Насколько быстро мы забываем? Закономерности запоминания и повторения Правила повторения пройденного.

Если с памятью все плохо

Наверняка, вы не раз замечали, что полезная информация, такая как новая английская лексика, например, достаточно быстро вылетает из головы, в то время как какая-нибудь незатейливая песенка заседает в ней на долгое время. Все дело в том, что эту песню мы слышим несколько раз в день, а вот повторить пройденный материал еще нужно себя заставить. Сегодня мы рассмотрим, как быстро запомнить текст, слова или грамматические правила.

Сегодня мы предлагаем тебе несколько лайфхаков, которые помогут повторять материал по так, чтобы он оставался в памяти долгое время.

Зачем нужно повторять

Во-первых, давай разберемся, зачем вообще нужно повторять, неужели нельзя просто выучить что-то так, чтобы не забывать? Дело в том, что наш мозг работает точно так же, как и наши мышцы. Когда мы пробуем сделать что-то впервые, у нас может не получиться, но регулярно упражняясь, мы будет оттачивать свои навыки. Например, человек, который начал играть в баскетбол, может не забросить мяч в корзину с первого раза. Но при регулярных тренировках у него будет получаться с каждым разом все лучше. Так же и с английским: каждый раз, используя новое слово или новую конструкцию, ты будешь чувствовать себя более уверенно и реже ошибаться.

Часто даже те, кто достиг высокого уровня владения английским, может словить себя на том, что забыл какие-то элементарные вещи: слова, правила и т.д. А все потому что, двигаясь вперед, человек сосредотачивается на более сложных конструкциях и словах, иногда забывая об основах.

Именно поэтому важно повторять не только недавно пройденный материал, но и периодически выделять несколько минут на повторение материала, который был выучен давно, если ты не используешь его в повседневном обиходе.

Сколько раз нужно повторять материал

По мнению ученых, за день мы забываем 60% выученной информации, если не повторяем ее. Для того, чтобы слово закрепилось в памяти, нужно повторить его несколько раз с временными интервалами.

Повтори новые слова:

  • через 15 минут после того, как выучил;
  • затем через 30 минут;
  • на следующий день;
  • через 3 дня;
  • через неделю;
  • через месяц;
  • через 3 месяца.

Такое количество повторений может показаться слишком большим, но все намного проще. Стоит учитывать, что ты можешь повторять выученные слова, используя их во время общения или во время написания сообщений, писем, эссе. Ты можешь вести дневник, и стараться использовать в нем новые слова. Кроме того, ты можешь слышать новые слова в фильмах или сталкиваться с ними во время чтения книги – это тоже будет считаться повторением. Так же можно работать и с грамматикой: попробуй нажать на паузу фильм или отложить книгу и объяснить, почему актер или автор употребил в том или ином предложении такую конструкцию.

Очень полезное упражнение:

Запиши слова сначала на английском, а через некоторое время запиши их перевод на родной язык, пытаясь не использовать словарь. Если какое-то слово не удалось вспомнить, подсмотри первую букву в словаре, может, тогда оно всплывет в памяти. Если нет – посмотри его перевод еще раз и повтори это слово несколько раз. Затем, напиши значение этого слова на родном языке, и на этот раз через некоторое время переведи его на английский. Придумай ситуации, в которых ты мог бы его использовать, и как бы ты это сделал: составь предложения для реальных ситуаций.

Грамматические конструкции ты также можешь повторять, выполняя различные упражнения или составляя с ними предложения.

Когда лучше повторять

Специалисты утверждают, что лучше всего повторять материал за 10-15 минут до сна, поскольку в течение дня ты получаешь огромное количество различной информации, которая, как бы, вытесняет из головы выученный ранее материал. Такая методика называется ретроактивным торможением.

Есть метод и, так называемого, проективного торможения, который заключается в том, чтобы повторять пройденный материал или учить новый сразу же после пробуждения. Сторонники этого метода утверждают, что лучше всего запоминается информация, которую мы получаем первой после сна.

Ты можешь выбрать ту методику, которая более удобна именно тебе. Если ты сова, то, скорее всего, тебе будет не очень удобно учить что-то утром, а жаворонкам, может быть, наоборот, сложно заставить себя учиться перед отходом ко сну. Как вариант, ты можешь попробовать оба метода и определить, какой работает лучше.

