Индивидуальный проект по теме дни воинской славы. Проект "дни воинской славы"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»

_____________________________________________________________________________

Научно-практическая конференция «Калейдоскоп студенческих идей»

Номинация: Практикоориентированный проект

Тема:

«ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ»

Пещеров Кирилл, Федоров Виктор

Группа: МЛ-15/2

Курс: первый

Руководитель:

Цыкоркина Л.Н.

2016

СОДЕРЖАНИЕ стр.

    Введение …………………………………………………………………………….4

    Из федерального закона "О днях воинской славы и памятных

датах России "……………………………………………………………………… ..5

    Дни воинской славы России:

- 18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского

над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);…….6

- 21 сентября - День победы русских полков во главе с великим

князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в

Куликовской битве (1380 год);………………………………………………………6

- 4 ноября - День народного единства; ……………………………………………..7

- 7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади

в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины

Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)…………………7

- 10 июля - День победы русской армии под командованием Петра

Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);………………………..8

- 9 августа - День первой в российской истории морской победы

русского флота под командованием Петра Первого над шведами

у мыса Гангут (1714 год);…………………………………………………………….8

- 24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими

войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год); ………………………….8

- 11 сентября

Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год); ……………… .9

- 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под

командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год); ……………… ..9

- 1 декабря - День победы русской эскадры под командованием

П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год); ………………..10

- 23 февраля - День защитника Отечества; ………………………………………10

- 5 декабря -День начала контрнаступления советских войск против

немецко- фашистских войск в битве под Москвой (1941год); ………………11

- 2 февраля

войск в Сталинградской битве (1943 год);…………………………………………11

- 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских

войск в Курской битве (1943 год);…………………………………………………..12

- 27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);……………..12

- 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной

войне 1941-1945 годов (1945 год)………………………………………………….13

    Заключение …………………………………………………………………………...14

    Список использованной литературы ……………………………………………..15

Введение

«Никто не забыт, и ничто не забыто.

Не вычеркнет память героев имён…»

Русской Православной Церковью были установлены специальные «викторианские дни» (от Виктория – в римской мифологии богиня Победы). Это были дни, когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников.

Возрождая одну из лучших российских традиций, 10 февраля 1995г. Государственная Дума Российской Федерации приняла закон «О днях воинской славы». В федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России» указано, что во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Далее в законе указано, что днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

Мы, молодое поколение россиян, обязаны помнить и свято чтить героическое прошлое нашего народа, потому что во все времена подвиги предков вдохновляли не одно поколение русских воинов на ратные подвиги в лихие для нашего Отечества времена

Много написано о днях воинской славы произведений, стихов, песен.

Мы решили создать свой, краткий вариант исторического повествования о днях воинской славы России с тем, чтобы каждый студент, ознакомившись с ним, знал героические даты нашей истории, получил целостное представление о днях воинской славы России, ведь кому как не нам, молодому поколению, предстоит продолжить славные традиции наших воинов-предков.

Из федерального закона

"О днях воинской славы и памятных датах России"

Принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года.

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства… Настоящий Федеральный закон устанавливает дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России (далее – дни воинской славы России) в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России…

Статья 1. Дни воинской славы России

В Российской Федерации устанавливаются следующие дни воинской славы России:

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год);

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год);

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

23 февраля - День защитника Отечества;

5 декабря -День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941год);

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год)

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.

Ледовое побоище – это сражение на льду Чудского озера, которое состоялось 5 апреля по старому стилю 1242г. между русскими воинами и немецкими рыцарями – крестоносцами, завершившееся блестящей победой русичей во главе с выдающимся полководцем Александром Ярославичем, прозванным Невским за блестящую победу над шведскими воинами на реке Неве в 1940 году.

Ледовое побоище - одно из выдающихся сражений средневековья. Русское войско превзошло противника в воинской организации и тактике боя, проявило высокую доблесть и мужество. Победа сорвала агрессивные планы крестоносцев и на многие годы обезопасила западные границы Руси.

Борьба с немцами продолжалась и далее, но они никогда не могли уже нанести сколько-нибудь существенного вреда русским землям, а Псков оставался грозной твердыней, о которую разбивались все последующие нападения немцев. Еще одно важное последствие Ледового побоища следует оценивать в рамках общего положения Руси в 40-е гг. XIII в. В случае поражения Новгорода создалась бы реальная угроза захвата северо-западных русских земель войсками ордена, а если учесть, что Русь уже была покорена монголо-татарами, то избавиться от двойного гнета русскому народу, вероятно, было бы в два раза труднее.

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год)

Куликовская битва 1380 г. – важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды и навсегда вошла в историю России. Победа на Куликовом поле ассоциируется, прежде всего, с именем князя Дмитрия Донского, который предстает перед нами в образе защитника Руси и великого полководца. 6 сентября 1380 года русское войско подошло к Дону в месте впадения в него реки Непрядвы.

