Великая Отечественная Война: пятерка лучших самолетов. Советские самолеты времен великой отечественной войны


ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ЦИФРАХ
Обновлено - 22.11.2013
Рубрика "НОВОСТИ САЙТА" обновляeтся ЕЖЕДНЕВНО, а все ее ссылки - АКТИВНЫ
Важно! Новое сообщение НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО находится в начале каждой темы и на протяжении 10 суток выделяется красным цветом
NB: активные ссылки на подобные этой темы: "Малоизвестные факты о авиации"

Переформатировал тему в группу разделов для каждой из основных стран-участниц и подчистил дубликаты, похожую информацию и информацию, что вызывала откровенные сомнения.

ВВС царской России:
- в годы 1МВ было захвачено 120-150 трофейных немецких и австрийских самолетов. Большинство - двухместные разведчики, истребители и двухмоторные самолеты встречались редко (Прим.28*)
- на конец 1917г в российской армии числилось 91 авиаотряд из 1109 самолетов, из них: в
наличии на фронтах - 579 (428 исправных, 137 неисправных, 14 устаревших), 237 занаряжено для фронта и 293 в школах. В это количество не вошли до 35 самолетов Эскадры воздушных кораблей, 150 самолетов морской авиации, самолеты тыловых органов, 400 самолетов авиапарков и в резерве. Общее же количество самолетов оценивалось в 2200-2500 военных самолетов (Прим.28*)

ВВС СССР:
- в 1937г в РККА было 18 авиационных училищ, в 1939г - 32, на 01.05.1941г - уже 100
(Прим.32*)
- приказ №080 от 03.1941г: срок обучения летного состава – 9 месяцев в мирное время и 6 месяцев в военное, налет часов для курсантов на учебных и боевых самолетов – 20 часов для истребителей и 24 часа для бомбардировщиков (японский смертник в 1944г должен был иметь 30 часов налета) (Прим.12*)
- в 1939г РККА имела 8139 боевых самолетов, из которых 2225 были истребителями (Прим.41*)
- 01.09.1939г СССР имела на начало 2МВ 12677 боевых самолетов (Прим.31*)
- на лето 1940г в РККА было 38 авиадивизий, а к 01.01.1941г их должно было стать и стало 50
(Прим.9*)
- только в период с 01.01.1939 по 22.06.1941г РККА получила 17745 боевых самолетов, из которых 3719 были новых типов, не уступающих по основным параметрам лучшим машинам люфтваффе (Прим.43*). По другим данным, на почало войны было 2739 самолетов новейших типов ЯК-1, МИГ-3, ЛАГГ-3, ПЕ-2, из которых половина находилась в западных военных округах (Прим.11*)
- на 01.01.1940г в западных военных округах было 12540 боевых самолетов без учета дальнебомбардировочной авиации. К концу 1940г эти цифры удалось почти удвоить до 24 тысяч боевых самолетов. Количество только учебных самолетов было доведено до 6800 (Прим.12*)
- на 01.01.1941г ВВС РККА насчитывала 26392 самолета, из них - 14628 боевых и 11438 учебных самолетов. Причем, 10565 (8392 боевых) были построены в 1940г (Прим.32*)
- на начало ВОВ было сформировано 79 авиадивизий и 5 авиабригад, из них в состав Западных ВО входили 32 авиадивизии, 119 авиаполков и 36 корпусных эскадрилий. Дальнебомбардировочная авиация на западном направлении была представлена 4 авиакорпусами и 1 отдельной авиадивизией в количестве 1546 самолетов. Количество авиаполков к июню 1941г увеличилось на 80% по сравнению с началом 1939г (Прим.11*)
- ВОВ встретили 5 тяжелобомбардировочных корпусов, 3 отдельные авиадивизии и один отдельный полк советской дальнебомбардировочной авиации – около 1000 самолетов, из них за полгода войны было потеряно 2\\3. К лету 1943г дальнебомбардировочная авиация состояла из 8 авиакорпусов и насчитывала более 1000 самолетов и екипажей. (Прим.2*)
- на 1941г было построено 1528 дальних бомбардировщиков ДБ-3 (Прим.44*)
- 818 тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 было выпущено на начало ВОВ (Прим.41*)
- к началу войны имелось 2739 самолетов новейших типов ЯК-1, МИГ-3, ЛАГГ-3, ПЕ-2, из которых половина находилась в западных военных округах (Прим.11*). На 22.06.41 поступило в ВВС 917 Миг-3 (переучено 486 лётчиков), 142 Як-1 (156 переучено лётчиков), 29 Лагг (переучено 90 лётчиков) (Прим.4*)
- в частях ВВС РККА приграничных военных округов на начало войны было 7139 боевых самолёта, 1339 дальнебомбардировочной авиации, 1445 - в авиации ВМФ, что суммарно составляло 9917 самолетов
- накануне войны только в европейской части СССР находилось 20 тысяч самолетов, из них 17 тыс. боевых самолетов (Прим.12*)