Теперь вы знаете, как быстро запомнить текст или другую важную информацию. Главное, не ленитесь применять советы из статьи на практике 😉

Согласно кривой Эббингауза, уже в первый час после запоминания теряется 60% информации, 65% забывается в течение 10 часов, 80% - через 6 дней. То есть информация забывается сперва очень быстро, затем скорость забывания экспоненциально падает.

Источник: Esquire

Итак, в течение первого часа теряется около 60% информации. Но что это значит на самом деле? В экспериментах Эббингауза речь шла о забывании последовательности слогов, но в реальной жизни мы обычно не запоминаем ни слоги, ни последовательности. Например, читая статью, мы запоминаем некоторые факты и образы, которые нарисовал наш мозг во время чтения, а также эмоциональное впечатление от текста и от фактов. И, конечно, мы не помним прочитанное слово в слово. Кривая забывания в данном случае означает следующее: если вас попросят пересказать статью близко к тексту сразу после чтения, то вы воспроизведёте Х информации, а если бы вас попросили сделать это через час, то вы бы воспроизвели только 0,4Х, то есть на 60% меньше. Попросят через неделю - останется 0,2Х.

То же самое касается разговоров, лекций, книг, фильмов и даже прожитых дней. Со временем в нашей памяти остается только самое «важное». Слово «важное» я беру в кавычки, потому что информация, которую наш мозг посчитал важной, не обязательно будет нам полезна в будущем. Например, попробуйте сейчас мысленно представить рядом с собой небольшого розового слона - размером с собаку. Слон протягивает шероховатый хобот и обвивает его вокруг вашей руки. Вы пытаетесь высвободить руку, но слон усиливает хватку. Информация о слоне, которую вы только что прочитали, не имеет никакой практической ценности для вас, и тем не менее, вы будете помнить об этом завтра. Может быть, вы запомните этого розового слона даже на несколько месяцев, а вот числовые данные о процентах забываемой информации могут забыться уже через час.

Источник: imaginistry.com

Какая информация запоминается легче всего?

Во-первых, очень хорошо запоминается образная информация, потому что на языке образов мы начали думать еще до того, как научились разговаривать.

Во-вторых, мы запоминаем то, что вызывает эмоции. Образ розового слона вызывает больше эмоций, чем, скажем, цифра 60.

В-третьих, мы запоминаем то, что имеет смысл, поддается логике. То есть мы можем понять и запомнить смысл кривой Эббингауза - скорость забывания экспоненциально уменьшается со временем, - но не запомним конкретные цифры.

В-четвертых, нам проще запоминать то, что можно связать с чем-то уже имеющимся в нашей памяти. Например, чтобы запомнить, что через час теряется 60% информации, можно провести ассоциацию - в часе 60 минут.

В-пятых, легче запоминается информация, которая встречается чаще. Розовый слон и цифра 60 какой раз уже мелькают перед вашим мысленным взором…

Есть ещё множество факторов, влияющих на запоминание. Я перечислил лишь основные из них в довольно обобщенной форме. Все эти факторы формировались в процессе естественного отбора тысячелетиями в условиях, заметно отличающихся от тех, в которых мы живем сейчас. Важно было запомнить, как выглядит хищный зверь и как от него спастись, а не какие-нибудь цифры или текст. Тем не менее, за счёт использования специальных приемов запоминания - мнемотехник - можно воспользоваться «слабостями» нашего мозга и подсунуть ему информацию в том виде, в котором он воспримет её как важную. И запомнит. Вопрос - на какое время.

Наскальные доисторические рисунки в пещере Шове, Франция. Источник: Википедия

Как я проверял, на какое время запоминается информация

Когда я решил запомнить 22 528 знаков числа пи, мне было интересно узнать, как долго я буду помнить все эти цифры. Надо сказать, запоминал я совсем не цифры, а образы, которые заранее подобрал для цифр. Например, образ розового слона, хватающего вас за руку, в моей системе кодирует число 7450. Подобным способом я закодировал все 22 528 цифр - закодировал теми самыми образами, которые так легко хранит наша память.

Что интересно по части образной информации - она не забывается так быстро, как слоги, по которым строилась кривая Эббингауза. Через час вы не забудете 60%, вы будете помнить ровно столько, сколько вы запоминали. На следующий день вы также ничего не забудете - должна пройти хотя бы неделя. Здравый смысл подсказывает, что образная информация всё-таки вписывается в кривую забывания, просто эта информация забывается не так быстро. Вместо часа должно пройти дня 3-4, вместо дня - месяц. Это мне и хотелось проверить - как будут забываться 22 тысячи знаков пи, переведенные в образы.

