Доклад мониторинг состояния атмосферного воздуха в городах хмао. Химическое загрязнение окружающей среды в хмао Климат и экология Ханты-Мансийска

» Виды загрязнений окружающей среды на территории ХМАО

В настоящее время на территории ХМАО осуществляется социально-гигиенический мониторинг по изучению причинно-следственных связей между загрязнением атмосферного воздуха

и здоровьем населения. Несмотря на сокращение мощностей, снижение выбросов промышленных предприятий изменяется, но для ряда территорий остаётся по-прежнему высоким. В целом по округу в 8,6% исследованных проб воздуха установлено превышение ПДК, однако по отдельным ингредиентам количество таких проб значительно выше. Наибольшие загрязнения атмосферного воздуха отмечаются в местах размещения предприятий нефтедобывающей отрасли.

В г. Нижневартовске и Нижневартовском районе источниками загрязнения являются автотранспорт и спецтехника, выбросы котельных и факела. Отбираемые пробы атмосферного воздуха исследуются на содержание сернистого газа, окиси углерода, окислов азота, фенола и его производных, формальдегида.

Результаты анализов загрязнения атмосферного воздуха показали, что в течении года среднегодовая концентрация превысила значение среднесуточной ПДК по формальдегиду

в 3-5 раз Среднегодовая концентрация взвешенных частиц

(пыли) превысила предельно-допустимую норму в 1,3-1,5 раз. Среднемесячное содержание 3,4-бензпирена составило 2,1 ПДК с.с.(среднесуточная)

Состояние атмосферного воздуха населенных мест Нефтеюганского региона характеризуется поступлением в воздушную среду загрязняющих веществ от промышленных предприятий нефтегазодобывающей отрасли, асфальтобетонных заводов, квартальных котельных, работающих на газообразном топливе

Постоянно возрастает значение мобильных источников в загрязнении атмосферного воздуха. Процент неудовлетворительных, отобранных вблизи автомагистралей, в среднем на 75% больше, чем в зоне влияния пром. предприятий.

Основным источником питьевой воды

в Ханты-Мансийском автономном округе являются подземные воды. Кроме того, объекты водоснабжения и водоотведения имеют значительный износ, который из года в год растёт. Города Белоярский, Сургут, Когалым, Лангепас, Нижневартовск, Покачи, Радужный, более половины поселков Нижневартовского и Советского районов обеспечены качественной питьевой водой. Однако не везде решена проблема вторичного загрязнения воды при транспортировке её по распределительным сетям. В таких городах как Белоярский, Радужный, Лангепас, Покачи проблема вторичного загрязнения стоит наиболее остро.

Попадающие в почву химические вещества подвергаются испарению и сублимации, попадают в атмосферный воздух, могут накапливаться в нём до концентраций, превышающих ПДК, и достигать уровней, опасных для здоровья людей.

Мощности полигонов для хранения хозяйственно-бытовых отходов недостаточны, что приводит к распространению практики поступления отходов на несанкционированные, стихийно образующиеся в нарушение установленных правил и норм, свалки и отвалы.

Ежегодно в поверхностные водные объекты автономного округа сбрасывается около 155 млн.м3, на рельеф – около 6 млн. м3, в карьеры и нефтепромыслы – почти 4 млн.м3 сточных вод.

Основной проблемой в работе канализационных сооружений является то, что большинство очистных сооружений не обеспечивают нормативной очистки.

К наиболее распространённым последствиям для здоровья, выявленных в ходе исследований, относятся следующие:

· снижение функции лёгких;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Воздействие отраслей экономики на окружающую природную среду Ханты-Мансийского автономного округа

Нефтегазодобывающей промышленности

Нефтесолевое загрязнения окружающей среды автономного округа

Мероприятия по ликвидации аварийных нефтезагрязнений окружающей среды

Природоохранная деятельность нефтегазодобывающих предприятий

Электроэнергетика

Транспорт

Водный транспорт

Воздушный транспорт

Железнодорожный транспорт

Автомобильный транспорт

Трубопроводный транспорт

Промышленные аварии

Отходы производства

Заключение

окружающая природная среда ханты мансийская

Введение

Территория Ханты-Мансийского автономного округа занимает площадь 534,8 тысяч квадратных километров, численность населения составляет более 1357,4 тысяч человек.

Ханты-Мансийский автономный округ является полноправным субъектом Российской Федерации. Это положение закреплено в 5-й статье Конституции России.

Ханты-Мансийский автономный округ располагает огромными природно-ресурсным потенциалом. Прежде всего, это запасы нефти и лесные ресурсы. Разведаны месторождения россыпного и коренного золота. Имеются крупные ресурсы торфа. Имеются проявления бокситов, меди, цинка, свинца, ниобия и других редкоземленных металлов.

По своему промышленному потенциалу округ входит в первую десятку субъектов Российской Федерации и является основой энергетической базой страны.

В 1997 году Ханты-Мансийский автономный округ по объему промышленного производства находился на первом месте в Российской Федерации. В округе было добыто 168,3 млн. тонн нефти и газового конденсата, выработано 50,6 млрд. киловатт-часов электроэнергии, заготовлено 1266,4 тыс. кубических метров деловой древесины, произведено 412,3 тыс. кубических метров пиломатериалов.

Следствием высокого динамичного в предыдущем десятилетии промышленного развития округа явился жесткий техногенный прессинг на окружающую природную среду и резкое ухудшение экологической ситуации. Среди множества экологических проблем округа главное место занимает проблема углеводородного загрязнения окружающей среды.

Существенный спад производства за последние годы, многочисленные организационные и технические природоохранные мероприятия проведенные в нефтегазовом комплексе не привели к существенному улучшению экологической обстановки, что обусловлено высокой аварийностью на нефтепромыслах округа. В связи с физическим старением нефтепромыслового оборудования, частотой аварийных залповых сбросов в окружающую среду нефти, подтоварных, пластовых и буровых сточных вод ежегодно исчисляется тысячами случаев и имеет тенденцию роста. По оценкам экспертов на территории округа в результате аварий на объектах нефтегазодобычи и поверхностных водоемах и на почве находится до четырех миллионов тонн нефти.

Экологические последствия чрезвычайных техногенных ситуаций ведут к необратимым изменениям в окружающей природной среде и существенно влияют на эффективность экономики округа.

Для кардинального улучшения экологического состояния и обеспечения зашиты населения и территории от последствий аварийных ситуаций техногенного характера необходимы разработка и применение новой природоохранной стратегии, позволяющей прогнозировать возникновение чрезвычайных ситуаций и принимать превентивные меры по предотвращению их последствий.

Воздействие отраслей экономики на окружающую природную среду Ханты -мансийского автономного округа

Воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду в Ханты-мансийском автономном округе определяется огромными объемами потребления природных ресурсов, значительным количеством сбросов и выбросов загрязняющих веществ. Следствием экстремально-высоких в прошедшие десятилетие темпов освоения месторождений углеводородов и лесных ресурсов территории при недостаточной реализации природоохранных мероприятий явилось резкое ухудшение экологической ситуации в округе.

В соответствии с неравномерным размещением производственных мощностей, различными сроками и интенсивностью эксплуатации природных ресурсов, дифференцируется по территории округа и уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду, который в основном определяется воздействием нефтегазодобывающего комплекса, особенно в условиях массового применения в настоящее время экологически грязных технологий, морально и физически устаревшего оборудования. Загрязнение территории нефтедобывающих районов округа нефтью, минерализованными водами и химическими реагентами в такой степени оказало отрицательное воздействие на все компоненты природной среды, что вполне правомерны предложения об отнесении Нижневартовского, Сургутского, Нефтеюганского районов к числу территорий экологического бедствия.