- к весне 1942г СССР достиг довоенного уровня выпуска самолетов - не менее 1000 боевых самолётов в месяц. С июня 1941 по декабрь 1944 СССР было выпущено 97 тысяч самолетов
- со второй половины 1942г советская промышленность вышла на рубеж выпуска 2500 самолетов в месяц при общих ежемесячных потерях 1000 самолетов (Прим.9*)
- на 22.06.1942г 85% всей советской дальнебомбардировочной авиации составляли 1789 самолетов ДБ-3 (с модификации ДБ-3ф назывался ИЛ-4), остальные 15% - СБ-3. Эти самолеты не попали под первые удары немецкой авиации, так как базировались относительно далеко от границы (Прим.3*)
- за годы выпуска (1936-40) было построено 6831 советский бомбардировщик СБ (Прим.41*)
- 10292 биплана И-16 и его модификации были выпущены с 1934г по 1942г
- на 22.06.1941г было выпущено 412 Як-1 (Прим.39)
- 16 тысяч Як-9 было произведено в годы войны
- Ил-2 был наиболее массовым штурмовиком ВОВ. C 1941 по 1945гг их было выпущено 36 тыс. (Прим.41* и 37*) Потери штурмовиков за годы войны составили около 23 тысяч.
- за годы ВОВ погибло 11 тыс. советских лётчиков-штурмовиков (Прим.25*)
- в 1944г в частях на каждого советского летчика-штурмовика приходилось по два самолета (Прим.17*)
- жизнь самолета-штурмовика длилась в среднем 10-15 вылетов, а 25% летчиков сбивались в первом вылете, тогда как для уничтожения одного немецкого танка требовалось не менее 10 вылетов (Прим.9*)
- в СССР по ленд-лизу поступило 18,7 тыс. самолетов из США (Прим.34*), из них: 2243 Р-40 "Curtiss", 2771 A-20 "Douglas Boston", 842 бомбардировшика В-25 "Митчелл" из США, а 1338 "Supermarine Spitfire" и 2932 "Харрикейн"- (Прим.26*) из Англии.
- к началу 1944г СССР располагал 11000 боевых самолетов, немцы - не более 2000. За 4 года войны СССР построил 137271 самолет и получил 18865 самолетов всех типов, из них 638 самолетов было утрачено при транспортировке. По другим данным, на начало 1944г советских боевых самолетов было в 6 раз больше, чем всех немецких самолетов (Прим.8*)
- на "небесном тихоходе" - У-2вс воевало в годы ВОВ около 50 авиаполков (Прим.33*)
- из монографии "1941 год - уроки и выводы": "...из 250 тысяч самолето-вылетов, выполненных
советской авиацией за первые три месяца войны, по танковым и моторизованным колоннам противника..." Рекордным месяцем для люфтваффе был июнь 1942г, когда было выполнено (по данным советских постов ВНОС) 83 949 вылетов боевых самолетов всех типов. Другими словами, "разгромленная и уничтоженная на земле" советская авиация летала летом 1941г с интенсивностью, которую немцы смогли достигнуть только в одном месяце за всю войну (Прим.13*)
- Средняя живучесть советских пилотов в годы Отечественной войны:
пилот истребителя - 64 боевых вылета
пилот штурмовика - 11 боевых вылетов
пилот бомбардировщика - 48 боевых вылетов
пилот торпедоносца - 3,8 боевых вылета (Прим.45*)
- аварийность в ВВС РККА накануне ВОВ была огромная - в среднем разбивалось 2-3 самолета в день. Эта ситуация во многом сохранилась и в войну. Не случайно во время войны небоевые потери самолетов составляли свыше 50% (Прим.9*)
- "неучтенная убыль" - 5240 советских самолетов, оставшихся на аэродромах после захвата их немцами в 1941г
- средние ежемесячные потери ВВС РККА с 1942 по май 1945г составляли 1000 самолетов, из них небоевые - свыше 50%, а в 1941г боевые потери составляли 1700 самолетов, а общие - 3500 в месяц (Прим.9*)
- небоевые потери советской боевой авиации в ВОВ составили 60300 самолетов (56,7%) (Прим.32*)
- в 1944г потери советской боевой авиации составили 24800 машин, из них 9700 - боевые потери, и 15100 - не боевые потери (Прим.18*)
- от 19 до 22 тыс. советских истребителей было потеряно в ВОВ (Прим.23*)
- в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №632-230сс от 22.03.1946г "О перевооружении ВВС, истребительной авиации ПВО и авиации ВМС на современные самолеты отечественного производства": "...снять с вооружения в 1946г и списать: самолеты-истребители иностранных типов, в том числе "Аэрокобра" - 2216 самолетов, "Тандерболт" - 186 самолетов, "Кингкобра" - 2344самолета, "Киттихаук" - 1986 самолетов, "Спитфайр" - 1139 самолетов, "Харикейн" - 421 самолет. Итого: 7392 самолета и 11937 устаревших отечественных самолетов (Прим.1*)

