жизни, тенденций его развития требует теоретических обобщений, достижения единства категориального аппарата науки, универсальности мышления. их заменить рассуждениями об особенностях "языковых игр".

Опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.

Постмодернисты выделили 4 основных вектора развития общественной жизни в период постиндустриализма:

  1. Агностицизм (истина - это лингвистический феномен, сфера знаний - это языковые игры, истины - общепринятые суждения, а не отражение реальности).
  2. Прагматизм (критерий интеллекта - успех, поэтому выражение успеха в современном капиталистическом мире - это богатство).
  3. Эклектизм (в стремлении не к истине, а к успеху возможно использование и смешение самых разных способов и методик, таким образом, лучшим отражением действительности становится коллаж, музейная коллекция).
  4. Анархо-демократизм (непостижимость истины превращает любые объединения, включая государственные, в насилие над свободно мыслящей личностью).

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Постмодернизм (социология)" в других словарях:

    Социология религии отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в… … Википедия

    Понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и … История Философии: Энциклопедия

    СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ - (sociology of knowledge) раздел социологии, изучающий социальные процессы познания (в том числе понимания, отношения между общей формой(ами) знания и социальной структурой, включая воздействие знания и любых социальных сил, обусловливающее либо… …

    СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА - (sociology of the body) новая важная участь специализации социологии, которая стремится исправить прежнее относительное пренебрежение телом и значениями воплошения. В последние годы наблюдалось увеличение популярного, а также академического… … Большой толковый социологический словарь

    ПОСТМОДЕРН и ПОСТМОДЕРНИЗМ - (post modernity and post modernism) взаимосвязанные термины, означающие, что постмодерн это культурная и идеологическая конфигурация, заменившая или заменяющая модерн; а постмодернизм теории (включая новые движения в архитектуре и искусстве, а… … Большой толковый социологический словарь

    ЖИЛИЩНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - (sociology of housing) нарождающаяся специализированная область интереса в социологии, которая стремится дать объяснение множеству жилищных феноменов от моделей владения и обеспечения жильем до образцов жилищных и домовладельческих структур, а… … Большой толковый социологический словарь

    Или социальный концепт это порождение конкретной культуры или общества, существующее исключительно в силу того, что люди согласны действовать так, будто оно существует, или согласны следовать определённым условным правилам. К очевидным… … Википедия

    Маршалл Маклюэн англ. Herbert Marshall McLuhan Маршалл Маклюэн в начале 1970 х Дата рождения: 21 июля 1911(1911 … Википедия

    феминизм - ФЕМИНИЗМ термин, применяемый к идеологически политическим, правовым и философским течениям западной мысли, имеющим своим предметом т.н. женскую проблематику. Идеи Ф. возникли в Европе в эпоху Просвещения, во второй половине 20 в. получили … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - (cultural studies) особое направление междисциплинарных подходов к изучению культуры и общества. В социологии этим активно занимается Центр современных культурных исследований (ЦСКИ) Бирмингемского университета, учрежденный в 1964 г. под… … Большой толковый социологический словарь

Книги

  • Эстетика. Учебник для бакалавров , Никитина И.П.. Учебник представляет собой курс современной эстетики, охватывающий ее основные понятия и идеи. Особое внимание уделяется своеобразию эстетического видения мира, ключевым эстетическим…
  • Теория и история искусствознания. ХХ век. Постмодернизм , Арсланов Виктор Григорьевич. Книга является завершающим томом пятитомного учебного пособия "Теория и история искусствознания" . Первый том учебного пособия -"Античность. Средние века. Возрождение", второй -"Просвещение.…

Постмодернистская социология, по мнению 3. Баумана, должна быть в принципе отлична от современной социологии, ибо имеет дело с весьма динамичной культурой постмодерна и "текучим" социумом. Стало быть, если осуществить зеркальную рефлексивность , сама постмодернистская социология должна радикально отказаться от традиционного теоретико-методологического инструментария классических и модернистских социологических парадигм.

Хотя 3. Бауман признает относительную справедливость данного постулата, ученый, по возможности, выступает за преемственность, сохранение постмодернистской социологией всего того, что уже наработано мировой социологической мыслью. При этом в постмодернистской социологии научность не исчезает вообще, но акцент смещается на искусство интерпретации.