Место, где расположилось войско великого князя, называлось Куликовым полем. Оно имело форму подковы, образованной Доном и впадавшей в него Непрядвой. Концы подковы были обращены на юг. Оттуда и пришло войско Мамая, перегородив промежуток между концами подковы. 8 сентября в густом предрассветном тумане русская армия стала разворачиваться в боевой порядок. Всего было выстроено шесть полков: Сторожевой, Передовой, Большой, полки Правой и Левой руки и Засадный. Сражение началось около полудня. Татары изрубили и смяли передовые полки и вышли на линию главных русских сил. Напряженнейшим местом сражения стал центр Большого полка. Ордынцы так яростно атаковали его, что почти разорвали на две половины. Атаки и контратаки сменились непрерывным встречным боем, ибо из-за многолюдства и отступать было уже некуда. Как скошенное сено полегла русская пехота. Кровь лилась, как вода, ратники гибли под копытами и задыхались от тесноты. Засадный полк, руководимый Владимиром Серпуховским и Дмитрием Волынским с яростью и страшной силой ударил в спину и бок прорвавшимся ордынцам. Умелые и опытные дружинники били врага копьями, рубили мечами. Началось паническое бегство ордынцев. Мамай, наблюдавший за сражением с высокого холма, обратился в бегство

Период после смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый государь из династии Романовых – Михаил Федорович, вошел в историю как Смутное время. Страной поочередно правили сын Грозного Федор Иванович, бывший опричник Грозного Борис Годунов, затем Лжедмитрий I , который на самом деле был мелким дворянином из Галича. После убийства самозванца в мае 1606 года в результате боярского заговора царем стал представитель древнего боярского рода Василий Шуйский. Но и он в июле 1610 года был свергнут, а страной стало править боярское правительство – Семибоярщина во главе с князем Федором Мстиславским.

Столкнувшись с угрозой силового прихода к власти нового самозванца – Лжедмитрия II , Боярская дума предложила русский трон сыну польского короля Сигизмунда III Владиславу. По их приглашению в Москву вошло восьмитысячное польское войско. В марте 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против поляков. Но уже на второй день поляки подавили восстание.

Осенью 1611 года народное движение за освобождение Москвы и всей страны поднялось с новой силой. Его центром стал Нижний Новгород. Важную роль в организации народного ополчения сыграл местный купец Кузьма Минин. Для руководства боевыми действиями пригласили Дмитрия Пожарского.

После ряда боев народное ополчение штурмом взяло Китай-город. 4 ноября 1612 года сформированное князем Пожарским и посадским старостой Мининым ополчение освободило Кремль от польских интервентов.

7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)

7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади в ознаменование 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции состоялся традиционный парад войск Московского гарнизона. Открывая торжественное шествие, мимо Мавзолея в четком и ровном строю проходят курсанты. Все как до войны, но теперь на юношах не парадное, а походное обмундирование, а подсумки наполнены боевыми патронами.

Идут войска НКВД СССР, батальоны пехоты, стрелковые подразделения. Впереди четко маршируют командиры и политработники. Заключая торжественное шествие, мимо Мавзолея проходят истребительные батальоны, сформированные из рабочих города Москвы. На площадь вступает кавалерия. За эскадронами с грохотом несутся пулеметные тачанки. Проходит моторизованная пехота. Завершая марш военной техники, площадь заполнили танки. Прохождением танков парад был закончен.

Войска, участвовавшие в параде на Красной площади, после парада вернулись к выполнению своих обычных боевых задач – боевой учебе, строительству оборонительных рубежей, защите воздушного пространства Москвы, несению гарнизонной и караульной службы в столице.

Беспримерный в истории военный парад оказал огромное влияние на укрепление морально-политического состояния советского народа и его Вооруженных Сил.

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год)

В 1700 году Россия начала свою вековую борьбу за насильственно отторгнутые у нее прибалтийские земли. Эта борьба продолжалась два десятилетия и получила название Северной войны (1700-1721). 18 ноября 1700 года Карл приблизился к русским позициям и внезапным нападением обратил в бегство русские полки.

Но гений, энергия и воля Петра Великого уже изменили ситуацию: перед шведами стояла новая русская армия, с новой артиллерией, оружием и в новых мундирах.

Весной 1707 года шведская армия начала переходить из Саксонии в Польшу, и ни для кого уже не было тайной, что ближайшей целью Карла будет поход на Москву. Попытки Карла силой открыть себе на дорогу, на Москву провалились. В начале апреля 1709 года он сосредотачивает свою армию у Полтавы.

10 июля 1709 года произошла Полтавская битва, закончившаяся полной победой русской армии. В результате битвы сухопутная шведская армия фактически перестала существовать.

9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год)

Интересы России и ее союзников требовали скорейшего окончания войны со Швецией, которая продолжала господствовать на море. Поэтому центр военных действий был перенесен на Балтику.

Кампанию 1714 года первым начал шведский флот. Уже к 25 апреля шведские корабли заняли позиции у Гангутского полуострова. А русская эскадра ждала того момента, когда восточная часть Финского залива освободится ото льда. 23 июля полторы тысячи солдат начали делать настил в самом узком месте полуострова, чтобы перетащить легкие галеры с восточной его стороны на западную и тем самым неприятеля привести в конфузию.

Это мероприятие сорвало первоначальный план шведов, намеревавшихся атаковать русские суда прямо в бухте. Русские суда начали активную атаку шведского флота. Под непрерывным обстрелом русские суда, умело маневрируя, стремительно и упорно продвигались вперед. Несколько русских галер вплотную подошли к галерам левого фланга шведской линии и сцепились с ними. Начался жестокий абордажный бой, в котором русский флот мужество и м астерство.

Победа русских была полной. Гангутская победа означала крупный перелом в войне на море. Сильнейший шведский флот, овеянный славой былых успехов, потерпел серьезное поражение от совсем молодого русского флота.

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год)

Во время одной из русско-турецких войн (1787-1791), русские войска под командованием генерал-аншефа А. В. Суворова, проявили храбрость при штурме крепости Измаил 24 декабря 1790 года.