В результате проводимых в стране реформ, объемы добычи нефти и газа по сравнению с максимальными значениями добычи в 1987 году снизились более чем в 2 раза; заготовки древесины снизились в 4 раза, до 3,2 миллионов метров кубических в 1997 году. Прекращен сплав древесины по рекам округа. Значительно сократился транспортный и технический парк лесодобывающих предприятий. Резко снизилась интенсивность судоходства, используемого для обеспечения грузоперевозок в хозяйстве округа. Сельскохозяйственное производство свернуто почни полностью. Некоторое развитие получили садово-огороднические хозяйства, воздействие которых на окружающую среду незначительно. Уменьшились площади земель, изымаемых под промышленное освоение. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании попутного газа с 1991 года по 1997 год сократились в 1,6 раза. Возросли требования природоохранительного законодательства. Введен механизм платного природопользования, в условиях которого предприятиями принимаются меры по снижению выбросов вредных веществ.

Однако кардинального улучшения экологической ситуации на территории округа не произошло. В результате старения нефтесборных сетей, их массовых порывов, сжигания нефти в факелах и других причин, ежегодно теряются огромные объемы нефти, объем углеводородов, попадающих в окружающую среду, не уменьшается. Из-за износа технического и технологического оборудования, уменьшения капитального вложения на природоохранные мероприятия, снижения уровня экологической безопасности производства, общий объем сбросов и выбросов вредных веществ на многих промышленных предприятиях не убывает. Повсеместно допускаются многочисленные несанкционированные случаи сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение токсичных промышленных отходов на необорудованных свалках, карьерах. Интенсивность негативного воздействия на природную среду резко увеличивается при техногенных авариях, сопровождающихся выбросами и сборами загрязняющих веществ в окружающую среду. Наиболее экологически опасными являются порывы трубопроводов.

Неф тегазодобывающая промышленность

Добыча нефти и газа в совокупности со всей технологической и бытовой инфраструктурой является основной отраслью хозяйственной деятельности округа. За период деятельности нефтегазового комплекса на месторождениях округа добыча нефти превысила 7.0 млрд. тонн. Под разработку месторождений резервируется, и отводятся значительные площади, в среднем около 50 тысяч га на одно месторождение.

В результате деятельности нефтегазодобывающих предприятий продолжали оказывать негативное влияние ухудшение горно-геологических условий извлечения нефти и высокий процент износа основных фондов. На подавляющем большинстве месторождений запасы нефти классифицируются как трудно извлекаемые, добыча которых требует применение новых технологических методов и технических средств. За годы экономического кризиса износ оборудования, скважин, нефтепроводов на месторождениях достиг высокой степени; для улучшения экономического положения нефтегазодобывающих предприятий необходимо существенно увеличить объем инвестиций.

За время своего существования нефтегазодобывающий комплекс нанес колоссальный ущерб окружающей среде природным ресурсам округа: в окружающую среду сброшены десятки миллионов тонн нефти, отчуждены и нарушены сотни гектаров земель, сожжено на факелах сотни миллиардов кубометров попутного нефтяного газа, потеряли свое хозяйственное значение многие охотничьи угодья, оленьи пастбища, реки, озера, в несколько раз сократился уровень рыбы.

Ситуация с загрязнением окружающей природной среды, связана с дальнейшей разработкой запасов нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа, остается напряженной.

Основными источниками нефтяного загрязнения на месторождениях являются:

межпромысловые трубопроводы; при их порывах образуются наиболее обширные нефтезагрязнения;

внутри промысловые коллекторы, характеризующиеся наибольшей частотой порывов;

кусты нефтепромысловых скважин.

Существенным источником загрязнения окружающей среды нефтепромысловыми отходами являются шламовые амбары. За период освоения нефтегазовых месторождений на территории округа были построены тысячи шламовых амбаров. Не ликвидированные амбары, как правило, используются в качестве несанкционированных полигонов промышленных отходов, в которые при авариях и ремонтах скважин бесконтрольно сбрасывают нефть и различные реагенты.

Аварии на трубопроводах и промплощадках, размыв обваловок шламовых амбаров, распыление капельной нефти при сгорании попутного газа на факелах - все это приводит к загрязнению нефтяными углеродами водоемов, почв, к деградации древесной и травянистой растительности, обеднению фауны.

Нефтесолевое загрязнение окру жающей среды автономного округа

Земли округа, загрязненные минерализованными водами, в условиях избыточного увлажнения, способны к достаточно эффективному самоочищению. Данные по засоленным территориям, особенно давних аварий, могут быть несколько преувеличены, т.к. они основаны на материалах актов об авариях и не учитывают естественную динамику рас соления территорий.

Практически все водные объекты, находятся в пределах территорий «старых» нефтепромыслов, относятся к категории от «умеренно» до «экстремально» и «критически» загрязненных, все они характеризуются сильным нефтезагрязнением, содержат высокое абсолютное и относительное количество углеводородов, донные грунты токсичны, процессы биодеградации углеводородов ослаблены.

Содержание нефтепродуктов в речной воде зависит от степени замазученности водосборов. Водоемы на нефтепромыслах, особенно непроточные, загрязнены нефтью сильнее, чем водотоки, поскольку они аккумулируют загрязнения и процессы накопления в них преобладают над рассеиванием и деструкцией.

Рекультивацией нефтезагрязненных ландшафтов, до конца восьмидесятых годов, не занимался, практически никто. И лишь с начало девяностых годов, под давлением комитетов по охране окружающей среды, начались массовые работы по ликвидации нефтяного загрязнения земель.

Решение проблемы рекультивации нефтезагрязненных земель, затруднено неблагоприятными температурными режимами почв и неудовлетворительной их аэрацией, отрицательно влияющих на процессы деградации загрязнителя.
Мероприятия по ликвидации аварийных нефтезагрязнения окружа ю щей среды

Нефтяными компаниями обычно предпринимаются следующие мероприятия по ликвидации последствий аварий и борьбе с нефтяным загрязнением среды: рытье котлованов, обвалка, сбор пленочной нефти с помощью различных устройств и материалов, выжигание разлившейся нефти, засыпка замазученных участков песком или торфом.

Работы по локализации аварийно разлившейся нефти и ее сбору с поверхности почв проводится для предотвращения распространения нефтяного пятна и поступления загрязнителя в сопредельные среды, снижения масс и концентрации нефти до определенных пороговых значений, лишь после достижения, которых начинается процесс ее биодеградации.

Наиболее распространенным методом ликвидации последствий нефтяных разливов является засыпка замазученных земель песком. Используемый для засыпки разливов нефти карьерный и намывной песок не способен восстановить плодородие почвы в полной мере. Засыпка нефтяных разливов на почве торфом является более удачной технологией, но без перемешивания мульчирующего торфяного слоя с загрязненным грунтом не может считаться экологически приемлемой.

Способ рекультивации нефтезагрязненных земель взрывным методом перспективен: при этом необходимо густо размещенные микро заряды, обеспечивающие сплошное перемешивание торфяной залежи.

Наилучшие результаты отмечаются при комплексном методе рекультивации загрязненных почв с использованием агротехнологий с внесением минеральных удобрений и высевом трав-мелиорантов. Это технология направлена на активизацию аборигенной нефтеокисляющей почвенной микрофлоры и не требует значительных материальных затрат.

Для фиторекультивации нефтезагрязненных земель, используются наиболее доступные семена однолетних и многолетних трав, обладающих развитой корневой системой, повышенной устойчивостью к нефтяному загрязнению почвы, адаптированные к местным условиям.