"Призвание социологии заключается в наши дни в сохранении и расширении той части человеческого универсума, которая является предметом дискурсивного изучения,

и тем самым в спасении ее от закостенения, от превращения в состояние, когда выбирать становится не из чего... - пишет 3. Бауман. - Социология сама по себе есть рассказ, но смысл этого рассказа в том, что имеется гораздо больше вариантов рассказывания историй, чем это можно себе представить с позиций наших повседневных повествований, что существует больше вариантов жизни, чем предлагается рассказываемыми нам историями, теми историями, в которые мы верим, полагая представленное в них единственным из возможного" .

Вместе с тем 3. Бауман выступает за то, чтобы уже сегодня пересмотреть понимание полипарадигмалъной сущности социологии. Пока в современной социологии представители каждой парадигмы подчеркивают свою особую значимость, некоторые из них не оставляют попыток добиться того, чтобы их теория была бы своего рода гегемоном в социологии.

По мнению 3. Баумана, полипарадигмальная сущность социологии должна сохраниться, но преобразоваться в мирное сосуществование теорий, так, чтобы каждая из них, по существу, могла дополнять полученные результаты всех других теорий. Заметим, что подобный взгляд еще в начале 1980-х гг. высказывал Дж. Ритцер .

В силу высказанных соображений 3. Бауман особые усилия прилагает к созданию социологической теории постмодернистского толка. Такой подход предполагает определенную преемственность с социологией классической и социологией модерна и радикального/рефлексивного модерна.

Принципиальные положения, высказанные 3. Бауманом о социологической рефлексии общества постмодерна, следующие. Нельзя постмодерн рассматривать через призму ценностей ранее существовавших обществ. Постмодерн - это общество с самостоятельной самодостаточностью. Отсюда следует, что постмодерн не болезненная форма и не аномия современного общества.

"Постмодернистское общество есть система со своим собственным правом" , - заключает 3. Бауман. И социология постмодерна должна принять "специфику постмодернистской конфигурации, вместо того, чтобы рассматривать ее как больную или деградированную форму современного общества" .

Социологическая теория постмодерна должна освоить неодетерминистский характер новых социальных реалий. У них весьма слабые связи с прошлым историческим развитием, и они не обладают способностью детерминировать будущее . Словом, у социологии постмодерна должен быть свой новый предмет исследования.

В самых общих чертах социология постмодерна включает в себя следующее:

Ее предметом является сложная непредсказуемая общественная система, прежде всего, в виде потребительского общества;

изучение разнообразных агентов, которые практически не зависят друг от друга и в целях достижения своих, свободно выбираемых целей, стремятся преодолеть централизованный контроль;

  • - она исследует хаотическое пространство и хроническую неопределенность, состояние беспокойства, в котором оказываются интеллектуалы-интерпретаторы;
  • - изучение идентичности агентов, которая постоянно изменяется, но не развивается в определенно ясном направлении;
  • - она изучает то, как люди относятся к своему телу, имея в виду как воздействие внешних институтов, так и внутреннее выражение свободы;

с учетом этого, разнообразные агенты практически не зависят друг от друга, тем не менее исследуются их временные выборы, объединения, распады связей, о чем свидетельствуют символические признаки , которые и могут быть предметом изучения;

Она исследует символические признаки, которые в условиях неопределенности выражают определенную значимость для определенных категорий агентов;

особую значимость приобретает исследование знания, которое в условиях постмодерна знаменует свободу доступа к жизненным ресурсам и возможность их выбора. Знание также становится одним из основных источников конфликта, нацеленного на перераспределение ресурсов среди агентов;

она изучает новые соотношения между свободой и безопасностью. 3. Бауман, в частности, замечает: "Бессилие, несостоятельность - вот названия позднемодернистской, постмодернистской болезни. И это не боязнь приспособления, но неспособность приспособиться. Не ужас, вызываемый нарушением запретов, а террор полной свободы... Жизнь в условиях небезопасности - это жизнь в условиях риска, и человек, принимающий решения, должен сам платить за риски, на которые он идет" .