Построенная под руководством французских и немецких инженеров, крепость Измаил считалась неприступной. Ее оборонял 35-тысячный гарнизон с 265 орудиями. Штурм, которому предшествовала длительная артиллерийская подготовка, начался в 5 час. 30 мин. И закончился в 16 часов взятием Измаила и полным уничтожением гарнизона.

Турки потеряли 26 тыс. человек убитыми, 9 тысяч плененными, всю артиллерию, 345 знамен, русские – 4 тыс. человек убитыми и 6 тыс. человек раненными. Взятие Измаила позволило русским войскам закрепиться в низовьях Дуная.

Падение крепости Измаил вынудило Турцию заключить мир с Россией.

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год)

"Победитель всех неприятелей России на морях…" - так назвал император Александр I Федора Федоровича Ушакова (1745-1817), адмирала, выдающегося флотоводца России. Безумно храбрый, обладатель благороднейшего сердца, современник и друг А.В. Суворова. Многое объединяло двух полководцев. Оба они – герои русско-турецких войн и первой войны России с Францией, оба – создатели школы полководческого искусства, из которой вышли фельдмаршал Кутузов и адмирал Сенявин, оба относились с уважением к солдатам и матросам, что в то время считалось предосудительным для офицера, оба – непобедимы. Сорок морских баталий на счету прославленного полководца и ни одного поражения.

Присоединение Крыма к России в 1783 году и усиление русского флота на Черном море привели к существенному обострению русско-турецких отношений. Подстрекаемая Англией и Францией Турция в августе 1787 года предъявила России ультиматум, но получив решительный отказ, объявила войну и в сентябре начала военные действия на Черном море. По русскому плану Черноморский флот должен был содействовать сухопутным войскам, оборонять побережье Крыма от возможного десанта и нарушать коммуникации противника на море.

В русско-турецкой войне 1787 - 1791 гг. русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Одним из важнейших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год)

После неудачных для русской армии военных кампаний 1805, 1806 и 1807 годов французский император Наполеон стал распоряжаться в Европе как у себя дома. Для вторжения в Россию Наполеон подготовил огромную армию, названную Великой. В стратегическом плане Наполеона главным операционным направлением стала Москва. В ночь с 11 на 12 июня французские войска начали переправляться через Неман на русскую землю. В районе села Бородино главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов решил дать генеральное сражение Наполеону. 6 сентября обе стороны готовились к сражению. Французские войска с криком «Да здравствует император!» устремились в наступление.

Семь раз французы атаковали флеши, но всякий раз их атаки разбивались о стойкость и мужество русских воинов. В последнюю, восьмую, атаку Наполеон бросил 45 тыс. человек, поддержав их огнем 400 орудий. Началась настоящая бойня. Наполеону казалось, что победа у него уже в руках. Примерно в 9 часов 30 минут Кутузов направил кавалерийский корпус для совершения диверсии на левом фланге французов с целью оттянуть часть их сил от русского левого фланга. Приостановка атак противника на два часа позволила русскому командованию подтянуть резервы, перегруппировать силы и приготовиться к дальнейшей обороне. После восстановления положения на своем левом фланге Наполеон возобновил атаки батареи Раевского и ценой тяжелых потерь сумел ее захватить. Попытки прорвать русский фронт у Семеновского оврага оказались неудачными – русские гвардейские полки под барабанный бой двинулись на неприятельскую кавалерию и опрокинули ее штыками.

К 18 часам атаки французов прекратились по всей линии. Страшную картину представляло собой Бородинское поле после битвы. Тысячи убитых лежали грудами. Впервые за десятилетия войн Наполеон видел поле, где за 10 часов битвы пало с двух сторон почти 100 тыс. человек. Впервые не несли ему трофейные знамена, не вели пленных, впервые не было слышно победных кликов и лести.

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)

Новое тяжелое испытание русский народ перенес во время Крымской войны 1853-1856 гг. Это была война между коалицией Турции, Англии, Франции с одной стороны и России – с другой, стремившейся отстоять свои экономические и политические интересы на Черном море, укрепить влияние на Балканах.

На Черном море русский флот блокировал силы турецкого флота. В Синопской бухте (1 декабря 1853 года) эскадра под командованием П. С. Нахимова, благодаря героизму и выучке русских моряков, флотоводческому мастерству, решительным и инициативным действиям командиров кораблей, уничтожила турецкую эскадру.

Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота. Крымская война закончилась так называемым Парижским миром, по условиям которого Россия потеряла право иметь флот на Черном море. Но русский народ всегда находил в себе силы не падать духом, давать отпор врагу и не сдаваться.

Сразу после победы вооруженного восстания большевиков в Петрограде 7-8 ноября 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу не только с внутренними врагами, но и внешними - продолжалась Первая мировая война, и боевые действия шли на территории России.

Советское правительство с целью защиты Советского государства от кайзеровской Германии приступило к организации регулярных вооруженных сил. 28 января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянов (Ленин) подписал декрет "Об организации Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а 11 февраля декрет "Об организации Рабоче-крестьянского Красного флота" - (РККФ). В Красную армию и Красный флот принимались трудящиеся, добровольно изъявившие желание служить в рядах вооруженных защитников Отечества.

18 февраля 1918 года австро-германские (только немецких дивизий было 39) и турецкие войска, вероломно нарушив перемирие, заключенное 15 декабря 1917 года, вторглись в Советскую Россию и приступили к оккупации Украины, Белоруссии и Прибалтики.

21 февраля германские войска захватили Минск. В этот день Советское правительство обратилось к народу с воззванием "Социалистическое Отечество в опасности!".