Поскольку я повторял число пи много раз (думаю, около 50 раз, и продержал его в памяти более полугода), кривая забывания для этой информации в теории должна была измениться: ведь скорость забывания экспоненциально уменьшается. В соответствии с данным принципом даже разработан метод интервального повторения, смысл которого в том, чтобы повторять информацию через увеличивающиеся промежутки времени.

На данной картинке, например, повторение проводят при забывании 10% информации. С каждым следующим повторением ждать этого момента приходится всё дольше, и в теории через несколько таких подходов срок следующего повторения будет настолько велик, что можно перестать беспокоиться о забывании. Например, вы запомнили 100 слов. Их нужно будет повторить через час, через день, через 3 дня, через 9 дней, через месяц, через 3 месяца и т.д. На двенадцатом подходе срок следующего повторения превысит сотню лет.

Если же повторять вы перестанете слишком рано, то информация продолжит забываться, хотя и не по такой крутой экспоненте, как если бы вы вообще не повторяли.

Известный английский писатель, журналист и литературный критик Ивлин Во (Evelyn Waugh) однажды написал:

One forgets words as one forgets names. One"s vocabulary needs constant fertilizing or it will die.
Слова забываются также как и имена. Словарный запас нужно постоянно обогащать иначе он просто зачахнет.

Сказал он это о своём родном языке - английском. Для нас английский не родной, однако принцип остаётся тем же: если язык не работает, то он медленно угасает. Впрочем, по своему опыту могу сказать, что он не умирает совсем и при необходимости оживает и даже расцветает всеми красками, но происходит это только тогда, когда вы начинаете использовать язык, то есть активно говорить на нём. Так когда-то случилось с моим немецким. Но это уже совсем другая история...

Словарный запас можно представить в виде последовательности, в начале которой находятся те слова, которые мы можем хоть как-то вспомнить и понять, а в конце те, которые мы свободно употребляем по своему желанию. Как вы понимаете, в начале находится пассивный словарь, который плавно переходит в активный. Однако употребление это не что-то окаменевшее, так как оно включает в себя весь спектр значений слов и множество словосочетаний (англ. collocations ). А словосочетания - это тот бесценный капитал, о котором мы постоянно талдычим, и который вы можете получить здесь же совершенно бесплатно.

И в заключение ответ на вопрос, поставленный в заголовке: исследования, проведённые министерством образования США (U.S Department of Education), показали, что для того, чтобы слова или фразы записались в нашу долгосрочную память, их необходимо повторить 17(!) раз, причём сделать это нужно не за один подход, а в течение 6-7 дней, равномерно распределяя по времени. Повторить - значит прочитать, услышать, произнести вслух. Выводы делайте сами!

Спасибо всем, кто присылает нам добрые отзывы и конструктивную критику , всё это очень важно для нас.
Для того, чтобы тренажёр продолжал своё развитие - поддержите его - поделитесь адресом этой (или любой другой) страницы тренажёра со своими друзьями в социальной сети:

Включите звук!

Включайте и выключайте любую колонку таблицы!
По-русски По-английски Комментарии
недорогое (бюджетное) решение low-cost solution Технической задачи, проблемы и т. п.
перебои в энергоснабжении (электроснабжении) energy outages
прозрачные, полупрозрачные (матовые) и непрозрачные объекты transparent, translucent, and opaque objects
кленовый сироп maple syrup Сладкий сироп, особенно популярный в Канаде.
берёзовая роща birch grove
плотный график busy agenda
Мы должны придерживаться расписания. We have to keep up with the schedule.
Нам нужно идти в ногу со временем. We have to keep pace with the times. Это выражение обычно используют, когда говорят о передовых технологиях.
Я не пойду на репетицию хора. I will not go to the choir practice. Слово choir - одно из множества чудес английской орфографии. Произносится оно [куайэр]
Я читаю много поэзии. I read a lot of poetry.
истинное значение слова the true sense of a word
Я потратил целую вечность на то, чтобы найти ваш сайт. It has taken me ages to discover your website.
Я так скучаю по тебе. I miss you so much.
Ты просто милашка. You are so cute.
путешествие вокруг света trip around the world
капризные дети, озорники naughty children

Вы замечали, что очень часто полезный материал по английскому языку недолго задерживается в памяти, зато какая-нибудь навязчивая песенка запоминается легко и надолго? А все потому, что эту самую песенку мы слышим по несколько раз в день. Повторение - мать учения, а мозгу нашему, к счастью, абсолютно все равно, что учить. Что ж, давайте заставим его запоминать не очередной «супермегахит», а полезную информацию.