Социолог формулирует следующую задачу постмодернистской социологической теории: "Призвание социологии заключается в наши дни в сохранении и расширении той части человеческого универсума, которая является предметом дискурсивного изучения, и тем самым в спасении ее от закосгенения, от превращения в состояние, когда выбирать становится не из чего"

Теории постмодерна активно разрабатываются на Западе рядом исследователей с целью осмысления современного общества, которое, по их мнению, вступило в новую стадию постмодерна, характеризующуюся качественным увеличением неопределенности многих социальных реалий. В обществе нарастают проявления, связанные со случайностью, многовариантностью, альтернативностью . Жизнь человека становится динамичнее, а будущее менее предсказуемо, при этом деятельность все более подвержена всевозможным рискам. По мнению 3. Баумана, меняется ментальность в сторону «краткосрочности», когда размывается мораль и другие виды нормативности; когда постоянную и привычную работу сменяет труд по временным контрактам в новых для индивида сферах, а супружеские союзы уже изначально предполагают свою непрочность. Приверженцы социологических теорий постмодерна считают, что столь кардинально изменившееся общество необходимо изучать с помощью специфической методологии.

> Во-первых, они отказались от попыток создать целостные теории в духе К. Маркса или Т. Парсонса, претендующие на объяснение всех сколько-нибудь значимых социальных процессов и явлений. Время социальной нестабильности, неопределенности нуждается в других теориях, которые раскрывали бы характерные тенденции развития отдельных областей действительности, изучали бы новые социальные практики.

> Во-вторых, в условиях неопределенности, аморфности бытия поведение человека теряет былой рациональный смысл, следовательно, для того, чтобы отразить нарастание иррациональных начал, в социологии допустимо использование иррациональных понятий, образов, мифов, нарратива (от лат. narrare - языковой акт, повествование), афоризмов, стихов и даже анекдотов. Но поскольку вариантов описания, отображения социальных явлений может быть сколь угодно много, то социология превращается в искусство интерпретации.

> В-третьих, интерпретация связана с подбором наиболее удачных языковых средств. Отсюда вытекает, что деятельность социолога - это своего рода «языковая игра», протекающая в рамках определенных правил. Такое представление о социологии не противоречит ее предназначению как науки об обществе, поскольку, по мнению постмодернистов, «общество есть языковая связь» . Недаром социология постмодерна находит опору в лингвистике, исследовании знаков и символов.

Наиболее известными теоретиками постмодернистского направления являются польско-американский ученый Зигмунд Бауман (р. 1925), французские социологи Жан Бодрийяр (1929-2007) и Жан-Франсуа Лиотар (1924- 1998).

3. Бауман обосновал социологию постмодерна, предметом которой, по его мнению, является сложная непредсказуемая общественная система, существующая прежде всего в виде потребительского общества. Интегрирующим началом такого общества является не нормативное регулирование, не общая идея и даже не всевидящая власть. В обществе потребления людей объединяют гедонистические устремления, ориентированность на новый опыт, новые ощущения. Фактически люди превратились в искателей и коллекционеров чувственного опыта. В этих условиях самым ценным качеством личности становится гибкость, а прочность и постоянство - препятствием.

Ж. Бодрийяр также изучает потребительское общество, члены которого находятся под диктующим воздействием кода сигнификации , т.е. некоего общепринятого знака социального статуса, которому каждый должен соответствовать. При этом сам код контролируется средствами массовой информации и имеется возможность тотально им манипулировать. Эта возможность широко используется в насаждении так называемых симулякров (от лат. sirnulo - делать вид, притворяться), знаков и образов, отрывающихся по смыслу от конкретных объектов, к которым они изначально относились. В результате происходит повсеместная симуляция реальности.

Например, посетив Диснейленд, можно «побывать» на дне океана или в тропическом лесу. На эстраде при помощи манипуляций со звуком и голосом добиваются успеха исполнители, не имеющие таланта.

Как уже отмечалось, в теориях постмодерна используются не только научные методы постижения социальной реальности, но и такие средства, которые принадлежат искусству. На этом основании некоторые ученые считают, что постмодернистские теории не являются собственно социологическими 1 .

  • При характеристике постмодернистских теорий используется материал учебного пособия: Кравченко С. А. Социология: парадигмы черезпризму социологического воображения. М., 2007. С. 618-665, 700-717.
  • Плахов В. Д. Западная социология XIX-XX вв. От классики допостнеклассической науки: Эпистемологическое обозрение. СПб., 2003.С. 368.

В.И. БЕЛОВ

Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

ПОСТМОДЕРНИЗМ И МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Постмодернизм как жизненная установка, принцип восприятия и осмысленияреальности и как стиль жизни коррелирует с молодежной субкультурой.

