Образовательный портал. Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза

Наталия Федосимова
Приемы работы над звуковым анализом, синтезом и фонематическими процессами

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ , ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ .

Ребенка окружает множество звуков : музыка, шелест травы, журчание воды…

Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка .

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки . Иными словами, особенность формирование речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха .

Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, т. к. недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии - нарушению письма и дислексии – нарушению процесса чтения .

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом (что по данным многих современных исследователей одно и тоже) принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы ) .

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

В период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

Особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится , с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой – с собственным произношением. Различие этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком . Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д. Б. Эльконин)

В развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твердых согласных) . Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом» . Итак, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков , затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

Мы проанализировали ведущую роль фонематического восприятия в становлении правильного произношения, а также связь этих двух процессов .

Зачастую происходит недооценка ведущей роли фонематического восприятия в формировании произношения, а также смешение понятий фонематическое восприятие и звуковой анализ . Неумение старших дошкольников разложить слово на составляющие звуки очень часто принимают за недостатки в развитии фонематического слуха . Это совершенно неверно.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие , как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает : «Под звуковым анализом понимается

1) определение порядка слогов и звуков в слове ;

2) выделение отдельных звуков ;

3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»

Сформулируем разницу между этими двумя процессами (при норме речевого развития ребенка) .

Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует . Далее, фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая . Еще один фактор : фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков , чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме .

А теперь давайте немного остановимся на специальных знаниях, которые необходимо знать при обучении детей звуковому анализу .

Слова состоят из звуков .

Звук – то , что мы слышим и произносим.

Буква – то, что пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой. Поэтому говорить : «Мальчик не выговаривает букву «Р» неверно. Следует говорить : «Мальчик не произносит звук «Р»

В русском языке 10 гласных букв : А, У, И, О, Ы, Э, Я, Ё, Ю, Е, а гласных звуков всего 6 (А, У, О, И, Э, Ы) . Гласные звуки обозначаем красным цветом.

В названии Я, Ё, Е, Ю содержится 2 звука :

Сравните слова : ЁРШ – звуки ЙОРШ , а в слове МЁД – звуки МьОТ (звук Й исчез , т. к. звук Ё звучит после согласной.

Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать на начальных этапах формирования звукового анализа .

Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков 42 , в основном за счет мягких согласных (Нь, Ть, Пь) . Сравните : ныть – нить. Первые буквы одинаковые, а звуки разные : твердый и мягкий.

Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью : Ь, буквы И, йотированных гласных.

Анализируя с детьми слова , необходимо учитывать в них наличие мягких согласных и избегать таких, если ребенок ещё не умеет различать твердые и мягкие согласные.

Также хотим обратить внимание воспитателей на то, что детям необходимо предлагать на полный звуковой анализ и синтез слова , произношение которых не расходятся с их написанием (кран, карман, звонкие согласные в конце слов оглушаются (гриб) .

Произносить согласные звуки необходимо коротко без призвука гласного (Т, Б, М, а не ЭМ, ЭР, ПЭ) .

Формирование

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза , условия выделения звука (определенное положение звука в слове , особенности произнесения звуковой серии , характер звука , количество звуков в звуковом ряду и т . д.). В связи с этим предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза :

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.) ;

б) слоги без стечения согласных (закрытые : ор, ыс, ах и т. д. ; открытые : ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.) ;

г) слова без стечения согласных :

1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.) ;

3) двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.) ;

4) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.) ;

5) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.) ;

6) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.) ;

7) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.) ;

8) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.) .