Слово «повторение» редко вызывает радость и воодушевление, ведь не все знают интересные способы усвоения информации. Поэтому мы решили дать вам несколько подсказок, которые помогут сделать процесс повторения увлекательным. Кроме того, мы постараемся объяснить вам, как лучше закреплять материал и для чего это нужно.

Для чего нужно повторять материал

Для начала разберемся, почему человеку нужно что-то повторять. Неужели нельзя просто выучить и забыть?! В том-то и дело, что можно, а вот выучить и при необходимости вспомнить уже сложнее.

Повторение - лучший способ помочь своей памяти надежно усваивать информацию. Давайте приведем пример. Представьте, что вы не студент, а спортсмен, и хотите стать чемпионом по стрельбе из лука. Вряд ли вам удастся попасть в яблочко с первого раза, для этого придется выстрелить 100-200-300 раз. Постепенно руки перестанут дрожать, движения станут уверенными, а стрела будет попадать все ближе к заветной «десяточке». Так и в обучении: постоянно повторяя материал, вы не будете бояться использовать различные конструкции, речь станет уверенной, а вы постепенно приблизитесь к заветной цели (например, к уровню ).

Некоторые возразят: «А что, если я попаду с первого раза? Может мне и не надо утруждать себя?». Надо, случайный выстрел может быть метким, но не частым. На соревновании (на экзамене или деловой встрече) вы можете промахнуться (провалиться), ведь без постоянных тренировок о метких выстрелах и прочных знаниях можно забыть.

Сколько раз нужно повторять материал?

Ответ прост: до тех пор, пока не закрепите его в памяти. Есть определенная схема запоминания, разработанная профессиональными психологами и педагогами. Приведена она в статье «Повторение пройденного - нужно ли и зачем? ».

Схема повторения нового материала

Когда повторять Пример
0 Выучили 10 новых слов 1 октября в 16:00
1 Через 15 минут после ознакомления 1 октября в 16:15
2 Через час после последнего повторения 1 октября в 17:15
3 Через три часа после последнего повторения 1 октября в 20:15
4 На следующий день 2 октября
5 Через два дня после последнего повторения 4 октября
6 Через четыре дня после последнего повторения 8 октября
7 Через неделю после последнего повторения 15 октября
8 Через две недели после последнего повторения 29 октября
9 Через месяц после последнего повторения 29 ноября

Выглядит немного пугающе, возникают мысли: «Чтобы запомнить слово, мне нужно будет повторить его 9 раз! Да неправда, я учусь намного быстрее!». Многие люди не верят этому, однако уже научно доказано, что знания усваиваются и забываются неравномерно. Ученый Эббингауз даже предложил так называемую кривую забывания (представлена ниже). В результате исследований, он выяснил, что мы начинаем забывать информацию сразу после изучения, а за первый день теряем до 60% знаний! Далее процесс выветривания материала из головы замедляется. Однако из графика видно, что при периодическом повторении информации мы приходим к надежному закреплению ее в памяти.


Да, трудно грызть гранит науки! Но не спешите огорчаться, можно облегчить себе эту задачу, для этого используйте разные виды повторения и уловки, которые помогут сделать его нескучным.

Виды повторения, которые нужно использовать

  • Активное повторение. Означает отключение «автопилота». Если вы периодически «пробегаете» новую лексику глазами, не задумываясь над тем, что учите, то тратите время впустую. Вовлекитесь в обучение, попытайтесь не только выучить, но и «почувствовать» новые слова или грамматическую конструкцию. Включайте воображение, ассоциативное мышление, внимание. Необходимо осмысливать новый материал, пропускать его через себя. Старайтесь находить новые способы употребления лексики или придумать короткий рассказ с выученной идиомой. Лучше всего сделать новый материал «своим», то есть придумать историю о себе.
  • Пересказ. Это разновидность активного повторения. Пересказ вовсе не означает заучивание наизусть. Намного полезнее пытаться изложить информацию из текста своими словами. Это заставит вас использовать новую лексику, вы потренируетесь перефразировать тексты, да и грамматика в контексте хорошо запомнится.