Постмодернизм был порожден молодежным движением 6О-х годов прошлого века. И с тех пор неразрывно связан с многочисленными течениями в молодежной субкультуре. Само разнообразие, сама пестрота стилей и направлений молодежной субкультуры указывает на вышеупомянутую корреляцию. Ведь постмодернизм – это неприятие однообразного и вечных истин, это игра со смыслами и значениями. В каждом из двух основных направлений (культура хип-хопа и культура экстремистская) мы видим множество оттенков и нюансов. В культуре хип-хопа – рэперы , диджеи , брейкеры и граффитисты , в культуре экстремистской – скинхэды , панки , анархисты, сатанисты и т.п.

Несмотря на пестроту направлений, нюансов и оттенков, жизненных стилей, зачастую враждующих даже в рамках одного направления, - все это единая молодежная субкультура. И объединяет все это разнообразие в единую культуру – необходимость проявить себя в социуме тем или иным способом. Идеология как фактор консолидации отдельных групп и направлений имеет небольшое значение. Для большинства участников молодежных тусовок идеи – нечто смутное и головоломное. Здесь опять обнаруживаем «родство» молодежной субкультуры и постмодернизма. Ведь постмодернизм – что угодно, только не идеологическая доктрина.

Конкретная практика молодежных движений в своем большинстве укладывается в концепцию социального проявления тела . Суть этой концепции заключается в том, что период молодости – время социального самоопределения посредством тела. Большинство молодежных сообществ определяют себя (предъявляют себя) посредством телесных практик, которые становятся культовыми. Длинные волосы у хиппи, русских индейцев, ролевиков, анархистов, зеленых выражают культ природы, естественности и свободы. Считается, что в древности стригли только рабов. Прическа становится самоназванием у скинхэдов (skinhead - буквально: кожаная голова, бритоголовые ). Бритье головы всегда декларировало агрессивность и являлось опознавательным знаком. Знаком служит и гребень вдоль продольной оси головы (ирокезы) у панков. Такими знаками принадлежности к группе являются и татуировки. У скинов и нацболов в ходу символика насилия (гранаты, свастика, череп, паутина…). Значительная часть групповой активности состоит в публичном проявлении телесных функций. Драки между молодежными группировками – одно из проявлений телесности, разновидность коммуникации, сигнал, обращенный к«чужим», с помощью которого происходит интереснейшая игра со смыслами и значениями. Как известно такого рода игры – любимейшее занятие постмодернистов.

Культура хип-хопа как постмодернизм. Постмодернизм – это смешение различных форм искусства. В хип-хопе музыка, поэзия, танец, изобразительное искусство слиты в нечто единое. Постмодернизм – это смешение стилей. С одной стороны, хип-хоп пропагандирует любовь ко всему живому, здоровый образ жизни, самодостаточность, веру в свои силы, мир, взаимопонимание и терпимость. С другой стороны, тексты гангста-рэпа напичканы открытым расизмом, антисемитизмом, сексизмом, классовой ненавистью и презрением к сексуальным меньшинствам.

Как и в постмодернизме, авторство в хип-хопе имеет малое значение. Танцевальные приемы, рифмы, каламбуры, находки граффитистов заимствуются и тиражируются до бесконечности. Как и постмодернизм, культура хип-хопа жизнерадостна: это уличный карнавал и состязания в искусстве, которые называются боями.

На другом полюсе молодежной субкультуры находятся накачанные, подстриженные под нуль, не любящие шутить представители экстремистской культуры. В первую очередь это 70 тысяч бритоголовых, орудующих бандами в 33 странах. Это мрачная культура: строгая «прическа» и строгий «прикид», строгий «стальной» взгляд. Нашивки, татуировки и лозунги символизируют насилие и восходят к обожаемому скинхэдами во всем мире Третьему рейху. Естественно, что самые заклятые враги скинов совсем не похожие на белых цветные и те, кто живет в пестрой культуре хип-хопа.

Есть два полюса в современной молодежной субкультуре. Один – культура хип-хопа, из которой вырастает постмодернизм. И другой – культура экстремистского толка, из которой вырастает фундаментализм.

Список литературы

1. Щепаньская Т.Б. Антропология молодежного активизма . // Молодежные движения и субкультура. СПб, 1999.