Природоохранная деятельность нефтегазодобывающих предприятий

Основными направлениями природоохранной деятельности предприятий являются: строительство природоохранных объектов, контроль за состоянием природной среды и производственных объектов, профилактика аварий на трубопроводах, мероприятия по охране, рациональному использованием и восстановлению земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, экологического обучение.

Организация и проведение всех природоохранных работ входят в обязанности отделов по охране окружающей среды предприятий-недропользователей. Сейчас положение меняется в лучшую сторону: становится правилом разработка годовых и перспективных планов и мероприятий, их согласование с комитетами.

В нефтегазодобывающих предприятиях продолжают создаваться лаборатории для ведомственного контроля за состоянием окружающей среды на месторождениях, лаборатории оснащаются современным экоаналитическим оборудованием и приборами. Ведутся работы по оценке современного состояния окружающей природной среды территорий месторождений.

В последние годы осознана необходимость создания подразделений по предупреждению, локализации и ликвидации аварий с экологическими последствиями. Цеха и бригады нефтегазодобывающих предприятий, а также специализированные организации, занимаются санацией почв, рекультивацией земель, ликвидацией последствий загрязнении водоемов. Так, например, акционерное общество «Катарсис» ежегодно собирает сотни тонн нефти на месторождениях, обрабатывает бак препаратами сотни гектаров нефтезагрязненных земель.

Крайне медленно в практику деятельности нефтедобывающих предприятий внедряется передовой опыт предупреждения, локализации и ликвидации залповых сбросов нефти. Применяемые на большинстве месторождений методы рекультивации земель пока малоэффективны, предлагаемые отечественными производителями технологии, сорбенты и препараты для очистки земель, загрязненными жидкими нефтяными углеводородами, не находят широкого применения.

Электроэнергетика

Нижневартовская ГРЭС, Сургутская ГРЭС-1 и ГРЭС-2 образуют единый энергетический комплекс, являющийся основным источником электроснабжения объектов нефтяной и газовой промышленности севера Тюменской области, теплоснабжения жилой зоны и промышленных предприятий.

Основные виды отрицательного воздействия ГРЭС на окружающую среду - загрязнение атмосферного воздуха, тепловое загрязнение водных объектов, шумовое загрязнение от работающих агрегатов, гибель попадающей в водозаборные сооружения рыбы. Линии электропередачи являются источниками электромагнитного загрязнения окружающей среды.

Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Сургутских ГРЭС:

Максимальный уровень выбросов в атмосферный воздух Нижневартовской ГРЭС за последние годы имел место в 1995 году; когда было выброшено 2873,315 тонн загрязнении.

Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность

Лесопромышленный комплекс оказывает негативное воздействие на лесные экосистемы: нарушается почвенный покров, изменяется гидрологический режим, территория захламляется порубочными остатками, брошенной древесиной, изменяется численность и видовой состав животного мира.

Транспорт

Водный транспорт

Водный транспорт сыграл важную роль в освоении природных ресурсов округа, особенно в начальный период развития нефтегазового комплекса.

Эксплуатируемый флот во многом не отвечает современным экологическим требованиям. Загрязнение водных объектов происходит в период эксплуатации и ремонта флота, во время постановки судов на зимовку. Перед постановкой судов на отстой производится очистка от жидких и твердых отходов - ведется слив воды из отопительной системы, из-под сланей жилых, грузовых помещений и машинного отделения; выбрасывается - старая спецодежда, отслуживший инвентарь, оборудование, изношенные детали двигателя, обрывки тросов и кабелей, аккумуляторы, всевозможная тара.

Значительно загрязняет водоемы нефтепродуктами и бытовым мусором маломерный флот - шлюпки, частные катера.

Воздушный транспорт

Для Ханты-Мансийского автономного округа имеет огромное значение воздушный транспорт. Округ связан авиационным сообщением со 132 аэропортами России, ближнего и дальнего зарубежья. В округе развито вертолетное сообщение.

В районе аэропортов значительно повышен уровень шумового загрязнения. При расширении и реконструкции взлетно-посадочных полос происходит уничтожение естественных экосистем, изменяется рельеф и гидрологический режим территории.

Железнодорожный транспорт

Общая протяженность железных дорог на территории Ханты-Мансийского автономного округа - 1286 километров, из них эксплутационная длина железнодорожных путей общего пользования 1073 километра.

Строительство, эксплуатация железных дорог и подвижного состава оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду. Экономические проблемы сказались на темпах реализации природоохранных мероприятий. Во многих случаях остаются не решенными проблемы обезвреживания и захоронения отходов, особенно отходов 2-го класса опасности, содержащего нефтепродукты, кубовые остатки, отработанные масла. Актуальной остается проблема сбора мусора, хранения, переработки и транспортировки бытовых отходов из пассажирских поездов. Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывают железнодорожные магистрали: вследствие изменений естественного гидрологического режима значительные территории подверглись заболачиванию или же наоборот осушению, нарушается почвенный и растительный покров.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт - важнейший элемент хозяйственной инфраструктуры округа. 29 % грузов перевозится автомобильным транспортом. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в Ханты-Мансийском автономном округе составляет - 7924 километров.

Эксплуатация автомобильного транспорта сопровождается загрязнением окружающей среды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в 1997 году составили 693,883 тысяч тонн. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных накладок, сыпучие и пылящие грузы загрязняют придорожные полосы. Негативное влияние на состояние окружающей природной среды оказывают автомобильные дороги: изменяется гидрологический режим территорий, нарушается почвенный и растительный покров, целостность экосистемы.

Трубопроводный транспорт

Практически все добываемое в Ханты-Мансийском округе углеводородное сырье транспортируется по трубопроводам. По территории округа проходит целая сеть нефте и газопроводов. Общая протяженность магистральных трубопроводов составляет 9 тысяч километров. Помимо магистральных трубопроводов на территории округа действуют внутри и межпромысловые трубопроводы. Общая протяженность магистральных и внутри промысловых трубопроводов составляет более 60 тысяч километров.

Негативное влияние трубопроводного транспорта на окружающую природную среду достаточно велико и многообразно. Наиболее существенный ущерб окружающей среде причиняется авариями на продуктопроводах. Особую опасность загрязнения окружающей природной среды представляют места пересечения трубопроводов с водными объектами.

При прокладке и реконструкции трубопроводов изменяются инженерно-геологические условия, усиливаются термокарстовые процессы, образуются просадки и провалы, активизируются процессы заболачивания. В результате уничтожения естественных мест обитания и нарушения путей миграций уменьшается численность и видовой состав животного мира.

Промышленные аварии

Одной из главных экологических проблем Ханты-Мансийского автономного округа является высокая аварийность на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса, сопровождающаяся залповыми выбросами в окружающую среду нефти и нефтепродуктов. Наиболее крупные выбросы нефти происходят в результате порывов трубопроводов.

В 80-е годы, в округе ежегодно фиксировалось 150-260 аварий; в середине 90-х годов 1703-3137 случаев; в 1997 году произошло 2014 аварий.

Аварийность нефтегазодобывающих предприятий по районам 1997 году.

Территории района

Количество аварий

Масса ЗВ после ликвидации аварий, тонн

Площадь загрязнения, га

Наложено штрафов, млн. руб.

Нефтеюганский

Нижневартовский

Октябрьский

Сургутский

Советский

Когалымский

Ханты-Мансийский

Кондинский

Березовский

Высокая аварийность обусловлена в основном состоянием технических средств и оборудования, которое физически изношено и морально устарело, имеет низкую степень надежности. Многие объекты требуют модернизации или коренной реконструкции, отдельные подлежат выводу из эксплуатации. Значительная часть оборудования, отработавщего амортизационный срок, продолжается находиться в работе, в результате чего происходят аварии. Особенно велико количество старых систем нефтесбора на предприятиях «Юганскнефтегаз», «ЛУКойл-Урайнефтегаз», «Сургутнефтегаз», «Нижневартовснефтегаз».