Как быстро и нескучно повторять материал, небанальные методы

1. Любимые книги

У каждого автора есть свой стиль и определенная лексика. При чтении достаточно длинного произведения незнакомые слова будут часто повторяться. В первый раз вам понадобится помощь словаря. Мы рекомендуем сразу выписать новое слово. Во второй раз вам нужно будет заглянуть в свои записи, в третий раз вы с трудом, но все же вспомните его, на 4-5 повторе не обратите на него внимания, так как уже запомните его. Это удобное пассивное повторение: пока вы будете читать книгу, все указанные нами этапы (те пугающие 9 раз) пройдут незаметно.

2. Увлекательные сериалы

Герои сериалов, как правило, оперируют определенным словарным запасом, редко выходящим за рамки общеразговорного английского. При просмотре первой серии вам нужно потрудиться, посидеть со словарем, разбираясь с новой лексикой. Во втором-третьем эпизоде вы уже будете узнавать знакомые выражения без перевода, а к концу сериала пройдете не 9, а все 39 стадий повтора. Очень приятный способ сделать повторение ненавязчивым. Благо сериалов сейчас много, можно найти что-то себе по вкусу.

Однако хотим вас предостеречь от выбора сериалов со специфической лексикой. Например, популярный нынче «Доктор Хаус» пополнит ваш словарный запас не слишком полезными словами вроде названий редких болезней и прочих медицинских терминов. Как выбрать подходящий для вашего уровня знаний сериал или фильм и как по нему учиться, вы узнаете из статьи « ».

7. Закон ярких впечатлений

Что мы лучше всего запоминаем? Праздники, счастливые моменты, значимые события - все, что связано с сильными положительными эмоциями, яркими впечатлениями. Значит, и обучение, в том числе этапы повторения, нужно сделать яркими. Мы вовсе не советуем вам учить английский за праздничным ужином, иногда нужно менять не обстановку вокруг, а себя. Пусть повторение будет для вас приятным времяпровождением. Положительный настрой - важная составляющая успеха. Поменяйте отношение «как скучно повторять» на «ура, я запомнил новые слова». Психологи советуют представить ситуацию, где эти знания принесли бы вам пользу, помогли в трудной ситуации. Такой подход позволит создать в голове прочную связь между изученным материалом и положительными эмоциями.

8. Законы ретроактивного и проективного торможения

Несмотря на устрашающее название, законы простые и важные. Суть ретроактивного торможения: если после изучения какой-то информации вы перейдете к изучению следующего блока, первый инфоблок быстро сотрется из памяти. Помешать нормальному запоминанию может просмотр телевизора, серфинг в Интернете, чтение книги и т. п. Так что мы рекомендуем учить и повторять что-то перед сном. Минут за 10-15 до сна повторите пройденный материал, это сработает лучше, нежели обучение в течение дня.

Суть проективного торможения: если до момента обучения к нам не поступала никакая информация, запомнить новый материал или повторить старый будет легче. Говоря простым языком, старайтесь повторять изученное утром, когда мозг отдохнул и не переполнен разнообразной информацией.

Подводя итог, хотим сказать, что без повторения пройденного материала будет сложно надолго удержать его в памяти. Однако этот важный этап усвоения информации можно сделать интересным и быстрым. А чтобы материал еще лучше закреплялся в памяти, используйте его на практике. Предлагаем делать это с преподавателем на наших . Учитель поможет вам быстро запомнить новую лексику и правильно использовать ее на практике.

Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй - три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей - два чтения и два пересказа, в четвертой - один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение материала - пустая трата времени. Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал.» Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.

Повторение является важнейшим этапом закрепления запоминаемого текстового или речевого материала и его прочного сохранения. Повторение - важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Исследования психологов позволили выявить некоторые закономерности процесса повторения . Перечислим их.

  • Во-первых, установили, что заучивание протекает неравномерно : вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое снижение. При этом это снижение носит временный характер, т.к. с новыми повторениями увеличивается способность к припоминанию.
  • Во-вторых, заучивание идет скачками . Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании. А потом при последующих повторениях происходит резкое увеличение объема запоминаемого материала. Это можно объяснить тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии, сначала бывают недостаточными для припоминания. Потом же, после нескольких повторений, влияние этих следов сказывается сразу. И, как следствие, человек припоминает большое количество информации.
  • В-третьих, если материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть, запоминается быстро. А оставшаяся, более трудная часть, требует большего количества повторений.
  • В-четвертых, если материал сложный, то процесс запоминания протекает сначала медленно, а потом быстро. Это можно объяснить тем, что эффект от первых повторений недостаточен, и объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных повторениях.
  • В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении заученного материала прочность и длительность его сохранения многократно возрастают.