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно : в начале работы с опорой на материализацию

(использование различных вспомогательные средств - графических схем слова, звуковых линеек , фишек, на речевое проговаривание

(при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

Для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы :

1) выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук ;

2) выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком :

а) чтобы этот звук был первым в придуманном слове,

б) чтобы этот звук находился в середине слова,

в) чтобы этот звук был последним в слове;

3) подбор слов, начинающихся на определенный звук ;

4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук ;

5) определение второго звука в слове , придумывание с ним слов :

а) если в слове второй звук гласный ,

б) если в слове второй звук согласный ;

6) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале , в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол) ;

7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов ;

8) придумывание слов из определённого количества звуков :

а) оканчивающихся на гласный звук (луна, окно, игры,

б) оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом) ;

9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;

10) определение количества гласных и согласных звуков в словах , состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков ; придумывание слов на указанный звук :

а) которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка,

б) которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот,

в) которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара) ;

11) придумывание слов из трёх звуков , в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом) ;

12) нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т. д.

Игровые приёмы :

1) Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове ;

2) покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове ;

3) пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла .

4) пусть подойдёт к столу тот, в имени которого столько звуков , сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.) ;

5) игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак – рак , лак, бак и т. д.)

6) найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.) ;

7) игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова : ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.)

В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка , но и значительно пополняется словарный запас.

Людмила Кулюпина
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико- синтетическим . Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками . Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединить вместе соответствующие им звуки , не овладеет чтением.

При обучении как чтению, так и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи , то есть мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки , установление их количества и последовательности.

Для чтения детей с сохранным (даже в нерезко выраженном варианте) общим недоразвитием речи характерны :

Трудности слияния звуков в слоги и слова ;

Взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков : свистящих - шипящих, твердых - мягких, звонких - глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать) ;

Искажение слоговой структуры слов (поправился вместо пере-правился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула);

Грамматические ошибки (лодку перевернулась с двум друзьями) ;

Побуквенное чтение (К, А, Ш, А) ; медленный темп чтения;

«угадывающее» чтение; нарушение понимания прочитанного. (Фото ребенок читает)

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова , а уже в ходе записывания происходит синтез , то есть мысленное сочетание зву-ковых элементов в единое целое.

Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе ана-лиза звуковой структуры слов .

Для письма детей, у которых по разным причинам сохранилось об-щее недоразвитие речи , характерны 3 группы ошибок :

Специфические фонетические замены : ошибки, указывающие на незаконченность процесса тонких акустико-артикуляционных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих - шипящих, звонких - глухих, твердых - мягких и пр.) ;

Искажение слоговой структуры слов : перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное - двух слов, указывающие на несформированность слогового анализа ;

грамматические ошибки : перенос аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных оконча-ний, согласований различных частей речи и пр.).

(Фото ребенок пишет)

Многочисленными исследованиями, было подтверждено предпо-ложение, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, - несформированность . (просто текст)

Нарушение звукового анализа выражается в том , что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая сторону фонетическую, то есть последовательность звуков , входящих в его состав.

Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК , а ребенок отвечает : «апельсиновый, яблочный. А, еще Фанта!»

При нарушении синтеза ребенок не может составить из ряда звуков слово . К примеру, на вопрос взрослого : «Какое слово получится, если со-единить звуки К , О, Р, Ml», ребенок отвечает : «РОМА» .

Дети, имеющие проблемы в речевом развитии , у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе . Степень их выраженности может быть разной : от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове.

В свою очередь звуко - слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи невозможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка , то есть звуковой анализ и синтез должны базиро-ваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Важнейшим положением реабилитационной программы является сле-дующее : переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушениями речи следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи . (ФОТО книги фонематическое восприятие)

Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи , являются зрительные символы гласных и согласных звуков . V (Символы согласных и гласных звуков )

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков , так как их восприятие и выделение в словах проще, чем со-гласных.

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошколь-никами сложнее, поэтому для их обозначения необходимо использовать не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать со-ответствующий звук , но и дополнительный жестовый символ, связанный со зрительным. V (Жестовые символы)

Известно, что для детей с речевыми нарушениями определение позиции заданного звука в слове (начало, середина или конец) представляет значительную трудность. С целью облегчения формирования этого навыка также используются различные зрительные символики, что формирует быстрый и стойкий навык определения заданного звука в слове . V(Фото до-рожек

Таким образом, материализованное с помощью зрительных символов слияние звуков и есть моделирование чтения, а составление с их помощью слов - аналог письма . В данном случае и то, и другое происходит в занимательном, игровом варианте.