23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от "кайзеровских войск". Только в Петрограде на отпор врагу поднялись десятки тысяч добровольцев. Вновь сформированные части РККА сразу же вступали в бой против германских войск.

С 1922 года 23 февраля приобрело характер большого всенародного праздника, как День Рождения Красной Армии. 22 февраля 1922 года на Красной площади состоялся парад войск Московского гарнизона, а вечером - торжественное заседание Моссовета совместно с представителями воинских частей Московского гарнизона.

5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год)

Битва под Москвой длилась в общей сложности около семи месяцев (30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г.) и явилась крупнейшей к тому времени битвой во второй мировой войне. С обеих сторон в ней участвовало более 3 млн. человек, до 3 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов, св. 22 тыс. орудий и минометов.

В ходе контрнаступления под Москвой силами войск Западного (командующий – генерал-полковник Г. К. Жуков), Калининского (командующий – генерал-полковник И. С. Конев) и Брянского (командующий – генерал-полковник Я. Т. Черевиченко) фронтов группе армий «Центр» был нанесен сокрушительный удар. 38 гитлеровских дивизий потерпели поражение. Особенно большие потери понесли танковые соединения врага, которым отводилась решающая роль в войне.

В результате контрнаступления и общего наступления враг был отброшен на запад на 150- 400 км. ликвидирована угроза захвата Москвы, облегчалось положение Ленинграда. Были освобождены от захватчиков Московская, Тульская, частично ряд других областей, Срыв блицкрига, разгром немецко-фашистских войск в битве под Москвой положили начало коренному перелому в войне.

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)

2 февраля 1943 года завершилась наступательная операция советских войск в Сталинградской битве. В ходе контрнаступления под Сталинградом, войска Юго-Западного (командующий генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин), Сталинградского (командующий –генерал-полковник А. И. Еременко) и Донского (командующий – К. К. Рокоссовский) фронтов, отразили попытку немецкой группы армий «Дон», освободить окруженные в Сталинграде войска, нанести сокрушительное поражение. Остатки 6-й немецкой армии (91 тысяча человек) во главе с командующим генерал-фельдмаршалом Ф. Паулюсом 2 февраля 1943 года сдались в плен. Общие потери противника в Сталинградской битве составили 1,5 млн. человек. Эта победа внесла решающий вклад в развитие коренного перелома в войне.

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)

Для осуществления операции под Курском, получившей наименование «Цитадель», противником были сосредоточены: 50 дивизий, в т.ч. 16 танковых, группы армий «Центр» и группы армий «Юг»; свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий и более 2 тыс. самолетов. Важное место в замысле противника отводилось массированному применению новой боевой техники – танков «Тигр» и «Пантера», новых самолетов.

Начавшемуся 5 июля 1943 г. наступлению немецко-фашистских войск против северного и южного фасов Курского выступа советское командование противопоставило прочную активную оборону. 12 июля советские войска, измотав противника, перешли в контрнаступление. В этот день в районе железнодорожной станции Прохоровка произошло крупнейшее встречное танковое сражение второй мировой войны (до 1200 танков и самоходных орудий с обеих сторон). Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддержанные с воздуха массированными ударами двух воздушных армий и авиации дальнего действия, к 23 августа отбросили противника на запад на 140- 150 км, освободили Орел, Белгород и Харьков.

Вермахт потерял в Курской битве 30 отборных дивизий, в том числе 7 танковых, свыше 500 тыс. солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков, более 3, 7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Победы под Курском и затем в битве за Днепр завершили коренной перелом в Великой Отечественной войне и стали определяющим фактором перелома хода второй мировой войны.

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)

В своих планах войны против СССР в 1941 году руководители Германии особое значение отводили взятию Ленинграда. Уже в ночь на 23 июня 1941 года вражеская авиация первый раз бомбила Ленинград. Пламя войны вплотную подступило к городу на Неве. В этой чрезвычайно тяжелой и опасной обстановке развернулось строительство оборонительных сооружений вокруг Ленинграда.

Не сумев захватить Ленинград лобовым ударом, фашистские войска предприняли попытку замкнуть вокруг него второе кольцо, чтобы перерезать узкую полоску водного пространства Ладожского озера, по которой осуществлялось снабжение населения огромного города, войск фронта и флота. Немецко-фашистское командование решило сломить защитников Ленинграда блокадой, варварскими артиллерийскими обстрелами и бомбардировками с воздуха. Обстрелы начинались всегда внезапно, а когда люди шли на работу или возвращались по окончании смены домой, когда улицы заполнялись народом, противник открывал ураганный огонь.

Осада поставила в чрезвычайно трудное положение снабжение города оружием, техникой, боеприпасами, топливом, электроэнергией, сырьем, продовольствием. Было принято решение о снижении хлебных норм. Голод усугублялся наступившими сильными морозами (до – 30 С). Все это резко увеличило смертность среди населения города. Оставался только один выход – строительство по льду Ладоги зимней дороги, которая называлась Дорогой жизни. По ней доставлялись боеприпасы, продовольствие, эвакуировались в тыл страны промышленное оборудование, материальные и культурные ценности.

18 января 1943 года силами 1-го отдельного батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта было очищено от войск противника южное побережье Ладожского озера и тем самым прорвана блокада Ленинграда, восстановлена прямая сухопутная связь города со страной. 27 января 1944 года полностью и бесповоротно была снята блокада Ленинграда. В честь героических защитников Ленинграда вокруг города был создан пояс Славы протяженностью более 200 километров (таков был периметр блокадного кольца).

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов

Советской Армии предстояло выполнить освободительную миссию в странах Восточной Европы и уничтожить фашизм в его логове – Берлине.