Кроме указанных выше закономерностей процесса повторения существуют еще условия, способствующие повышению эффективности запоминания. Прежде всего, очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным . Для этого перед обучающимися ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Следует отметить, что при активном повторении активизируются сформировавшиеся связи. В результате процесс запоминания протекает более качественно. Примером активного повторения может служить пересказ после прочтения текста.

Пересказ - это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения (пассивное повторение) активность мозга очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.

Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй - три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей - два чтения и два пересказа, в четвертой - один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение учебного материала - пустая трата времени! Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал.»

Следует отметить разницу между мнемотехническим повторением и повторением в привычном значении этого слова.

Обычно мы повторяем, чтобы запомнить, а мнемонисты повторяют, чтобы сохранить уже запомненное. Они запоминают материал без ошибок еще до повторения и повторяют для того, чтобы сохранить его в памяти. Точную информацию можно повторить по-разному. Выделяют два уровня мысленного повторения.

  • Первый уровень. Мысленно повторяются только вертикальные последовательности ассоциаций («ключи») . Так, например, на последовательность предметов («метод Цицерона») может быть закреплена любая последовательность, к примеру, список дел. Вспомнив последовательность предметов, мы вспомним и список дел. На такое мысленное повторение уходит обычно всего несколько секунд.
  • Второй уровень. Повторение с припоминанием всей информации. При этом вспоминаются не только вертикальные последовательности, но и горизонтальные. Весь материал повторяется мысленно от начала до конца. В том случае, если вы запоминали большой объем точной информации и на его воспроизведение понадобится много времени, то вам нужно разбить его на части. Сначала повторите первую часть, потом сделайте перерыв. Затем вторую часть и сделайте перерыв, и т.д. Довольно часто у обучающихся не хватает терпения или сил повторить весь большой материал, они быстро устают и начинают очередное повторение с самого начала. Поэтому мы рекомендуем повторять с того места, где вы остановились, т.е. прекратили повторение.

Другим важным условием эффективного запоминания и сохранения материала в памяти является его правильное распределение во времени . В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком времени.

Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и силы, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа - концентрированным, вторая - распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе - только 10, т.е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года. А для того, чтобы не снизилась активность обучающихся, они используют разные приемы повторения, включая материал в новые связи.

Заучивать материал сразу, до конца и полностью мы бы не советовали. Куда полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все. А лишь спустя некоторое (пусть и небольшое) время можно обратиться к нему уже с целью заучивания. Такой нехитрый прием приводит к заметному уменьшению количества повторений, необходимых для полного овладения материалом. С чем же это связано?

В психологии существует такое понятие, как реминисценция . Суть этого явления состоит в том, что в процессе отсроченного воспроизведения появляются элементы, которые не были воспроизведены тотчас после предъявления материала. Другими словами, через некоторое время вспоминается больше, чем вспомнилось сразу. Таким образом, продуктивность отсроченного воспроизведения (через некоторое время) гораздо выше непосредственного после запоминания. В промежутках между запоминанием и воспроизведением происходит дополнительное неосознаваемое закрепление информации.

Чем более полно и жестко запоминается материал, тем меньше вероятность возникновения реминисценции, улучшения отсроченного воспроизведения. Это, впрочем, и естественно: если вы «задолбите текст намертво», дословно, то улучшаться отсроченному воспроизведению уже некуда, а вот ухудшаться - это, пожалуйста, что оно исправно и делает. Именно с этим обстоятельством и связано требование - не сразу, по строчке, по абзацу или как вы привыкли работать, заучивая какой-либо текст, доводя воспроизведение до абсолютного результата. Это во всех отношениях вредно.

Эксперимент. Попробуйте испытать себя сами. Один материал зазубрите до полного его «омертвения», а другой заучите процентов на 60-70 и устройте перерыв, дайте памяти возможность в этой специально вами устроенной паузе в череде утомительных повторений без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.