Знакомство детей со зрительными символами следует проводить посте-пенно, по мере изучения соответствующих звуков : по одному - два на каждом занятии.

Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие раз-личных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребенка.

Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью символики :

Ускоряет процесс фонемообразования;

Обеспечивает готовность к усвоению грамоты;

Способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошко-льников.

(Фото ребенок с игрой логико малыш и кубиками лего+текст)

Порядок изучения звуков (только текст)

Итак, для формирования полноценного звукового анализа и синтеза слов должны использоваться только те звуки речи , которые воспринимаются и произносятся детьми правильно.

На начальном этапе обучения к ним можно отнести звуки раннего онтогенеза : гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т и др., которые обычно дети произносят правильно, но недостаточно четко.

Затем, по мере исправления произношения, следует перейти к изучению звонких согласных звуков (Б, Д, задненёбных (К, Г, X) и свистящих (С, 3, Ц) .

При формировании навыков звукового анализа и синтеза на первом году обучения рекомендуется ограничиться указанными звуками , а использование слов, содержащих шипящие и сонорные звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Д Р, а также мягкие варианты согласных перенести на второй год обучения.

Немаловажно, что для создания какого-либо навыка звукового анализа (например, определения в слове конечного согласного) недостаточно предъявить ребенку 3-5 слов. Для формирования каждого навыка рекомендуется использовать не менее 10-20 слов. В противном же случае навык нельзя автоматизировать и сложно проконтролировать.

На основании вышеизложенного, можно условно выделить три этапа формирования навыков звукового анализа :

1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков . При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т. А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука . Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре : выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия ; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета : А – большой круг, У – маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух , а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению на-чального гласного в словах.

2. В ходе второго этапа, наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков , слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове , выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласн. +согл., прямые слоги типа согл. +гласн., а затем слов СГС (например : мак) . На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки , синие – твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами, и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины : звук , буква, слог, слово, гласный и согласный звук , твердый и мягкий звук , звонкий и глухой звук .

3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов . Здесь особенно широко используется прием “живые звуки” . Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения :

o различать изученные звуки ;

o знать гласные звуки первого ряда и звук И ;

o знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость) ;

o выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак, двусложных (лапа, трехсложных (малина) ;

o определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова) ;

o определять линейную последовательность звуков в слове ;

o определять количество звуков в слове .

Таким образом, со всей определенностью можно констатировать, что одной из основных задач логопеда в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи , становится формирование навыков звукового анализа и синтеза .

Управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Практическое пособие

г. Николаевск-на-Амуре

2018г.

Методическое пособие по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в ДОО: Практическое пособие сост. Н. А. Полюх – Николаевск – на – Амуре 2018г. – 27с.

В пособии изложена авторская система игр и упражнений по развитию сложного звукового анализа и синтеза, начиная с определения первого и последнего звука в слове и заканчивая определением позиционного положения звука в слове.

Разнообразный материал пособия поможет педагогам сделать сложный процесс развития звукового анализа и синтеза интересным и занимательным для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие может быть использовано студентами дошкольного и школьного отделений учреждений НПО, СПО, логопедами, воспитателями, а так же родителями.

Введение

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что ребенок овладеваетосновными навыками звукового анализа (мысленногорасчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза(сочетания звуковых элементов в единое целое). И толькопотом происходит знакомство с обозначением звуковсоответствующими буквами. На основе звукового анализа исинтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям устной и письменной речи (дислексии и дисграфии).

Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Выделяют 2 вида звукового анализа:

1. Элементарный (простой) звуковой анализ - выделение звука на фоне слова. При правильном речевом развитии это умение развивается в дошкольном возрасте без специального обучения.

2. Сложный анализ.