ВВС Германии:
- в ходе немецкого наступления 1917г до 500 русских самолетов стали немецкими трофеями (Прим.28*)
- согласно Версальскому договору Германии пришлось после окончания 1МВ пустить под слом 14 тыс. своих самолетов (Прим.32*)
- серийное производство первых боевых самолетов в фашистской Германии началось только в 1935-1936 годах (Прим.13*). Так в 1934г немецким правительством был принят план постройки 4000 самолетов к 30.09.1935г. Среди них не было ничего, кроме старья (Прим.52*)
- 01.03.1935г - официальное признание люфтваффе. В наличии было 2 полка Ju-52 и Dо-23 (Прим.52*)
- 771 немецкий истребитель был выпущен в 1939г (Прим.50*)
- в 1939г Германия ежедневно производила 23 боевых самолета, в 1940г - 27, а в 1941г - 30 самолетов (Прим.32*) К весне 1942г Германия выпускала до 160 самолетов в месяц
- 01.09.1939г Германия начала 2МВ, имея 4093 самолета (из них 1502 бомбардировщика)(Прим.31*)
- накануне ВОВ Германия имела 6852 самолетов, из которых для нападения на СССР было выделено 3909 самолетов всех типов. В это количество входило 313 транспортников и 326 самолетов связи. Из оставшихся 3270 боевых самолетов: 965 истребителей (почти поровну - Bf-109е и BF-109f), 102 истребителя-бомбардировщика (Bf-110), 952 бомбардировщика, 456 штурмовика и 786 разведчиков (Прим.32*). По другим данным, на 22.06.41г против СССР немцы сосредоточили; 1037 (из них 400 боеготовых) истребителей Bf-109; 179 Bf-110 в качестве разведчиков и легких бомбардировщиков, 893 бомбардировщика (281 He-111, 510 Ju-88, 102 Do-17), штурмовики - 340 Ju-87, разведчики - 120. Всего - 2534 (из них около 2000 боеготовых). А также 1000 самолётов немецких союзников
- после переброски в декабре 1941г 250-300 самолетов 2-го воздушного корпуса из СССР для действий в район Мальты и Северной Африки, общая численность люфтваффе на советском фронте сократилась с 2465 самолетов на 01.12.1941г до 1700 самолетов на 31.12.1941г. В январе 1942г количество немецких самолетов еще больше сократилось после переброски самолетов 5-го авиакорпуса в Бельгию (Прим.29*)
- в 1942г Германия выпустила 8.4 тыс. боевых самолетов. По другим данным, немцы ежемесячно выпускали лишь до 160 самолётов
- в 1943г среднемесячно Германия производила 849 истребителей (Прим.49*)
- 84320 самолётов всех типов произведено в Германии в 1941-45 годах. (Прим.24*) - всего за годы 2МВ было уничтожено 57 тыс. немецких самолетов всех типов
- 1190 гидросамолетов было выпущено немецкой авиапромышленностью за 2МВ (Прим.38): из них 541 Арадо 196а
- 2500 связных самолетов "Шторьх" всего было построено. По другим данным, выпущен 2871 Fi-156 "Шторх" ("Аист"), а летом 1941г немцами был захвачен завод по производству его советской контрафактной копии ОКА-38 "Аист" (Прим.37*)
- немецкий бомбардировщик Ju-88 был выпущен общим числом 15100 самолетов (Прим.38*)
- 1433 реактивных Ме-262 было произведено в Германии в годы 2МВ (Прим.21*)
- всего было выпущено 5709 Ju-87 "Штука" (Прим.40*) и 14676 Ju-88 (Прим.40* и 37*)
- за 1939-45гг было выпущено 20087 истребителей FW-190, тогда как своего пика производство достигло в начале 1944г, когда ежедневно выпускалось 22 самолета данного типа (Прим.37* и 38*)
- за годы 2МВ было произведено 35 тыс. немецких истребителей Bf-109 (Прим.14* и 37*)
- выпустив с 1939г 3225 транспортных Ju-52 ("тетушка Ю") немецкая авиапромышленность была вынуждена прекратить его производство в 1944г (Прим.40*)
- за годы войны на чешских авиапредприятиях для люфтваффе было выпущено 846 «рам» - корректировщиков огня FВ-189. В СССР этот тип самолётов не выпускался вообще.
- всего было выпущено 780 разведчиков - корректировщиков Hs-126 ("Костыль") (Прим.32*)
- немецкие самолеты-неудачники, принятые на вооружение вермахта: 871 штурмовик Hs-129 (1940г выпуска), 6500 Bf-110 (6170 - Прим.37*), 1500 Ме-210 и Ме-410 (Прим.15*). Неудавшийся истребитель Ju-86 немцы переквалифицировали в стратегический разведчик (Прим.32*). Dо-217 так и не стал удачным ночным истребителем (выпущено 364, з них 200 - в 1943г) (Прим.46*). Выпущенный в количестве более 1000 единиц (по другим данным, было выпущено всего 200 самолетов, еще 370 находились в разной стадии готовности, а еще для 800 самолетов были выпущены детали и комплектующие - Прим.38*) немецкий тяжелый бомбардировщик Не-177 из-за многочисленных аварий часто просто сгорал в воздухе (Прим.41*). Штурмовик Не-129 оказался крайне неудачным из-за тяжелого управления, слабого бронирования двигателей, слабого кормового вооружения (Прим.47*)
- в 1945г доля истребителей из всей выпускаемой в Германии военной авиации составляла 65,5%, в 1944г - 62,3% (Прим.41*)
- в годы 2МВ немцами выпущено 198 не совсем удачных, тяжелых шестимоторных военно-транспортных самолетов Ме-323 из переделанных планеров "Гигант", в свое время предназначенных для осуществения десанта (могли перевозить 200 десантников или определенное количество танко и 88мм зенитных орудий) на территорию Англии (Прим.41* и 38*)
- в 1941г потери транспортных Ju-52 впервые превысили их производство - было потеряно более 500 самолетов, а выпущено всего 471 (Прим.40*)
- 273 Ju-87 действовали против СССР, в то время как на Польшу напали 348 Ju-87 (Прим.38*)
- за 8 месяцев (01.08.40 - 31.03.41г) из-за аварий и катастроф люфтваффе утратило 575
самолетов и погибло 1368 человек (Прим.32*)
- наиболее активные летчики союзников совершили во 2МВ 250-400 боевых вылетов, в то время как аналогичные показатели у немецких пилотов колебались между 1000 - 2000 вылетами
- к началу 2МВ 25% немецких летчиков овладели мастерством слепого пилотирования (Прим.32*)
- в 1941г немецкий летчик-истребитель, покидая летную школу, имел более 400 часов общего
налета, из них не менее 80 часов - на боевой машине. После в запасной авиагруппе выпускник
добавлял еще 200 часов (Прим.32*)
- в годы ВОВ было 36 немецких летчиков, каждый из которых, сбил более 150 советских самолетов и около 10 советских летчиков, каждый из которых сбил 50 и более немецких самолетов (Прим.9*)
- боезапаса истребителя Bf-109F хватает на 50 секунд непрерывной стрельбы из пулеметов и 11 секунд - из пушки MG-151 (Прим.13*)
- ракета "Фау-2" состояла из 45 тысяч деталей, максимально ежемесячно Германия смогла выпускать до 400 ракет этого типа
- из 4300 ракет "Фау-2" более 2000 взорвались на земле или в воздухе при пуске либо вышли из
строя во время полета. Только 50% ракет попадали в круг диаметром 10км (Прим.27*). Всего по Лондону было зафиксировано 2419 ударов ракетами "Фау", по Антверпену - 2448. Из выпущенных по целям достигло цели 25% ракет. Всего было изготовлено 30 тыс. ракет "Фау-1" В 1945г скорость ракет "Фау" достигала около 800 км\\ч. (Прим.9*)
- 14.06.1944г на Лондон упала первая "Фау-2". Из 10492 выпущенных по Лондону "Фау-2" до цели долетело 2419. Еще 1115 ракет взорвалось на территории Южной Англии (Прим.35*)
- с самолетов-носителей Не-111(Н-22) к концу 1944г по Антверпену, Лондону и Брюсселю было выпущено соответственно 8696, 4141 и 151 "Фау-2" (Прим.35*)