Теперь о временных аспектах повторения . Природа памяти такова, что созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия, если их не закрепить повторением. Поэтому первое мысленное повторение необходимо делать сразу после запоминания. Что касается остальных повторений, то временные рамки зависят, прежде всего, от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15-20 минут после первого, третье - через 6 - 8 часов (в день запоминания), четвертое - на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут, третье - через 3 - 4 часа (в день запоминания) и четвертое - в течение следующего дня. Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного проще и интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в транспорте. При запоминании точной информации вы можете целый день «крутить ее в голове». Таким образом, реализуется принцип интенсивного обучения - обучения без перерывов, с «погружением» в предмет.

Принципы рационального повторения

Основные приемы запоминания могут быть разделены на две большие группы: методы, связанные с интеллектуальной работой над запоминаемым материалом, и методы, представляющие собой чисто мнемотехнические приемы, применяемые там, где материал не подлежит смысловому анализу или где требуется специальное заучивание терминов, фактов и т.п. Познакомьтесь с принципами рационального повторения информации.

1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия (например, прочтения), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. В первый день не обязательно «вгрызаться» в каждую запятую. Достаточно беглого, быстрого прочтения с элементарной целью не столько понять, сколько почувствовать, что вообще нам предстоит заучить. И главное, если вспомнить все, что ранее говорилось на тему повторения, то становится ясно, что дни, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, каким бы он ни был, может быть, даже важнее для его запоминания, чем «рабочие дни». В эти дни якобы безделья, хотите вы этого или нет, вы думаете о том, над чем работаете, у вас формируется отношение к заучиваемому материалу, а это и есть самое главное в заучивании.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом , при этом следует придерживаться строгого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации буквально «пропитаться» установкой на определенную длительность хранения информации в доступном виде, чтобы экзамен не прошел по схеме «прокукарекал, а там хоть и не рассветай».

Эта схема рассчитана на повторение материала, усвоенного в течение семестра или учебного года, и не может быть применена в тех случаях, когда в процессе подготовки информация заучивается впервые, поскольку в течение учебного года или семестра учащийся или студент не работал над ним. Практический опыт показывает, что время, отведенное на подготовку к экзамену, не так уж редко используется не для повторения, обдумывания, организации и систематизации пройденного, а как раз для экстренного, да еще в стрессовой ситуации выучивания предмета. Чтобы повысить продуктивность этого процесса, в таких обстоятельствах учащиеся нередко беспощадно эксплуатируют свою память, не считаясь с возможностями и особенностями своего организма. Самое печальное, что кажущиеся успехи в усвоении знаний при этом - иллюзия, которая существует только при наличии особого эмоционального состояния в связи со сдачей экзаменов. Исчезает эта часть программы воспроизведения - исчезают и знания, то есть становятся недоступными воспроизведению. Исчезают, потому что о ключе к их воспроизведению не позаботились. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее воспроизведения рекомендуем вам повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз на следующий день, через 24 часа. Главное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.

4. Советуем применять комплексный учебный метод. Большие количества информации можно запоминать с помощью частного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой и т.п., обрекая, таким образом, заучиваемый материал на интерференцию с самим собой. Кроме того, в ситуации «шинковки» материала на самостоятельные, не связанные между собой по смыслу куски, то есть при использовании частичного учебного метода, информация дробится и вырывается из общего контекста, из, как правило, все-таки существующей общей логики заучиваемого рассказа, теоремы и чего угодно. Это формальное деление только по признаку объема (размера) того или иного запоминаемого фрагмента, лишь затрудняет запоминание и приводит к увеличению числа повторений.

При комплексном учебном методе вся информация, например текст, сначала запоминается целиком, в общем, пусть и не детально, как это в конце требуется, - и затем уже как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями материала и само их содержание в этом случае запоминаются куда быстрее и основательнее, а обязательное число повторений заметно сокращается. И все-таки при работе с большим по объему материалом трудно бывает хорошо запомнить текст как одно целое. Текст приходится запоминать частями. Но и в таком случае правильнее всего сначала быстренько «пробежать» весь текст целиком и лишь после этого разбить его на достаточно большие разделы, каждый из которых объединен одной темой и в каждом из которых намечена, осмыслена, пусть даже придумана тематическая ассоциация с разделами последующими. В результате при первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором - повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полной победы, победы куда более легкой, быстрой и впечатляющей.

  • Лидерство и Менеджмент

Ключевые слова:

1 -1