Аварии являются также вследствие ошибочно принятых в проектах технологических схем добычи, сбора, транспортировки продукции скважин, поддержания пластового давления, отступлений от проектов при их реализации, низкой производственной дисциплины и недостаточной квалификации обслуживающего персонала, отсутствие должного опыта работы в нештатных экстремальных ситуациях.

Основной причиной аварий на трубопроводах является коррозия металла. Коррозия металла нефтесборных коллекторов и водоводов, как правило, ручейковый или питтинговый характер и обусловлена агрессивными физико-химическими свойствами водной фазы добываемой из недр продукции.

Объективной оценке воздействия нефтедобывающего комплекса на окружающую среду препятствует искажение информации о действительных размерах аварийных разливах загрязняющих веществ, а также сокрытие самих аварий. Предприятия, стремясь, уклонится от уплаты экологических платежей, всемерно пытаются занизить площади загрязненных земель и объемы разлитой нефти.

Начисляемые предприятиями суммы ущерба далеко не полностью отражают величину реального урона, наносимого окружающей природной среде в виде накопления в почве и донных отложениях токсичных веществ, ухудшения качества воды, снижения био продуктивности и деградации экосистем.

Отходы производства

Отходы производства и потребления в загрязнении окружающей среды фактически занимают второе место, после аварий на нефтепроводах. Сбор, обезвреживание, размещение и утилизация отходов - актуальная проблема для округа. Большая часть производственных отходов образуется на предприятиях нефтегазового комплекса при бурении скважин, транспортировке и хранении нефти. В 1997 году масса таких отходов измерялась 687 тысяч тонн; из них доля отходов бурения 89%, доля нефтешламов 6,5%. За предыдущие годы накоплено и не утилизировано около 4,5 миллионов тонн производственных отходов этого состава.

Отходы бурения располагаются на каждой кустовой площадке во временных накопителях - шламовых амбарах. После завершения технологического процесса отходы обезвреживаются, амбар подлежит рекультивации. По данным комитета по охране окружающей среды на конец 1997 года на территории округа насчитывалось около 2000 шламовых амбаров. Ссылаясь на отсутствие средств, многие нефтегазодобывающие предприятия не выполняют план рекультивации.

Так, например, по Нижневартовскому району в результате инвентаризации было выявлено 1359 старых нерекультивированных амбаров. За предыдущие годы на предприятиях накоплено около 150 тысяч тонн нефтешламов, ежегодно образуются 50 тысяч тонн, из них перерабатывается 6,5% , остальные аккумулируются на промплощадках. На территории округа организован 31 временный шламонакопитель, построено 2 специально обустроенных полигона промотходов: на Западно-Сургутском месторождении и у поселка Междуреченский.

На территории округа пока отсутствуют полигоны по утилизации высокотоксичных промышленных отходов, не организован их централизованный сбор и транспортировка на специализированные полигоны в другие регионы России. Часть ртутьсодержащих отходов вывозится в Екатеринбург и утилизируется на специальных установках по демеркуризации Екатеринбургским муниципальным предприятием по решению проблем утилизации отходов; часть высокотоксичных отходов хранится на промплощадках; встречаются случаи размещения их на свалках твердых бытовых отходах и на несанкционированных свалках.

Продолжается оставаться сложной ситуация с вывозом металлолома. На территории округа отсутствуют предприятия по переработке, централизованному приему и транспортировке металлолома; отходы металлического лома занимают большие площади, захламляют производственные площадки предприятий, берега рек, зеленые зоны городов. Большое скопление металлолома наблюдается на месторождениях, на несанкционированных свалках, на свалках ТБО.

В округе отсутствует единая система управления по обращению с отходами, этой проблемой занимаются предприятия разной формой собственности и частные лица.

Комитетами по охране окружающей среды выдаются разрешения, устанавливаются лимиты на размещение отходов, проводятся проверки, к нарушителям природоохранного законодательства применяются меры административного воздействия в виде штрафов на сумму 647,74 миллионов рублей (в ценах 1997 года); в окружной экологический фонд взыскано 448,07 миллионов рублей.

Заключение

В окружающую среду Ханты-Мансийского автономного округа ежегодно выбрасывается огромное количество загрязняющих веществ. Главным источником загрязнения природной среды являются аварийные порывы трубопроводов, обусловленные в основном физическим износом технического оборудования; за 1997 год официально зарегистрировано 2014 аварий. Остаточное содержание загрязнителя в почвах, вследствие неудовлетворительного качества сбора нефти в местах аварийных разливов, по результатам обследований исчисляется десятками тонн на каждый гектар замазученных земель.

С начало 90-х годов существенно выросли объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта - 39% от общего объема выбросов в 1997 году.

Наиболее негативными факторами воздействия на лес округа остаются пожары и нефтедобыча. При обустройстве месторождений, строительстве дорог, ЛЭП, трубопроводов, вырубаются леса, значительное количество древесины не вывозится, нарушая санитарное состояние лесов. Изменение гидрологического режима территории вследствие промышленного строительства, разливы нефти и подтоварных вод приводят к гибели лесов. Общая площадь погибших за 1997 год лесов составила 2,9 тысяч гектар; сгорело и повреждено на корню 61361 кубических метров на площади 2163 гектар.

Вследствие воздействия антропогенных факторов происходит трансформация естественных природных комплексов, видовое обеднение флоры и фауны, снижение био продуктивности.

Неблагоприятную экологическую обстановку в округе обостряет проблемы сбора, размещения, обезвреживания и утилизации токсичных отходов, являющихся вторым по значимости источником загрязнения окружающей среды.

Сложившаяся в округе экологическая ситуация требует регулирования техногенного воздействия на окружающую среду, учитывающего не только экономические потребности, но и состояние природных ресурсов. Решение проблем сохранения слабоустойчивой к антропогенному воздействию окружающей среды территории Ханты-Мансийского автономного округа возможно только на основе внедрения в практику эффективного хозяйственного механизма рационального природопользования.

В основу сбалансированного эколого-экономического развития округа должны быть заложены следующие принципы:

разработка научно обоснованных нормативно-правовых актов, направленных на перспективное эколого-мотивированное развитие социально-экономической структуры округа;

создание эколого-экономического механизма инновационной деятельности;

формирование системы экономического стимулирования экологизации производства;

стимулирование создания рынков экологических услуг, продукции, технологий и оборудования;

привлечение российских и зарубежных инвесторов для финансирования ресурсосберегающих, малоотходных и экологически чистых технологий по добыче и переработке углеводородного сырья;

проведение тендеров и аукционов для выбора фирм, гарантирующих применение передовых технологий.

Создание единой территориальной автоматизированной системы экологического мониторинга.

Для смены сложившегося в предыдущие десятилетия экстенсивного типа развития экономики и перехода к экологически безопасному устойчивому хозяйствованию необходима экологизация нефтегазодобывающей и других отраслей промышленности путем последовательной реализации технологических, управленческих и других решений, позволяющих научно обосновано регулировать техногенное воздействие на природную среду.

Одним из приоритетных направлений оптимизации природоохранной деятельности является ускоренное внедрение экологического мониторинга в технологические схемы производственно-хозяйственных комплексов, деятельность природоохранных подразделений и ведомств.