ВВС США:
- после 1МВ, в ноябре 1918г в США находилось на вооружении 1172 "летающих лодок" (Прим.41*)
- 01.09.1939г США имели на начало 2МВ 1576 боевых самолетов (Прим.31*)
- за годы 2МВ авиапромышленность США выпустила свыше 13 тыс. "Уорхоков", 20 тыс. "Уайлдкетов" и "Хеллкетов", 15 тыс. "Сандерболтов" и 12 тыс. "Мустангов" (Прим.42*)
- 13 тыс. американских бомбардировщиков B-17 было выпущено во 2МВ (Прим.41*)

ВВС Англии:
- самый массовый английский бомбардировщик 2 МВ "Веллингтон" был выпущен в количестве 11 461 самолетов (Прим.51*)
- 01.09.1939г Англия начала 2МВ, имея 1992 боевых самолета (Прим.31*)
- уже в августе 1940г Англия ежедневно производила в 2 раза больше истребителей, чем
Германия. Общее их количество впоследствии настолько превышало количество летчиков, что
вскоре позволило переводить часть самолетов на консервацию или передавать другим странам по ленд-лизу (Прим.31*)
- с 1937г до окончания 2МВ было выпущено более 20 тыс. английских истребителей “Спитфайр” (Прим.41*)

ВВС других стран:
- 01.09.1939г Франция начала 2МВ, имея 3335 самолетов (Прим.31*): 1200 истребителей, 1300 бомбардировщиков, 800 разведчиков, 110000 личного состава
- в 1942г Япония 3.2 тыс. боевых самолетов
- всего в ВВС Польши имелось на начало войны 1900 самолетов (Прим.8*)
- ВВС Румынии на 22.06.1941г: 276 боевых самолетов, из них 121 истребитель, 34 средних и 21 легких бомбардировщиков, 18 гидросамолетов и 82 разведчика. Еще 400 самолетов находились в летных школах. Конкретизировать типы самолетов не имеет смысла из-за моральной и физической устарелости. Румынским 250 (205 боеготовых) самолетам, выделенным против СССР, противостояло около 1900 советских самолетов. Накануне войны немцы переучили 1500 румынских авиаспециалистов и согласились поставить Румынии современные Bf-109u и Hе-110e. Новым румынским истребителем ИАР-80 накануне войны было перевооружено 3 эскадрильи (Прим.7*)

ДРУГОЕ:
- в "битве за Англию" немцами было потеряно 1733 самолета (Прим.30*). По другим данным, потери составили 1792 самолета, из которых 610 Bf-109. Потери англичан составили 1172 самолета: 403 "Спитфайра", 631 "Харрикейн", 115 "Бленхейм" и 23 "Дефиант" (Прим.37*)
- более 200 истребителей Р-36 США изготовили для Франции перед 2МВ (Прим.41*)
- на сентябрь 1944г приходится пик количества союзнических бомбардировщиков в Европе - более 6 тыс.(Прим.36*)
- 250 млн. полученных по ленд-лизу авиационных патронов было пущено на переплавку (Прим.9*)
- за годы ВОВ финны (ВВС-ПВО) претендуют на 2787, румыны - примерно на 1500, венгры - около 1000, итальянцы - на 150-200, словаки - на 10 сбитых советских самолетов. Еще 638 сбитых советских самолетов числится на боевых счетах словацкой, хорватской и испанской истребительных эскадрилий. По другим данным, сообща немецкие союзники сбили не более 2400 советских самолетов (Прим.23*)
- около 3240 немецких истребителей было уничтожено на советско-германском фронте, из них 40 на счету союзников СССР (ВВС-ПВО поляков, болгар и румын с 1944г, французов из "Нормандии-Неман") (Прим.23*)
- на 01.01.1943 против советских 12300 самолетов действовало 395 дневных немецких истребителей, на 01.01.1944г - соответственно 13400 и 473 (Прим.23*)
- после 1943г от 2\\3 до 3\\4 всей немецкой авиации противодействовало авиации антигитлеровской коалиции на Западе Европы (Прим.23*) Сформированые в конце 1943г 14 советских авиармий поставили крест на господстве немецкой авиации в небе СССР (Прим.9*)
- потери советской авиации в первые дни войны: 1142 (800 было уничтожено на земле), из них: Западный округ - 738, Киевский - 301, Прибалтийский - 56, Одесский - 47. Потери люфтваффе за 3 дня - 244 (из них 51 в первый день войны) (Прим.20*)
- для атаки каждого советского военного аэродрома немцы 22.06.1941 выделили по 3 бомбардировщика. Удар наносился 2-х килограммовыми осколочными бомбами SD-2. Радиус поражения бомбы - 12 метров 50-200 осколками. Прямое попадание такой бомбы было эквивалентно зенитному снаряду средней мощности (Прим.22*) Штурмовик "Штука" нес 360 бомб SD-2 (Прим.19*)
- в 1940г в СССР было выпущено 21447 авиамоторов, из них менее 20% - доля отечественных разработок. В 1940г между ремонтный ресурс советских авиамоторов нормативно составлял 100-150 часов, реально - 50-70 часов, в то время, как этот показатель во Франции и Германии - 200-400 часов, в США - до 600 часов (Прим.16*)
- на начало войны в европейской части СССР советские ВВС имели 269 самолетов-разведчиков из общего количества 8000 самолетов против немецких 219 дальних и 562 ближних самолетов-разведчиков из общего количества 3000 самолетов (Прим.10*)
- союзным ВВС на Средиземноморском театре после падения Туниса, оцененным в 5000 самолётов, противостояли не более 1250 самолётов "оси", из которых грубо половина была немецкими и половина была итальянскими. Из числа немецких самолетов только 320 были пригодны для действий, и среди них истребителей 130 « Мессершмитт» всех модификаций (Прим.8*)
- авиация Северного флота СССР в 1944г: 456 боеготовых самолетов, из них 80 летающих лодок. Германская авиация в Норвегии состояла из 205 самолетов в 1944г (Прим.6*)
- немецкие ВВС во Франции потеряли 1401 самолет, французы только истребителей потеряли - 508 (257 пилотов истребителей погибло) (Прим.5*)

В конце 30-х в СССР была создана мощная научно-производственная база, способная проектировать и производить большое количество машин разных типов. В 1940 году на авиацию было истрачено 40% советского военного бюджета, а общее число авиазаводов возросло на 75%. В результате, в июне 1941 года производственная база была в полтора раза больше немецкой.