К середине апреля 1945 г. на советско-германском фронте были разгромлены главные группировки немецко-фашистских войск, освобождены почти вся Польша, Венгрия, восточная часть Чехословакии и Австрии с ее столицей Веной. Предстояла последняя решающая битва – за Берлин.

Ранним утром 1 мая над поверженным рейхстагом взметнулось Красное знамя, 2 мая фашистский гарнизон Берлина капитулировал. 9 мая советские войска освободили восставшую против оккупантов Прагу – столицу Чехословакии. Война в Европе закончилась.

Поздним вечером 8 мая в специально подготовленном зале военно-инженерного училища в Карлсхорсте представители германского Верховного командования подписали «Акт о военной капитуляции».

В день Победы 9 мая 1945 г. Москва от имени Родины 30 артиллерийскими залпами из тысячи орудий салютовала войскам Красной армии, частям и кораблям Военно-Морского флота в честь события, которое останется навеки в памяти поколений россиян и всего человечества. Наш народ совершил беспримерный подвиг – выстоял и победил в жестокой кровопролитной войне.

Заключение

Вчитываясь в краткие строки, за которыми содержится многовековая история русского воинства, свято любившего свою родную землю и не щадившего своей жизни во имя ее свободы и независимости, мы поражаемся количеству испытаний, выпавших на долю нашей страны. Тем сильнее наша гордость за историческое прошлое России, которое мы должны помнить, передавать из поколения в поколение и преумножать.

Мы сделали только первый шаг в изучении боевого прошлого нашей Родины. Работу над проектом будем продолжать, привлекая других студентов к этому важному воспитательному направлению. Ведь каждый из нас должен быть готовым в любой трудный для страны период встать на ее защиту и продолжить святое дело наших героических предков.

В любые века у простого солдата,
На пике копья и стволе автомата,
На древнем щите, и под
флагом ,
Покоится их непомерная слава.
Идут прямо в вечность простые ребята,
Великой России родные солдаты.
Без страха и боли, и громкого слова,
Без тени сомнений и с верою в Бога.
Уходят на веки ревнители долга,
Их подвиг и слава не требуют толка.
Пусть всё не успели, и жизнь была краткой,
Но тоже любили, и страстно, и сладко.
И, в краткий тот миг, сделав выбор единый,
За мирную жизнь погибают мужчины.
И сколько бы лет не прошло, но поверьте:Дронов С.Г. История России. – М., 2013.

    Иванов А.Н. Этих дней не смолкнет слава… - М., 2010.

    Протасов Г.Н. Победные дни России. – М., Просвещение, 2009.


Согласно Федеральному закону Российской Федерации 22-ФЗ от 28 февраля 2007 года «О внесении изменения в статью 1-1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» внесено дополнение о том, что «В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России: … 9 декабря День Героев Отечества


Символ ордена – всадник, поражающий копьем дракона, – олицетворял мужественного воина, способного отстоять свою землю от врагов. Издавна на Руси, да и не только на Руси, этот образ связывался с легендарным Георгием Победоносцем. Святой Георгий, как уже говорилось ранее, в Киевской Руси считался патроном великих князей, а также небесным покровителем всего русского воинства. Всадник с копьем или мечом, появившийся на печатях и монетах Великого княжества Московского после Куликовской битвы, также соединился с образом Георгия Победоносца. Официально же трактовка всадника на московском гербе как святого Георгия была признана только в 1730 году.


Императрица Екатерина II 9 декабря 1769 года учредила орден Святого Георгия Победоносца, что было приурочено к дате известного события в древнейшей истории Руси: в XI в. (между 1051 и 1053 гг.) в Киеве был освящен первый на Руси храм Святого Георгия Победоносца, построенный Ярославом Мудрым (получившим при крещении имя Георгий) в честь своего небесного покровителя. По статуту орден давался только за конкретные подвиги в военное время «тем кои… отличили еще себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы». Георгиевский орден, установленный «единственно для воинского чина», был разделен на 4 класса и поэтому мог стать отличием любого офицера. Третья степень ордена давалась только генералам и штаб-офицерам (старшим офицерам), причем с 1838 года получить ее могли лишь те из них, кто уже имел четвертую степень. Орден Святого Георгия 1-й степени был чрезвычайно почетен и редок. Об этом красноречиво говорят такие цифры: высшим орденом Российской империи – орденом Андрея Первозванного – были награждены более тысячи человек, а первой степенью ордена Святого Георгия за всю историю его существования – всего 25 человек.


Полных Георгиевских кавалеров (т. е. тех, кто имел все степени ордена – с четвертой по первую) было всего 4 человека (среди которых великие русские полководцы М. И. Кутузов и М.Б. Барклай-де-Толли.. Екатерина II удостоила и себя этой награды в честь учреждения ордена.) В статуте ордена было сказано: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнил во всем по присяге, чести и долгу, но сверху сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием». Например, орден мог получить тот, кто «лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полную победу, последствием которой будет совершенное его уничтожение»; или, «лично предводительствуя войском, возьмет крепость». Орденом награждали за захват в плен неприятельского офицера или генерала, за взятие в бою орудий, знамени врага, а также за другие личные выдающиеся подвиги на поле боя. В 1807 году «для поощрения храбрости и мужества» солдат и yнтер-офицеров был учрежден Знак отличия Военного ордена – серебряный крест на Георгиевской ленте. Он давался унтер-офицерам, солдатам и матросам, «кои в сухопутных и морских войсках наших действительно служа, отличатся противу неприятеля отменною храбростью», – говорилось в указе императора Александра I от 13 февраля 1807 года о его учреждении.