Осмысление происходящего и необходимость выработки новых ориентиров, основанных на концепции экологически устойчивого развития, диктует необходимость постепенного внедрения в жизнь полномасштабной экологизации промышленного производства базирующейся на рациональном использовании природных ресурсов изначально предотвращающей процесс загрязнения окружающей природной среды.

Литература

Закон ХМАО «Об охране окружающей природной среды и экологической защите населения автономного округа» от 23.01.98 г.

Обзор «О состоянии окружающей среды ХМАО в 1997 году», Х-М: 1998 г. «Государственный комитет по охране окружающей среды ХМАО»

«Экологическое право», Ерофеев Б.В., М:1999 г, «Юриспруденция»

«Экология ХМАО», Добринский Л.Н., Плотников В.В., Т:1997 г, «Экологический фонд»

Размещено на Allbest

Подобные документы

    Ханты-Мансийский автономный округ: влияния нефтегазового комплекса на развитие экологической и экономической ситуации. Описание округа, природных ресурсов. Статистическа по основным отраслям промышленности и сельского хозяйства. Задачи улучшения.

    дипломная работа , добавлен 03.08.2008

    Нефть и газ – осадочные полезные ископаемые. Нефтеперерабатывающая и газоперерабатывающая промышленность Ханты-Мансийского Автономного Округа. Экологические проблемы, связанные с добычей нефти и газа в округе. Пути решения экологических проблем в ХМАО.

    реферат , добавлен 17.10.2007

    Классификация промысловых животных Ханты-Мансийского автономного округа. Непосредственные ресурсы охотничьих животных на особо охраняемых природных территориях регионального значения. Причины сокращения численности охотничьих животных ХМАО-Югры.

    реферат , добавлен 04.03.2015

    Анализ экологических рисков при добыче и транспортировке нефти. Территориальные особенности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Основные факторы экологической опасности и аварийности. Алгоритм успешных мер по ликвидации аварийных последствий.

    статья , добавлен 10.05.2014

    Экстремальные природно-климатические условия в районах топливно-энергетического комплекса на Севере России. Состояние атмосферного воздуха. Геоэкологическая характеристика Ненецкого автономного округа. Оценка экологического состояния водных объектов.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2017

    Принцип получения электричества за счет атомной энергии. Основные экономические выгоды и экологические проблемы, возникающие в связи с деятельностью атомной энергетики. Воздействие нефти на животный и растительный мир, загрязнение Мирового океана.

    реферат , добавлен 22.07.2009

    Основные показатели, характеризующие воздействие на окружающую среду. Особенности воздействия сельского хозяйства на окружающую природную среду. Система мероприятий восстановительного природопользования. Экологические катастрофы второй половины XX века.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Качество природной среды и состояние природных ресурсов. Воздействие отраслей экономики на окружающую природную среду. Использование природных ископаемых и охрана недр. Обзор выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по г. Шадринску.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2002

    Экологическая характеристика г. Тюмени. Почвенный покров в городе и пригородах. Расположение промышленных предприятий как фактор воздействия на окружающую среду. Сравнительный анализ влияния Тюменского аккумуляторного завода на окружающую среду.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2016

    Антропогенные экологические факторы как факторы, связанные с влиянием человека на окружающую природную среду. Преобладающие загрязнители водных экосистем по отраслям промышленности. Особенности антропогенных систем и антропогенные воздействия на биосферу.

Климат 2 Атмосферный воздух 3 Гидросфера 4 Список использованной литературы 5

1. КЛИМАТ

Находясь на открытой с севера и юга Западно-Сибирской низменности, территория доступна как для холодного арктического воздуха, приходящего с Карского моря, так и для тёплого, поступающего с юга.

Вследствие некоторой защищённости с запада Уральскими горами над территорией осуществляется меридиональная циркуляция, в результате которой периодически происходит смена холодных и тёплых воздушных масс, что вызывает резкие переходы от тепла к холоду.

Среди климатообразующих факторов, оказывающих воздействие на хозяйственные работы, ведущее место принадлежит солнечной радиации.

Солнечная энергия является движущей силой всех погодных процессов. Она определяет сумму солнечной радиации и вы8ражается в Ккал/См 2 . Годовая сумма солнечной радиации равна 82 Ккал/См 2 . Но ее распределение в течение года не равномерно. Приток энергии летом больше чем зимой. Это связанно с разным углом падения лучей.

Продолжительность солнечного сияния составляет 1650 часов в год.

Второй климатообразующий фактор – это ветровой режим. Зимой господствуют ветры южного и юго-западных направлений, а летом – ветра с северной составляющей. Средняя скорость ветра 3-4 м/c, но временами она может увеличиваться до 20-25 м/с.

Третьим фактором, влияющим на формирование климата, является температурный режим.

Среднесуточная температура воздуха января - самого холодного месяца в году составляет –22 0 С, самого теплого (июля) +17 0 С. Абсолютный минимум температур приходится на декабрь-январь и составляет –50-55 0 С, максимум же регистрируется на отметке +32 0 С.

Весна характеризуется поздними, а осень ранними заморозками. Первый осенний заморозок регистрируется в первой декаде сентября, а последний весенний – в начале июня.

Четвёртым фактором, оказывающим влияние на климат, является количество осадков и распределение их выпадения в течение года. В среднем выпадает 450-525 мм осадков в год, при том на теплый период приходится 350-400 мм. Это связано с преобладанием циклонного типа погоды в это время. Большое количество осадков влечёт за собой высокую влажность воздуха – до 80%.

2. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Состав атмосферного воздуха:

Азот – 78%

Кислород – 21%

Аргон – 0,93%

Другие газы – 0,07%

Источники загрязнения атмосферного воздуха подразделяются на стационарные (дымовые трубы, факельные стояки, трубы вытяжных и обменных вентиляций, резервуары с дыхательными клапанами, соединения трубопроводного транспорта, открытые емкости для хранения углеводородных отходов и др.) и передвижные (автомобили, автобусы, тракторы, воздушный, водный, и железнодорожный транспорт и др.). Все эти источники загрязнения оказывают колоссальный урон атмосфере. Например, один автомобиль потребляет в 45 раз больше кислорода, чем это необходимо для человека, а в его выхлопных газах содержится около 200 токсичных компонентов.

3. ГИДРОСФЕРА

По характеру водного режима реки рассматриваемой территории относятся к типу рек с весенне-летнем половодьем и паводком в тёплое время года. Вскрытие рек, и очищение их ото льда происходит в первой половине мая.

Питание рек:

Подземный сток – 29%

Поверхностный сток (снеговой) – 51%

Поверхностный сток (дождевой) – 20%

Наиболее высокий уровень воды фиксируется в конце июня – начале июля он поднимается 5-7 метров. На такой отметке вода может продержаться до двух недель. Продолжительность половодья на р.Обь 120-130 дней.

Вода – источник жизни, именно от её пригодности к употреблению зависит жизнь множества людей. В нашем регионе основным источником питьевой воды является река Обь. Минерализация воды не постоянна, она меняется в зависимости от времени года. Весной, когда в реке преобладают почвенно-поверхностные воды, она составляет 56-178 мг/л, а в летне-осенний и зимний периоды уровень минерализации возрастает в 2-3 раза. Жесткость воды также не постоянна, она меняется от 0,8 мг-экв/л. летом, до 4,8 мг-экв/л. зимой.

Магний – 1,3-15,9 мг/л

Сульфаты – не более 30 мг/л

Хлориды – 1-23 мг/л

Железо – 0,7-3,8 мг/л

Нитраты – не более 0,444 мг/л

Фосфаты – не более 0,084 мг/л

Кремний – 1-6 мг/л

По минерализации и химическому составу вода в Оби обладает хорошими питьевыми качествами на протяжении всего года. Но её использование для питья допускается только при условии очистки.