    Определение первого и последнего звука в слове.

    Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

    Определение последовательности звуков в слове.

    Определение количества звуков в слове.

    Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук, после какого звука и т. п.).

Эта форма звукового анализа появляется у детей лишь в процессе специального обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакойнеобходимости – реб ё нок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки.

В школе же работе над анализом речевого потока специально отвед ё н так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий, поэтому если реб ё нок прид ё т в школу совсем не подготовленный к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Поэтому необходимо постепенно подготавливать реб ё нка в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде самой привлекательной деятельности - игры. Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению, приятному общению с ребенком.

Для того, чтобы ваша работа с ребенком по формированию у дошкольников навыков фонематического анализа и синтеза была более эффективной, она должна быть систематической (лучше ежедневной), но непродолжительной. Помните, что длительность непрерывной работы в 6 – 7 лет не больше 15 минут. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает или не понимает. Хорошо бы иметь план работы (например, на неделю), чтобы ребенок не только знал, что нужно делать, но имел возможность отметить свои достижения и наметить дальнейшую работу. Задачи, которые вы ставите перед ребенком, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно. Подсказка, поправки по ходу выполнения заданий должны быть минимальными, лучше в форме подбадривания, и постепенно должны сводиться на нет. Ребенок должен учиться сам, оценивать качество выполнения и уметь контролировать свои действия.

Данная работа проводится постепенно, отмечая, усвоил ли ребёнок данное направление работы или нет. Если определённый этап усвоен ребёнком, необходимо переходить к работе над следующим направлением.

Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза и, в дальнейшем, грамотного чтения и письма.

Данное методическое пособие может быть использовано воспитателями на групповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста и учителями при работе с младшими школьниками, имеющими нарушения речи, и с учащимися ОВЗ.

Последовательность формирования умственных действий при развитии звукового анализа и синтеза.

1. Ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

3. Затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

4. И, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Игры и упражнения на определение первого и последнего звука в слове

«Поймай мяч»

Задание для ребёнка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С».

«Поймай мяч» - 2

Задание для ребенка: «Ты будешь бросать мяч, называя слово со звуком «Ш» в конце слова.

«Секретное слово»

Задание для ребенка: «Я буду называть слова, в которых отсутствует первый звук(ак: рак, мак, бак, лак). Вы должны отгадатьслова, показать картинку и правильно произносит все слово».

«Жетончик»

Задание для ребенка: «Те, кто придумает слово на звук «Р», получит жетончик. В конце игры мы посчитаем, у кого больше жетончиков». Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой. Например, «Овощи», «Животные» и т. д.

«Узнай слово»

Задание для ребенка: Я назову слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Выдобавьте последний звук и произнесите полученное слово.

«Цепочка»

Задание для ребенка: Придумайте слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например: носок - кошка – арбуз – зонт – танк.


«Пирожки»

Задание для детей: Угости гостей только теми пирожками, в названии которых первый, (последний) звук «А», «О», «М» и т. д.

«Наряди ёлочку»

На шарах с обратной стороны наклеены картинки.

Задание для детей: назови первый (последний) звук в слове и повесь шар на елку.

«Дорожка ёжика»

Задание для ребенка: Определи место звука в слове (начало, конец),передвигая ежика по дорожке. Педагог медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук (например, ССамолет или кокоСС). Если звук слышится в начале слова,ежик идет в начало дорожки, если звук слышится в конце слова,ежик «доходит» до конца дорожки и останавливается там.

Дополнительно начало и конец дорожки, которые соответствуют началу иконцу слова, можно фиксировать какими-то объектами, например,земляничкой и грибом.

«Что хотела сказать кукла?»

Задание для детей: «К нам из Африки приехала кукла, она плохо умеет разговаривать. Давайте научим ее правильно говорить». Педагог ходит с куклой в руках по группе и говорит, опуская в словах первый или последний звуки: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д.

«Потерянный звук»

Жил на свете человек. Скрюченные _…ожки,

И гулял он целый век по скрюченной _…орожке.