До сих пор нет единого мнения о количественном составе советских ВВС на момент начала войны.

Называются цифры по общему количеству боевых самолетов 17500-20000, из них на западной границе находился 9261 самолет (В.С. Шумихин "Советская военная авиация 1917-1941").

в Ленинградском ВО (24 авиаполка): 1270

в Прибалтийском ВО (19 авиаполков): 1140

в Западном особом ВО (29 авиаполков): более 1500

в Киевском особом ВО (32 авиаполка): 1672

в Одесском ВО (15 авиаполков): 950

в Дальнебомбардировочной авиации: 1346

в ВВС Балтийского, Черноморского и северного флотов: 1338

Из общего числа боевых самолетов 53,4% были истребителями, 41,2% - бомбардировщиками, 3,2% - самолетами-разведчиками и 0,2% - штурмовиками. Около 80% всех самолетов относились к более старым типам (И-15, И-16, СБ, ТБ-3, ДБ-3 и Р-5). С появлением новых самолетов в начале 1941 года, общее число типов машин составило 27, из которых 7 являлись модернизированными версиями (типов бомб насчитывалось 86). Все это многообразие типов затрудняло снабжение и усложняло организацию и применение воздушные частей.

Новые истребители построили, не так уж и мало (1309 МиГ-1 и МиГ-3, 399 Як-1 и 322 Як-3, всего 2030), но они еще не были в достаточной степени освоены личным составом.

Сравнение ВВС и Люфтваффе на 22 июня не может быть сделано, исходя просто из числа машин, что означало бы более чем двукратное превосходство ВВС. Следует учитывать необеспеченность экипажами и небоеспособность части самолетов. Наиболее важным было немецкое превосходство в качестве самолетов и подготовке экипажей. Немецкие самолеты превосходили наши с точки зрения летных характеристик и огневой мощи. Обширный, почти двухлетний боевой опыт немецких пилотов предрешил большинство воздушных поединков. Качественное превосходство немцев дополнялось организационными преимуществами. В то время как советские авиационные части были рассредоточены по военным округам, армиям и войсковым частям, и не могли использоваться сконцентрированно, как одно целое, немецкие самолеты были сведены в воздушные флоты, каждый из которых насчитывал до 1000 машин. В результате ВВС действовали раздробленно, а Люфтваффе концентрировались для ударов по ключевым секторам и в наиболее важный момент.

Признавая мужество и доблесть советских летчиков того времени, преклоняясь перед их подвигом и самопожертвованием, нельзя не признать тот факт, что СССР удалось возродить свои ВВС после катастрофы 1941 года исключительно за счет громадных людских ресурсов, передислокации почти всей авиационной промышленности в районы недосягаемые для немецкой авиации и тем, что в первые месяцы войны ВВС потеряли в основном технику, а не летный и технический составы. Именно они и стали основой возрождаемых ВВС.

В 1941 году советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель, а союзники поставили 730 истребителей.

В первой половине 1942 г. в боевом составе истребительной авиации были следующие типы самолетов отечественного производства: И-153 (18% от общего количества), И-16 (28%), МиГ-3 (23,9%), ЛаГГ-3 (11,5%), Як-1 (9,2%).

Начиная с января 1942 г. выпуск авиатехники неуклонно возрастал. Если в первом квартале среднемесячное производство боевых самолетов составлял 1100 машин, то во втором квартале - 1700. Всего за первое полугодие было выпущено 9744 самолета, из них 8268 боевых. Выпуск самолетов во втором полугодии выглядел следующим образом: июль - 2224 (всего)/1835 (боевых), август - 2492/2098, сентябрь - 2672/ 2286, октябрь - 2839/2462, ноябрь - 2634/2268, декабрь - 2831/2464.

В течение 1942 г. советская авиапромышленность выпустила 9918 истребителей, а немцкая - 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили советским ВВС 1815 истребителей.

В 1943 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили 4569 истребителей, а советская авиапромышленность передала фронту 14627 истребителей.

На 1 января 1942 г. советские ВВС имели в своем составе 12000 самолетов, в том числе в действующей армии - 5400, на 1 января 1943 г. - 21900/12300, на 1 января 1944 г. - 32500/13400.

В конце 1944 г. в составе ВВС имелось 16 воздушных армий, в которые входили 37 авиакорпусов и 170 авиадивизий (63 истребительных, 50 штурмовых, 55 бомбардировочных и 2 смешанных). Всего за годы войны в СССР были созданы 18 воздушных армий. В 1945 г. в составе ВВС РККА существовали 15 воздушных армий, из которых три (9, 10 и 12-я) находились на Дальнем Востоке, а 7-я воздушная армия - в Резерве Ставки Верховного Главнокомандования.

По советским данным, на 1 января 1944 г. в действующей армии находилось 10200 (из них 8500 так называемых новых типов) боевых самолетов, на 1 июля 1944 г. - 12900 (11800), на 1 января 1945 г. - 14700 (14500). В начале 1945 г. Советский Союз имел 22600 боевых самолетов.

На 9 мая 1945 г. в СССР насчитывалось 47300 боевых самолетов, из них 9700 бомбардировщиков, 10100 штурмовиков, 27500 истребителей.

По советским данным, в 1945 г. боевые потери советской авиации (за четыре месяца войны) составили 4100 боевых самолетов, таким образом, среднемесячные потери равнялись 1025 самолетам.