Состояние окружающей среды на территории

за январь-декабрь 2015 года

  1. Атмосферный воздух

Состояние воздушного бассейна Югры определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников, на долю которых приходится 90% от валовых выбросов автономного округа. Основными стационарными источниками в населенных пунктах являются котельные и коммунальное хозяйство, на лицензионных участках - трубы печей и факела.

93 % всех выбросов загрязняющих веществ в округе происходит за пределами населенных пунктов, при этом в составе выбросов преобладают оксид углерода и летучие органические соединения, имеющие низкий (четвертый) класс опасности.

Качество атмосферного воздуха оценивается по наблюдениям в 7 населенных пунктах автономного округа на 8 постах по восьми загрязняющим веществам. Функционирование территориальной сети автономного округа позволило увеличить обеспеченность информацией о состоянии атмосферного воздуха в населенных пунктах Югры за последние 5 лет с 6% до 57%.

В 2015 году состояние атмосферного воздуха в городах Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Березово, Радужный характеризовалось низким, а в городе Белоярский - повышенным уровнем загрязнения.

В течение 2015 года превышения установленных среднесуточных нормативов периодически фиксировались по фенолу, формальдегиду и диоксиду азота от 1 до 4 ПДК. В г.Белоярский повышенный уровень загрязнения связан с регистрацией двух случаев высокого (более 10 ПДК) загрязнения формальдегидом в начале года (21.01.15 до 10,3 ПДКм.р. и 17.02.15 до 22,4 ПДКм.р.). В большинстве случаев высокое загрязнение в зимнее время наблюдается при наличии неблагоприятных метеорологических условий – морозной, безветренной погоды, способствующей накоплению вредных примесей в приземном слое атмосферы.

Повышенные концентрации загрязняющих веществ связаны как с техногенными факторами (выбросы городских предприятий и автотранспорта), так и природными (усиление фотохимических реакций в атмосферном воздухе в теплую солнечную погоду, неблагоприятные метеорологические условия).

97% населения городов Югры, где ведутся регулярные наблюдения, проживает в населенных пунктах с низким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

  1. Поверхностные воды

В 2015 году наблюдения за состоянием поверхностных вод водотоков автономного округа проводились Ханты-Мансийским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» на 32 гидрохимических постах вблизи населенных пунктов и в границах лицензионных участков в рамках ведения локального экологического мониторинга (1710 постов).

Качество поверхностных вод, в сравнении с 2014 годом, существенно не изменилось и характеризуется 4 классом качества, что соответствует «грязным» и «очень грязным» водам.

Отмечается стабильно повышенное содержание соединений железа (в 100% проб), марганца (в 93% проб), меди (в 100% проб) и цинка (в 94% проб), которое превышает ПДК в 10-45 раз. Значительные концентрации этих соединений имеют природное происхождение и обусловлены заболоченностью водосборных площадей.

Среднегодовые концентрации нефтепродуктов во всех крупных реках находятся ниже уровня ПДК (0,5-0,8 ПДК), а концентрации хлоридов составляют сотые доли ПДК. В 2015 году наблюдались отдельные случаи (в 8% проб) незначительного превышения (1,1-1,5 ПДК) норматива по нефтепродуктам в поверхностных водах рек Обь, Конда, Казым.

В азотной группе концентрации ионов аммония и азота нитритного фиксировались выше установленного норматива в 70% и 29% проб соответственно, что связано с возрастающим влиянием жилищно-коммунального комплекса, недостаточной обеспеченностью населенных пунктов канализационными очистными сооружениями. По азоту нитратному превышения не наблюдались.

В 2015 году на гидрохимических постах государственной наблюдательной сети зарегистрировано 20 случаев высокого и 7 случаев экстремально-высокого загрязнения железом общим (8 случаев), марганцем (7 случаев), растворенным кислородом (10 случаев), азотом нитритным (2 случая), в реках Обь (10 случаев), Конда (5 случаев), Казым (4 случая), Иртыш (3 случая) и по одному случаю на реках Пим, Большой Юган, Вах, Тром-Юган и пр.Сытоминка.

Во всех случаях высокое загрязнение вод связано с сезонными колебаниями концентраций загрязняющих веществ, в периоды, когда отмечается наиболее низкий уровень воды (зимняя, осенняя межень) и питание рек осуществляется только грунтовыми водами, а так же в период начала половодья при интенсивном таянии снежного покрова и смыве загрязнителей с водосборных площадей.

  1. Земельные ресурсы

Природнадзор Югры осуществляет ведение реестра загрязненных земель нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой. На 01.01.2015 год в реестр включено 20 242 участка общей площадью 4 668 га. Из них 3 445 га нефтезагрязненных земель и 1 222 га загрязненных минерализованными подтоварными водами.

Реестр на 01.01.2016 с учетом образованных загрязненных земель будет сформирован после предоставления отчетности недропользователей по постановлению Правительства автономного округа от 14.01.2011 г. № 5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» до 1 апреля 2016 года.

Загрязнение земель, в большей степени, происходит в результате аварийных разливов нефти, нефтепродуктов. Так, за 2015 год на территории автономного округа допущено 1497 аварийных отказов (инцидентов), площадь загрязнения составила 29,1732 га, в том числе на нефтепроводах – 888 отказов (площадь загрязнения 43,7892 га), на водоводах – 590 отказов (площадь загрязнения 15,107 га), на газопроводах – 19 отказов (площадь загрязнения 0,215 га). Общая масса загрязняющих веществ (подтоварная вода и нефть) в результате аварийных отказов составила 676,447 тонн.

Для устранения загрязнений нефтегазодобывающими предприятиями в рамках природоохранных программ осуществляются восстановительные работы. Всего по итогам 2015 года освидетельствовано 2 266 рекультивированных участков, ранее загрязненных нефтью, нефтепродуктами, высокоминерализованными (подтоварными) водами, площадью 791,8 га, из них соответствуют природоохранным требованиям 1 911 участков площадью 561,9 га.

Кроме этого, в составе комиссии в 2015 году Природнадзором Югры освидетельствовано 507 рекультивированных участков, ранее занятых шламовыми амбарами на площади 308,6 га, из которых признано соответствующими природоохранным требованиям 481 участок площадью 284,3 га.

Меры обеспечения экологической безопасности на территории

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

за январь-декабрь 2015 года

  1. В области реализации программ автономного округа в сфере охраны окружающей среды

В целях снижения негативной нагрузки на окружающую среду в автономном округе реализуется государственная программа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 года» (далее - государственная программа).

На реализацию государственной программы в 2015 году утвержден объем финансирования в размере 11 952,4 млн.руб., в т.ч.: средства федерального бюджета – 40,1 млн.руб.; бюджет автономного округа – 619,8 млн.руб.; местный бюджет – 12,5 млн.руб.; по программе «Сотрудничество» – 158,7 млн.руб.; по внебюджетным источникам – 11 121,3 млн.руб.

За 2015 год мероприятия государственной программы профинансированы за счет всех источников в сумме 12 427,9 млн.руб. (104%), в т.ч.: из средств федерального бюджета – 38,8 млн.руб. (96,8%); бюджета автономного округа – 609,7 млн.руб. (98,4%); из средств местного бюджета – 12,5 млн.руб.; по программе «Сотрудничество» ­– 134,8 млн.руб. (84,9%); из внебюджетных источников – 11 632,1 млн.руб. (104,6%).

В сентябре 2015 года нефтяной компанией Газпромнефть введен в эксплуатацию Южно-Приобский газоперерабатывающий завод, мощностью 900 млн. м3/год, что позволило достичь на территории автономного округа требований национального стандарта Российской Федерации по утилизации попутного нефтяного газа - 95 %.