На лицевой стороне креста был изображен Георгий Победоносец, а на обороте – инициалы «СГ». В отличие от подавляющего большинства существовавших в России солдатских медалей, выдаваемых всем участникам какого-либо сражения или кампании, Знак отличия в виде серебряного креста солдат или матрос мог получить только за конкретный подвиг «на поле сражения, при обороне крепостей и на водах», что максимально сближало Знак отличия Военного ордена с его старшим братом – офицерским орденом Святого Георгия Победоносца. Только по уставу 1913 года Знак отличия Военного ордена стал официально называться Георгиевским крестом, нумерация знаков началась заново. Первые степени Знака отличия были уже не золотыми, а позолоченными, а с сентября 1916 года кресты стали изготавливать из простых, недрагоценных металлов. До 1917 года в этот день (26 ноября по старому стилю) в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. После Октябрьской революции 1917 года орден был упразднен.


В советское время были учреждены звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического труда, а также Орден Славы трех степеней, который в новых исторических условиях как бы продолжил традиции офицерского Ордена Святого Георгия и солдатского Георгиевского креста. В годы Великой Отечественной, особенно в казачьих войсковых формированиях, многие ветераны носили на груди рядом с советскими орденами и медалями также и Георгиевские кресты, которыми они были награждены еще в годы Первой мировой войны. Герой Российской Федерации - высшее особое звание в Российской Федерации. Присваивается за совершение исключительного подвига. Звание является высшей государственной наградой России, было учреждено Законом Российской Федерации «Об установлении звания Герой Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - Медали Золотая Звезда"» от 20 марта 1992 года и введено в действие в тот же день согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации. Звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом Российской Федерации единожды.


Статус высшей военной награды ордену Святого Георгия Победоносца был возвращен в 2000 году в соответствии с Указом Президента РФ 1463 от 8 августа 2000 года «Об утверждении статута ордена Святого Георгия, положения о знаке отличия Георгиевском кресте». Согласно Федеральному закону Российской Федерации 22-ФЗ от 28 февраля 2007 года «О внесении изменения в статью 1-1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» внесено дополнение о том, что «В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России: … 9 декабря День Героев Отечества 9 декабря чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы. Роль Дня Героев Отечества очень важна для современной России. Праздник концентрирует в себе весь исторический опыт и славные ратные традиции наших Вооруженных сил, объединяет историю воинских подвигов и героев армии России со дня ее создания и до сегодняшнего времени.



Габдрахманова Ирина Фигатовна,

Учитель истории и ИКБ,

МБОУ СОШ с. Имянликулево,

РБ, Чекмагушевский район, с. Имянликулево.

Проектная работа

Тема « Дни воинской славы »

Введение

Актуальность проекта. В истории России немало героических событий, вызывающих гордость за нашу Родину. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. 10 февраля 1995 года Государственной Думой России был принят ФЗ «О Днях воинской славы (победных днях) России», которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

Тема проекта интересна в связи с реформированием школы в современных условиях: значима для возрождения и развития духовно-нравственных ценностей, необходима при формировании морально-этических принципов учащихся, подготовки молодежи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности.

Учитывая важность военно-патриотического направления в социальных дисциплинах, необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Изучение истории воинской славы России позволяет учащимся ощутить свою принадлежность к великой культуре России, занимающей значительное место в мировой истории.

Проблема проекта: отсутствие глубоких знаний о днях воинской славы.

Цель проекта: развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма на основе изучения Дней воинской славы России .

Задачи курса:

    Способствовать развитию познавательной компетенции учащихся, умений ориентироваться в потоке разнообразной информации, систематизировать ее, сопоставлять исторические события и их оценки учеными;

    Расширить знания учащихся о российской истории; формировать умения работать с источниками;

    Развивать интерес к историческому прошлому российского народа;

    Способствовать формированию умению публично выступать;

    Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Ожидаемые результаты проекта:

Знания:

    конкретно-исторические сведения, касающиеся различных аспектов военной истории России;

    историко-биографическая информация, касающаяся выдающихся полководцев;

    вклад России в мировую историю.

Умения:

    искать и отбирать необходимую информацию на сайтах в сети Интернет, самостоятельно работать с текстом, анализировать документ;

    умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной и письменной форме, анализировать обобщать, обсуждать и объяснять, критически оценивать события культурной жизни России.

Навыки:

    устной и письменной презентации материала.

Создание:

    проект-презентация, как справочник для изучения Дней воинской славы России «Дни воинской славы России (календарь событий);

    банк презентаций Microsoft Office PowerPoin t

    презентация MicrosoftOfficePowerPoint «Карты и схемы сражений»;

    список литературы, созданный на основе фонда школьной библиотеки, позволяющей ученикам нашей школы получить дополнительную информацию по данной теме;

    буклет, рассказывающий о «Днях воинской славы России (календарь событий)».

Сроки разработки и реализации проекта: программа проекта рассчитана на 2015-2016 учебный год.

Ресурсы проекта:

    историческая литература и источники;

    компьютер, проектор, экран ;

    создание раздаточного материала.

Планирование проекта:

Планирование проекта:

I этап – Организационный: изучение истории происхождения данного вопроса; составление списка литературы, позволяющей получить дополнительную информацию по данной теме; отбор необходимых источников информации; сбор информации по теме по Истории Башкортостана; сбор информации по теме из истории Чекмагушевского района.