Организационная структура ВВС РККА

В организационном отношении советские ВВС были первоначально являлись составной частью Армии и Флота, но затем обрели и некоторую самостоятельность. Они подразделялись на дальнебомбардировочную авиацию Главного командования, фронтовую, армейскую и войсковую авиацию. Кроме того, в составе ВМФ имелась морская авиация. В предвоенное время основное количество советских боевых самолетов входило в состав ВВС военных округов, предназначенных для обороны границ государства. Таким образом, командующие войсками округов располагали ближнебомбардировочными авиадивизиями, истребительными авиадивизиями (ИАД) и смешанными авиадивизиями (САД). Последние нередко входили в состав и общевойсковых армий. Все это не способствовало эффективности советской авиации, так как ее силы были распылены по всем фронтам, что позволило люфтваффе без труда удерживать господство в небе в районах основных действий своих войск.

Основной тактической единицей советской истребительной авиации являлся истребительный авиаполк, включавший 48-60 самолетов. Он состоял из четырех эскадрилий по 12 истребителей в каждой. Более крупным истребительным формированием была истребительная дивизия, в состав которой входили от трех до шести полков, базирующихся на нескольких аэродромах. Для обороны стратегически важных городов (например, Москвы, Ленинграда и Баку) и в последующем для завоевания господства в воздухе были созданы наиболее крупные соединения истребителей - авиационные корпуса, состоявшие из двух-трех дивизий.

В ходе Великой Отечественной войны появились высшие соединения ВВС РККА - воздушные армии (ВА), предназначенные для действий в масштабах целых фронтов.

После изобретения первых летальных аппаратов и конструкций их начали применять в военных целях. Так появилась боевая авиация, став основной частью вооруженных сил всех стран мира. В данной статье описаны самые популярные и эффективные советские самолеты, которые внесли свой особый вклад в победу над фашистскими захватчики.

Трагедия первых дней войны

Ил-2 стал первым образцом новой схемы конструирования самолетов. В конструкторском бюро Илюшина поняли, что такой подход заметно ухудшает конструкцию и утяжеляет ее. Новый конструкторский подход дал новые возможности по более рациональному использованию массы самолета. Так появился Ильюшин-2 - самолет, который за свою особо прочную броню заслужил прозвище «летающий танк».

Ил-2 создал немцам невероятное количество проблем. Самолет поначалу применялся как истребитель, но в этой роли показал себя не особо эффективно. Слабая маневренность и скорость не давали Ил-2 возможности сражаться с быстрыми и разящими немецкими истребителями. Тем более что слабая защита задней позволяла атаковать Ил-2 немецким истребителям сзади.

Проблемы с самолетом испытывали и разработчики. Во время всего периода Великой Отечественной вооружение Ил-2 постоянно менялось, а также было оборудовано место для второго пилота. Это грозило тем, что самолет мог стать вообще неуправляемым.

Но все эти усилия дали нужный результат. Изначальные 20-миллиметровые пушки были заменены на крупнокалиберные 37-миллиметровые. С таким мощным вооружениям штурмовика стали боятся практически все виды наземных войск, от пехоты до танков и бронемашин.

По некоторым воспоминаниям летчиков, которые воевали на Ил-2, стрельба из орудий штурмовика приводила к тому, что самолет буквально зависал в воздухе от сильной отдачи. В случае атаки вражеских истребителей хвостовой стрелок прикрывал незащищенную часть Ил-2. Таким образом, штурмовик стал фактически летающей крепостью. Этот тезис подтверждает и тот факт, что штурмовик брал на борт несколько бомб.

Все эти качества возымели большой успех, и Ильюшин-2 стал просто незаменимым самолетом в любом сражении. Он стал не только легендарным штурмовиком Великой Отечественной войны, но и побил рекорды по производству: всего за период войны было выпущено около 40 тыс. экземпляров. Таким образом, самолеты советских времен могли конкурировать с люфтваффе по всем параметрам.

Бомбардировщики

Бомбардировщик, с тактической точки зрения, незаменимая часть боевой авиации в любом сражении. Пожалуй, самый узнаваемый советский бомбардировщик времен Великой Отечественной - это Пе-2. Он разрабатывался как тактический сверхтяжелый истребитель, но со временем его преобразовали и сделали опаснейший пикирующий бомбардировщик.

Следует отметить, что советские самолеты бомбардировочного класса дебютировали именно во время Великой Отечественной войны. Появление бомбардировщиков обуславливалось множеством факторов, но главным из них было развитие системы ПВО. Сразу разрабатывалась специальная тактика использования бомбардировщиков, которая подразумевала подход к цели на большой высоте, резкое снижение до высоты сброса бомб, такой же резкий уход в небо. Такая тактика дала свои результаты.

Пе-2 и Ту-2

Пикирующий бомбардировщик сбрасывает бомбы, не следуя по горизонтальной линии. Он буквально сам падает на свою цель и сбрасывает бомбу только тогда, когда до цели остается каких-нибудь 200 метров. Следствие такого тактического хода - безупречная точность. Но, как известно, самолет на малой высоте могут задеть зенитки, а это не могло не отражаться на системе конструкции бомбардировщиков.

Таким образом, получалось так, что бомбардировщик должен совмещать в себе несовмещаемое. Он должен быть насколько возможно компактным и маневренным, и при этом нести тяжелый боезапас. Кроме этого, конструкция бомбардировщика предполагалась как прочная, способная выдержать удар зенитного орудия. Поэтому самолет Пе-2 очень хорошо подошел под эту роль.

Бомбардировщик Пе-2 дополнял весьма сходный по параметрам Ту-2. Он представлял собой двухмоторный пикировщик, который применялся по выше описанной тактике. Проблема этого самолета была в незначительных заказах модели на авиазаводах. Но к концу войны проблема была исправлена, Ту-2 даже модернизировали и успешно применяли в боях.

Ту-2 выполнял самые разнообразные боевые задачи. Он работал в качестве штурмовика, бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и перехватчика.

Ил-4

Тактический бомбардировщик Ил-4 справедливо заслужил звание самого красивого самолета Великой Отечественной, благодаря чему его трудно спутать с каким-либо другим самолетом. Ильюшин-4, несмотря на усложненное управление, был популярен в ВВС, самолет даже применяли в качестве торпедоносца.