Для охраны водных объектов и обеспечения населенных пунктов водозащитными сооружениями в 2015 году закончено строительство второй очереди берегоукрепительного сооружения на р. Иртыш в г. Ханты-Мансийске (мощностью 1 324 п.м.) и продолжаются работы по строительству шестой очереди на р. Обь в районе г. Нижневартовска (мощностью 1 310 п.м.), окончание строительства запланировано в 2016 году.

Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям и предотвращения загрязнения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира выполняются мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и их закрепление на местности специальными информационными знаками. Из общей протяженности береговой линии в муниципальных образованиях автономного округа установлены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос протяженностью 17 156,5 км (44%).

Важной составляющей региональной политики в области обращения с отходами является строительство полигонов твёрдых бытовых отходов.

В 2015 году завершены работы по строительству полигона твёрдых бытовых отходов в г.Советский Советского района и реконструкция полигона в г.Лянтор Сургутского района, в результате чего обеспеченность населенных пунктов полигонами увеличилась на 3% и составила 53% (в 2014 году – 50%). Продолжается выполнение строительно-монтажных работ на объектах для размещения отходов производства и потребления в с. Сорум и Полноват Белоярского районов.

Реализуются инвестиционные проекты по проектированию и строительству комплексных межмуниципальных полигонов с технологиями по сортировке отходов и последующей переработке извлеченного вторичного сырья. В 2015 году продолжилось проектирование 3 комплексных межмуниципальных полигонов ТБО для г. Нефтеюганска и г. Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района; для г. Нижневартовска и г. Мегиона, поселений Нижневартовского района; для г. Ханты-Мансийска, поселений Ханты-Мансийского района.

В целях осуществления постоянного наблюдения за состоянием окружающей среды выполнено 37 065 определений качества атмосферного воздуха по основным загрязняющим примесям. Измерения произведены на 7 постах территориальной сети наблюдения в 6 населенных пунктах: Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Берёзово, Белоярский, Радужный. В результате объём произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды увеличился на 0,202 млн.ед. измерений и составил 1,894 млн.ед.

2. В области природопользования

2.1. В сфере охраны атмосферного воздуха

В рамках установленных полномочий Природнадзора Югры, в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух осуществляется выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ). За 2015 год Природнадзором Югры выдано 144 разрешения на выбросы загрязняющих веществ (общая масса занормированных выбросов составила 9 492,02 тонн)

В целях регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Природнадзором Югры выдано 21 заключение о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

2.2. В области обращения с отходами производства и потребления

В целях регулирования вопросов в области обращения с отходами производства и потребления Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приняты и реализуются стратегические документы:

  • Схема обращения с отходами производства и потребления на период до 2020 года (распоряжение Правительства автономного округа от 3 ноября 2011 года № 625-рп);
  • Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (постановление Правительства автономного округа от 3 июня 2011 года № 191-п);
  • План основных мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 сентября 2011 года № 543-рп).

Во всех муниципальных образованиях автономного округа приняты муниципальные программы в области обращения с отходами, утверждены Генеральные схемы санитарной очистки территорий и Правила обращения с отходами, в том числе по отдельным видам.

За 2015 года в результате мероприятий по контролю, направленных на предотвращение, выявление и пресечение фактов несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях населенных пунктов, лесного фонда, в водоохранных зонах водных объектов, отнесенных к объектам регионального экологического надзора, выявлено 154 места несанкционированного размещения отходов, общая площадь которых составила 26,34 га, (из них, на землях населенных пунктов – 104, на землях лесного фонда – 48, на землях запаса – 2).

К установленным нарушителям природоохранного законодательства применены меры административного воздействия:

вынесено 125 постановлений о назначении административного наказания на сумму 6 812 тыс. руб.; взыскано с начала года 97 на сумму 4 631,3 тыс. руб.

с целью устранения выявленных нарушений выдано 35 обязательных предписаний о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в установленные сроки.

Предъявлена 1 претензия по возмещению ущерба в натуральном выражении на сумму 342 125,155 тыс. руб. в отношении ООО «Санремтехстрой» (Сургутский район) за несанкционированное размещение отходов.

За 2015 год ликвидировано 118 свалок на площади 22,27 га (из них, на землях населенных пунктов – 80, на землях лесного фонда – 37, на землях запаса – 1).

В органы прокуратуры передано 76 материала для направления исков в суд для понуждения органов местного самоуправления ликвидировать несанкционированные свалки.

На контроле Природнадзора Югры (по состоянию на 01.01.2016) – 192 места несанкционированного размещения отходов (из них на землях населенных пунктов – 143, на землях лесного фонда – 46, на землях запаса – 3).

2.3. Ведение регионального кадастра отходов

В целях совершенствования системы учёта при обращении с отходами и реализации полномочий субъекта Российской Федерации по ведению регионального кадастра отходов осуществляется реализация постановления Правительства автономного округа от 29 ноября 2007 года № 294-п «О порядке ведения регионального кадастра отходов» (далее – Порядок). Данные регионального кадастра отходов позволяют провести анализ состояния дел по обращению с отходами производства и потребления на территории автономного округа.

По предварительным данным регионального кадастра отходов в 2015 году в автономном округе образовалось – 4,60 млн. тонн отходов производства и потребления, из которых обезврежено и утилизировано 3,41 млн. тонн отходов.

Распределение объема отходов, образованных на территории округа за 2015 г. (4 597,7 тыс. т), по классам опасности осуществляется следующим образом:

– I класс опасности – 0,12 тыс. т (0,003%);

– II класс опасности – 1,46 тыс. т (0,03%);

– III класс опасности – 399,63 тыс. т (8,69%);

– IV класс опасности – 3 510,01 тыс. т (76,34%);

– V класс опасности – 668,49 тыс. т (14,93%).

Размещение отходов в округе в основном осуществляется на полигонах и свалках. По данным регионального кадастра отходов на текущий момент на территории автономного округа зарегистрировано 70 полигонов для размещения отходов производства и потребления, из них:

39 полигонов для размещения твердых бытовых отходов;

8 полигонов промышленных отходов;

23 смешанных полигонов для размещения твердых бытовых и производственных отходов.

33 полигона для размещения отходов производства и потребления эксплуатируются муниципальными предприятиями, либо по договору аренды. Остальные 37 полигонов находятся на балансе нефтегазовых компаний.

По данным регионального кадастра отходов, региональный банк данных по технологиям обработки, утилизации и обезвреживанию отходов различных видов насчитывает 140 промышленных объектов по переработке отходов производства и потребления, из них 9 объектов по утилизации и 131 объект по обезвреживанию отходов.

В соответствии с Порядком сведения за 2015 год для регионального кадастра отходов предоставляются в срок до 1 марта года следующего за отчетным периодом.

3. В области экологической паспортизации территории

автономного округа

В целях обеспечения органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и населения автономного округа информацией о состоянии окружающей среды и экологической безопасности на территории автономного округа, для подготовки схем и реализации мероприятий территориального планирования, разработки программ автономного округа, определения мер по оздоровлению экологической обстановки, осуществляется экологическая паспортизация территории автономного округа.

В информационно-аналитический комплекс «Экологический паспорт территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» с начала ведения внесена информация о 45 168 источниках негативного воздействия на окружающую среду, из них 3 685 – источников водопотребления и выпусков сточных вод, 4 805 – объектов размещения отходов, 36 678 – источников выбросов в атмосферный воздух.

4. В области экологической экспертизы

В целях определения соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, предупреждения и/или минимизации возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий проводится экологическая экспертиза.