II этап – Практический: создание банка презентаций Microsoft Office Power Poin t «Великие полководцы и флотоводцы России»; создание буклета, рассказывающего «Днях воинской славы России (календарь событий)»; составление презентации Microsoft Office PowerPoint «Карты и схемы сражений»; составление проект- презентации, как справочника для изучения Дней воинской славы России «Дни воинской славы России (календарь событий)» .

III этап – Подведение итогов: на внеклассном мероприятии «Имя победы» учащиеся представляют результаты своих проектов и с использованием системы Votum проводится голосование за лучший проект.

Практическая часть проекта

В ходе подготовки творческих работ, учащиеся анализируют историческую литературу и исторические источники; участвуют в дискуссиях (дебатах); организуют сюжетно – ролевые игры («Суд»);готовят и обсуждают сообщения учащихся; принимают участие в «мозговом штурме» при рассмотрении творческий работ учащихся.

п/п

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата

День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

Понятия: Ледовое побоище, Чудское озеро, Ливонский орден,

Личности: Александр Невский,

7.09

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год)

Понятия: Золотая Орда,

Личности: С. Радонежский, Д.Донской, Мамай,

14.09

3-4

День народного единства.

Понятия: интервенция, Земский собор, народное ополчение, Смута

Личности: К.Минин, Д.Пожарский, М. Романов,

21.09

28.09

День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год)

Понятия: Северная война, редут

Личности: Петр I , Карл XII , Мазепа, А.Д. Меншиков,

19.10

День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год)

Понятия: галера,

Личности: Ф.Апраксин,

26.10

7-8

День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год)

Понятия:

Личности: Г. Спиридов, А.Орлов, Екатерина II

2.11

9.11

День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год)

Понятия: русско-турецкая война

Личности: Ф.Ф. Ушаков,

23.11

10-11

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год)

Понятия: Ясский мир,

Личности: А.В.Суворов, Г.Потемкин,

30.11

7.12

12-13

День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год)

Понятия: батарея Раевского, партизаны, редуты, флеши, совет в Филях

Личности: Александр I , Наполеон, Багратион, М.Кутузов, Барклай-де-Толли, Тарутинский маневр

14.12

21.12

14-15

День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)

Понятия: Крымская война

Личности: Нахимов, Николай I

28.12

11.01

16-17

День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 - 1918 годов

Понятия: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, план Шлиффена, «Верденская мясорубка», позиционная война, Великое отступление, Брест-Литовск, Битва на Сомме, Версальский договор

Личности: Николай II , А.Брусилов, Вильгельм II ,

18.01

25.01

День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год)

Понятия: блицкриг, Барбаросса, Ост, ГКО

Личности: В. Молотов, Сталин

1.02

День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)

Личности: П.Артемьев, С.Буденный,

8.02

20-21

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год)

Понятия: операция «Тайфун», Можайская линия обороны, панфиловцы,

Личности: Л.Говоров, И.Конев, С.Тимошенко,

15.02

29.02

22-23

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)

Понятия: операция «Уран», приказ №227, мамаев курган, «дом Павлова», операция «Малый Сатурн», операция «Кольцо»,

Личности: А.Еременко, В.Чуйков, Родимцев,

7.03

14.03

24-25

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)

Понятия: Цитадель, коренной перелом,

Личности: Г.Жуков, К. Рокоссовский

21.03

28.03

26-27

День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год)

Понятия: «дорога жизни», Лужский оборонительный рубеж, Карельский укрепрайон, «Невский пятачок», операция «Искра»,

Личности: А.Жданов

4.04

18.04

День партизан и подпольщиков

Понятия: Рельсовая война, Концерт, Движение сопротивления

Личности: Ковпак,

25.04

29-30

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов (1945 год)

Понятия: Восточно-Прусская операция, Висло-Одерская операция, Восточно-Померанская операция, Берлинская наступательная операция, Ялтинская конференция, Потсдамская операция

2.05

16.05

День окончания Второй мировой войны (1945 год)

Понятия: антигитлеровская коалиция, Нюренбергский процесс, ООН, холодная война

Личности: Ф.Рузвельт, У. Черчилль

19.05

День Героев Отечества. Герои Отечества в истории России

Понятия: , Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, кавалеры ордена Святого Георгия, ордена Славы

23.05

День защитника Отечества

Понятия: РККР

26.05

34-35

Защита творческих работ. Внеклассное мероприятие «Имя победы»

30.05

Заключение

Дни Воинской славы, включенные в закон, являются примером, как может вся Россия, в самые тяжелые годы, подняться и дать отпор врагу, (Ледовое побоище, Куликовская битва, борьба с польскими интервентами, Бородинское сражение, битва за Москву, Курская битва, Сталинградская битва), другие свидетельствуют об огромной мощи нашей страны (Полтавское сражение, Синопское сражение, Штурм Измаила и др.).

Битва на Чудском озере, Куликово поле, Бородино, Сталинград - они остались навечно в исторической памяти нашей страны. Как символы победы нашей страны, как символы победы и возрождения, как воплощение священного народного гнева против захватчиков, как неиссякаемый источник горячего патриотического чувства, связывающее прошлое с настоящим, кроме этого это и сохранение, и передача боевых традиций будущим поколениям.

Дни Воинской славы напоминают нам о наших героических предках, которые смогли отстоять свою свободу и независимость. Подвиги всех поколений защитников Отечества - ценность непреходящая, их не вычеркнуть из памяти народа росчерком пера.

Работа над проектом дает мощный толчок для активизации познавательных интересов учащихся к истории России, истории Башкортостана, истории села. Главным результатом проекта является формирование нравственных ориентиров у учащихся.