Ил-4 закрепился в истории как самолет, который осуществлял первые бомбардировки столицы Третьего Рейха - Берлина. А произошло это не в мае 1945 года, а осенью 1941. Но бомбардировки продолжались недолго. Зимой фронт сместился далеко на Восток, и Берлин стал вне зоны досягаемости для советских пикировщиков.

Пе-8

Бомбардировщик Пе-8 в военные годы был настолько редким и неузнаваемым, что иногда даже подвергался атаке своих ПВО. Однако именно он выполнял самые сложные боевые задачи.

Дальний бомбардировщик хотя и выпускался еще в конце 30-годов, но зато был единственным самолетом своего класса в СССР. Пе-8 имел высочайшую скорость передвижения (400 км/ч), а запас топлива в баке позволял донести бомбы не только до Берлина, но и вернуться назад. Самолет оснащался самыми крупнокалиберными бомбами вплоть до пятитонных ФАБ-5000. Именно Пе-8 бомбили Хельсинки, Кенигсберг, Берлин в тот момент, когда линия фронта находилась в районе Москвы. Из-за рабочей дальности Пе-8 называли стратегическим бомбардировщиком, а в те годы данный класс самолетов только разрабатывался. Все советские самолеты Второй мировой принадлежали к классу истребителей, бомбардировщиков, разведчиков или транспортников, но никак не к стратегической авиации, только Пе-8 был своеобразным исключением из правил.

Одна из важнейших операций, которую выполнял Пе-8 - это перевозка В. Молотова в США и Великобританию. Перелет происходил весной 1942 по маршруту, который проходил через оккупированные нацистами территории. Молотов путешествовал на пассажирской версии Пе-8. Таких самолетов было разработано всего несколько штук.

На сегодняшний день, благодаря техническому прогрессу, перевозят десятки тысяч пассажиров ежедневно. Но в те далекие военные дни каждый перелет являлся подвигом, причем как для пилотов, так и для пассажиров. Всегда была большая вероятность быть сбитым, а сбитый советский самолет - это потеря не только ценных жизней, но и большой ущерб для государства, который возместить было очень сложно.

Завершая небольшой обзор, в котором описаны самые популярные советские самолеты времен Великой Отечественной войны, следует упомянуть тот факт, что все разработки, строительство и воздушные бои происходили в условиях холода, голода и отсутствия кадров. Однако каждая новая машины была важным шагом в развитии мировой авиации. Имена Ильюшина, Яковлева, Лавочкина, Туполева навсегда останутся в военной истории. И не только главы конструкторских бюро, но и рядовые инженеры и простые рабочие внесли огромный вклад в развитие советской авиации.

Баранов Михаил Дмитриевич (21.10.1921 - 17.01.1943)

Герой Советского Союза, заместитель командира эскадрильи 183-го истребительного авиационного полка 289-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта, старший лейтенант.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Южном фронте. К октябрю 1941 года уничтожил лично 5 самолётов противника. 5 и 6 ноября награждён двумя орденами Красного Знамени, а 8 ноября в воздушном бою сбил He-111 и Me-109. В феврале 1942 года назначен заместителем командира эскадрильи.

Старший лейтенант Михаил Баранов к июню 1942 года совершил 176 боевых вылетов, лично сбил 20 вражеских самолётов и 6 уничтожил во время штурмовок на аэродромах.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 578) Михаилу Баранову присвоено 12 августа 1942 года.

6 августа 1942 года Михаил Баранов вылетел по тревоге в составе группы истребителей Як-1 на перехват вражеских бомбардировщиков Ju-87, шедших к городу Котельниково под прикрытием истребителей Мессершмит Bf.109F. Cилы были неравными, но советские лётчики вступили в бой. Баранов сбил два «мессершмитта» и один Ю-87, но в ходе боя у него кончились боеприпасы. После этого Баранов сбил еще один Me-109, нанеся ему удар крылом по хвосту. Затем сошелся с еще одним немецким истребителем на встречных курсах, таранил его, но и его самолет получил сильные повреждения и упал. Баранов приземлился на парашюте и вскоре вернулся в свой полк.

Во время приземления повредил ногу и позвоночник. Медкомиссия отстранила его от полётов, но он продолжал летать. Вскоре был назначен штурманом полка, а затем переведён в 9-й гвардейский Одесский истребительный авиационный полк. Из-за недолеченных ран часто болел. В одном из полётов в середине ноября 1942 года судорога свела ногу. Его направили в дом отдыха. Там ему стало хуже и он попал в госпиталь.

В полк вернулся 15 января 1943 года с медицинским заключением: «Подлежит амбулаторному лечению в части, к полётам временно не допускать». 17 января он добился разрешения подняться в воздух. В первом вылете отказал один из приборов. Тогда Баранов вылетел на другом самолёте. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа самолёт вдруг накренился, перевернулся на спину и в таком положении упал на землю и взорвался. Лётчик погиб.

Был похоронен в городе Котельниково Волгоградской области. После войны перезахоронен в Волгограде на Мамаевом кургане. Менее чем за год боёв совершил 285 боевых вылетов, в 85 воздушных боях сбил лично 31 вражеский самолёт и 28 - в составе группы, 6 самолётов уничтожил на аэродромах.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени.

Во время Великой Отечественной войны главной ударной силой Советского союза была боевая авиация. Даже с учетом того, что в первые часы нападения немецких захватчиков были уничтожены около 1000 советских самолетов, все равно нашей стране очень скоро удалось стать лидером по количеству произведенных воздушных машин. Давайте вспомним пять самых лучших самолетов, на которых наши летчики одержали победу над фашисткой Германией.

На высоте: МиГ-3

В начале боевых действий этих самолетов было гораздо больше, чем других боевых воздушных машин. Но многие летчики на тот момент еще не освоили МиГ, и обучение заняло какое-то время.

Вскоре подавляющий процент испытателей все-таки научился управлять самолетом, что помогло устранить возникшие проблемы. В тоже время МиГ во многом проигрывал другим боевым истребителям, которых было очень много в начале войны. Хотя некоторые самолеты превосходил по скорости на высоте более 5 тысяч метров.