А за скрюченной рекой в скрученном _ …омишке

Жили летом и зимой скрюченные _…ышки.

И стояли у ворот скрюченные ёлки,

Там гуляли без забот скрюченные _…олки.

И была у них одна скрюченная _…ошка,

И мяукала она, сидя у окошка.

«Речевое лото»

У ребенка карточки с картинками. Ребенок получит карточку после того, как назовет первый и/или последний звук в слове.

«Речевое лото» - 2

У ребенка карточки с картинками. Ребенок должен закрыть картинку той буквой, которая будет первой при написании данного слова.

«Волшебный коврик».

Перед каждым ребёнком набор звуковых символов: синего, зелёного, красного цветов.

Задание для детей: Ребята, когда вы услышите в слове первый звук, то кладете соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов.

«Дежурный звук»

Задание для детей: Педагог произносит звук. Каждый ребенок должен придумать слово с этим звуком в начале слова. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются

Примерные лексические темы: звери, птицы, растения. Образец. Л: лось, лошадь.

ЛЬ: лев, леопард, лиса.

Р: роза, ромашка.

РЬ: редис, репа, ревень.

С: сова, соловей, сыч.


Упражнение

По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются или заканчиваются на заданный звук, например на звук [з].

Упражнение «Светофоры».

На доску выставляются три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.

«Кто лучше слушает?»

Задание для детей: Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук О.

Это Оля и Коля. Они очень любят своего ослика. Оля хотела научить прыгать через обруч своего ослика. Но ослик был очень упрямый и долго стоял. Но вдруг он побежал и прыгнул через обруч. Коля сразу стал угощать ослика.

«Сороки»

С использованием прищепок. Прищепкипревращаются в любопытных сорок, которым нравятся слова со звуком «С». Дети выбираюткартинки со звуком «С» в начале и в конце слова .

«Отгадай слово»

Задание для детей:По первым звукам названий картиноксоставьте слово

Упражнение

Задание для детей: обозначь место звуков в словах соответствующим цветом на схемах: звук «к» - синим, «кь» - зеленым.

«Логопедическое домино»

Перед началом игры выкладываются из коробки карточки-домино на стол картинками вниз, тщательно их перемешивают и предлагают участникам игры брать по столько-то карточек-домино. Например, по 4,6,7 и т.д. в зависимости от количества играющих. Если в процессе игры у играющего нет нужной картинки, он берет карточку из запасных, пока не достанется нужная карточка. Играющий четко и правильно называет первый и последний звук на карточке. Если при этом нужный звук определен и произнесен неправильно, то он штрафуется или теряет свой ход.

Выигравшим считается тот, кто раньше выставил свои карточки-домино.

Игры на определение места звука в слове (начало, середина, конец)

«Цветочная полянка»

Задание для ребенка: «Сорви цветок и назови гласный звук в середине слова». «Сорви цветок и определи, где находится звук «П» в начале, середине или в конце».

«Пчелка»


Задание для ребенка: «Пчелка труженица готовится к зиме. Помогите пчелке в улей собрать мед. Для этого необходимо определить,(место звука в слове)где находится звук, в начале, середине или конце.

«Фантазеры»

На столе разложены картинки, например, со звуком «Ш». Ребенокговорит: «Я шел в детский сад, и по дороге увидел…», называет 2 или 3 картинки, где звук «Ш» находится в начале, середине или конце слова.

Угощенье для друзей»

Задание для ребенка: «К белочке придут гости, она готовит для них угощенье. Разложите по тарелкам угощенье, определив место звука «М» или «Г» в слове».

«Чудесная удочка»

Использовать удочку с магнитом вместо крючка. Опускатьудочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы.

Задание для ребенка: Удочкой поймайте рыбку и определите место звука «Л» или любой другой заданный звук в слове (начало, середина, конец).

«Чудо-дерево» - и, - о, - э, - а, - у) выпавшему на кубике.

«Этажерка»

Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в середине, третий - в конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, шил стол, стул, луковица, полка, палка, голубь.