Список использованной литературы

    Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «ОВС». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

    Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

    Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

    Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

    Еграшкина М.Б. Элективный курс «Дни воинской славы России» // Преподавание истории и обществознания в школе. - №3. – 2010. – с.61-62.

    Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

    Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

    Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134 с.

    Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

    10 класс

    Приблизительная продолжительность проекта

    2 занятия

    1 занятие:

    Знакомство с основными понятиями;

    Обсуждение проблемных вопросов;

    Создание рабочих групп;

    Обсуждение учебных вопросов;

    Знакомство со списком литературы и Интернет - ресурсов;

    Сроки проведения консультаций.

    2 занятие:

    Защита проекта;

    Обсуждение, дискуссия;

    Рефлексия;

    Самооценка и внешняя оценка проекта.

    Основа проекта. Образовательные стандарты

    Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

После участия в проекте учащиеся должны достичь именно этих целей. А учитывая, что государственный стандарт по ОБЖ предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения (метод проектов этот подход и формирует), у школьников еще будут развиваться широкие комплексы общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашем Отечеству. Многие юные россияне хотят быть похожими на эти маяки доблести, продолжать их дело и ратные традиции. Цель проекта - показать значение памятных дат России в памяти потомков.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Значение дней воинской славы России памяти потомков.

Проблемные вопросы учебной темы

Какие дни воинской славы России установлены законом?

Каково значение этих дней для России и, в частности, молодого поколения?

Учебные вопросы

Какова историческая основа победных дней России?

Человек и его роль в историческом развитии народа?

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Презентации учащихся по группам

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом, у ченики работают над проектом и выполняют задания.

После завершения работы над проектом

Разработка проектного задания:

  • выбор темы проекта;
  • выделение подтем в темы проекта;
  • формирование творческих групп;
  • формулировка вопросов, задание для команд.

1.Мозговая атака

2. Самостоятельная поисковая работа в соответствии со своим заданием

3. Промежуточное обсуждение, сбор и обработка данных

1. Защита проекта, дискуссия.

2. Рефлексия.

3. Самооценка, внешняя оценка.

Описание методов оценивания

При проведении проекта были использованы стандартные инструменты для обеспечения обратной связи, рефлексии и обучения - это очное общение и электронная почта. Итоговое оценивание проводится в виде защиты, на которой присутствуют все участники проекта. По окончании защиты проекта. Проводится самооценка результатов работы, а затем - оценивание проекта другими участниками (схема самоанализа и анализа выполнения работы предлагается участникам проекта в начале работы). Завершается защита и оценивание проекта рефлексией. Продуктом учебной деятельности учащихся является презентация

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Для проведения проекта учащиеся должны знать Федеральный закон № 32 - ФЗ от 13 марта 1995 года “О днях воинской славы (победных днях) России”.

В начале проекта ученики должны владеть основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения); коммуникативными навыками; интегрировать полученные знания по разным предметам, изучаемым в школе.

Учебные мероприятия

Этапы организации и реализации проекта

1.Разработка проектного задания: выбор темы проекта, выделение подтем в темы проекта,

формирование творческих групп, формулировка вопросов, задание для команд.

2.Самостоятельная поисковая работа в соответствии со своим заданием

3. Промежуточное обсуждение, сбор и обработка данных, промежуточная оценка работы над проектом.

4. Оформление результатов проектной деятельности

5. Защита проекта, дискуссия.

6. Рефлексия.

7.Самооценка, внешняя оценка.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Для слабо мотивированных учащихся учитель организует индивидуальные консультации. Так как данный проект предполагает работу в группах, то они формируются с учетом разной подготовленности учащихся, поэтому по некоторым вопроса помощь можно получить и внутри группы.

Ученик, для которого язык преподавания не родной:

Помощь учителей иностранного языка, конечно, будет нужна, если проект рассчитан на привлечении учеников такой категории.

Одаренный ученик:

Материал для проекта подбирается каждым учеником в зависимости его подготовленности, поэтому выбор глубины исследования зависит от него самого. Учитель проводит консультации, дает необходимые рекомендации.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

Фотоаппарат, лазерный диск, компьютеры, принтер, цифровая камера, сканер.

Технологии - программное обеспечение

Программы обработки изображений, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

материалы на печатной основе

Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т.д.

1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 416 с.

2. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «ОВС». - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. - 186 с.

3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.

4. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО, 2004. - 224 с.

5. Воронцов, В. Л. Могущество знания. - М.: Изд-во «Знание», 1979. - 380 с.

6. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с.

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы».

8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».

9. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.

10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.

11. Меняева И.Н. О методе проектов. Педагогическая мастерская.2004. - №4.

12.Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. - М.: Просвещение, 1990. - 237 с.

13. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 134 с.

14. Обучающиеся семинары. Методическая поддержка компетентностного обучения. Издательство «Учитель»,2008

15.Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий, В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. - М.: Дрофа, 2001. - 192 с.

16. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

17. Проектное обучение - что это? Методист. - 2004. - №1.

18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974. Т.2. - с.160.

19.Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. - М.: Высш. шк., 1999. - 512 с

Другие принадлежности

Принадлежности, которые необходимо заказать или подготовить для использования в учебном проекте и которые характерны для курса обучения. Не включайте сюда обыденные материалы, которые можно встретить в каждом классе

Интернет-ресурсы

Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта.

http://school-collection.edu.ru/

http://wikipedia.org/

http://slovari.yandex.ru/

http://letopisi.ru/

Другие ресурсы: Консультация с учителем истории.