МиГ-3 считается высотным самолетом, основные качества которого проявляются на высоте боле 4,5 тысяч метров. Он прекрасно зарекомендовал себя в качестве ночного истребителя в системе ПВО с потолком до 12 тысяч метров и большой скоростью. Поэтому МиГ-3 использовали до 1945 года, в том числе и для охраны столицы.

22.07.1941 года произошел самый 1-й бой над Москвой, где на МиГ-3 пилот Марк Галлай уничтожил вражеский самолет. На МиГе летал и легендарный Александр Покрышкин.

«Король» модификаций: Як-9

На протяжении 1930-х годов 20 века конструкторское бюро Александра Яковлева изготавливало в основном спортивные самолеты. В 40-х годах был запущен в массовое производство истребитель Як-1, который обладал великолепными летными качествами. Когда началась Вторая мировая война, Як-1 успешно сражался с немецкими истребителями.

В 1942 году в составе российских военно-воздушных сил появился Як-9. Новый самолет отличался повышенной маневренностью, посредством которой можно было вести бой с противником на средних и низких высотах.

Этот самолет оказался самым массовым во время ВОВ. Он изготавливался с 1942 по 1948 года, всего было произведено более 17 000 воздушных машин.

Конструктивные особенности Як-9 отличались еще и тем, что вместо дерева применялся дюралюминий, это делало воздушную машину гораздо более легкой, чем многочисленные аналоги. Способность Як-9 к различным модернизациям стала одним из самых важных его плюсов.

Обладая 22 основными модификациями, 15 из которых были построены серийно, он включал в себя качествами и истребителя-бомбардировщика, и фронтового истребителя, а также эскорта, перехватчика, пассажирского самолета, разведчика, учебно-тренировочной летной машины. Считается, что самая удачная модификация этого самолета – Як-9У появилась в 1944 году. Немецкие летчики называли его «убийцей».

Надежный солдат: Ла-5

В самом начале ВОВ немецкие самолеты имели весомое преимущество в небе Советского Союза. Но после появления Ла-5, разработанного в конструкторском бюро Лавочкина, все изменилось. Внешне он может показаться простым, но это только на первый взгляд. Даже притом, что в этом самолете не было таких приборов, как, например, авиагоризонт, советским летчикам воздушная машина очень понравилась.

Крепкая и надежная конструкция новейшего самолета Лавочкина не разваливалась даже после десяти прямых попаданий снаряда противника. Кроме того, Ла-5 был впечатляюще маневренным, время его виража составляло 16,5-19 секунд при скорости 600 км/ч.

Еще одним плюсом Ла-5 было то, что он без прямого приказа пилота не выполнял фигуру высшего пилотажа «штопор». Если же он все-таки попадал в штопор, то сразу же выходил из него. Этот самолет участвовал во многих боях над Курской дугой и Сталинградом, знаменитые летчики Иван Кожедуб и Алексей Маресьев сражались на нем.

Ночной бомбардировщик: По-2

Бомбардировщик По-2 (У-2) в мировой авиации считается одним из самых массовых бипланов. В 1920 году он был создан в качестве учебного самолета, и его разработчик Николай Поликарпов даже не думал, что его изобретение будет применено во время ВОВ. В процессе боя У-2 превращался в ночной эффективный бомбардировщик. В то время в военно-воздушных силах Советского союза появились специальные авиационные полки, которые были вооружены У-2. Эти бипланы осуществили более 50% всех вылетов боевых самолетов во время Второй мировой войны.

Немцы называли У-2 «Швейные машинки», эти самолеты бомбили их в ночное время. Один У-2 мог за ночь осуществить несколько вылетов и при нагрузке в 100-350 кг он сбрасывал боеприпасов больше, чем, например, тяжелый бомбардировщик.

Знаменитый 46-й Таманский авиационный полк воевал на самолетах Поликарпова. Четыре эскадрильи включали в себя 80 летчиц, у 23 из которых имеется звание Героя Советского Союза. «Ночными ведьмами» прозвали немцы этих женщин за авиационное мастерство, смелость и храбрость. 23 672 боевых вылета было совершено таманским авиаполком.

11 000 самолетов У-2 было выпущено во время Второй мировой войны. Они изготавливались в Кубани на авиазаводе № 387. В Рязани (сейчас это Государственный Рязанский приборный завод) производились авиалыжи и кабины к этим бипланам.

В 1959 году У-2, который в 1944 году был переименован в По-2, закончил свою блестящую тридцатилетнюю службу.

Летающий танк: Ил-2

Самым массовым боевым самолетом в истории России является Ил-2. Всего было выпущено более 36 000 этих самолетов. «Черной смертью» прозвали немцы Ил-2 за огромные потери и наносимый ущерб. А советские летчики называли этот самолет «Бетонный», «Крылатый танк», «Горбатый».

Перед самой войной в декабре 1940 года Ил-2 стал изготавливаться серийно. Владимир Коккинаки – знаменитый летчик-испытатель совершил на нем свой первый полет. Эти бомбардировщики сразу же поступили на вооружение советской армии.

Советская авиация в лице этого Ил-2 обрела свою основную ударную силу. Самолет представляет собой совокупность мощных характеристик, обеспечивающих воздушной машине надежность и длительность эксплуатации. Это и бронестекло, и реактивные снаряды, и скорострельные авиационные пушки, и мощный двигатель.

Лучшие заводы Советского союза работали над изготовлением деталей этого самолета. Основным предприятием по производству боеприпасов для Ил-2 является Тульское конструкторское бюро приборостроения.

На Лыткаринском заводе оптического стекла изготавливалось бронестекло для остекления фонаря Ил-2. Двигатели собирали на заводе № 24 (предприятие «Кузнецов»). В Куйбышеве на заводе «Авиаагрегат» выпускались винты для штурмовика.

С помощью наиболее современных на тот момент технологий этот самолет превратился в настоящую легенду. Однажды, у вернувшегося из боя Ил-2 насчитали более 600 попаданий снарядов противника. Бомбардировщик был отремонтирован и отправлен обратно в бой.