«Пчелка Майя», «Зайчонок»

Педагог произносит слово, ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает картинку в начало (середину или конец дорожки).


«Лото»

Предлагаются карточки с картинками на звук Л и картонные полоски, разделенные на три части. На одной трети полоски (в начале, середине или в конце) написана буква. В ходе игры педагог называет слова. Дети определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской.

«Почта»

Задание для детей: Опусти в почтовые ящики письма, в названии которых звук «с» слышится в начале слова в первый ящик, в середине – во второй ящик, в конце в третий ящик.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………..………………...……. 3

1. Игры и упражнения на определение первого и последнего звука в слове............6

2. Игры и упражнение на определение места звука в слове

(начало, середина, конец)………………………………………………………….....12

3. Определение последовательности звуков в слове………………………………..15

4. Определение количества звуков в слове …………………………………………19

5. Определение позиционного положения звука в слове ……………………….....22

6. Твердые и мягкие звуки……………………………………………..………......…23

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

Анализ – это разделение целого на составные части.

Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»

Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве ). Дети читают: ам – аме , вы – веы и т.д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:

Трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);

Искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился , операция вместо операционная , вынула вместо вытянула ),

Грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям ),

Побуквенное чтение (К,А,Ш,А),

Нарушение понимания прочитанного,

Слишком медленный темп чтения,

-«угадывающее чтение».

Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:

Замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;

Искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;

Грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

выделение в словах первого гласного звука;

анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

определение последнего гласного звука в словах;

определение первого и последнего гласного звука в словах;

определение наличия либо отсутствия в словах звука;

определение первого согласного звука в словах;

определение последнего согласного звука в словах;

определение гласного звука в середине односложных слов;

синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

определение позиции согласного звука в словах;

определение количества слогов в словах;

синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;

2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.


Готов ли мой ребенок в школу? Этот вопрос задает каждый родитель. И родители должны знать, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи , то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки) установление их количества и последовательности. И чтобы помочь своему ребенку в формировании звукового анализа и синтеза приводятся некоторые игры и упражнения:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готов ли мой ребенок в школу? Этот вопрос задает каждый родитель. И родители должны знать, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи , то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки) установление их количества и последовательности. И чтобы помочь своему ребенку в формировании звукового анализа и синтеза приводятся некоторые игры и упражнения:

1. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх и т.д.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

2. Игра: « Определи первый звук в слове»,

научит детей слышать, различать и определять 1 звук в отдельном слове.

3. Поиграйте с ребёнком в игру-соревнование: кто больше придумает слов с заданным

звуком, или попросите его найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях, которых есть тот или иной звук.

4. Поймай последний звук в ладошку . Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»

5 . Горлышко болит. Произнести губами без звука всё слово, только последний звук вслух.

6. Определите места звука в слове (позиции). С этой целью используется игра «Светофор» . В начале обучения используются кружки красного, желтого и зелёного цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, то они поднимают красный кружок, в середине - жёлтый, в конце слова - зелёный.

7 . Подбор слов , где заданный звук был на первом месте, на втором, на третьем; в начале слова в середине слова в конце. Помните что звонкие (парные) гласные в конце слова оглушаются, не предлагайте детям таких заданий.

8 . Подумай, не торопись . Предложите детям несколько заданий на сообразительность: подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр и др.

9. Предложите ребёнку представить ситуацию « Представь, тебя пригласили на день рождения. Ты можешь взять любого друга или подругу, но давай мы договоримся: имена моих друзей будут со звуком «Ш», а твоих со звуком «Ж» и т.д.

10. Находясь в магазине , предложите выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для развития звукового анализа и синтеза «Парашютики»

Цель:Развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Матириал:парашютики с изображеннием звуковых схем, картинки, которые соответствуют схемам.Правила игры:Играть может как один...

Развитие звукового анализа и синтеза у дошкольников.

Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Известно, что фо- нематическое восприятие формируется в период от года до четырех ле...