В 2015 году выдано четыре положительных заключения государственной экологической экспертизы. Одно по материалам, обосновывающим создание особо охраняемой природной территории регионального значения; два по проектной документации, реализация которой запланирована на особо охраняемой природной территории и одно по материалам, обосновывающим лимиты изъятия охотничьих ресурсов на территории автономного округа.

Рассмотрено 108 проектов на соответствие требованиям природоохранного законодательства, не подлежащих государственной экологической экспертизе, в том числе:

  • по материалам градостроительного проектирования (19 шт.);
  • по проектам освоения лесов имеющих рекреационное назначение (22 шт.);
  • по планам ликвидации аварийных разливов нефти (37 шт.);
  • по строительству автозимников (22 шт.);
  • по строительству ледовых переправ (8 шт.)

По результатам экспертных работ согласовано 99 проектов и 9 отклонено от согласования, как не соответствующие экологическим нормам, установленным законодательством Российской Федерации и Ханты-мансийского автономного округа.

За 2015 год согласовано 485 технических проектов, связанных с пользованием участками недр, в том числе:

  • пробной эксплуатации (56 шт.);
  • на разработку общераспространенных полезных ископаемых (179 шт.);
  • на добычу подземных вод для системы ППД (124 шт.);
  • на ликвидацию и консервацию карьерной выработки (107 шт.);
  • по закачке подтоварных вод в пласт (19 шт.).

5. В области государственного экологического надзора

Организация государственного экологического надзора осуществлялась посредством проведения плановых проверок в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год, подготовленным в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, утвержденным приказом Природнадзора Югры от 23.10.2014 № 187-П «Об утверждении Плана проверок на 2015 год», внеплановых проверок, а также плановых (рейдовых) осмотров, обследований, патрулирований в установленной сфере деятельности.

За 2015 год проведено 220 плановых проверок (76 % от плана). Также в отчетном периоде было проведено 1 249 внеплановых проверок, в том числе:

По исполнению обязательных предписаний – 1211;

По поручению органов прокуратуры – 14;

По поступившим обращениям и заявлениям – 5;

По заявлению о возникновении угрозы вреда – 16;

По иным основаниям – 3.

Помимо плановых и внеплановых проверок, в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области охраны окружающей среды, Природнадзором Югры проведено 1 899 патрулирований, плановых (рейдовых) осмотров, обследований подконтрольных территорий и водных объектов.

По результатам всех мероприятий выявлено 5 291 нарушение природоохранного законодательства, из них:

56% составляют нарушения лесного законодательства;

32% нарушения правил пользования объектами животного мира и правил добычи;

4% организация несанкционированных мест размещения отходов (свалки);

2% нарушения в области использования и охраны водных объектов;

подготовлен и опубликован «Доклад об экологической ситуации в ХМАО-Югре в 2014 году» (далее – Доклад), который позволяет обеспечить органы исполнительной власти и население автономного округа обобщенной, систематизированной информацией о качестве окружающей среды и состоянии природных ресурсов, а также их динамике в условиях антропогенной деятельности. Доклад размещен на официальном сайте Природнадзора Югры;

в газете «Аргументы и факты» создана постоянная рубрика «Экологический вопрос», а также осуществляется размещение статей об особо охраняемых природных территориях, развитию туризма и туристических программ, итогах проведения Марша парков на особо охраняемых природных территориях, информация по развитию системы экологического образования и просвещения в автономном округе;

на постоянной основе два раза в год выходит приложение «Сохраним окружающую среду» в газете «Новости Югры»;

в эфир вышли три выпуска эколого-просветительской передачи «Эковзгляд»; две телепрограммы «Дневники Международной экологической акции «Спасти и сохранить», итоговый фильм по проведению Акции в автономном округе на телеканале «Югра»; три информационных радио и телеролика об основных программных мероприятиях Акции; новостные выпуски с информацией по Акции на телеканале «Югра», в том числе в программе «С 7 до 9».

8. Основные задачи (планы) по реализации политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

на 2016 год

Эффективная реализация экологической политики позволит снизить негативную нагрузку на окружающую среду и достичь в 2016 году следующих ключевых показателей:

Сокращение общей площади нефтезагрязнённых земель на 28,4% от уровня 2013 года;

Увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 78%;

Увеличение общей обеспеченности муниципальных образований автономного округа полигонами для размещения твердых бытовых отходов до 56%;

Снижение соотношения объёма незаконных рубок, совершённых невыявленными (неустановленными) нарушителями лесного законодательства, и общего объёма незаконных рубок до 35 %.

Указана дата переноса документа на новую платформу 1C-bitrix.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра располагает огромным природно-ресурсным потенциалом, является основным нефтегазоносным регионом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Природный капитал является одной из главных составляющих устойчивого развития территории, он служит фундаментом экономического роста и повышения благосостояния населения.

Однако ресурсная специфика территории, географические и климатические особенности, а также развитие промышленного сектора определяют и основные экологические проблемы автономного округа: загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов и земель, проблемы размещения и утилизации отходов, трансформация среды обитания животного и растительного мира.

Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.

В целях обеспечения благоприятного состояния окружающей среды и экологической безопасности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализуется государственная программа автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы». В рамках государственной программы реализуется 4 подпрограммы:

Регулирование качества окружающей среды в автономном округе;

Сохранение биологического разнообразия в автономном округе;

Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в автономном округе;

Развитие водохозяйственного комплекса автономного округа.

Правительством автономного округа со всеми крупными нефтяными компаниями заключены социально-экономические соглашения о сотрудничестве, где предусмотрены меры, направленные на профилактику и снижение аварийности (замена изношенных труб), а также ликвидацию накопленного экологического ущерба (рекультивационные работы), меры по утилизации попутного нефтяного газа.

Весь комплекс реализуемых и планируемых мер государственной программы позволит снизить негативную нагрузку на окружающую среду, увеличить объём предотвращённого экологического ущерба и повысить защищённость населения и объектов экономики.

Основу территориальной охраны природы автономного округа составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) автономного округа. ООПТ позволяют сохранять типичные и уникальные природные ландшафты, разнообразие животного и растительного мира, объекты природного и культурного наследия. В Югре насчитывается 24 особо охраняемых природных территорий общей площадью более 2,7 млн. га, что составляет 5,2% от площади округа. Кроме того, на территории округа располагаются два водно-болотных угодья международного значения: Верхнее Двуобье и Нижнее Двуобье, общей площадью более 1 млн. га., предназначенные для охраны мест обитания водоплавающих птиц, нереста рыб, сохранения кормовых баз.

В Красную книгу Югры внесены 48 видов животных, 150 видов растений и 38 видов грибов.

В округе немало замечательных природных объектов, достойных внимания: 2 заповедника- «Малая Сосьва» и «Юганский»; 8 заказников; 4 природных парка: «Самаровский чугас», «Сибирские увалы», «Нумто» и «Кондинские озера»; 10 памятников природы; археологические комплексы-«Барсова гора», «Сайгатино», городище Шеркалы.

С целью повышения экологической культуры населения на территории Югры развивается система непрерывного экологического образования, которая включает в себя сеть образовательных учреждений разного уровня: общественные объединения, учреждения спорта, культуры, образования, средства массовой информации, библиотечные системы.

Одним из важнейших способов формирования экологической культуры в округе является Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» – масштабный социально-значимый проект, реализуемый в автономном округе с 2003 года. В рамках акции ежегодно проходит около 7 тысяч мероприятий окружного, российского и международного уровней: конференции, форумы, круглые столы и др. Участие в мероприятиях принимают более 30 % населения округа.